Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 10:49, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в определении понятий и целей оценки персонала, а также рассмотрении их методов и процедур проведения. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть само понятие оценки персонала, рассмотреть методы и методики оценки персонала, выявить типичные ошибки при проведения оценки персонала.
Объектом являются специалисты в организации.
Предметом является процесс оценки персонала организации.
Введение……………………………………………………………………2-3
Глава 1. Оценка персонала
1.1 Понятие и цели оценки персонала………………………………………4-7
1.2 Формализованные системы оценки персонала……………………….8-9
1.3 Методы и методики оценки персонала……………………………… .9-17
1.4 План разработки и реализации процедуры оценки………...……….17-19
1.5 Типичные ошибки при проведении оценки персонала……………..19-22
Вывод по 1 главе…………………………………………………..……..23-24
Глава 2. Система оценки работы персонала и разработка мероприятий по совершенствованию существующей системы
2.1Общая характеристика ООО «Иверия»………...…………………….25-26
2.2 Разработка проекта по совершенствованию системы оценки персонала…………………………………………………………………27-32
2.3 Разработка мероприятий………………...……………………………32-41
Вывод по 2 главе……………………………………………………………..42
Заключение…………………………………………………………………….43
Приложения………………………………………….…………………….44-53
Список использованной литературы………………………………………..54
1.2. Формализованные системы оценки персонала.
Оценка
персонала не всегда бывает четкой
и формализованной. Однако с развитием
анализа бизнес-процессов, более
внимательным отношением к стратегическому
развитию компаний стали появляться
формализованные системы
- performance appraisal - оценка эффективности работы;
- performance review - обзор эффективности работы;
- performance evaluation - оценка выполненной работы;
- performance assessment - оценка производительности деятельности;
- performance management report - отчет по управлению эффективностью работы;
- performance survey - экспертиза эффективности работы;
- performance summary - краткое резюме эффективности работы;
- performance rating - определение уровня эффективности работы.
Несколько
позже появилась более
Постепенно все больший акцент в оценке персонала делался на рассмотрение личных и профессиональных качеств отдельного работника. Так, одна из разработок - Performance management - представляет собой систему более масштабную, чем MBO, так как направлена не только на оценку результата, но и учет "средств", которыми этот результат достигнут, - личных качеств сотрудников.
Система "360 градусов" была создана с целью повышения объективности оценки. Предполагается, что в ходе процедуры оценки опрашиваются коллеги, руководители, подчиненные и клиенты сотрудника; это приводит к снижению субъективизма оценки. Процедура проводится в несколько этапов: определяются критерии оценки, составляются опросники, проводится анкетирование, в конце анализируются результаты и разрабатывается план развития недостаточно развитых компетенций. Важно правильно определить критерии оценки, которые не могут быть одинаковыми для разных должностей. Для каждой должности определяется свой круг компетенций с заранее разработанными индикаторами для оценки - поведенческими примерами. Плюс данной системы оценки заключается в ее относительной простоте. Однако следует учесть, что при проведении масштабного исследования затрудняется процесс обработки полученных данных. Кроме того, необходимы четко выработанные критерии оценки. Помимо этого следует правильно организовать сбор информации, проинформировав людей о целях тестирования.
Assessment Center предполагает комплексную оценку сотрудника по компетенциям и, следовательно, более внимательное отношение к личностным и профессиональным качествам конкретного сотрудника. Данная процедура чаще всего включает:- интервью с экспертом, в ходе которого собираются данные о знаниях и опыте сотрудника;
- психологические, профессиональные тесты;
- краткую
презентацию участника перед
экспертами и другими
- деловую
игру (под руководством наблюдателя
группа сотрудников или
- биографическое анкетирование;
- описание профессиональных достижений;
- индивидуальный анализ конкретных ситуаций (бизнес-кейсов);
- экспертное наблюдение, по результатам которого составляются рекомендации для каждого сотрудника.
Для России
традиционной системой оценки является
аттестация. Она применялась на предприятиях
еще в советское время. К сожалению,
аттестацию сильно недооценивают в
качестве системы оценки. По сути она
очень схожа с Performance management, однако,
являясь процедурой крайне формализованной
и регламентированной, существенно
отстает в отношении
1.3.
Методы и методики оценки
персонала.
Условно
все методы исследования организации
можно подразделить на три основных
подхода: гуманитарный, инженерный и
эмпирический. Методы оценки персонала
в наибольшей степени относятся
к эмпирическому подходу, так
как основываются на распространении
успешного отраслевого или
Количественные методы
Количественные методы можно охарактеризовать как формализованные и массовые. Формализация выражается в направленности на изучение строго определенных анализируемых переменных, заданных заранее, и их количественном измерении. Высокий уровень формализации количественных методов связан с их статистической обработкой.
Наиболее распространенным количественным методом является анкетирование. В процессе анкетирования сотруднику/кандидату на вакансию предлагается письменно ответить на вопросы, представленные в форме опросного листа - анкеты. Благодаря простоте использования и обработки анкетирование может применяться как отдельно, так и в качестве составляющей практически всех видов комплексной системы оценки персонала. По форме вопросы в анкете разделяются на открытые, предполагающие свободный ответ, и закрытые, ответ на которые заключается в выборе одного (или более) из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Одним из многочисленных вариантов применения анкеты является сбор информации о реальных деловых и личностных компетенциях работника в рамках системы оценки "360 градусов". В данном случае анкетирование его руководителя, коллег, подчиненных и клиентов значительно экономит время как опрашиваемых, так и сотрудника, который занимается обработкой полученных данных.
Одним
из видов анкетирования, применяемых
для оценки персонала, являются личностные
опросники - класс психодиагностических
методик, предназначенных для
1. Многофакторные
личностные опросники (
- Опросник
Кеттела (16PF): основными факторами
являются общий уровень
- Опросник
MMPI: к основным шкалам относятся
соматизация тревоги, тревога
и депрессивные тенденции,
- Опросник
FPI: данный опросник создан
- Характерологический
опросник Леонгарда: тест
2. Опросники мотивационных особенностей:
- Опросник
Реана: диагностируется
- Тест
на педантичность предназначен
для диагностики уровня
3. Опросники
психического благополучия (оценивается
уровень нервно-психической
- Методика
определения
- Методика
экспресс-диагностики невроза
- Шкала
реактивной и личностной
4. Опросники
самоотношения (изучаются
- Методика самооценки личности (Будасси): определяется уровень самооценки (завышенная, заниженная или нормальная).
- Опросник
Стефансона: методика используется
для изучения представлений
5. Опросники темперамента:
- Личностный
опросник Айзенка: тест
- Опросник
Стреляу: диагностируется сила
процессов возбуждения,
6. Опросники
ценностей (применяются для
- Тест Рокича "Ценностные ориентации": методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.
7. Опросники эмоциональных особенностей:
- Тест
"Эмоциональное выгорание": выявляется
степень психологической
- Шкала
оценки значимости эмоций: методика,
предложенная Б.И. Додоновым,