Оценка персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 10:49, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в определении понятий и целей оценки персонала, а также рассмотрении их методов и процедур проведения. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть само понятие оценки персонала, рассмотреть методы и методики оценки персонала, выявить типичные ошибки при проведения оценки персонала.

Объектом являются специалисты в организации.

Предметом является процесс оценки персонала организации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2-3

Глава 1. Оценка персонала

1.1 Понятие и цели оценки персонала………………………………………4-7

1.2 Формализованные системы оценки персонала……………………….8-9

1.3 Методы и методики оценки персонала……………………………… .9-17

1.4 План разработки и реализации процедуры оценки………...……….17-19

1.5 Типичные ошибки при проведении оценки персонала……………..19-22

Вывод по 1 главе…………………………………………………..……..23-24

Глава 2. Система оценки работы персонала и разработка мероприятий по совершенствованию существующей системы

2.1Общая характеристика ООО «Иверия»………...…………………….25-26

2.2 Разработка проекта по совершенствованию системы оценки персонала…………………………………………………………………27-32

2.3 Разработка мероприятий………………...……………………………32-41

Вывод по 2 главе……………………………………………………………..42

Заключение…………………………………………………………………….43

Приложения………………………………………….…………………….44-53

Список использованной литературы………………………………………..54

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 289.31 Кб (Скачать документ)

4. Выявление  существующих проблем в менеджменте.

Центр оценки включает различные диагностические  инструменты и является в наше время наиболее точным способом оценки персонала. Он превосходит все известные  сегодня методы также по возможностям прогноза трудовых достижений. Центр оценки персонала можно определить как комплексный метод выявления у оцениваемого необходимых для определенной должности (работы) качеств посредством использования по отношению к нему ряда диагностических процедур и наблюдения его действий в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность.

Под Центром  оценки персонала понимают не только сам метод, но и все мероприятия  по его применению, включая соответственно подготовленных людей, методики и т.п.

 В  таблице  № 5 приводятся некоторые методы, которые могут быть рекомендованы в практике работы Центра оценки ООО «Ивения». 
 

Название  метода Краткое описание метода
Биографический  метод Оценка работника  по биографическим данным
Устные/письменные характеристики по произвольной форме Устное или  письменное описание того, что представляет из себя работник и как он себя проявляет  в работе (достижения и упущения)
Оценка  достигнутых результатов Устное или  письменное описание конкретной работы, выполненной работником
Собеседование Проводится  в структурированной или неструктурированной  форме для оценки степени соответствия опыта, профессиональных знаний, рабочего поведения и отношения к делу оцениваемых работников установленным  требованиям
Групповые дискуссии Оценка знаний, личных и деловых качеств работников в ходе группового обсуждения и решения
Анализ  конкретных ситуаций Разбор конкретных практических ситуаций (их описание может  занимать от одной страницы до сотни  страниц).
Метод эталона Оценка особенностей стиля управления и индивидуальных характеристик руководителей в  сравнении с «идеальным» руководителем, который принимается за образец
Выбор оценочных характеристик из стандартного списка Сравнение качеств, которыми обладает оцениваемый, с перечнем качеств, представленным в заранее  разработанной форме
Метод экспертных оценок Определение степени  проявления у работников тех или  иных качеств путем проставления экспертных оценок по определенной совокупности шкал, представленных в оценочной  форме
Тестирование Определение особенностей личности, знаний, умений, способностей и других характеристик на основе специально подобранных тестов
Ранжирование Определение с  помощью экспертов ранга (места) оцениваемого среди других работников
Метод заданной балльной оценки Начисление (снятие) определенного количества баллов за те или иные достижения (упущения) в  ходе оценочных процедур
Метод графического профиля Вместо количественных или качественных оценок используется графическая форма оценки
 

Составной частью системы оценки руководителей  должна быть разработанная анкета, которую заполняют аттестуемые  менеджеры. В анкете оцениваемый руководитель формулирует краткий перечень своих задач и ответственности, указывает основные недостатки, снижающие эффективность его работы, а также проводит самооценку своих профессиональных, деловых и личных качеств, перечень которых отражается в отдельном разделе анкеты.

Заполненные анкеты должны передаваться экспертам, которые выражают свое согласие или  несогласие с выставленными оценками. Обязательным условием аттестации руководителей  должна быть анонимность, которая соблюдается  благодаря построению анкеты.

Тщательный анализ итоговой таблицы, содержащей результаты оценки всех менеджеров, позволит не только выявить проблемы каждого менеджера в отдельности, но и общие проблемы менеджмента компании. Например, элементарный подсчет баллов по горизонтали, т.е. по отдельному из оцениваемых качеств, даст возможность высшему руководству оценить степень «проблемности» данного качества для всего менеджмента ООО «Иверия». А уже на этой основе могут планироваться и осуществляться мероприятия по совершенствованию управления компанией и ее подразделениями.

Центр оценки ООО «Иверия» должен обеспечить оценку работников, претендующих на занятие тех или иных руководящих должностей. Центр должен выступить как инструмент обучения работников и одновременно как способ развития навыков, необходимых для эффективного руководства.

Тщательный  подбор оценочных упражнений, их стандартизации, а также ряд специальных организационных  приемов позволит значительно снизить  субъективизм принимаемых решений.

Основная  цель оценки состоит в том, чтобы  в модельных ситуациях, типичных для выполняемой деятельности, пронаблюдать кандидата и выявить наличие  или отсутствие у него необходимых  для успешной работы качеств, дать описание его особенностей и сформулировать задачи на дальнейшее обучение.

Суть  метода заключается в том, чтобы  создать упражнения, моделирующие ключевые моменты деятельности оцениваемого, в которых проявились бы имеющиеся  у него профессионально важные качества. Степень их выраженности оценивается  экспертами Центра оценки, и на основании  этого делаются заключения о степени  пригодности человека к данной работе, продвижению по службе, необходимости  индивидуальных психологических консультаций, психокоррекции или профессионального  тренинга.

Для того чтобы минимизировать возможную  необъективность и использовать перекрестные оценки для повышения  уровня значимости результатов, методы и процедуры, используемые в работе центра оценки, должны быть построены  таким образом, чтобы каждый кандидат в любом упражнении оценивался несколькими  экспертами. Каждый эксперт хотя бы раз в одном или в нескольких упражнениях мог бы лично контактировать со всеми оцениваемыми кандидатами.

Таким образом, в основе работы Центра оценки ООО «Иверия» должны лежать следующие принципы:

- в специально  созданных ситуациях должны моделироваться  ключевые моменты деятельности, что позволит непосредственно  наблюдать и оценивать профессиональные  навыки каждого сотрудника для  решения конкретно поставленных  задач;

- система  критериев оценки должна специально  разрабатываться в соответствии  со спецификой деятельности ООО  «Иверия», оценка должна производиться на основании данной системы (а не стандартного набора "профессионально важных качеств"), что позволит выявить и оценить действительно значимые параметры действий сотрудников;

- процедура  Центра оценки ООО «Иверия» должна предусматривать испытание различными взаимодополняющими техниками и упражнениями (т.е. в каждом упражнении будут оцениваться несколько критериев, и каждый критерий будет оцениваться в нескольких упражнениях);

- оценка  должна производиться не только  специалистами, но также специально  подготовленными наблюдателями  сотрудниками ООО «Иверия», что сделает возможным учет таких сложно поддающихся описанию факторов, как, например, культура и философия компании.

- должно  оцениваться реальное поведение,  а не гипотезы о его причинах, выявляться и описываться качественные  характеристики, особенности индивидуального  стиля деятельности оцениваемых  в различных модельных ситуациях,  что позволит оценивать не  только актуальное состояние,  но и прогнозировать успешность  в различных областях профессиональной  деятельности.

Преимущества  создания Центра оценки персонала для  исследуемой компании видится в  следующем:

- валидная  оценка индивидуального потенциала, не подверженная влиянию условий  работы, оценок и склонностей  начальства, или же различий исполняемых  функций и занятий;

- объективные  процедуры, измеряющие всех участников  по релевантным качествам или  способностям с использованием  эквивалентного стандарта.

- возможность  узнать индивидуальную мотивацию  (потребности, ожидания, цели, интересы), используя стандартные процедуры  вне привычного рабочего окружения;

- возможность  определить специфические сильные  и слабые стороны каждого участника  и использовать эту информацию  для определения карьеры и  развития;

- формирование  команды с высоким управленческим  потенциалом;

- подбор  кадрового резерва из числа  сотрудников, обладающих высоким  трудовым потенциалом. Это значительно  повышает вероятность успеха  при назначении на руководящую  или другую требующую высокой  квалификации должность.

Преимуществами  для оцениваемых менеджеров Общества являются: равные возможности для  демонстрации своего потенциала к продвижению; лучшее понимание своих должностных  обязанностей и необходимых для  успеха качеств; возможность выразить свои интересы, цели и ожидания в  отношении карьеры в условиях, специально созданных для эффективного использования информации; возможность  узнать из обратной связи о своих  индивидуальных сильных и слабых сторонах и общем потенциале для  целей саморазвития; возможность  принимать решения о своих  личных планах в области карьеры  и жизненных целях на основе более  обширной информации.

Безусловно, идеальных методов не существует и у Центра оценки также есть свои слабые стороны. Необходимо учитывать, что на адекватность оценки влияют следующие недостатки:

- слабости  присущие отдельным методам, входящим  в общую процедуру Центра оценки: тестированию, групповым упражнениям,  интервью, деловым играм;

- демотивирующее  воздействие так называемого  «эффекта проигравшего». Его суть  состоит в том, что участники,  получившие отрицательные оценки  и в результате этого утратившие  карьерную перспективу, часто  теряют интерес к дальнейшей  работе;

- наблюдатели  могут находиться под влиянием  внешнего впечатления и отдавать  предпочтение кандидатам, умеющим  выставить себя в выгодном  свете: красиво выражать свои  мысли, раскованно и свободно  держать себя, выглядеть динамичным  и т.п. В то же время такие  важные качества, как владение  собой, вежливая сдержанность  и внимательность, и некоторые  другие могут оцениваться скорее  отрицательно – как пассивность  или недостаточная уверенность  в себе.

Поэтому, имея в виду эти слабые стороны, Центр  оценки ООО «Иверия» должен располагать достаточно большим набором методов оценки и регулярно их обновлять, чтобы они соответствовали изменяющимся условиям и требованиям, а также, чтобы исключить возможность предварительного «обучения» правильным ответам на вопросы оценочных заданий.

После завершения процесса оценки и подведения итогов желательно проведение индивидуальных бесед, в которых участники программы  знакомятся с ее результатами, узнают свои сильные и слабые стороны. В  этом состоит консультационная функция  Центра оценки, которой, правда, часто  пренебрегают в отношении кандидатов, не прошедших отбор, что наносит  заметный ущерб репутации этого  метода. Участникам же Центра оценки, независимо от его результатов, крайне полезно  ознакомиться с общим заключением, которое обязаны подготовить  организаторы по каждому испытуемому. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ

Важной  особенностью работы Центра оценки является то, что итоговые отчеты, которые  готовятся на каждого оцениваемого, содержат не только оценку их управленческого  потенциала, но и ряд рекомендаций. Однако необходимо помнить, что предлагаемые значения не могут быть окончательными, а представляют собой результат анализа накопленного опыта и, естественно, подлежат в последующем коррекции и изменениям.

Система оценки персонала в ООО «Иверия» в первую очередь необходима была для того, чтобы регулярно получать информацию об уровне компетентности сотрудников. На основании сведений, которые мы получаем в ходе оценочных процедур, принимаются дальнейшие управленческие решения в области работы с кадровым резервом, управления карьерой сотрудников, а также мотивации, обучения и развития персонала. Помимо этого результаты систематической оценки являются информационной базой при проведении ежегодной аттестации сотрудников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Регулярная  оценка сотрудника - базовая процедура, необходимая для эффективного функционирования персонала компании.

Не надо забывать простую истину - главный  потенциал предприятия заключен в кадрах. Какие бы прекрасные идеи, новейшие технологии, самые благоприятные  внешние условия не существовали, без хорошо подготовленного персонала  высокой активности добиться невозможно. Именно люди делают работу, подают идеи и позволяют предприятию существовать.

Информация о работе Оценка персонала