Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 10:49, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в определении понятий и целей оценки персонала, а также рассмотрении их методов и процедур проведения. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть само понятие оценки персонала, рассмотреть методы и методики оценки персонала, выявить типичные ошибки при проведения оценки персонала.
Объектом являются специалисты в организации.
Предметом является процесс оценки персонала организации.
Введение……………………………………………………………………2-3
Глава 1. Оценка персонала
1.1 Понятие и цели оценки персонала………………………………………4-7
1.2 Формализованные системы оценки персонала……………………….8-9
1.3 Методы и методики оценки персонала……………………………… .9-17
1.4 План разработки и реализации процедуры оценки………...……….17-19
1.5 Типичные ошибки при проведении оценки персонала……………..19-22
Вывод по 1 главе…………………………………………………..……..23-24
Глава 2. Система оценки работы персонала и разработка мероприятий по совершенствованию существующей системы
2.1Общая характеристика ООО «Иверия»………...…………………….25-26
2.2 Разработка проекта по совершенствованию системы оценки персонала…………………………………………………………………27-32
2.3 Разработка мероприятий………………...……………………………32-41
Вывод по 2 главе……………………………………………………………..42
Заключение…………………………………………………………………….43
Приложения………………………………………….…………………….44-53
Список использованной литературы………………………………………..54
4. Выявление
существующих проблем в
Центр оценки включает различные диагностические инструменты и является в наше время наиболее точным способом оценки персонала. Он превосходит все известные сегодня методы также по возможностям прогноза трудовых достижений. Центр оценки персонала можно определить как комплексный метод выявления у оцениваемого необходимых для определенной должности (работы) качеств посредством использования по отношению к нему ряда диагностических процедур и наблюдения его действий в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность.
Под Центром оценки персонала понимают не только сам метод, но и все мероприятия по его применению, включая соответственно подготовленных людей, методики и т.п.
В
таблице № 5 приводятся некоторые
методы, которые могут быть рекомендованы
в практике работы Центра оценки ООО «Ивения».
Название метода | Краткое описание метода |
Биографический метод | Оценка работника по биографическим данным |
Устные/письменные характеристики по произвольной форме | Устное или письменное описание того, что представляет из себя работник и как он себя проявляет в работе (достижения и упущения) |
Оценка достигнутых результатов | Устное или письменное описание конкретной работы, выполненной работником |
Собеседование | Проводится
в структурированной или |
Групповые дискуссии | Оценка знаний, личных и деловых качеств работников в ходе группового обсуждения и решения |
Анализ конкретных ситуаций | Разбор конкретных практических ситуаций (их описание может занимать от одной страницы до сотни страниц). |
Метод эталона | Оценка особенностей
стиля управления и индивидуальных
характеристик руководителей в
сравнении с «идеальным» |
Выбор оценочных характеристик из стандартного списка | Сравнение качеств, которыми обладает оцениваемый, с перечнем качеств, представленным в заранее разработанной форме |
Метод экспертных оценок | Определение степени проявления у работников тех или иных качеств путем проставления экспертных оценок по определенной совокупности шкал, представленных в оценочной форме |
Тестирование | Определение особенностей личности, знаний, умений, способностей и других характеристик на основе специально подобранных тестов |
Ранжирование | Определение с помощью экспертов ранга (места) оцениваемого среди других работников |
Метод заданной балльной оценки | Начисление (снятие) определенного количества баллов за те или иные достижения (упущения) в ходе оценочных процедур |
Метод графического профиля | Вместо количественных или качественных оценок используется графическая форма оценки |
Составной частью системы оценки руководителей должна быть разработанная анкета, которую заполняют аттестуемые менеджеры. В анкете оцениваемый руководитель формулирует краткий перечень своих задач и ответственности, указывает основные недостатки, снижающие эффективность его работы, а также проводит самооценку своих профессиональных, деловых и личных качеств, перечень которых отражается в отдельном разделе анкеты.
Заполненные анкеты должны передаваться экспертам, которые выражают свое согласие или несогласие с выставленными оценками. Обязательным условием аттестации руководителей должна быть анонимность, которая соблюдается благодаря построению анкеты.
Тщательный анализ итоговой таблицы, содержащей результаты оценки всех менеджеров, позволит не только выявить проблемы каждого менеджера в отдельности, но и общие проблемы менеджмента компании. Например, элементарный подсчет баллов по горизонтали, т.е. по отдельному из оцениваемых качеств, даст возможность высшему руководству оценить степень «проблемности» данного качества для всего менеджмента ООО «Иверия». А уже на этой основе могут планироваться и осуществляться мероприятия по совершенствованию управления компанией и ее подразделениями.
Центр оценки ООО «Иверия» должен обеспечить оценку работников, претендующих на занятие тех или иных руководящих должностей. Центр должен выступить как инструмент обучения работников и одновременно как способ развития навыков, необходимых для эффективного руководства.
Тщательный
подбор оценочных упражнений, их стандартизации,
а также ряд специальных
Основная цель оценки состоит в том, чтобы в модельных ситуациях, типичных для выполняемой деятельности, пронаблюдать кандидата и выявить наличие или отсутствие у него необходимых для успешной работы качеств, дать описание его особенностей и сформулировать задачи на дальнейшее обучение.
Суть метода заключается в том, чтобы создать упражнения, моделирующие ключевые моменты деятельности оцениваемого, в которых проявились бы имеющиеся у него профессионально важные качества. Степень их выраженности оценивается экспертами Центра оценки, и на основании этого делаются заключения о степени пригодности человека к данной работе, продвижению по службе, необходимости индивидуальных психологических консультаций, психокоррекции или профессионального тренинга.
Для того чтобы минимизировать возможную необъективность и использовать перекрестные оценки для повышения уровня значимости результатов, методы и процедуры, используемые в работе центра оценки, должны быть построены таким образом, чтобы каждый кандидат в любом упражнении оценивался несколькими экспертами. Каждый эксперт хотя бы раз в одном или в нескольких упражнениях мог бы лично контактировать со всеми оцениваемыми кандидатами.
Таким образом, в основе работы Центра оценки ООО «Иверия» должны лежать следующие принципы:
- в специально
созданных ситуациях должны
- система
критериев оценки должна
- процедура Центра оценки ООО «Иверия» должна предусматривать испытание различными взаимодополняющими техниками и упражнениями (т.е. в каждом упражнении будут оцениваться несколько критериев, и каждый критерий будет оцениваться в нескольких упражнениях);
- оценка
должна производиться не
- должно
оцениваться реальное
Преимущества создания Центра оценки персонала для исследуемой компании видится в следующем:
- валидная
оценка индивидуального
- объективные
процедуры, измеряющие всех
- возможность
узнать индивидуальную
- возможность
определить специфические
- формирование
команды с высоким
- подбор
кадрового резерва из числа
сотрудников, обладающих
Преимуществами для оцениваемых менеджеров Общества являются: равные возможности для демонстрации своего потенциала к продвижению; лучшее понимание своих должностных обязанностей и необходимых для успеха качеств; возможность выразить свои интересы, цели и ожидания в отношении карьеры в условиях, специально созданных для эффективного использования информации; возможность узнать из обратной связи о своих индивидуальных сильных и слабых сторонах и общем потенциале для целей саморазвития; возможность принимать решения о своих личных планах в области карьеры и жизненных целях на основе более обширной информации.
Безусловно, идеальных методов не существует и у Центра оценки также есть свои слабые стороны. Необходимо учитывать, что на адекватность оценки влияют следующие недостатки:
- слабости
присущие отдельным методам,
- демотивирующее
воздействие так называемого
«эффекта проигравшего». Его
- наблюдатели
могут находиться под влиянием
внешнего впечатления и
Поэтому, имея в виду эти слабые стороны, Центр оценки ООО «Иверия» должен располагать достаточно большим набором методов оценки и регулярно их обновлять, чтобы они соответствовали изменяющимся условиям и требованиям, а также, чтобы исключить возможность предварительного «обучения» правильным ответам на вопросы оценочных заданий.
После
завершения процесса оценки и подведения
итогов желательно проведение индивидуальных
бесед, в которых участники программы
знакомятся с ее результатами, узнают
свои сильные и слабые стороны. В
этом состоит консультационная функция
Центра оценки, которой, правда, часто
пренебрегают в отношении кандидатов,
не прошедших отбор, что наносит
заметный ущерб репутации этого
метода. Участникам же Центра оценки, независимо
от его результатов, крайне полезно
ознакомиться с общим заключением,
которое обязаны подготовить
организаторы по каждому испытуемому.
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ
Важной особенностью работы Центра оценки является то, что итоговые отчеты, которые готовятся на каждого оцениваемого, содержат не только оценку их управленческого потенциала, но и ряд рекомендаций. Однако необходимо помнить, что предлагаемые значения не могут быть окончательными, а представляют собой результат анализа накопленного опыта и, естественно, подлежат в последующем коррекции и изменениям.
Система
оценки персонала в ООО «Иверия» в первую
очередь необходима была для того, чтобы
регулярно получать информацию об уровне
компетентности сотрудников. На основании
сведений, которые мы получаем в ходе оценочных
процедур, принимаются дальнейшие управленческие
решения в области работы с кадровым резервом,
управления карьерой сотрудников, а также
мотивации, обучения и развития персонала.
Помимо этого результаты систематической
оценки являются информационной базой
при проведении ежегодной аттестации
сотрудников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Регулярная оценка сотрудника - базовая процедура, необходимая для эффективного функционирования персонала компании.
Не надо
забывать простую истину - главный
потенциал предприятия заключен
в кадрах. Какие бы прекрасные идеи,
новейшие технологии, самые благоприятные
внешние условия не существовали,
без хорошо подготовленного персонала
высокой активности добиться невозможно.
Именно люди делают работу, подают идеи
и позволяют предприятию