Оценка персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 10:49, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в определении понятий и целей оценки персонала, а также рассмотрении их методов и процедур проведения. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть само понятие оценки персонала, рассмотреть методы и методики оценки персонала, выявить типичные ошибки при проведения оценки персонала.

Объектом являются специалисты в организации.

Предметом является процесс оценки персонала организации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2-3

Глава 1. Оценка персонала

1.1 Понятие и цели оценки персонала………………………………………4-7

1.2 Формализованные системы оценки персонала……………………….8-9

1.3 Методы и методики оценки персонала……………………………… .9-17

1.4 План разработки и реализации процедуры оценки………...……….17-19

1.5 Типичные ошибки при проведении оценки персонала……………..19-22

Вывод по 1 главе…………………………………………………..……..23-24

Глава 2. Система оценки работы персонала и разработка мероприятий по совершенствованию существующей системы

2.1Общая характеристика ООО «Иверия»………...…………………….25-26

2.2 Разработка проекта по совершенствованию системы оценки персонала…………………………………………………………………27-32

2.3 Разработка мероприятий………………...……………………………32-41

Вывод по 2 главе……………………………………………………………..42

Заключение…………………………………………………………………….43

Приложения………………………………………….…………………….44-53

Список использованной литературы………………………………………..54

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 289.31 Кб (Скачать документ)

8. Тесты  на активность поведения:

- Методика "Выход из трудных жизненных  ситуаций": определяется доминирующий  у человека способ решения  жизненных проблем.

Следует отметить, что многие из вышеуказанных  методик изначально разрабатывались  и использовались в клинической  психологии и лишь затем стали  использоваться на предприятиях для  оценки персонала. Однако эти методики в большинстве своем не были в  достаточной мере адаптированы для  оценки сотрудников, поэтому для  того, чтобы использовать их в организациях, необходим специалист с достаточно высоким уровнем знаний в сфере психологии.

Еще одним  важным методом оценки персонала  являются тесты способностей. Они представляют собой специально подобранный стандартизованный набор заданий, служащий для оценки потенциальной способности человека решать различные задачи. Любая разновидность тестов интеллекта может рассматриваться как тест способностей. Для выявления специфических способностей, например к определенным видам деятельности (медицине, технике, юриспруденции, образованию и т.д.), разрабатываются специальные тесты. Пожалуй, самыми распространенными среди методик, применяемых в оценке персонала, являются те, которые направлены на выявление профессиональных способностей сотрудников. Наиболее зарекомендовавшими себя методиками можно считать следующие:

- Тест  структуры интеллекта Амтхауэра:  предназначен для определения  способности к абстрактному мышлению, памяти, пространственному воображению,  языковому чутью, математическому  мышлению, образованию суждений  и т.п.

- Тест  Гилфорда: позволяет измерить социальный  интеллект, который является профессионально  важным качеством и позволяет  прогнозировать успешность деятельности  педагогов, психологов, психотерапевтов,  журналистов, менеджеров, юристов,  следователей, врачей, политиков, бизнесменов.

- Тест  Равена: позволяет при помощи  прогрессивных матриц не только  оценить сам интеллект, но и  дает возможность составить представление  о способности сотрудника к  систематизированной, планомерной,методичной интеллектуальной деятельности.

Необходимо  отметить, что многие из известных  тестов способностей не дают достаточно материала для того, чтобы делать на их основе прогнозы. Они позволяют  получить ограниченную информацию, которую  необходимо дополнять сведениями из других источников.

Качественные  методы

В противоположность  количественным выделяют качественные методы исследований, которые являются неформализованными и нацелены на получение  информации путем глубинного исследования небольшого по объему материала. Одним  из наиболее часто применяемых методов  является интервью.

Метод интервью отличается строгой организованностью  и неравноценностью функций собеседников: интервьюер (специалист, который проводит интервью) задает вопросы респонденту (оцениваемому сотруднику), не ведет  с ним активного диалога, не высказывает  своего мнения и открыто не обнаруживает своего личного отношения к задаваемым вопросам и ответам испытуемого. Задачей интервьюера является сведение своего влияния на содержание ответов  респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения интервьюера - получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами исследования (качествами и характеристиками оцениваемого, отсутствие либо наличие которых необходимо выявить).

На основе различных параметров принято выделять несколько видов интервью. Наиболее применяемыми в оценке персонала  являются следующие виды.

Биографическое  интервью сосредоточено на прошлой  трудовой деятельности кандидата. При  его проведении исходят из того, что поведение в прошлом является индикатором поведения в будущем. Биографические интервью сосредотачиваются  на трудовом опыте и стиле работы оцениваемого. Сведения о работе собирают в обратном хронологическом порядке. В интервью оценивается степень  важности текущей работы сотрудника для организации и его компетентность в терминах соответствия требованиям, предъявляемым к определенной должности. При этом следует задавать правильно  подобранные вопросы и соблюдать  одинаковые условия для всех оцениваемых. На практике вопросы исходят из "требований к сотруднику", в которых перечислены  индивидуальные характеристики, необходимые  для успешного выполнения работы. Преимущество биографического интервью заключается в том, что оно  соответствует ожиданиям кандидата (сотрудника) и дает ему возможность  проявить себя наилучшим образом. Тем  не менее этот же фактор может стать  причиной необъективности оценки. Эффективность  такого интервью также зависит от того, насколько верно вопросы  соотносятся с критериями работы.

Поведенческое интервью содержит структурированный  перечень вопросов, разработанных относительно опыта или способностей в определенных областях или применительно к  критериям, связанным с работой. Эти критерии выявляются в процессе анализа, предметом рассмотрения которого были работа и поведение успешных сотрудников. Основное преимущество поведенческого подхода состоит в том, что  он имеет дело с навыками, важными  для работы. С другой стороны, подобное интервью может занимать много времени, так как в ходе него необходимо обсудить все важные аспекты работы. Кроме того, в связи с тем, что  интервью сосредоточено на процессе осуществления определенной работы, легко упустить из виду немаловажные вопросы, касающиеся общей профессиональной подготовки кандидата/сотрудника.

Ситуационное  интервью основано на построении определенных ситуаций и предложении оцениваемому сотруднику описать модель своего поведения  или выхода из данной ситуации. В  процессе оценки сотрудник старается  дать социально желательные ответы, то есть те, которые он считает социально  верными. В ходе интервью появляется возможность оценить, насколько  данные представления соответствуют  ценностям организации, принятым моделям поведения, а также той работе, которую выполняет сотрудник.

Проективное интервью основано на особом построении вопросов таким образом, что они  предлагают сотруднику/кандидату оценить  не себя, а людей вообще или какого-то персонажа. Проективные методики основаны на том, что человек склонен переносить свой жизненный опыт и установки  на интерпретацию действий других людей, а также на вымышленные ситуации, персонажей и т.п. В ходе проективного интервью сотрудник с меньшей  вероятностью будет давать социально  желательные ответы. Однако процесс  проведения проективного интервью весьма длителен, полученные данные достаточно сложно обработать. Кроме того, значительное влияние на результат будут оказывать  профессиональные и личностные качества интервьюера.

Одним из основных качественных методов оценки персонала также является традиционный анализ документов. Считается, что документы являются или могут являться надежными свидетельствами явлений, происходящих в действительности. Во многом это относится к официальным документам, но может относиться и к неофициальным. Проведение анализа документов означает преобразование первоначальной формы информации, содержащейся в документах, в необходимую для специалиста по оценке персонала форму. Фактически это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование. В процессе анализа документов могут исследоваться резюме, рекомендательные и сопроводительные письма, документы об образовании (дипломы, сертификаты, квалификационные свидетельства), научно-исследовательские и публицистические работы и др.

Существуют  методы, содержащие признаки как качественных, так и количественных методов. Прежде всего это относится к бизнес-кейсам. Бизнес кейс - это всестороннее описание ситуации, в которой когда-то оказалась реальная компания. В кейсе, как правило, описывается внешнее окружение и внутренняя среда компании, а также их изменения во времени. События, с которыми столкнулись менеджеры, как и действия последних, приводятся в том порядке, в каком они реально происходили. Но самое главное - в кейсе формулируется проблема, которую должен был решить тот или иной сотрудник компании. Точность и верность выбора типичной рабочей ситуации и профессиональность создания бизнес-кейса определяют надежность прогноза при использовании данного метода. С одной стороны, в методе заложена прагматичность предложенных вариантов решения бизнес-задач, с другой - имеется возможность выявить систему нестандартных подходов к решению типовых ситуаций, что определяет степень креативности работника.

На нынешнем этапе большинство специалистов по оценке персонала стремятся создать  комплексные системы оценки персонала  предприятия, включающие достаточно большое  количество методик с целью минимизации ошибок в процессе оценки. Однако прежде всего важно не просто собрать вместе несколько методик, но адаптировать их к условиям, существующим в организации, а зачастую - когда речь идет о зарубежных методиках - и к условиям российской действительности. Огромное значение здесь приобретает профессионализм и опыт специалиста, руководящего процессом оценки, поскольку выполнение данной задачи, помимо соответствующих личных качеств, требует знаний и компетенций в области психологии и понимания бизнес-процессов, целей и специфики деятельности компании.8

Принятие  решения по выбору метода должно основываться на определении цели аттестации, структуре  компании, сформированности и прозрачности внутренних коммуникаций и т.д.

Приведу пример.

Для использования  метода 360 градусов необходимы следующие  условия:

- Зрелый  менеджмент и персонал, готовый  к обратной связи. 

- Хорошо  налаженные коммуникации.

- Высокая  степень доверия (открытый диалог  на совещаниях, конфликты решаются  без участия менеджмента, минимум  сплетен, сотрудники открыто дают  оценку, команда работает эффективно).

- Сотрудники  сами заинтересованы в оценке, т.е. считают, что она является  главным элементом для их развития.

Таким образом, прежде чем выбрать метод, руководству организации необходимо провести детальный анализ всех необходимых  для проведения оценки показателей. Для определенного удобства в  Приложении А представлено сравнение  некоторых методов оценки . Пример, приведенный в Приложении Б, позволяет  увидеть, каким образом можно  использовать различные методы оценки, под те или иные ее задачи для  разных уровней персонала.9

Метод стандартных оценок.

Наиболее  старым и самым распространенным методом оценки является метод стандартных  оценок. Руководитель заполняет специальную  форму, оценивая отдельные аспекты  работы сотрудника в течение аттестационного  периода по стандартной шкале (Табл №2). 
 

Вес Фактор Оценка Комментарий
30% Качество работы

Аккуратность  и тщательность в работе. Соответствие стандартам качества

   
10% Планирование

Способность разрабатывать  и реализовывать планы действий, адаптируя их к изменяющимся условиям

   
25% Организация

Способность эффективно использовать ресурсы и время  для достижения результатов

   
15% Руководство/Лидерство

Способность мотивировать и руководить людьми, устанавливать  стандарты, оценивать работу подчиненных  и способствовать ее улучшению

   
10% Коммуникация

Способность эффективно взаимодействовать с людьми, ясно выражаясь в устной и письменной форме

   
10% Отношение к  работе

Ответственность, способность работать с большой  нагрузкой

   

Итоговая  оценка: П (превосходно); О (отлично); Х (хорошо); НО (ниже ожидаемого); Н (неудовлетворительно)

Комментарии: 

1.4 План разработки и реализации процедуры оценки.

Исходя  из целей проведения оценки персонала  разрабатывается процедура оценки. Существует несколько видов процедур оценки. Во-первых, это непосредственно оценка персонала, которая используется для оценки работника, его индивидуальных качеств и профессиональных знаний, навыков и умений. Второй вид - это оценка эффективности деятельности, являющаяся по своей сути подведением итогов работы сотрудника за определенный отрезок времени. И, наконец, третий вид оценочной процедуры – оценка должности предполагает оценку важности для компании определенной должности с последующей оценкой ее стоимости.

Незнание  различий между этими процедурами  оценки, различающимися как по целям, так и по методам проведения, порождает  одну из распространенных ошибок оценки персонала - смешать их в рамках одной процедуры.

Ошибки  в оценке персонала приводят к  искажению получаемых результатов  и, как следствие, принятию неадекватных управленческих решений. Чтобы избежать этого, необходимо тщательно продумать  план разработки и реализации процедуры  оценки.

В первую очередь необходимо принятие решения  руководством компании о проведении процедуры оценки. Для понимания  целесообразности проведения оценки нужно  определить, с какой целью она  будет проводиться и как отразится  на мотивации сотрудников, желательно провести предварительный опрос  персонала. Необходимо провести анализ различных методов оценки и на его основе принимать решение  о методе оценки, который будет  использоваться.

Затем выносится решение о составе  и создании рабочей группы по оценке персонала, которая разрабатывает  подробный план действий по созданию и внедрению системы оценки.

Существует  несколько этапов создания системы  оценки. Во-первых, создается система  компетенций для каждой должности. Во-вторых, необходимо уточнить организационную  структуру компании, линейное подчинение, систему бизнес-планирования и ключевые показатели эффективности. Важно соотнести  оценку персонала с системой компенсаций  и льгот, обучения и развития, планирования карьерного роста сотрудников и  др. Также следует уточнить и пересмотреть должностные инструкции и индивидуальные ключевые показатели эффективности, которые  должны соотноситься с корпоративными показателями эффективности.

Информация о работе Оценка персонала