Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:11, дипломная работа
Актуальность темы социально-психологических аспектов управления персоналом обусловлена все повышающимся интересом к управлению в условиях активных трансформаций социально-трудовых отношений, современного информационного «переворота», модернизации во всех сферах экономики, технологической и управленческой трансформации труда и занятости, что приводит к постоянным изменениям указанных тенденций. Вследствие этого немаловажно компетентно развивать и контролировать систему управления персоналом для эффективной реализации целей и задач торговой организации.
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологических аспектов управления персоналом ………………………………………….8
1.1 Понятие, характеристика и роль управления персоналом в
современной организации…………………………………………….....8
1.2 Сущность социально-психологических аспектов управления
персоналом………………………………………………………………13
1.3 Мотивация и стимулирование как ведущие социально-
психологические факторы в управлении персоналом………………..21
Глава 2. Оценка социально-психологических аспектов управления персоналом в ООО «Кафе Проект»………………………………………30
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…30
2.2 Оценка управления персоналом в ООО «Кафе Проект»…………36
2.3 Анализ социально-психологических методов управления
персоналом ООО «Кафе Проект»………………………………………41
Глава 3. Совершенствование социально-психологических методов управления персоналом в ООО «Кафе Проект»……………………..…47
3.1 Развитие лояльности персонала ООО «Кафе проект» за счет
внедрения современных технологий развития сотрудников…..…….47
3.2 Формирование системы внутренних коммуникаций………..…...62
Заключение………………………….………………………………………..72
Список использованной литературы……………………………………..78
Приложение…………………………………………………………………..85
Возрастание роли обучения в процессах организационных изменений и организационного развития обусловлено следующими факторами:
3. Обеспечение активности, заинтересованности и профессионализма персонала в делах ООО «Кафе Проект». В рамках этой проблемы возникают следующие задачи развития персонала, в первую очередь управленческого:
Для решения этих задач необходима целевая подготовка, учитывающая реальные практические задачи ООО «Кафе Проект» и, в частности, управления персоналом. Достичь этого результата можно с помощью вовлечения: консультантов из специализированных фирм и предприятий, имеющих необходимый опыт, сотрудников зарубежных фирм.
С точки зрения направлений в обучении можно выделить пять основных ситуаций (табл. 3.1).
Таблица 3.1 - Варианты потребностей в обучении персонала ООО «Кафе Проект»
Конкретизация потребности в обучении | Метод обучения |
1 | 2 |
Специализированные программы обучения (тренинг продаж, переговоров, креативности). | Методы поведенческого тренинга |
Программы командообразования | Активная групповая и межгрупповая деятельность с последующей рефлексией группового процесса. Деловые и ролевые игры, анализ проблем организации |
Развитие межличностной и внутрифирменной коммуникации, формирование навыков преодоления конфликтов | Ролевые игры, имитационные деловые игры, стажировки, проектирование корпоративной культуры |
Управленческая подготовка | Лекции, семинары, практические занятия, учебные деловые игры |
Подготовка к организационным инновациям | Организационно-мыслительные игры, разработка проектов, |
В настоящее время актуальным направлением в области развития персонала и его лояльности к фирме и ценностям является определение целевых категорий для развития и обучения. Мы предлагаем методику выделения целевых групп персонала на основе анализа приоритетных бизнес-процессов с точки зрения их вклада в достижение стратегических целей и других факторов в деятельность ООО «Кафе Проект».
В
последнее время все чаще при проведении
мероприятий по развитию персонала речь
идет о выделении целевых групп. Развитие
персонала включает: обучение, переподготовку
и повышение квалификации
персонала; профессиональную адаптацию,
оценку, планирование
карьеры и др. Подобные мероприятия являются
дорогими для ООО «Кафе Проект», и поэтому
их осуществление должно быть направлено
не на весь персонал, а на отдельные группы,
развитие которых принесет предприятию
наибольший результат.
Некоторые компании применяют различные подходы для определения целевых групп персонала. Приоритетными категориями являются:
Целевые категории персонала определяются типом бизнеса и условиями, в которых компания работает, а также профилем ООО «Кафе Проект». При разработке системы развития персонала важно знать, какие направления деятельности наиболее нуждаются в развитии персонала ООО «Кафе Проект». Учитывая тот факт, что в настоящее время современные предприятия внедряют процессный подход, система развития персонала должна быть увязана с бизнес-процессами (далее - БП) ООО «Кафе Проект». Подтверждением этому является тот факт, что во всех БП в той или иной степени задействован персонал.15
Все БП способствуют достижению как производственных, так и социальных целей ООО «Кафе Проект». Тем не менее, вклад каждого процесса отличается степенью его влияния на их достижение. Руководство ООО «Кафе Проект» должно уметь правильно оценить этот вклад и выделять те процессы, функционирование которых является определяющим для процветания фирмы. Такие процессы назовем приоритетными (ключевыми) бизнес-процессами. Приоритетные БП требуют особого внимания и больших затрат, но вносят решающий вклад в настоящее и будущее организации. Они могут быть определены на основе анализа показателей, внешних требований к процессам и стратегических планов организации.
Повышение эффективности деятельности ООО «Кафе Проект» строится на стабильном или даже улучшенном функционировании приоритетных БП. Следовательно, необходимо в первую очередь развивать персонал, задействованный в данных БП.
В литературе существует небольшое количество подходов, с помощью которых можно определить приоритеты в управлении БП: подход Хаммера и Чампи; подход Робсона и Уллаха; подход, разработанный в рамках проекта PROSCI; подход Мазура И.И. и др16. В основном персонал БП в указанных источниках отбираются для решения задач реинжиниринга бизнеса17.
Сравнительный анализ данных подходов по двум параметрам - используемые критерии и правило выбора - позволяет сделать следующие выводы:
На наш взгляд, преодолеть эти недостатки позволяет предлагаемый ниже подход. При разработке подхода к определению приоритетов в управлении БП требуется учитывать два основных аспекта: во-первых, оценка БП может осуществляться по многим критериям, и, во-вторых, требуется выбрать подходящий многокритериальный метод (далее - МКМ) принятия решений. При использовании метода МКМ, БП выступают в качестве альтернатив. Их число может быть различным: от незначительного (например, если рассматриваются «макропроцессы») до весьма большого (когда учитываются все БП нижнего уровня иерархии большой корпорации). Кроме того, совокупность БП является динамичной: появляются новые процессы, некоторые исчезают, другие меняют свои свойства.
Альтернативные БП могут быть оценены по следующим критериям: длительность, качество, стоимость, размер, степень удовлетворенности клиентов процесса, эффективность, результативность, вклад процесса в достижение стратегических целей, вклад процесса в решение проблем, влияние процесса на заинтересованные стороны и клиент процесса. Разные критерии имеют различные шкалы и принимают количественные или качественные значения. Кроме того, в решение проблемы выбора БП часто вовлечены различные заинтересованные стороны, имеющие различные, часто противоречивые точки зрения. Эти особенности должны быть учтены для выбора МКМ.
Наиболее подходящим методом является метод ЭЛЕКТРА. Это метод многокритериального сравнения и выбора. Он опирается на анализ степени превосходства одной альтернативы над другой. Существует несколько вариантов данного метода, направленных на выполнение задач различного рода: выбор, классификацию или ранжирование альтернатив.
Рассмотрим пример определения приоритетных БП для выделения целевых категорий развития персонала предприятия ООО «Кафе Проект».
Выбор БП осуществлялся в три этапа: определение параметров ситуации, оценка процессов и применение метода ЭЛЕКТРА.
1.
Определение параметров
Перечень бизнес-процессов включает восемь макропроцессов:
Перечень критериев включает следующие пять показателей:
Для определения весов критериев воспользуемся методом SWING. Для этого выберем самый важный критерий и присвоим ему значение 100. Затем из оставшихся критериев выберем наиболее важный и присвоим ему значение меньше 100. И так по всем критериям, в порядке убывания их важности. Отметим, что важность критериев определяется лично лицом, принимающим решения (ЛПР). Затем полученные значения нормируются с целью получения коэффициентов, сумма которых равна 4. Итоговые оценки и веса представлены в сводной таблице (табл. 3.2).
Таблица 3.2 - Сводная таблица оценки БП ООО «Кафе Проект»
Критерий | Вес | БП1 | БП2 | БП3 | БП4 | БП5 | БП6 | БП7 | БП8 |
Вклад
процессов в достижение
Стратегичес-ких целей, баллы |
0,25 | 18 | 5 | 12 | 18 | 2 | 2 | 1 | 9 |
Проблемность процесса, баллы | 0,36 | 9 | 4 | 13 | 13 | 4 | 4 | 4 | 26 |
Затраты, чел. | 0,07 | 4 | 8 | 5 | 29 | 2 | 1 | 3 | 2 |
Этап ЖЦПр, норм. | 0,18 | стаб.
функ. |
стаб. функ. | стаб.
функ. |
регр | регр | стаб
функ. |
созд. | рeгр. |
Клиент процесса, ном. | 0,14 | внеш. | внутр | внеш. | внеш. | внеш | внутр | внутр. | внутр. |