Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:20, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена актуальной для современной организации теме – корпоративная культура. Вопрос организационной культуры в компаниях на сегодняшний день актуален и его актуальность будет расти по мере продвижения российских компаний на мировом рынке. Об интересе к этой проблеме свидетельствуют запросы руководителей и специалистов, а также реальные заказы организаций на выполнение исследовательских проектов.
Содержание
Введение…………………………………………………………………...………3
1. Сущность и типология организационной культуры………….………...…....5
1.1. Понятие и роль организационной культуры…………………..…….…5
1. 2 Функции и задачи корпоративной культуры……..………………..…...10
1.3 Классификация корпоративных культур, их структура и содержание....10
1. 4 Типологии организационной культуры. ……….………….………….21
2. Проектирование корпоративной культуры………………...……………......25
2.1 Влияние проектирования корпоративной культуры
на эффективность организации…………………………….....................…25
2.2 Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры………………………………………………………………………….29
2.3 Основные методы формирования корпоративной культуры…………30
3. Анализ и совершенствование организационной культуры на примере салона одежды «Совершенство»…………………………………………….....36
3.1. Краткая характеристика предприятия……………………………….36
3.2. Анализ корпоративной культуры салона одежды «Совершенство»……………………..………………………………………..…39
3.2.1 Классификационная принадлежность салона одежды «Совершентсво»…………………………………………………………………39
3.2.2 Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры салона одежды «Совершенство»………………………...........………………...45
3.2.3 Цели формирования корпоративной культуры салона одежды……............................................................................................................46
3.3 Совершенствование корпоративной культуры организации……......47
Заключение……………………………………………………………………….51
Список используемой литературы………………………………………....
1) Видение (философия)
организации объясняет причину
ее существования,
4) Процедуры и поведенческие
ритуалы связаны с приемом
на работу и увольнением,
По отношению к внешнему миру элементы корпоративной культуры разделяются на следующие:
1) Субъективные элементы корпоративной культуры, истории об организации и лидерах, организационные табу, обряды и ритуалы, язык общения, лозунги и т.д.
2) Объективные элементы
корпоративной культуры: месторасположение
организации, дизайн помещений,
Фундаментальные ценности корпоративной культуры могут выражаться в различных материальных (видимых, воспринимаемых нашими чувствами) образах, представленных в следующем виде:
1) Символ — это объект,
действие или событие, имеющее
смысл для окружающих. Символы,
связанные с корпоративной
2) Предания — это основанные
на происходивших в компании
реальных событиях, часто повторяемые
повествования, известные всем
сотрудникам организации. В
В компании Nordstrom Inc. руководство
способствует распространению легенды
о том, что как-то один покупатель
умудрился получить компенсацию
за некачественную автомобильную покрышку,
при том, что эта компания вовсе
не выпускает автомобильные
3) Герой — человек,
олицетворяющий собой дела, подвиги,
характер или атрибуты
4) Девиз (слоган, лозунг) —
это предложение, в котором
кратко формулируется основная
ценность корпоративной
5) Корпоративные церемонии
— это особые плановые
Например, в ресторане «Уральские пельмени» организовано соревнование с последующей церемонией награждения победителей (официант должен набрать на карточку большее количество денег, за первое, второе и третье место по количеству набранных денег следует денежное вознаграждение). Это подчеркивает важность быстрого и качественного обслуживания клиентов.
6) Корпоративные мероприятия
- такие события необходимы для
налаживания отношений между
сотрудниками их знакомства
Ни один из этих компонентов в отдельности не может быть отождествлен с культурой организации. Однако в совокупности они могут дать довольно полное представление о корпоративной культуре.
Ф. Харрис и Р. Моран предложили выделить десять содержательных характеристик, свойственных любой корпоративной культуре:
Некоторые авторы указывают на значимость такого элемента корпоративной культуры, как адаптационный период, в котором раскрывается сама сущность корпоративной культуры данного предприятия. [17]
Содержание корпоративной культуры
Содержание корпоративной культуры определяется степенью личностной значимости профессионально-трудовой деятельности для большинства сотрудников.
Личностно-значимой является деятельность, посредством которой работник:
1) реализует и развивает свои актуальные и потенциальные способности;
2) реализует
субъектное отношение к
Ценности как
важнейший элемент
Американские социологи Томас Питерс и Роберт Уотерман на основании обследований таких компаний, как IBM, Boeing, Dana, McDonald's, Behtel и других, пришли к выводу, что преуспевающие фирмы отличаются прочной ориентацией на ценности. [28]
С точки зрения аксиологии (учения о ценностях), ценности представляют собой свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям отдельного человека или группы. [29]
Корпоративные ценности и нормы могут включать в себя:
1) предназначение организации и ее “лицо”;
2) старшинство и власть;
3) значение различных
руководящих должностей и
4) обращение с людьми (забота о людях и их нуждах);
5) критерии выбора
на руководящие и
6) организация работы и дисциплина;
7) стиль руководства и управления;
8) процессы принятия решений;
9) распространение и обмен информацией;
10) характер контактов;
11) характер социализации (барьеры; условия общения);
12) пути разрешения конфликтов;
13) оценка эффективности работы (реальная или формальная; скрытая или открытая; кем осуществляется; как используются результаты). [29]
Создание системы корпоративных ценностей - это ответы на вопросы:
1) Что мы делаем?
2) На что мы годны?
3) К чему мы способны?
4) Каковы наши жизненные установки?
5) Какой у нас план?
6) Какой интерес наш бизнес представляет для клиентов, сотрудников компании, наших партнеров?
7) Где лично мое место в общем плане развития? [28]
Корпоративная культура аккумулирует
ценности, способствует развитию персонала,
устанавливает правила
Корпоративные культуры различных организаций отличаются по характеру (культура роли, власти задачи, личности), степени общности (доминирующая культура, субкультура, контркультура), «силе» (сильная, слабая) и влиянию на деятельность предприятия (положительная, отрицательная). Тем не менее, все корпоративные культуры содержат обряды, ритуалы, церемонии, символы, предания, героев, девизы и лозунги. Особое место в корпоративной культуре занимают ценности, которые могут включать миссию фирмы, «лицо» фирмы, способы принятия решений, стиль руководства, обращение с людьми, характер контактов, дисциплину и т.д.
1.4 Типологии организационной культуры.
Кеннеди Т. Дейл и А.А. Кеннеди выделяют четыре главных типа корпоративной культуры. В качестве анализируемых параметров они выбрали уровень риска и скорость получения обратной связи.
На основании сочетания этих параметров были выделены следующие типы организационной культуры.
1. Культура высокого
риска и быстрой обратной
2. Культура низкого
риска и быстрой обратной
Все действия получают быструю обратную связь. Клиент правит бал и определяет все. Обслуживание клиента, стремление угодить ему является сутью этой культуры. Важна команда, а не отдельный человек (организации по сбыту, магазины розничной торговли, компании по вычислительной технике, высокие технологии, предприятия массовой торговли потребительскими товарами, такие как Макдональдс, компании по страхованию жизни).
3. Культура высокого
риска и медленной обратной
связи. Высокий риск. предельно
высокие инвестиции, медленная обратная
связь, длительный процесс
4. Культура низкого
риска и медленной обратной
связи. Небольшой риск, медленная
обратная связь, внимание
Лозунгом такой фирмы может быть выражение «стремитесь к техническому совершенству в работе» (страхование, банковское дело, финансовые услуги, строительные общества, правительственные департаменты). Типология Р. Акоффа Р. Акофф анализировал культуру организаций как отношения власти в группе или организации. Для исследования он выделил два параметра: степень привлечения работников к установлению целей в группе/организации и степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей.
На основании сравнения данных параметров было выделено четыре типа организационной культуры с характерными отношениями власти.
1. Корпоративный
тип культуры. Низкая степень
привлечения работников к
2. Консультативный тип культуры. Высокая степень привлечения работников к установлению целей, низкая степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей. Отношения «доктор—пациент» (институты социальных и других услуг, лечебные и учебные заведения).
3. «Партизанский»
тип культуры. Низкая степень
привлечения работников к
4. Предпринимательский
тип культуры. Высокая степень
привлечения работников к
А в целом предпочтительный тип культуры во многом зависит от состояния организации. Она, как правило, находится в одном из трех состояний: