Организационная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа посвящена актуальной для современной организации теме – корпоративная культура. Вопрос организационной культуры в компаниях на сегодняшний день актуален и его актуальность будет расти по мере продвижения российских компаний на мировом рынке. Об интересе к этой проблеме свидетельствуют запросы руководителей и специалистов, а также реальные заказы организаций на выполнение исследовательских проектов.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………...………3
1. Сущность и типология организационной культуры………….………...…....5
1.1. Понятие и роль организационной культуры…………………..…….…5
1. 2 Функции и задачи корпоративной культуры……..………………..…...10
1.3 Классификация корпоративных культур, их структура и содержание....10
1. 4 Типологии организационной культуры. ……….………….………….21
2. Проектирование корпоративной культуры………………...……………......25
2.1 Влияние проектирования корпоративной культуры
на эффективность организации…………………………….....................…25
2.2 Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры………………………………………………………………………….29
2.3 Основные методы формирования корпоративной культуры…………30
3. Анализ и совершенствование организационной культуры на примере салона одежды «Совершенство»…………………………………………….....36
3.1. Краткая характеристика предприятия……………………………….36
3.2. Анализ корпоративной культуры салона одежды «Совершенство»……………………..………………………………………..…39
3.2.1 Классификационная принадлежность салона одежды «Совершентсво»…………………………………………………………………39
3.2.2 Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры салона одежды «Совершенство»………………………...........………………...45
3.2.3 Цели формирования корпоративной культуры салона одежды……............................................................................................................46
3.3 Совершенствование корпоративной культуры организации……......47
Заключение……………………………………………………………………….51
Список используемой литературы………………………………………....

Работа состоит из  1 файл

памятка к курсачу.docx

— 121.78 Кб (Скачать документ)

Особенно важны информационные потоки в организациях, насыщенных инновационными процессами. В этом случае особое внимание уделяется информационным сетям, согласованности знаний, действий и объектов изменения. [23]

7) Регламентация деятельности  сотрудников предприятия. Предполагает  создание двух документов: корпоративных  правил – декларацию принципов  взаимоотношений предприятия и  сотрудника, подробное описание  всех возможных ситуаций. [27]

В рамках корпоративной культуры некоторых предприятий, преимущественно  малых, четкая регламентация действий сотрудников отсутствует. Более  того, в настоящее время наибольшей конкурентоспособностью отличаются самообучающиеся  организации. Американский исследователь  П. Сенге выделяет следующие дисциплины, необходимые для создания самообучающейся  организации: системное мышление, мастерство в совершенствовании личности, интеллектуальные модели (что может и не может быть сделано в различных ситуациях), движение к общему видению, групповое обучение. [14]

Б. Брейем выделяет следующие  признаки самообучающейся организации:

1. Обучение - постоянный процесс; 

2. Сотрудничество – фундамент  отношений; 

3. Обучение работников  совершенствует организацию в  целом; 

4. Обучающаяся структура  обладает свойством воссоздаваться;

5. Организация развивается  благодаря собственному опыту; 

6. Мотивация к обучению  свойственна каждому работнику. [28]

8) Применение методов  мотивации, включающих экономические  (размер зарплаты, надбавок и компенсаций), административные (перевод на другую  работу, увольнение) и психологические  (одобрении, похвала). [28]

Среди работников, согласно мотивационным теориям, можно выделить следующие типы:

◙ «Трудоголики» - работники, ценящие содержание работы, возможность  проявить себя и доказать свою состоятелность;

◙ «Экономически активные работники» - сотрудники, рассматривающие  работу как источник заработка и  прочих благ;

◙ «Экономически пассивный» - работник, повышающий производительность труда вследствие моральных и  идеалогических соображений. Раегирует  только на моральное стимулирование;

◙ «Люмпенизированный работник» - обладает слабой мотивацией к эффективной  работе, имеет низкую квалификацию. [18]

8) Регулирование конфликтов, возникающих в коллективе посредством  педагогических (беседы с конфликтующими  сторонами) или административных  методов (применяются в случае  неэффективности педагогических  методов). [10]

Возникновение конфликтов возможно вследствие появления организационно-производственных стрессов – напряженного состояния  работника, выражающегося в совокупности психофизиологических реакций, возникающих под воздействием экстремальных факторов организационно-производственной жизнедеятельности. [22]

Одним из способов преодоления  конфликта является забастовка, проведение которой устанавливается статьей 409 Трудового кодекса РФ. [19]

Всегда следует помнить, что культуру нельзя изменить указами  и декретами, а можно лишь  предоставить  людям новые возможности. Альтернатива должна быть так же привлекательна, у нее должны быть свои идеологи и адепты. Так возникнут новые ценности. Главное – чтобы они не были оторваны от задач компании. [29]

Среди методов создания новых  ценностей следует выделить использование  лозунгов, мифов, символов, историй  и легенд, определение задач менеджмента, обеспечение информационных потоков, активная кадровая политика. При необходимости  на некоторых предприятиях возможно использование регламентации, как  метода формирования корпоративной  культуры посредством создания особых документов: корпоративных правил и  документов, подробно описывающих все  трудовые ситуации.

Важную роль играет метод  мотивации как средства обеспечения  заинтересованности каждого сотрудника в эффективности собственной  трудовой деятельности и успешной работы предприятия за счет применения административных (санкции, административные поощрения  и наказания), экономических (зарплата, премии, надбавки) и психологических (похвала, одобрение, признание) средств  мотивации.

Постоянные острые конфликты  – важный показатель неэффективности  корпоративной культуры. В таких  ситуациях у многих работников возникает  состояние фрустрации, вливающееся  в агрессию, фиксацию или депрессию. Наличие конфликтов, предпосылками  которых являются недостаток информации и разность восприятия, в небольшом  количестве и масштабе – частое явление для предприятий. Корпоративная  культура устанавливает методы их разрешения, которые можно свести к двум: педагогическому (посредством мягкого воспитательного  воздействия со стороны руководителя, сопровождающееся выслушиванием всех сторон и подробным разбором причин) и административному (перевод на другую должность, увольнение).

 

3. Анализ и совершенствование  организационной культуры на  примере салона одежды «Совершенство»

3.1 Краткая характеристика предприятия

Организация существует на рынке 2 года. Это небольшой срок, но даже за такой короткий период существования  у нее уже сложилась своя организационная культура.

Салон одежды «Совершенство» имеет определенный круг потребителей, круг которых формируется исходя из ассортимента, качества и цены, предлагаемых компаниями товаров. Потребителями являются женщины и мужчины в возрасте от 18 лет и старше, также подростки, кроме того в ассортименте салонов имеется детская одежда от 1 года. Уровень доходов клиентов средний, а социальный статус различный: руководители, домохозяйки, студенты, ученики.

Организационная структура  предприятия построена по линейному  типу и функционирует как команда  сотрудников, каждый из которых является профессионалом в своей области.

Штат сотрудников состоит  из директора, его помощника (заместитель  директора) и бухгалтера. Непосредственно  в самом салоне работают 10 человек: 8 продавцов, по одному на каждый отдел  с посменным графиком и 2 кассира.

Текучести кадров за все время существования  не было.

Миссия салона «Совершенство» сформулирована следующим образом: «Мы предоставляем качественный товар и сервис и экономим время  и средства клиентов».

Философия фирмы:

Сотрудничество- с уважением  относится к деловым партнерам  и активно работать с ними, расширять сферы деловых взаимоотношений на взаимовыгодной основе.

Персонал - строить отношения  с персоналом на основании партнерства  и взаимовыгодности. Приветствуется постоянный рост профессионализма. Обеспечиваются условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности  и заинтересованности в работе.

Внутрифирменная стратегия - формирование команды единомышленников с высоким профессиональным уровнем, постоянным внедрением в работу новых  технологий и методов работы для  достижения стратегических целей.

Идеология фирмы включает следующие принципы:

1.Клиент превыше всего:  все, что делается в фирме,  в конечном итоге должно улучшать  жизнь нашего клиента;

2.Добросовестный труд - распределение  доходов фирмы по результатам  (вкладу);

3.Забота каждого о сохранении  и умножении ресурсов фирмы  с целью достижения лучших  конкурентных преимуществ;

4.Нетерпимость к фактам, которые создают неблагоприятный  имидж фирме и препятствуют  ее развитию;

5.Гуманные отношения и  взаимоуважение между сотрудниками, организациями, партнерами, клиентами  и всеми, с кем приходится  контактировать. Честность и партнерство.

Для реализации принципов в компании действуют следующие правила, неисполнение которых отрицательно отражается как  на работнике, так и на самой организации:

Правила:

  1. Действия каждого сотрудника должны быть направлены на      обеспечение качественного обслуживания клиентов
  2. Действия сотрудника должны быть профессионально грамотными и оперативными
  3. Магазин не должен открываться без хорошего настроения и улыбки каждого сотрудника
  4. Дисциплина сотрудников является неотъемлемой частью качества работы фирмы.

Соблюдение названных  правил строго контролируется руководителями.

Руководство ориентирует  своих подчиненных на достижение конкретных результатов в день, неделю, месяц, год, которые выражаются в  качественном изменении обслуживания клиентов, показателей доходов, развития новых направлений. Непосредственный руководитель доносит до подчиненного основные принципы и правила работы в Фирме и строго следит за их выполнением. Донесение ценностей  компании до персонала осуществляется также с помощью лозунгов:

1. 20%  постоянных клиентов  приносят 80% прибыли;

2. Продавец, как доктор, должен  принять покупателя, выслушать его,  поставить диагноз, назначить  лечение.

 

3.2 Анализ корпоративной культуры салона одежды «Совершенство»

3.2.1 Классификация корпоративной культуры в салоне одежды «Совершентсво»

1. По характеру взаимоотношений (классификация С. Ханди).

Данная организация  принадлежит  к «культуре власти». В виду небольшого размера организации. Значительная роль в принятии решений принадлежит директору предприятия. На предприятии применяется авторитарный стиль руководства. Директор всячески подчеркивает свое более высокое по сравнению с сотрудниками предприятия положение и подавляет всяческую инициативу. За все недолгие годы функционирования предприятия не было текучести кадров. Это обусловлено сложением коллектива путем подбора сотрудников, лояльно относящихся к авторитарному стилю управления (а их, как известно, не много). Отбор кандидатов и их дальнейшее служебное положение в салоне одежды «Совершенство» определяются личной преданностью руководителю.

Авторитаризм в принятии решений также обусловлен видом  деятельности предприятия – продажи  любого вида товаров всегда сопровождаются высокой конкуренцией и требуют  от предприятия значительных усилий для выживания на рынке. Однако, деятельность малых предприятий особенно нуждается  в постоянных инновациях и высокой  маневренности, чему в значительной степени препятствует подобный стиль  руководства, т.к. не позволяет сотрудникам  проявлять инициативу и не стимулирует  их творческий вклад в деятельность организации.

В организации  имеет место жесткий контроль и регламентация деятельности всех сотрудников.

К положительным аспектам деятельности предприятия  относятся:

  • Высокая скорость принятия решений.

Данное свойство деятельности предприятия обусловлено тем, что  все решения принимаются единолично директором предприятия, что, в случае их эффективности и правильности, положительно сказывается на деятельности организации, в целом.

- Четкая регламентация деятельности сотрудников.  Данный аспект деятельности предприятия имеет положительный характер в виду того, что организация действует как слаженный механизм, что обеспечивает оперативность в реализации решений, принятых руководителем. Особая эффективность в этой связи достигается в том случае, если сотрудники предприятия обладают небольшой инициативностью и низкой потребностью в выражении своего мнения, как в данной организации.

К отрицательным аспектам корпоративной культуры предприятия  относятся:

- Высокий уровень угрозы деятельности предприятия в случае принятия неэффективных решений и невозможности их корректировки.

Один человек никогда  не может учесть всех нюансов окружающей среды и зачастую осуществляет субъективный подход в принятии решений, который  не всегда соответствует действительности. В этом случае важно проведение совещаний  и консультаций с коллегами, чего в салоне одежды «Совершентсво» практически никогда не происходит.

- Неспособность организации к самообучению.

Самообучением на предприятии  занимается только один человек – директор предприятия, то время, как другие сотрудники не реализовывают в полной мере свой трудовой потенциал. Известно, что один человек вне зависимости от его ума и способностей не может охватить все сферы, в которых необходимо получение знаний.

- Минимальное делегирование полномочий.

В условия деятельности малых  предприятий с небольшим составом сотрудников практически невозможно определить четкие рамки должностных  обязанностей и свести работу сотрудников  к выполнению узкого круга операций. Но именно таким образом директор данного предприятия видит свою организацию. Стремление обладать наивысшей  компетентностью и абсолютной незаменимостью приводит руководителя предприятия  к тому, что большинство обязанностей, в том числе тех, которые можно  делегировать подчиненным без нанесения  ущерба деятельности предприятия, он исполняет  единолично.

Информация о работе Организационная культура