Организация и планирование сбыта на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – определение показателей хозяйственной деятельности универсального предприятия оптовой торговли.
Для этого необходимо решить ряд задач:
определить планируемый объем снабженческо-сбытовой деятельности (в натуральном и стоимостном выражениях);
рассчитать потребность в основных и оборотных средствах (необходимую площадь складских помещений, оборотных активах, определить их общую стоимость);
определить численность работников и годовой фонд заработной платы;
рассчитать планируемые издержки обращения (материальные, амортизационные, на оплату труда и прочие);
определить планируемые доходы, прибыль и рентабельность (рассчитать уровень издержек, доходную ставку, фондоотдачу);
сделать выводы о целесообразность деятельности предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 251.25 Кб (Скачать документ)

     Степень важности разработки прогноза общехозяйственной  конъюнктуры зависит от характера  деятельности той или иной фирмы.

     Прогноз рыночной конъюнктуры, как правило, осуществляется отделом маркетинговых  исследований и базируется на анализе  состояния и динамики спроса на конкретный или вновь вводимый на рынок товар. К наиболее часто используемым показателям  экономической конъюнктуры относятся  показатели цен, объемов спроса, предложения, объемов продаж и так далее.

     Прогноз общехозяйственной и рыночной конъюнктуры  играет важную роль во внутрифирменном  планировании сбыта продукции. По временному интервалу прогнозы конъюнктуры  могут быть краткосрочными (3–12 мес.), среднесрочными (1–5 лет) и долгосрочными (5–20 лет).

     Прогнозное  ориентирование объемов сбыта (продаж) продукции фирмы осуществляется с учетом прогноза емкости рынка  и задания по реализации продукции  фирмы на этом рынке. Фирма-производитель, определяя прогноз сбыта, должна ориентироваться на долю в общем  объеме сбыта всех предприятий отрасли, с которыми она не конкурирует, на потенциальные возможности сбыта  своего товара с учетом планов конкурентов (если они известны) и планов покупателей. Установленная таким образом  величина будущего объема сбыта фирмы  как доля всего товарооборота  фирм, действующих на данном рынке, служит оценкой того задания по сбыту  продукции, которое фирма должна выполнять.

     Прогноз сбыта необходим для проведения торговых операций фирмы в краткосрочном  периоде; установления финансовой сметы  сбыта и распределения объема продаж по торговым предприятиям; управления запасами и разработки производственных заданий смежным подразделением; составления бюджета фирмы и  планирования прибыли; планирования развития производственных мощностей и потребностей в ресурсах [13, C.287].

     Финансовая  смета сбыта продукции фирмы  представляет собой документ, в котором  фиксируются объемы продаж, торговых расходов и прибыли от реализации. На основе индивидуальных смет для  каждого товара или группы товаров  составляется сводная смета сбыта  продукции.

     Финансовая  смета базируется на оценках объема продаж на предстоящий год, в ней  детализируются объемы по географическим районам, категориям покупателей, распределительным  каналам, месяцам. Благодаря грамотно составленной финансовой смете фирма  добивается выполнения текущей торговой политики и получения запланированной  нормы прибыли от продаж.

     Структура финансовой сметы сбыта включает следующие статьи: оборот от реализации; общие издержки производства; издержки обращения; валовая прибыль; расходы  на рекламу, взаимодействие и стимулирование сбыта; общие (административные и накладные  расходы;) чистая прибыль. При планировании финансовых смет по сбыту новых товаров  показатели оборота прогнозируются по реализации и издержкам, что позволяет  определить момент безубыточной реализации продукции и период возмещения убытков.

     Установление  норм сбыта для торговых посредников  заключается в распределении  общего объема сбыта продукции в  виде заданий, которые определяются с учетом потенциала торговой организации, категории заказчиков (вида канала распределения, степени конкуренции  в районе расположения потребителей и рыночной конъюнктуры).

     Нормы сбыта должны быть реальными. За установление всех норм продажи и за их выполнение несут ответственность руководители отдела сбыта.

     Селекция  канала сбыта является стратегическим решением фирмы. Во-первых, решается вопрос о выборе прямого или непрямого  пути сбыта продукции. Затем формируются  различные альтернативные варианты того или иного пути сбыта, осуществляются технико-экономическое сравнение  вариантов и выбор одного из них. При выборе принимаются во внимание размер и доступность рынка, периодичность  совершения покупок, стоимость транспортировки  и хранения запасов, политика конкурентов, в сфере то парораспределения, В  случае равнозначности вариантов выбирают тот, который учитывает скорость реализации (для скоропортящихся  товаров) и затраты фирмы-производителя (для промышленных товаров и потребительских  товаров длительного пользования), возможности информационных технологий, средства рекламы.

     Организация торговых коммуникаций включает организацию  отношений с существующими и  перспективными заказчиками, как крупными, так и малыми, но растущими; разработку и проведение мероприятий по стимулированию торговых посредников (скидки с цен, обучение торгового персонала, реклама на местах распродажи товаров, конкурсы дилеров); проведение паблик рилейшнэ; мероприятия по внедрению мультимедиатехнологий и так далее.

     Важным  организационным мероприятием является выбор месторасположения торгового  предприятия. Основным критерием при  оценке эффективности месторасположения  торгового предприятия или центра является уровень покупательной  способности района, который будет  обслуживать торговая фирма. При  оценке предпочтительного варианта также учитываются: затраты на транспорт  по доставке товара от производителя; характер товара (продовольственный, непродовольственный, производственно-технического назначения); привлекательность ассортимента; наличие  и развитость конкуренции; частота  покупок; качество транспортной инфраструктуры, обеспечивающей удобство и небольшие  затраты, связанные с посещением торгового предприятия потребителями, находящимися рядом или далеко; привлекательность  мест покупок; рекламная доступность.

     Размеры сферы влияния того или иного  регионального образования на его  покупательную способность могут  быть определены с помощью закона, предложенного американским ученым Рейли. Его идея заключается в  том, что с развитием города число  покупателей, приезжающих из других мест, возрастает.

     Фактор  привлекательности торгового предприятия, центра может быть определен как  отношение общей торговой площади  предприятия ко времени которое  затрачивает покупатель на поездку  на это предприятие. При оценке месторасположения  следует учитывать также наличие  общественного транспорта, возможности  поставки, наличие автостоянки, сервисных  услуг (общественное питание, пункты обмена валюты, поток прохожих).

     Окончательный выбор варианта целесообразно проводить  в форме таблицы путем оценки суммы баллов по частным характеристикам. Важнейшие характеристики могут  быть определены путем опроса экспертами среди посреднических фирм и потребителей.

     Координация деятельности службы сбыта, связей с  внутренними подразделениями фирмы  и внешними субъектами окружающей среды  проводится с целью поддержания  эффективного поведения системы  сбыта и обеспечения поставки необходимой потребителю продукции  в нужное время, в требуемый район, в надлежащем количестве и установленного качества.

     Основным  средством и инструментом координации  является организационная форма, структура  службы сбыта, которая отражает размер фирмы, тип и ассортимент товаров, количество и месторасположение  покупателей, каналы распределения, методы торговли, права и ответственность  от вышестоящего к нижестоящему уровню. В зависимости от сочетания этих факторов фирмы могут использовать следующие формы организации  службы сбыта: функциональную, региональную, товарную, отраслевую, комбинированную.

     Функциональная  организация службы сбыта используется малыми и средними фирмами, имеющими однородную номенклатуру товаров. Коммерческий директор координирует торговые операции на национальном и внешнем рынках, рекламу и стимулирование сбыта. Управляющий по сбыту на национальном рынке организует работу сбыта с помощью трех управляющих по сбыту, осуществляет контроль за складированием, транспортировкой и доставкой товара через заведующего отделом распределения.

     Недостатком этой формы организации является то, что могут потребоваться значительные средства на ее адаптацию в случае расширения номенклатуры продукции  и появления возможности реализации товара на различных рынках.

     Региональная  организация сбыта применяется  компаниями, которые выпускают ограниченное количество однородных товаров и  используют разветвленную распределительную  сеть с большим числом торговых точек.

     Каждое  подразделение в такой организационной  структуре возглавляет региональный коммерческий директор, подчиненный  – маркетинг-директору фирмы. Такая  организация позволяет агентам  по сбыту тесно сотрудничать с  потребителями в пределах обслуживаемой  территории и работать с минимальными затратами времени и средств  на разъезды, так как они проживают  на территории этого региона.

     Региональная  организационная структура эффективна, когда имеют место рассредоточенность торговых операций, высокая концентрация предприятий в пределах каждого  отдельного района и различия во вкусах и предпочтениях покупателей, проживающих  в разных географических районах. Достоинством такой организации сбыта является то, что такие смежные отделы, как рекламный, маркетинговых исследований, планирования ассортимента продукции, централизованны, т.е. входят в состав главного управления фирмой и обслуживают  все региональные группы сбыта продукции.

     Товарная  организация сбыта формируется, когда планируется реализация товаров  широкого ассортимента и различной  номенклатуры. Вся ответственность  за планирование и разработку стратегий  для реализации определенного продукта или группы продуктов возлагается  на управляющего продуктом (группой  продуктов). Управляющий сбытом организует разработку стратегии сбыта, прогноза и сметы сбыта, политики цен и  упаковки, мероприятий по рекламе  и стимулированию сбыта.

     Достоинство товарной организации сбыта –  возможность комплексной координации  сбыта по определенному продукту или товарной группе. Такая организация  сбыта целесообразна в первую очередь для очень крупных  фирм, которые имеют большой товарооборот по каждой группе товаров и каждому  виду товара. Однако с расширением  номенклатуры товаров значительно  возрастают затраты на содержание персонала, так как растет численность сотрудников.

     Отраслевая  организация сбыта применяется  для поставки однородной продукции  фирмам-потребителям различного профиля (машиностроение, энергетика, химия, текстильная  промышленность).

     Коммерческому директору подчиняются управляющие  сбытом продукции по каждой отрасли  промышленности. Количество специализированных отделов (групп) сбыта определяется числом обслуживаемых отраслей промышленности. В качестве уполномоченных по сбыту привлекаются торговые работники, имеющие инженерную или инженерно-экономическую подготовку по конкретной отрасли промышленности.

     Такая организация службы сбыта наиболее приемлема для реализации товаров  производственно-технического назначения и сырьевых продуктов.

     Комбинированная организация сбыта наиболее часто  используется организациями, экстенсивно  расширяющими предпринимательскую  и торговую деятельность.

     Комбинированная структура сбыта, как правило, более  гибкая и имеет высокую готовность к новым требованиям расширения номенклатуры производимой продукции, появлению новых рынков, новым  требованиям покупателей.

     От  того, какая будет принята и  использована организационная структура  сбыта, зависят во многом результаты деятельности не только сбытовой службы, но и организации в целом.

     Развитие  рыночных отношений, прогресс информатизации предпринимательства вызывают необходимость  и создают возможность формирования ориентированных на сближение производителя  и потребителя организационных  структур сбыта. Взаимодействие и взаимозависимость  производителя и потребителя  на конкретном рынке являются главными факторами построения адаптивных организационных  структур сбыта. Это обусловливается  условиями конкурентной борьбы, которые  складываются, на рынке, а также возникающей  перед сбытовыми организациями  необходимостью эффективно приспосабливаться  к постоянно меняющимся требованиям  внешней среды.

     Сбытовые  организационные структуры, как  органичный элемент системы организации  управления предпринимательством в  целом и маркетингом в частности  должны быть ориентированы на рост числа коммерческих сделок и потенциала имеющихся возможностей. Такие структуры  должны быть динамичны, обновляясь на краткосрочной, эпизодической и  поэтапной основах, иметь небольшое  количество иерархических уровней  и носить сетевой характер.

     В методологии построения сбытовых организационных  структур необходимо учитывать активизацию  перехода от строгой координации  бизнес – коммуникаций к индивидуальной инициативе и самостоятельности. Руководство  в такой структуре меняет не только свое место в иерархии управления сбытом, но и свои функции. Например, функция контроля заменяется функцией поддержки и стимулирования работников, вовлеченных в коммерческую деятельность. Главными действующими лицами в структуре  становятся торговые представители  и специалисты по сбыту, непосредственно  осуществляющие контакты с покупателями. Такая структура сбыта приближает торговую организацию к потребителю, позволяет своевременно реагировать  на все его требования.

Информация о работе Организация и планирование сбыта на предприятии