Основные функции менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 19:12, курсовая работа

Описание

Цель данной работы раскрытие основных функций менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций на конкретном предприятии.
В соответствии с поставленной целью, в работе, поставлены следующие задачи:
1. Дать определение основным функциям менеджмента и рассмотреть вопросы по их реализации на предприятии.
2. На конкретном примере предприятия ООО «Образ» рассмотреть проблему основных функций менеджмента.
3. Дать рекомендации по совершенствованию функций менеджмента на примере предприятия ООО «Образ».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты основных функций менеджмЕнта …...4
1.1 Теоретические аспекты функции менеджмента. Планирование…………………………….6
1.2 Теоретические аспекты функции менеджмента. Организация………………………………8
1.3 Теоретические аспекты функции менеджмента. Мотивация………………………………10
1.4 Теоретические аспекты функции менеджмента. Контроль………………………………...15
1.5 Теоретические аспекты функции менеджмента. Координация…………………………….17
Глава 2 Анализ деятельности предприятия ООО «Образ»…………………….18
2.1 Анализ структуры предприятия ООО «Образ»…………………………………18
2.2. Оценка эффективности реализации основных функций менеджмента на предприятии ООО «Образ»………………………………………………………………………………………25
2.2.1 Функция планирования……………………………………………………………………..29
2.2.2 Функция мотивации………………………………………………………………………...30
3 глава Рекомендации по повышению эффективности основных функций менеджмента…………………………………………………………………...32
3.1 Рекомендации по совершенствованию функций планирования и мотивации на ООО «Образ»……………………………………………………………………………………………..32
3.1.1 Совершенствование функции планирования……………………………………………...32
3.1.2 Совершенствование функции мотивации………………………………………………….35
3.2 Сводная таблица экономической эффективности и изменение основных экономических показателей с учетом внедрения рекомендаций………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………………………44
Список литературы…………………………………………………………………………45
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………47

Работа состоит из  1 файл

курсовик МАША.doc

— 538.00 Кб (Скачать документ)

     Потребности в безопасности и защищенности подразумевают защиту от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

     Потребности в принадлежности и причастности включают чувство принадлежности к чему-либо или кому-либо, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

     Потребности в признании и самоутверждении подразумевают самоуважение (личные достижения, компетентность), уважение со стороны окружающих.

     Потребности самовыражения - это потребности в реализации своих потенциальных возможностей.

     Практические выводы из концепции Маслоу:

- потребности высших уровней не могут стать мотивами, пока не будут    удовлетворены первичные потребности (первых двух уровней);

чем выше уровень потребностей, тем для меньшего числа людей они являются мотивами к активной деятельности;

  • неудовлетворенные потребности стимулируют работников, а удовлетворенные перестают воздействовать, поэтому их место занимают другие неудовлетворенные потребности;
  • удовлетворение какой-нибудь одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребности более высокого уровня.

     Теория двух факторов Фредерика Герцберга гласит, что процессы обретения удовлетворенности и нарастания неудовлетворенности с точки зрения вызывающих их факторов являются двумя различными процессами, т. е. к примеру факторы, которые вызывали рост неудовлетворенности, при их устранении приводили к увеличению удовлетворенности.

     Процесс «удовлетворенность - отсутствие удовлетворенности» в основном находится под влиянием факторов, связанных с содержанием работы, т. е. с внутренними по отношению к ней факторами. Данные факторы оказывают сильное мотивирующее воздействие на поведение человека. Их называют мотивирующими и рассматривают как самостоятельную группу потребностей, которую обобщенно называют группой потребностей в росте. К ней относят: достижение, признание, ответственность, продвижение, саму работу, возможность роста.

     Процесс «неудовлетворенность - отсутствие неудовлетворенности» определяется влиянием факторов, в основном связанных с окружением, в котором осуществляется работа. Это внешние факторы. Их отсутствие вызывает у работников чувство неудовлетворенности. В то же время наличие их не обязательно вызывает состояние удовлетворенности, т. е. они не играют мотивирующей роли. Их называют факторами «здоровья». Они могут быть рассмотрены как группа потребностей человека в устранении трудностей, желаний и проблем. К этим факторам относятся: заработная плата, безопасность и условия на рабочем месте, распорядок и режим работы, контроль со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными.

     Следовательно, при наличии у работников чувства неудовлетворенности менеджер должен обращать первостепенное внимание на факторы, которые ее вызывают, и делать все для ее устранения. В дальнейшем менеджер должен привести в действие мотивирующие факторы и пытаться добиваться высоких результатов труда через достижение работниками удовлетворенности.

     Кроме указанных содержательных теорий мотивации существуют также процессуальные теории. Они говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно мотивировать людей на достижение желаемых результатов. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения целей и выбирает вид поведения в процессе их реализации. Согласно этим теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.

     Признание получили следующие основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория равенства, модель мотивации Портера-Лоулера и концепция партисипативного управления. Согласно теории ожиданий наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. В этой теории система мотивации строится на количественных взаимосвязях между входом системы - затратами труда и ее выходом - степенью удовлетворенности вознаграждением за вложенный труд.

     Основная идея теории равенства, основателем которой является Стейси Адаме, состоит в том, что в процессе работы человек сравнивает то, как были оценены его действия, с тем, как были оценены действия других. И в зависимости от того, удовлетворен ли он своей сравнительной оценкой, человек изменяет свое поведение.

     Человек испытывает чувство удовлетворенности, если соблюдается равенство, поэтому стремится к его поддержанию.

     Если индивид считает, что вознагражден недостаточно или излишне, у него возникает чувство неудовлетворенности (во втором случае это чувство менее выражено), он теряет мотивацию.

     Следовательно, руководству следует обеспечить широкий доступ людей к информации о том, кто, за что и какое получает вознаграждение. Важно, чтобы существовала ясная система оплаты труда.

     Модель мотивации Портера-Лоулера основана на теориях ожиданий и равенства. Результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей и особенностей человека, осознания им своей роли в процессе труда. Уровень затрачиваемых усилий, в свою очередь, зависит от ценности вознаграждения и от того, насколько человек верит в получение вознаграждения и удовлетворение им.

     Концепция партисипативного управления основывается на следующем: если человек принимает участие в различной внутриорганизационной деятельности, то получает от этого удовлетворение и работает с большей отдачей, более качественно и производительно, так как:

  • это дает работнику доступ к принятию решений по вопросам, связанным с его работой в организации, тем самым мотивирует его к лучшему выполнению работы;
  • это приводит к большему вкладу работника в жизнь организации посредством более полного задействования человеческих ресурсов;
  • у работников появляется чувство собственника, повышается мотивация, они лучше выполняют принимаемые ими же решения;
  • создается атмосфера групповой, совместной работы, значительно улучшающая трудовую мораль и производительность.

     Такое управление может быть реализовано по нескольким направлениям, которые на практике обычно используются в определенной комбинации, так как связаны друг с другом. Более того, в такой комбинации они могут эффективно проявить себя. Примером могут служить известные кружки качества.

     Приведенные теории показывают, что на сегодня отсутствует какое-либо канонизированное учение, однозначно объясняющее то, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация. Каждая теория имеет определенное принципиальное отличие. Причем в этих теориях главным образом анализируются факторы, лежащие в основе мотивации, но мало внимания уделяется процессу мотивации.

     Очевидно, что система мотивации или стимулирования труда работника должна учитывать элементы всех рассмотренных теорий. Действия по мотивации должны включать экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива. К ним в первую очередь относятся:

  • разнообразие работы по содержанию;
  • рост и расширение профессиональной квалификации работающих;
  • удобные графики работы;
  • удовлетворение от полученных результатов;
  • возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля;
  • повышение ответственности работающих;

     -  продвижения по службе и т. д.

Следует помнить, что система вознаграждения, применяемая к одному работнику, может не подойти для другого. Менеджер должен уметь применять те или иные методы стимулирования к тем или иным работникам.

1.4 Теоретические аспекты функции менеджмента. Контроль

     Функция процесса управления «контроль» устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины.

     Как правило, контролируются не только количественные показатели, но и качественные. Контроль можно классифицировать:

  • по объектам контроля (предметы труда, средства производства, условия труда, документы и т. д.);
  • по исполнителям;
  • по принимаемому решению;
  • по возможности дальнейшего использования объектов контроля;
  • по типу отношений;
  • по признаку открытости;
  • по масштабу;
  • по методике проведения;
  • по способу получения и обработки информации;

    • по степени формализации (формальный или официальный и неформальный);

    •  по степени мотивационной значимости;

    • по объектам выполняемых операций (однофункцио-нальный и многофункциональный);

    •  по характеру (непрерывный и периодический);

  • по количеству контролируемых величин (единичный или одномерный и множественный или многомерный);
  • по степени охвата объектов контролем (сплошной или выборочный);
  • по режиму контроля (усиленный, ускоренный, нормальный и т. д.);
  • по времени контроля;
  • по регулярности осуществления контроля;
  • по периодичности выполнения контрольных операций;
  • по уровню механизации (автоматизации);
  • по стадиям жизненного цикла объекта.

     Контроль подразделяется также на текущий и заключительный. Контроль, осуществляемый на стадии хозяйственного процесса, носит название текущего. Задача его - оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений, возникающих в процессе выполнения хозяйственных операций и производственных заданий. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. При этом полученные результаты сравниваются с предусмотренными. Целью этого вида контроля является установление правильности, законности и экономической целесообразности производимых работ и хозяйственных операций, вскрытие недостатков и упущений в работе.

     Можно выделить основные принципы, которыми следует руководствоваться при осуществлении контроля, это:

  • ориентация контроля на результаты;
  • простота контроля;
  • своевременность контроля;
  • адекватность контроля контролируемой деятельности;
  • гибкость контроля;
  • стратегическая направленность контроля;
  • открытость контроля;
  • экономичность контроля;
  • эффективность контроля.

     Контроль обычно выполняется в четыре этапа:

  • на первом этапе устанавливаются стандарты, т. е. конкретные, поддающиеся измерению цели, имеющие временные границы;
  • на втором этапе путем сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений;
  • на третьем этапе полученные результаты сравниваются с заданными стандартами;
  • на четвертом этапе определяется, какие действия необходимо предпринимать.

     Главные инструменты выполнения функции контроля - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм, нормативов.

     Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть достаточно простым. Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. В этих условиях контроль становится менее жестким и более экономичным.

     Для осуществления контроля требуется учет выполнения всех планов, программ и заданий. Параметрами при этом могут быть количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Расход ресурсов желательно учитывать по всем видам ресурсов и товаров, стадиям жизненного цикла и подразделениям.

     К учету предъявляются следующие требования:

     • полнота сведений, т. е. ведение учета по всем элементам системы управления;

Информация о работе Основные функции менеджмента