Основы формирования социально-психологического климата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:00, курсовая работа

Описание

Знание социально-психологической теории и практики дает возможность эффективно руководить людьми, помогает правильно выработать стили взаимоотношений между руководителями и подчиненными. Понимание процессов усиливает способность руководителя предвидеть результаты своего воздействия на коллектив, повышает эффективность его усилий, компетентность решений. Поэтому формирование и совершенствование социально-психологического климата в коллективе – постоянная практическая задача руководителей любого ранга.

Работа состоит из  1 файл

Итог.docx

— 175.95 Кб (Скачать документ)

Приведем данные исследований, которые свидетельствуют о разных типах взаимодействия темпераментов [18]. Так, с холериком лучше всего уживается флегматик, потому что второй терпеливо переносит эмоциональные вспышки первого, и, кроме того, импонирует ему своей серьезностью, надежностью и ответственностью.

С сангвиником лучше  всего чувствует себя меланхолик: иррациональные переключения первого его не только не раздражают, а, наоборот, обеспечивают новыми интересными впечатлениями и отвлекают от грустных мыслей.

Хуже всего уживается  меланхолик с холериком. Холерическая разность и прямолинейность больно ранит чувствительного меланхолика, а немотивированные меланхолические перепады настроения выводят из себя неуравновешенного холерика. Получается замкнутый круг взаимных раздражений.

С сангвиником плохо  уживается флегматик. В силу своей  рациональной инертности флегматик никак не поспевает за динамичным и оживленным сангвиником. С другой стороны, динамизм сангвиника в глазах флегматика выглядит как поспешность, поверхностность, необязательность. Взаимные претензии друг к другу не замедлят проявиться.

Кроме крайних позиций  темпераментного взаимодействия есть и промежуточные. Частично совместимы, например, холерик с сангвиником. Напряженность может возникнуть, в частности, из-за того, что оба экстраверты и поэтому в одинаковой степени стремятся лидировать. Но она же может быть снята за счет того, что сангвиник, как гибкий тип, просто сумеет уйти в сторону от назревающего конфликта.

Флегматик частично совместим с меланхоликом. В таком союзе неизбежно будет присутствовать сочувствие и уважение к внутреннему миру другого человека, но в то же время нарастать отчужденность из-за недостатка инициативности.

И в первом, и во втором случаях  для сохранения баланса необходимо подстраиваться друг под друга, причем это должны делать обе стороны  в равной мере.

И, наконец, о том, какая  получится взаимность, если встретятся два одинаковых темперамента. Для этого вида отношений характерен широкий разброс показателя совместимости. Легче всего уживаются два сангвиника, так как представители этих темпераментов не заклиниваются на разногласиях. На втором месте по уживчивости – терпеливые  флегматики, на третьем — чувствительные меланхолики, и труднее всего приходится двум холерикам, потому что оба активны и не могут управлять своими эмоциями.

Психологическая совместимость  приобретает первостепенное значение в условиях продолжительной изоляции группы. Нередко в этих условиях складывается такой климат, что не выдерживают и сильнейшие.

Несовместимость проявляется  в стремлении членов коллектива избегать друг друга, а в случае неизбежности контактов к отрицательным эмоциональным состояниям и даже к конфликтам.

Важным фактором, воздействующим на социально-психологический климат коллектива, является характер официальных организационных связей между его членами – формальная  структура. Сопоставим деятельность машинистов башенного крана и работников конвейера. Машинисту необходимо проводить весь свой рабочий день изолированно от членов строительной бригады, не вступая с ними в контакты, не общаясь. Гораздо больше непосредственных контактов с членами бригады имеют работники конвейера при выполнении своих операций. Характер официальных связей на конвейере допускает также переход с одной операции на другую (согласовав с бригадиром), что уменьшает монотонность работы и расширяет сферу общения. Данные исследования показывают, что влияние специфики организационных связей проявляются по-разному в первом и втором случаях. Так, большинство опрошенных машинистов башенных кранов, которые работают на высоте до 100 м, указали, что работа в условиях одиночества оказывает на них травмирующее воздействие. У работников конвейера исследователи отмечают высокую степень чувства коллективизма [59].

Наряду с системой официального взаимодействия на социально-психологический  климат коллектива большое влияние  оказывает его неофициальная (неформальная) организационная структура. Безусловно, товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют иной «климат», нежели недоброжелательные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах. Исследования показывают, что из опрошенных, имеющих друзей на данном предприятии, 63,4 % ответили, что у них обычно бывает хорошее настроение на работе. Опрошенные, которые заявили, что не имеют на своем предприятии друзей, о личном хорошем настроении на работе говорили лишь 45,4 %. Следует отметить, что 77,7 % опрошенных, имеющих на заводе друзей, выразили удовлетворенность работой. В то же время среди лиц, не имеющих здесь друзей, были удовлетворены работой только 67,7 % [59].

На формирование социально-психологического климата влияет также стиль работы руководителя коллектива.

А.К. Семенов, Е.П. Маслова  считают, что социально-психологический климат «способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств работника, необходимых в бизнесе: готовность к постоянной инновационной деятельности, умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению квалификации, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры» [60].

Социально-психологический  климат формируется в процессе совместной деятельности людей и проявляется в их поведении, произвольных и непроизвольных реакциях друг на друга, в способах общения. Социально-психологический климат есть результат отражения материальных, организационно-управленческих и психологических условий в совместной деятельности и сознательном отношении друг к другу. Одной из форм проявления социально-психологического климата является сработанность между членами коллектива в совместной деятельности.

Сработанность есть результат  координированного взаимодействия участников деятельности. Степень сработанности свидетельствует о рациональном распределении труда между членами трудового коллектива соответственно технологической цепочке процесса производства. Недостаточное развитие этого явления порождает производственные и межличностные конфликты, которые выступают одной из форм проявления социально-психологического климата.

Уровень конфликтности  в коллективе зависит от степени  согласия между его членами по вопросам совместной работы. «Согласие  определяется как единомыслие, общность точек зрения, единодушие и дружеские отношения».

Согласие предполагает взаимное принятие мнений, поддержку  позиций других членов коллектива по отношению к общим объектам взаимодействия, наличие единых способов взаимодействия и целей деятельности. Оно позволяет объединить усилия коллектива в едином направлении. Разногласия затрудняют координацию деятельности, приводят к дестабилизации отношений в коллективе, ухудшению социально-психологического климата. Согласие служит ярким показателем благоприятного состояния социально-психологического климата и является предпосылкой сплоченности людей.

Сплоченность характеризует  меру внутреннего единства коллектива и способность противостоять внешним воздействиям. Сплоченность отражает органическую взаимосвязанность всех членов малой группы и выражает стремление каждого неукоснительно следовать целям деятельности всего коллектива. Усложнение условий деятельности, порождая новые и неожиданные проблемы, может привести к рассогласованию в поведении людей, их мнениям и, как следствие, к разрозненности в их поступках, что приводит к резкому ухудшению взаимоотношений, неблагоприятно сказывающемуся на социально-психологическом климате. Сплоченность основывается на единстве взглядов, убеждений, общности целей и единстве способов их достижения, на гуманных мотивах человеческого поведения и деятельности. Сплоченность коллектива возрастает по мере достижения психологической совместимости его работников.

Совместимость людей предполагает такое оптимальное сочетание  их качества, при котором обеспечивается наибольшая эффективность их деятельности в коллективе. При этом имеются в виду все качества личности, характеризующие ее структуру. Поэтому можно говорить о совместимости мировоззренческих установок и взглядов, мотивов, потребностей, интересов, способностей, знаний, опыта, характеров, воли, чувств, отношений и т.д.

Все указанные ранее  формы проявления социально-психологического климата интегрируются в личных взаимоотношениях дружбы как высшей формы развития психологического восприятия людей. Дружба это форма устойчивых взаимоотношений людей, характеризующаяся взаимной привязанностью участников, стремлением быть вместе, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Она возникает на основе близкого общения, совместной деятельности, общности интересов, убеждений, склонностей, мироощущения. Дружеские отношения выражаются в устойчивой связи между людьми в процессе работы и в быту, во взаимопомощи и поддержке друг друга, глубоком взаимном понимании, сочувствии, уважении и доверии. Этим отношениям соответствуют чувства взаимного доброжелательства, расположения, симпатии, привязанности.

Одной из форм проявления социально-психологического климата  в коллективе является самооценка. Человек может понять собственную ценность, если его дела обретают общественную значимость, ценность для людей, с которыми он общается, грудится и живет. Его самооценка вырастает на основе тех отношений, которые складываются у него с окружающими его людьми. Через взаимоотношения он осознает свою общественную ценность. Таким образом, самооценка - это нравственная оценка личностью своих собственных поступков, действий, моральных качеств, убеждений, мотивов.

К видам проявления социально-психологического климата следует относить самочувствие и настроение членов коллектива. Самочувствие это ощущение физиологической и  психологической комфортности внутреннего  состояния человека. Настроение представляет собой «сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния  умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида». Оно является одной из наиболее значительных сил, побуждающих людей к деятельности, накладывающих отпечаток па поведение различных групп и коллективов. «Психологическое самочувствие и настроение, характеризуя психическое состояние людей, свидетельствует о качестве социально-психологического климата в коллективе».[1,с.7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел  2 Организационно-экономическая характеристика  Борисовского консервного завода.

 

2.1 Характеристика предприятия

Борисовский консервный завод был основан в 1946 году с целью организации в регионе производства по переработке фруктов и овощей. В 1979 году завод был перемещён на новые, ныне существующие производственные мощности.

МОУП  «Борисовский консервный завод» относится к коммунальной собственности Минской области. Органом по управлению и распоряжению имуществом предприятия является Минский облисполком. МОУП «Борисовский консервный завод» входит  в состав ГУ «Миноблплодоовощторг».

Согласно  решению Миноблисполкома от 22.06.2006.года № 600 МОУП «Борисовский консервный завод» был реорганизован путём присоединения к нему КТУП «Борисовский плодоовощторг» и МОУП «Борисовский завод безалкогольных напитков».

В структуре  предприятия - консервный цех, цех концентрированных  соков, фабрикатный участок, торгово – заготовительный цех, цех разлива вина, приготовления и разлива безалкогольной продукции, цех сельскохозяйственного производства, а также производственная лаборатория, механическая мастерская, склады, транспортный цех и котельная. Предприятие имеет столовую и медпункт.

На протяжении всей истории развития предприятие  расширяло масштабы производства и  ассортимента выпускаемой продукции, внедряло передовые технологии, создавало  новые рабочие места. В 1989 году была установлена линия «Унипектин» по безотходной переработке яблок и ягод и производству концентрированных соков. В целях увеличения объёмов производства соков и напитков и улучшения качества их упаковки на предприятии внедрена линия по розливу соков в упаковку «Тетра Пак» ёмкостью 0,2 и 1,0 литр. Предприятие освоило производство консервов в современную стеклобанку типа «Твист-офф» для улучшения внешнего вида продукции и лучшего продвижения продукции на внешний рынок.

На алкогольно–безалкогольном производстве произведена реконструкция бывшего цеха по производству хлебного кваса бочкового под цех первичного виноделия для сбраживания соков.

В настоящее  время МОУП «Борисовский консервный завод» является базовым предприятием в Минской области по производству плодоовощных консервов и соков из местных видов сырья. Уровень использования производственных мощностей составил 100%. Значительная часть продукции фасуется в современную упаковку и занимает достойное место не только на рынке Республики Беларусь, но и экспортируется в Российскую Федерацию, Польшу, страны Евросоюза.

Информация о работе Основы формирования социально-психологического климата