Основы формирования социально-психологического климата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:00, курсовая работа

Описание

Знание социально-психологической теории и практики дает возможность эффективно руководить людьми, помогает правильно выработать стили взаимоотношений между руководителями и подчиненными. Понимание процессов усиливает способность руководителя предвидеть результаты своего воздействия на коллектив, повышает эффективность его усилий, компетентность решений. Поэтому формирование и совершенствование социально-психологического климата в коллективе – постоянная практическая задача руководителей любого ранга.

Работа состоит из  1 файл

Итог.docx

— 175.95 Кб (Скачать документ)

Вместе с официальной  или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального характера, формирующаяся как система межличностных предпочтений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Для социометрического  исследования важно, что любая структура  неформального порядка, хотим мы этого или не хотим, всегда в тех или иных отношениях проецируется на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияет на сплоченность коллектива, его результативность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

Наиболее общей задачей  социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Социометрический тест позволяет, конечно, исследовать эти проблемы весьма приблизительно и лишь с определенной степенью надежности. Однако дополненный данными наблюдений и эксперимента он выступает удобным средством для быстрого и технически достаточно простого проникновения во внутреннее строение группы. Одноактная социометрия дает лишь «срез», приблизительную «фотографию» групповой структуры, а многоактная – характер ее изменения.

Социометрические исследования, проводимые в производственных коллективах бригад, ферм и других подразделениях предприятий, могут дать ценный материал для теоретической и практической разработки необходимых мероприятий социального развития производственных коллективов.

По полученным результатам  социометрического опроса строят со-циоматрицу, социограмму и вычисляют так называемые социометрические индексы.

Первым этапом обработки  и анализа результатов социометрического опроса является построение социоматрицы, т.е. сведение всех результатов опроса с индивидуальных социометрических карточек (анкет) в общую таблицу.

Социоматрица представляет собой квадратную таблицу размера п х п, где п число людей в группе. Это матрица связей, с помощью которой анализируются внугриколлективистские отношения.

Она строится по следующему принципу: в горизонтальных строках, которых столько же, сколько членов в изучаемом коллективе, указываются выборы j - членов (кто выбирает), а в вертикальных столбцах число полученных выборов теми же лицами, но в роли выбираемых членов. Социограмма фиксирует отношения членов коллектива друг к другу. Из анкет (социометрических карточек) данные опроса переносятся в социоматрицу (сводную таблицу). При этом обычно положительный выбор отмечается значком «+», отрицательный - «-», нейтральный (безразличный) - «О».

Социоматрица дает возможность произвести анализ существующих связей путем преобразования матриц.

Наиболее наглядным  способом представления структуры  взаимоотношений является социограмма, впервые предложенная Морено в 1934 году [42].

Социограмма (от лат. societas общество и греч. gramma - черта, линия) это схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий (вопрос). Она дает возможность более глубокого описания и наглядного представления структуры межличностных отношений в коллективе, позволяет произвести их сравнительный анализ в пространстве на некоторой плоскости с помощью специальных знаков. Социограмма - это рисунок, на котором члены группы могут изображаться точками, а выборы - линиями со стрелками (из точки х проводится линия с направленной стрелкой выбора в точку у, если х выбирает у).

Это социограммы произвольного вида. Они показывают комбинацию связей с наиболее удобным расположением членов группы по результатам выборов. Используются социограммы так называемого локограммного вида (от лат. locus - место): заранее располагают на плоскости членов группы так, чтобы это расположение моделировало их действительное местоположение в том помещении, где происходит основная деятельность группы, например, в помещении цеха, конторы, учебной аудитории и пр.

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки (социометрические группы) составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более человек.

Однако социограмма обладает рядом недостатков. Наглядность ее быстро уменьшается с ростом числа людей в группе, кроме того, построение социограммы это процесс нестандартизированный, субъективный, социограммы одной и той же группы, построенные разными исследователями, могут выглядеть очень непохожими.

Было предпринято много  попыток увеличить наглядность  социограммы и стандартизировать способы ее построения. Нортвей предложила концентрическую социограмму - «мишень». Такая социограмма представляет собой концентрические окружности с точками, изображающими членов группы таким образом, чтобы ближе к центру были расположены индивиды, получившие большее число выборов (например, проводился четыре окружности, в первом круге располагают первую четверть лиц, проранжированных в порядке убывания полученных выборов, во второй окружности - вторую четверть, в третьей третью и, наконец, в последней - лиц, получивших меньше всего выборов). Таким образом, чем выше положительный статус, тем ближе к центру круга располагаются члены группы, и наоборот. Дальнейшим усовершенствованием было введение секторов для разделения лиц по полу, этнической принадлежности и другим признакам. Однако все то, что можно изобразить на концентрической социограмме, можно показать и на обыкновенной, если использовать для изображения членов группы не точки, а различные геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги и т.п.). Предлагалось также ввести расстояние между членами группы так, чтобы взаимному выбору соответствовало минимальное расстояние, взаимной антипатии - максимальное, а затем размещать членов группы на плоскости в соответствии с вычисленными расстояниями. Однако уже для группы, состоящей из четырех человек, расстояния могут оказаться такими, что изобразить все связи на плоскости будет невозможно, потребуется 3-мерное пространство, а для большого числа людей в группе даже трехмерного пространства может быть недостаточно. Предлагались также трехмерные социограммы, социограммы с разноцветными линиями и т.д., однако эти предложения не избавили социограмму от недостатков (Линдсей; Бирн).

Социоматрицы обладают гораздо меньшей наглядностью, чем социограммы. однако использование социоматриц можно трактовать как обыкновенные матрицы и применять теорию матриц. Удобство применения матриц во многом обусловлено тем, что для них определено возведение в степень, причем элементы матрицы n-й степени указывают на число путей длины n (например, сумма элементов, стоящих на диагонали квадрата социоматрицы, равна числу взаимных выборов в группе). С помощью возведения матрицы в степень можно найти подгруппу, все члены которой выбирают друг друга (число связей между членами каждой подгруппы максимально - Фестингер, Льюс и Перри. Изучение подгрупп социоматрицы могут применяться также для упорядочивания предпочтений, в частности, для максимилизации концентрации положительных выборов у главной диагонали (Катц). Кроме того, по социоматрице удобно вычислять социометрические индексы.

Представление результатов  социометрического опроса в количественном выражении осуществляется с помощью вычисления социометрических индексов (коэффициентов).

«Социометрические индексы  представляют собой число выборов  какого-либо определенного вида, пронормированное (для возможности сравнения с аналогичными индексами, полученными в результате экспериментов с другими коллективами) на общее количество возможных выборов данного типа». Это количественные показатели, характеризующие структуру группы в целом, либо положение отдельных членов в структуре группы.

Различают два типа социометрических индексов - персональные (индивидуальные) и групповые. Персональные делятся на объективные (содержащие информацию о числе выборов, сделанных данным членом коллектива от остальных), субъективные (содержащие информацию о числе выборов, полученных данным членом коллектива) и смешанные (сконструированные из сведений, характеризующих количество как отданных, так и полученных выборов). К числу социометрических коэффициентов (индексов) следует отнести коэффициенты сплоченности, психологической напряженности, нейтральности, групповой взаимной совместимости, эмоциональной положительной экспансивности, положительного и отрицательного статуса индивида и др. Социометрические индексы представляют собой наиболее сильное средство анализа собранной информации, позволяющее использовать для ее обработки количественные методы математической статистики.[1,с.43]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Социометрические показатели, их определение и эффективность труда

Результаты труда первичного коллектива, его продуктивность во многом зависят от уровня его сплоченности, от характера сложившегося в нем социально-психологического климата.

Одним из важнейших социометрических показателей и форм проявления социально-психологического климата является сплоченность коллектива. От уровня сплоченности во многом зависят результаты труда первичного коллектива, его продуктивность.

Сплоченность коллектива это один из процессов групповой  динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членом. В качестве конкретных показателей сплоченности, как правило, рассматриваются:

1) уровень взаимной симпатии  в межличностных отношениях, чем большее количество членов группы нравятся друг другу, отдают предпочтение при выборе партнера по совместной работе, тем выше ее сплоченность;

2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов — чем  больше число тех людей, кто  удовлетворен своим пребыванием в группе, т.е. для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила ее притяжения, а, следовательно, и сплоченность.

По данным НИИ труда, неблагоприятные взаимоотношения  между работниками наблюдаются при значении коэффициента психологической напряженности (F) выше 0,3; сплоченности (Ас) ниже 0,4.

Социологические исследования убедительно показали, что при  одинаковых производственных условиях, сходном профессионально-квалификационном и образовательном составе работников, в сплоченных коллективах наблюдаются высокие, стабильно возрастающие показатели производительности труда, в то время как в разобщенных коллективах, где официальные отношения не дополняются позитивными межличностными контактами, эти показатели значительно ниже. В среднем различие в уровне производительности труда в таких коллективах составляет 8 - 10 %, а в отдельных случаях - 50 - 60 %.

Можно выделить следующие механизмы влияния сплоченности первичных производственных коллективов на продуктивность их труда:

    1. в сплоченном коллективе, где развита поддержка и взаимопомощь, приятнее работать. Удовлетворенность коллективом переносится и на процесс труда, что стимулирует каждого работника, повышает продуктивность его труда. Если у кого-то не ладится с работой, он получает необходимую помощь и сам ее оказывает другим. Такое обращение становится в коллективе нормой и встречает положительную реакцию. Другие работники сами предлагают свою помощь, как только замечают необходимость в ней. Здесь особенно сказывается позитивная роль малых референтных групп: психологическая совместимость их сотрудников, положительный характер эмоциональных установок, общности интересов и потребностей, отсутствие выраженных эгоцентрических установок - эти и другие факторы, как доказано экспериментальными работами психологов, содействуют эффективности груда;
    2. взаимопомощь и взаимная требовательность способствуют развитию подлинной состязательности, что обусловливает не просто интенсификацию труда, а рационализацию трудовых процессов, совершенствование инструментов, оборудования, технологии, организации труда;
    3. сплоченный коллектив отличается высокой стабильностью своего состава. Число желающих перейти на другую работу здесь обычно не превышает 10%, в то время как в разобщенных коллективах оно достигает 80% и более.

Сплоченность коллектива как фактор его продуктивности может проявляться  постепенно, отражая процессы роста, преодоления незрелости, разрешение конфликтов. Поэтому сплоченный коллектив - это залог того, что его продуктивность будет возрастать, даже если в данный момент она невысока.

Информация о работе Основы формирования социально-психологического климата