Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:00, курсовая работа
Знание социально-психологической теории и практики дает возможность эффективно руководить людьми, помогает правильно выработать стили взаимоотношений между руководителями и подчиненными. Понимание процессов усиливает способность руководителя предвидеть результаты своего воздействия на коллектив, повышает эффективность его усилий, компетентность решений. Поэтому формирование и совершенствование социально-психологического климата в коллективе – постоянная практическая задача руководителей любого ранга.
Таблица 4.6.
Влияние степени сплоченности и групповой совместимости на результаты деятельности звеньев по возделыванию льна в СПК им. Мичурина.
| НОМЕР ЗВЕНА | Коэффициенты | урожай льноволокна, ц/га | |
| сплоченности | групповой совместимости | ||
| 1 | 0,77 | 0,81 | 7,1 | 
| 2 | 0,75 | 0,79 | 7,2 | 
| 3 | 0,62 | 0,69 | 5,5 | 
| 4 | 0,62 | 0,68 | 5,1 | 
| 5 | 0,59 | 0,68 | 3,8 | 
| 6 | 0,64 | 0,76 | 5,9 | 
Преимущества этого метода заключается в следующем:
Показателем, характеризующим структуру взаимоотношений, является также так называемая интегративность, которая отражает способность сохранять свою структуру и функции [49]. Степень интегративности определяется на основании социометрического опроса по формуле
где Ки - коэффициент степени интегративности;
по - число отрицательных выборов;
т - общее число возможных взаимных выборов. Используя табл.4.2, подставляем данные в формулу и получаем:
Чем выше степень интегративности трудовых коллективов, тем они более способны к успешной деятельности.
Степень интегративности коллектива определяется многими обстоятельствами как организационно-экономического, так и психологического плана. Среди психологических факторов большое значение имеют психологическая совместимость членов коллектива, общность их интересов и потребностей, взаимовнушаемость, правильный подбор руководителя. Большую роль в создании этих условий играет воспитательная работа, направленная на формирование сознательного отношения к труду.
Сопоставление количественно выраженных социально-психологических показателей коллективов с результатами их производственной деятельности показало, что в звеньях, где выше коэффициент сплоченности и групповой совместимости, как правило, при прочих равных условиях выше урожай льноволокна (табл. 4.6). Характерно, что и качество проданной государству льнотресты оказалось выше в тех звеньях, где дружнее и сплоченнее коллектив, где более благоприятный, доброжелательный социально-психологический климат.
В производственных условиях результаты исследований, во-первых, могут быть использованы для совершенствования межличностных отношений в коллективе как одного из важнейших условий повышения производственных показателей. Кроме этого, улучшение внутриколлективных отношений - одна из важнейших социальных функций руководителя первичного коллектива. Следует иметь в виду, что улучшение межличностных отношений может быть и самоцелью, так как это повышает комфортабельность, доброжелательность межличностной атмосферы. Это уже само по себе имеет важное значение, так как способствует уменьшению и нормализации психологической напряженности людей, укреплению здоровья.
Во-вторых, социометрические измерения позволяют выявить неформальные группы и действительных лидеров, которых можно затем рекомендовать для избрания или назначения в качестве руководителей первичных коллективов (звеньевыми, бригадирами, зав. фермами), способных улучшить СПК и повысить эффективность деятельности коллектива. Менеджер может опираться в своей работе на лидеров в качестве помощников не только по вопросам улучшения внутриколлективистских отношений, но в повышении дисциплины и результативности труда. Немецкий ученый Герман Шредер пишет: «Современные исследования свидетельствуют о том, что оказать воздействие на производительность группы может не всякий работник, назначенный руководством фирмы, а только неформальный лидер, пользующийся всеобщим влиянием и уважением».[1,с.50]
Раздел 5. Результаты исследования социально-психологического климата, их практическая значимость и использование в совершенствовании межличностных отношений.
5.1. Результаты исследования 
В коллективах №1 и №2 «Борисовского консервного завода» были проведены социометрические опросы по изучению межличностных отношений по критерию совместной работы и непосредственному личностному восприятию внутриколлективистских отношений. По данным опроса были составлены социоматрицы (табл. 5.1 и 5.2.) по каждому коллективу. (Табл. 5.2 5.1.)
Таблица 5.1.
Матрица 
межличностных отношений в 
| ФИО | Павлючик З.В. | Андронович В.В | Мартынкевич Л.А. | Бобр С.В. | Децук Т.П. | Малышиц Т.И. | Новик Д.В. | Тарелко А.А. | Сорока Т.В. | Еременко А.Н. | Карпик Н.И. | Гриневич Г.И. | ∑ + | ∑ - | ∑ 0 | Всего | 
| Павлючик З.В. | 0 | 0 | + | 0 | 0 | 0 | + | 0 | + | - | + | 4 | - | 6 | 11 | |
| Андронович В.В. | + | + | + | + | 0 | + | + | + | + | 0 | + | 9 | - | 2 | 11 | |
| Мартынкевич Л.А. | + | + | + | + | 0 | + | 0 | - | 0 | - | + | 6 | 2 | 3 | 11 | |
| Бобр С.В. | + | 0 | + | + | + | + | + | + | 0 | 0 | 0 | 7 | - | 4 | 11 | |
| Децук Т.П. | + | + | 0 | + | + | 0 | - | + | + | - | + | 7 | 2 | 2 | 11 | |
| Малышиц Т.И. | + | 0 | + | + | + | + | + | - | + | 0 | + | 8 | 1 | 2 | 11 | |
| Новик Д.В. | + | + | - | + | + | + | + | 0 | 0 | + | + | 8 | 1 | 2 | 11 | |
| Тарелко А.А. | 0 | + | + | + | 0 | + | + | 0 | + | + | - | 7 | 1 | 3 | 11 | |
| Сорока Т.В. | + | + | - | + | + | + | + | - | + | 0 | 0 | 7 | 2 | 2 | 11 | |
| Еременко А.Н. | 0 | + | 0 | + | - | 0 | + | + | + | + | + | 7 | 1 | 3 | 11 | |
| Карпик Н.И. | - | + | + | - | 0 | 0 | 0 | 0 | + | + | - | 4 | 3 | 4 | 11 | |
| Гриневич Г.И. | + | 0 | 0 | - | - | + | 0 | + | 0 | + | 0 | 4 | 2 | 5 | 11 | |
| ∑+ | 8 | 7 | 5 | 9 | 6 | 6 | 7 | 7 | 5 | 8 | 3 | 7 | 78 | |||
| ∑- | 1 | - | 2 | 2 | 2 | - | - | 2 | 2 | - | 3 | 2 | 16 | |||
| ∑ 0 | 2 | 4 | 4 | - | 3 | 5 | 4 | 2 | 4 | 3 | 5 | 2 | 38 | |||
| Всего | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 132 | 
Таблица 5.2
Матрица межличностных отношений в коллективе №2 «Борисовского консервного завода»
| ФИО | Грабинская Р.И. | Данилюк С.В. | Рыжко В.И. | Добрынец В.М. | Граник Е.И. | Ярощик Н.К. | Кондратюк М.И. | Чеб И.А. | Савицкая Е.М. | Мартынкевич М.М. | ∑ + | ∑ - | ∑ 0 | Всего | 
| Грабинская Р.И. | + | 0 | + | 0 | 0 | + | 0 | + | + | 5 | - | 4 | 9 | |
| Данилюк С.В. | + | + | + | - | + | 0 | - | + | 0 | 5 | 2 | 2 | 9 | |
| Рыжко В.И. | + | + | - | 0 | + | 0 | + | + | + | 6 | 1 | 2 | 9 | |
| Добрынец В.М. | 0 | 0 | + | + | + | 0 | 0 | + | 0 | 4 | - | 5 | 9 | |
| Граник Е.И. | + | 0 | 0 | + | + | 0 | - | + | + | 5 | 1 | 3 | 9 | |
| Ярощик Н.К. | + | + | + | 0 | + | + | - | + | 0 | 6 | 1 | 2 | 9 | |
| Кондратюк М.И. | + | + | + | - | + | + | 0 | + | 0 | 6 | 1 | 2 | 9 | |
| Чеб И.А. | + | + | + | - | 0 | + | 0 | - | + | 5 | 2 | 2 | 9 | |
| Савицкая Е.М. | + | 0 | + | + | + | 0 | + | + | + | 7 | - | 2 | 9 | |
| Кравчук М.М. | 0 | + | 0 | + | + | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | - | 6 | 9 | |
| ∑ + | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 | 6 | 3 | 2 | 7 | 5 | 52 | |||
| ∑ - | - | - | - | 3 | 1 | - | - | 3 | 1 | - | 8 | |||
| ∑ 0 | 2 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 6 | 4 | 1 | 4 | 30 | |||
| Всего | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 90 | 
Анализ данных 
таблиц позволяет получить не только 
качественную, но и количественную 
информацию о внутригрупповых 
В коллективе №1 таким лидером является Бобр С.В. При этом ее официальное положение – заведующая – совпадает с социометрическим статусом. Также большое количество голосов отдали Павлючик З.В. и Антонович Р.И. , это означает, что они – ближайшие претенденты в социометрические лидеры.
В коллективе №2 таких лидеров оказалось 2: Грабинская О.Г. и Савицкая Е.М.. Грабицкая занимает должность заведующей. Таким образом, ее официальное положение совпадает с социометрическим статусом. А вот Савицкая – это неформальный лидер коллектива.
Названные выше люди обладают наибольшей притягательностью по критерию совместной работы.
Число выборов 
каким-либо человеком (он выбирал) говорит 
о степени и характере его 
потребности в общении с 
Так, в коллективе №1 большую потребность в общении испытывают Андронович, Малышин и Новик. А вот Карпик и Гриневич не стремятся наладить социальные отношения с другими лицами.
В коллективе №2 «социальная атмосфера» более «прохладная». Степень потребности в общении между людьми значительно ниже, чем в коллективе №1.
С целью большей 
наглядности изображение 
Сплошные линии показывают положительный выбор, пунктирные – отрицательный выбор. На социограмме наглядно видна сложная неформальная структура отношений. В коллективе сложилось несколько неформальных групп.
Одним из показателей социально-психологического климата является степень сплоченности коллектива, который показывает органическую взаимосвязанность всех членов коллектива друг с другом.
Данные таблиц 
5.1. и 5.2. позволяют определить ряд 
социометрических показателей, которые 
характеризуют состояние 
Коэффициент сплоченности Кс:
Kc = = = 0,59
Коэффициент психологической напряженности V:
V = = = 0,12
Коэффициент нейтральности N:
N = = = 0,29.
Для проверки правильности расчетов используется сумма этих трех коэффициентов, которая должна быть равна 1:
0,59+0,12+0,29=1
Информация о работе Основы формирования социально-психологического климата