Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:00, курсовая работа
Знание социально-психологической теории и практики дает возможность эффективно руководить людьми, помогает правильно выработать стили взаимоотношений между руководителями и подчиненными. Понимание процессов усиливает способность руководителя предвидеть результаты своего воздействия на коллектив, повышает эффективность его усилий, компетентность решений. Поэтому формирование и совершенствование социально-психологического климата в коллективе – постоянная практическая задача руководителей любого ранга.
Таблица 4.6.
Влияние степени сплоченности и групповой совместимости на результаты деятельности звеньев по возделыванию льна в СПК им. Мичурина.
НОМЕР ЗВЕНА |
Коэффициенты |
урожай льноволокна, ц/га | |
сплоченности |
групповой совместимости | ||
1 |
0,77 |
0,81 |
7,1 |
2 |
0,75 |
0,79 |
7,2 |
3 |
0,62 |
0,69 |
5,5 |
4 |
0,62 |
0,68 |
5,1 |
5 |
0,59 |
0,68 |
3,8 |
6 |
0,64 |
0,76 |
5,9 |
Преимущества этого метода заключается в следующем:
Показателем, характеризующим структуру взаимоотношений, является также так называемая интегративность, которая отражает способность сохранять свою структуру и функции [49]. Степень интегративности определяется на основании социометрического опроса по формуле
где Ки - коэффициент степени интегративности;
по - число отрицательных выборов;
т - общее число возможных взаимных выборов. Используя табл.4.2, подставляем данные в формулу и получаем:
Чем выше степень интегративности трудовых коллективов, тем они более способны к успешной деятельности.
Степень интегративности коллектива определяется многими обстоятельствами как организационно-экономического, так и психологического плана. Среди психологических факторов большое значение имеют психологическая совместимость членов коллектива, общность их интересов и потребностей, взаимовнушаемость, правильный подбор руководителя. Большую роль в создании этих условий играет воспитательная работа, направленная на формирование сознательного отношения к труду.
Сопоставление количественно выраженных социально-психологических показателей коллективов с результатами их производственной деятельности показало, что в звеньях, где выше коэффициент сплоченности и групповой совместимости, как правило, при прочих равных условиях выше урожай льноволокна (табл. 4.6). Характерно, что и качество проданной государству льнотресты оказалось выше в тех звеньях, где дружнее и сплоченнее коллектив, где более благоприятный, доброжелательный социально-психологический климат.
В производственных условиях результаты исследований, во-первых, могут быть использованы для совершенствования межличностных отношений в коллективе как одного из важнейших условий повышения производственных показателей. Кроме этого, улучшение внутриколлективных отношений - одна из важнейших социальных функций руководителя первичного коллектива. Следует иметь в виду, что улучшение межличностных отношений может быть и самоцелью, так как это повышает комфортабельность, доброжелательность межличностной атмосферы. Это уже само по себе имеет важное значение, так как способствует уменьшению и нормализации психологической напряженности людей, укреплению здоровья.
Во-вторых, социометрические измерения позволяют выявить неформальные группы и действительных лидеров, которых можно затем рекомендовать для избрания или назначения в качестве руководителей первичных коллективов (звеньевыми, бригадирами, зав. фермами), способных улучшить СПК и повысить эффективность деятельности коллектива. Менеджер может опираться в своей работе на лидеров в качестве помощников не только по вопросам улучшения внутриколлективистских отношений, но в повышении дисциплины и результативности труда. Немецкий ученый Герман Шредер пишет: «Современные исследования свидетельствуют о том, что оказать воздействие на производительность группы может не всякий работник, назначенный руководством фирмы, а только неформальный лидер, пользующийся всеобщим влиянием и уважением».[1,с.50]
Раздел 5. Результаты исследования социально-психологического климата, их практическая значимость и использование в совершенствовании межличностных отношений.
5.1. Результаты исследования
В коллективах №1 и №2 «Борисовского консервного завода» были проведены социометрические опросы по изучению межличностных отношений по критерию совместной работы и непосредственному личностному восприятию внутриколлективистских отношений. По данным опроса были составлены социоматрицы (табл. 5.1 и 5.2.) по каждому коллективу. (Табл. 5.2 5.1.)
Таблица 5.1.
Матрица
межличностных отношений в
ФИО |
Павлючик З.В. |
Андронович В.В |
Мартынкевич Л.А. |
Бобр С.В. |
Децук Т.П. |
Малышиц Т.И. |
Новик Д.В. |
Тарелко А.А. |
Сорока Т.В. |
Еременко А.Н. |
Карпик Н.И. |
Гриневич Г.И. |
∑ + |
∑ - |
∑ 0 |
Всего |
Павлючик З.В. |
0 |
0 |
+ |
0 |
0 |
0 |
+ |
0 |
+ |
- |
+ |
4 |
- |
6 |
11 | |
Андронович В.В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
9 |
- |
2 |
11 | |
Мартынкевич Л.А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
0 |
- |
0 |
- |
+ |
6 |
2 |
3 |
11 | |
Бобр С.В. |
+ |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
0 |
0 |
7 |
- |
4 |
11 | |
Децук Т.П. |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
0 |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
7 |
2 |
2 |
11 | |
Малышиц Т.И. |
+ |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
0 |
+ |
8 |
1 |
2 |
11 | |
Новик Д.В. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
0 |
+ |
+ |
8 |
1 |
2 |
11 | |
Тарелко А.А. |
0 |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
- |
7 |
1 |
3 |
11 | |
Сорока Т.В. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
0 |
0 |
7 |
2 |
2 |
11 | |
Еременко А.Н. |
0 |
+ |
0 |
+ |
- |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
1 |
3 |
11 | |
Карпик Н.И. |
- |
+ |
+ |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
+ |
+ |
- |
4 |
3 |
4 |
11 | |
Гриневич Г.И. |
+ |
0 |
0 |
- |
- |
+ |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
4 |
2 |
5 |
11 | |
∑+ |
8 |
7 |
5 |
9 |
6 |
6 |
7 |
7 |
5 |
8 |
3 |
7 |
78 |
|||
∑- |
1 |
- |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
2 |
- |
3 |
2 |
16 |
|||
∑ 0 |
2 |
4 |
4 |
- |
3 |
5 |
4 |
2 |
4 |
3 |
5 |
2 |
38 |
|||
Всего |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
132 |
Таблица 5.2
Матрица межличностных отношений в коллективе №2 «Борисовского консервного завода»
ФИО |
Грабинская Р.И. |
Данилюк С.В. |
Рыжко В.И. |
Добрынец В.М. |
Граник Е.И. |
Ярощик Н.К. |
Кондратюк М.И. |
Чеб И.А. |
Савицкая Е.М. |
Мартынкевич М.М. |
∑ + |
∑ - |
∑ 0 |
Всего |
Грабинская Р.И. |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
+ |
0 |
+ |
+ |
5 |
- |
4 |
9 | |
Данилюк С.В. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
0 |
- |
+ |
0 |
5 |
2 |
2 |
9 | |
Рыжко В.И. |
+ |
+ |
- |
0 |
+ |
0 |
+ |
+ |
+ |
6 |
1 |
2 |
9 | |
Добрынец В.М. |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
0 |
0 |
+ |
0 |
4 |
- |
5 |
9 | |
Граник Е.И. |
+ |
0 |
0 |
+ |
+ |
0 |
- |
+ |
+ |
5 |
1 |
3 |
9 | |
Ярощик Н.К. |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
- |
+ |
0 |
6 |
1 |
2 |
9 | |
Кондратюк М.И. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
0 |
+ |
0 |
6 |
1 |
2 |
9 | |
Чеб И.А. |
+ |
+ |
+ |
- |
0 |
+ |
0 |
- |
+ |
5 |
2 |
2 |
9 | |
Савицкая Е.М. |
+ |
0 |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
+ |
7 |
- |
2 |
9 | |
Кравчук М.М. |
0 |
+ |
0 |
+ |
+ |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
- |
6 |
9 | |
∑ + |
7 |
6 |
6 |
5 |
5 |
6 |
3 |
2 |
7 |
5 |
52 |
|||
∑ - |
- |
- |
- |
3 |
1 |
- |
- |
3 |
1 |
- |
8 |
|||
∑ 0 |
2 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
6 |
4 |
1 |
4 |
30 |
|||
Всего |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
90 |
Анализ данных
таблиц позволяет получить не только
качественную, но и количественную
информацию о внутригрупповых
В коллективе №1 таким лидером является Бобр С.В. При этом ее официальное положение – заведующая – совпадает с социометрическим статусом. Также большое количество голосов отдали Павлючик З.В. и Антонович Р.И. , это означает, что они – ближайшие претенденты в социометрические лидеры.
В коллективе №2 таких лидеров оказалось 2: Грабинская О.Г. и Савицкая Е.М.. Грабицкая занимает должность заведующей. Таким образом, ее официальное положение совпадает с социометрическим статусом. А вот Савицкая – это неформальный лидер коллектива.
Названные выше люди обладают наибольшей притягательностью по критерию совместной работы.
Число выборов
каким-либо человеком (он выбирал) говорит
о степени и характере его
потребности в общении с
Так, в коллективе №1 большую потребность в общении испытывают Андронович, Малышин и Новик. А вот Карпик и Гриневич не стремятся наладить социальные отношения с другими лицами.
В коллективе №2 «социальная атмосфера» более «прохладная». Степень потребности в общении между людьми значительно ниже, чем в коллективе №1.
С целью большей
наглядности изображение
Сплошные линии показывают положительный выбор, пунктирные – отрицательный выбор. На социограмме наглядно видна сложная неформальная структура отношений. В коллективе сложилось несколько неформальных групп.
Одним из показателей социально-психологического климата является степень сплоченности коллектива, который показывает органическую взаимосвязанность всех членов коллектива друг с другом.
Данные таблиц
5.1. и 5.2. позволяют определить ряд
социометрических показателей, которые
характеризуют состояние
Коэффициент сплоченности Кс:
Kc = = = 0,59
Коэффициент психологической напряженности V:
V = = = 0,12
Коэффициент нейтральности N:
N = = = 0,29.
Для проверки правильности расчетов используется сумма этих трех коэффициентов, которая должна быть равна 1:
0,59+0,12+0,29=1
Информация о работе Основы формирования социально-психологического климата