Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:00, курсовая работа
Знание социально-психологической теории и практики дает возможность эффективно руководить людьми, помогает правильно выработать стили взаимоотношений между руководителями и подчиненными. Понимание процессов усиливает способность руководителя предвидеть результаты своего воздействия на коллектив, повышает эффективность его усилий, компетентность решений. Поэтому формирование и совершенствование социально-психологического климата в коллективе – постоянная практическая задача руководителей любого ранга.
Кроме того, большее количество членов исследуемого коллектива сделает практически невозможной полную и качественную обработку информации. Таблицы результатов выборов и схема предпочтений будут лишены наглядности, плохо обозримы.
Задаваемые вопросы должны представлять собой критерии, на основании которых опрашиваемый (респондент) осуществляет личный выбор кого-либо из членов коллектива для участия в какой-то совместной деятельности.
Содержание выбранного критерия (работать на одной операции, сидеть за одной партой, жить в одной квартире и т.д.) должно быть ясным и понятным для всех членов изучаемого коллектива.
Необходимо указать возможное число выборов. Когда требуется получить полную картину взаимоотношений между членами данного коллектива, разрешается делать неограниченное число выборов. Процедура без ограничения выборов называется непараметрической.
Если исследователя интересуют лишь типичные элементы структуры, то вводится ограничение числа выборов. Процедура с ограничением числа возможных выборов называется параметрической.
Члены коллектива должны ясно представлять себе его границы. Каждый член коллектива может выбирать себе партнеров для совместной деятельности только в пределах своего коллектива.
Опросы целесообразно
проводить посторонним для
Каждый член коллектива должен делать выборы самостоятельно, не советуясь с другими.
Процедура социометрического опроса состоит из нескольких этапов (фаз).
Подготовительная фаза. Сначала определяется проблема, выбирается объект исследования. Исследователь знакомится с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива.
Результативность социометрии во многом зависит от соответствующей психологической подготовки опрашиваемых. Здесь не должно быть место никакому искусственному или административному нажиму со стороны исследователя или заинтересованных лиц. Заполнение социометрической анкеты - дело добровольное, сугубо личное и интимное.
Исследователь входит в прямой контакт с членами коллектива, стремится внушить им доверие к себе. Поэтому предварительный контакт исследователя с членами коллектива повышает их психологическую готовность к предстоящему опросу. У начинающих исследователей часто возникают сомнения в успехе опроса только потому, что ряд лиц сразу же отказывается в нем участвовать. Чтобы избежать таких инцидентов, необходима предварительная социометрическая разминка. Она может быть проведена в двух формах: либо в форме индивидуальной беседы исследователя с каждым членом группы, либо беседы с группой в целом. В любом из этих случаев необходимо конкретно и коротко изложить в научно-популярной форме задачу опроса, указать на его научную и практическую значимость и уверить испытуемых в полном сохранении тайны опроса. Одновременно на этой фазе устанавливается содержание социометрических критериев.
Иногда встречаются коллективы, желающие незамедлительно узнать итоги опроса. Нецелесообразно сообщать такие результаты сразу в один сеанс, нужно подготовить мнение всех членов группы и тех, которые оказались в положении аутсайдеров. В таких случаях важно помнить, что, раскрывая перед сотрудниками систему их неформальных связей, исследователь замыкает массу новых информационных обратных связей, ранее неосознаваемых членами группы. Это может привести к нежелательным напряжениям в структуре группы или вылиться в инциденты и даже конфликты в общении. Лишь в специальном лабораторном социометрическом эксперименте вполне допустимо и оправдано раскрытие итогов социометрии перед всей исследуемой группой сразу после опыта. Задача исследователя в таких случаях - показать полную личную незаинтересованность в сообщаемых фактах, иначе повторный опрос окажется неэффективным.
Хорошая и добросовестная предварительная подготовка опроса, основанная на достаточном знании техники социометрии и личном предварительном знакомстве исследователя с участниками опроса, как правило, дает надежную социометрическую информацию.
Вторая фаза. Проведение непосредственного опроса: инструктирование респондентов, раздача социометрических анкет (карточек).
При заполнении социометрических карточек каждому участнику должна быть предоставлена самостоятельность. Не должно быть никаких подсказок со стороны, не разрешается брать социометрическую анкету домой. Если участник опроса затрудняется вспомнить членов группы из списка, ему следует помочь установить фамилии тех, кого он хочет отметить в карточке. Условия заполнения должны быть по возможности равными для всех. Чем меньше социометрических критериев, чем лучше оформлена карточка и чем лучше информирована группа о предстоящем опросе, тем меньше времени нужно для опроса. Лучше всего опрашивать группу фронтально, т.е. всех одновременно, например, в красном уголке, аудитории. Исследователь должен всегда держаться приветливо и уверенно. Не следует посвящать участников в тонкости дела. Заполненные социометрические карточки возвращаются исследователю. Нельзя перепоручать сбор социометрических анкет кому-либо из неподготовленных членов группы.
Фаза обработки. Обработка информации, представление ее в свернутом виде (сводных таблицах, социограммах и т.д.); проверка надежности полученных данных.
Завершающая фаза. Анализ и формулирование выводов и предложений.
Для анализа межличностных отношений необходимо провести социометрический опрос, представляющий собой одну из разновидностей анкетного опроса. Он направлен на изучение внутриколлективных и межколлективных связей путем выявления отношений между членами коллектива.
Отношения между членами коллектива выясняются на основе выбора, отклонения или оставления без внимания опрашиваемым членом коллектива другого работника как участника совместной деятельности.
Выбор (положительный выбор) - выраженное каким-либо индивидом желание сотрудничать с другим индивидом.
Отклонение (отрицательный выбор) - выражение каким-либо индивидом желания уклониться от сотрудничества с другим индивидом.
Опускание (нейтральный, безразличный выбор) - оставление одним индивидом другого без внимания (отсутствие выбора или отклонения).
Ответы опрашиваемого в ходе социометрического опроса могут представить информацию о позиции каждого индивида в коллективе, о делениях коллектива на микрогруппы, о взаимоотношениях между подгруппами и т.д. Такого рода данные могут быть полезны и в исследованиях отношений между коллективами.
Существенным для
Конкретная содержательная ситуация, характеризуемая контактом и представленная в качестве основы выбора или отстранения, называется социометрическим критерием. Социометрический критерий - это вопрос, который задается испытуемым с целью выяснения их взаимоотношений с другими членами группы.
Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления структуры взаимоотношений, например: «С кем из членов бригады вы хотели бы работать в одном арендном коллективе?», «С кем из членов бригады вы не хотели бы работать в одном арендном коллективе?» и т.д.
Социометрические критерии бывают различных видов. Реакция опрашиваемого на социометрический критерий в виде выбора или отклонения кого-либо из членов коллектива как участника совместной деятельности определяется не только содержанием критерия, но и целым рядом свойств, значение и учет которых являются необходимыми для выявления и фиксации структурных особенностей изучаемого коллектива. В основном критерии делятся на производственные и непроизводственные.
Производственные критерии
позволяют исследователю
Непроизводственные критерии являются показателями межличностных взаимоотношений в коллективе. В качестве такого критерия выделяется значимая ситуация, не связанная с производственной деятельностью коллектива. Она фиксируется в виде вопроса, требующего выбора партнера для проведения досуга. Например: «С кем вы хотели бы отметить свой день рождения?», «С кем бы вы хотели учиться в одной группе?». Выборы по непроизводственным критериям образуют так называемые психогруппы.
Прогностический критерий — критерий, позволяющий выяснить структуру ожидания формирующих отношений членов коллектива согласно представлениям респондента.
Используя прогностический критерий, можно получить представление опрашиваемого о структуре коллектива, основанное на его психологических и социально-психологических особенностях.
Респонденту предлагается ответить на вопрос, кто из членов коллектива выберет или отвергнет его как партнера в каком-либо виде деятельности. Например: «Кто из членов вашего коллектива хотел бы проводить отпуск вместе с вами?», «Кто хотел бы с вами выполнять производственный заказ?».
Социальные критерии предполагают выбор для совместной общественной работы. Например: «С кем бы вы хотели проводить проверку работы столовой предприятия?», «С кем бы вы хотели готовить информационный стенд, посвященный спортивным достижениям предприятия?». Выборы по социальным критериям образуют социогруппы.
Критерий считается положительным, если предполагает объединение партнеров для какой-либо совместной деятельности. Например: «С кем бы вы хотели работать в одной смене?». Отрицательным критерием называется критерий, предполагающий выделение из коллектива лица (или лиц), с которыми опрашиваемый не хотел бы заниматься одной деятельностью, в одном коллективе. Например: «С кем бы вы не хотели работать в одной смене?». Нейтральным критерием является критерий, предполагающий ответ на партнерство как безразличный. Например: «С кем бы вы могли работать в одной смене, а могли бы не работать, безразлично, все равно?».
Двойными критериями называются такие критерии, которые предполагают возможность взаимного равенства партнеров в случае их реального осуществления - выбор соседа по комнате, спутника в командировку, противника или союзника в игре и т.п. Например: «С кем бы вы хотели поехать в командировку по изучению передового опыта?».
Содержанием одинарных критериев является ситуация, при осуществлении которой возникает первенство выбирающего и выбранного (примером может служить социометрический выбор руководителя или подчиненного: «Кто из членов коллектива, по вашему мнению, может быть бригадиром?»).
Кроме того, выделяются прямые и косвенные критерии.
Примером прямого критерия может служить критерий типа: «С кем бы вы хотели работать в комиссии по трудовым спорам?». Пример косвенного критерия: «Если бы вас избрали в комиссию по трудовым спорам, с кем бы вы хотели в ней работать?».
Выбор того или иного способа (метода, приема) конструирования критерия определяется как задачами исследования, так и характеристиками изучаемой совокупности (уровень образования, возраст, пол и т.д.).
К социометрическим критериям-вопросам предъявляются определенные требования. Они должны быть конкретными, составленными на основе значимых ситуаций деятельности и выраженными в форме эмоционально-оценочных отношений. Социометрический критерий должен удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом опросе (конкретность, однозначность и т.д.). Кроме того, при формулировке социометрического критерия важно учитывать следующие правила:
6.Особое внимание следует
уделить формулировке критерия.
Метод социометрии относится к эффективным
инструментам социально-психологического
исследования структуры малых групп и
коллективов. Кроме того, он выступает
также и методом изучения
личности как элемента группы. Ценность
социометрии повышается при ее сочетании
с другими методами исследования личности
и группы.
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Для социолога этот метод позволяет вскрыть и изучить строение (структуру) таких микросоциальных объектов, какими являются «малые» социальные группы. Как известно, любая контактная группа или социальная общность рождается на основе какой-то совместной деятельности и потребностей людей. Наряду с официальной структурой во взаимоотношениях между членами группы завязывается система неофициальных взаимоотношений, основанных на эмоциональной природе человеческой общительности. Измерить эти взаимоотношения - одна из практических задач социометрии.
Информация о работе Основы формирования социально-психологического климата