Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:28, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является всесторонне изучение деятельности специализированных лизинговых организаций.
Цель исследования предопределила его задачи. Ими стали:
- рассмотрение сущности и специфики организации лизинговой деятельности
- анализ нормативной базы, регулирующей деятельность лизинговых организаций
- рассмотрение особенностей налогообложения операций по учету лизинга
- рассмотрение особенностей бухгалтерского учета лизинговых операций
Введение
Глава I. Основы лизинговой деятельности
1.1. Понятие, виды, участники, сущность и специфика лизинговых отношений
1.2. Правовое регулирование лизинга в Российской Федерации
1.3. Налогообложение лизинговых операций
Глава II. Методика бухгалтерского учета лизинговых операций
2.1. Общие положения бухгалтерского учета лизинговых операций
2.2. Учет приобретения имущества для передачи в лизинг
2.3. Учет операций предоставления имущества в лизинг в зависимости от лизинговых договоров
Глава III. Организация бухгалтерского учета в ООО «Лизингтехинвест»
3.1. Характеристика компании
3.2. Ведение бухгалтерского учета в ООО «Лизингтехинвест»
Заключение
Список используемой литературы
Лизингодатель может уступить третьему лицу полностью или частично свои права по договору лизинга. При этом он обязан предупредить лизингополучателя о всех правах третьих лиц на предмет лизинга.
1.2. Правовое
регулирование лизинга в
На протяжении ряда лет в российском гражданском законодательстве не были предусмотрены лизинговые отношения. Первым российским правовым актом, с которого начался процесс регулирования лизинга, стал Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». Однако, несмотря на важность данного документа, он содержал ряд ошибок. Например, ошибка состояла в том, что в круг объектов лизинга Указ включал «любое движимое и недвижимое имущество, относимое к основным средствам, а также имущественные права», хотя имущественные права ни при каких условиях не могут служить самостоятельным объектом лизинга. Кроме того, Указ содержал требование к организациям-лизингодателям: «лизинговые предприятия создаются в форме акционерных обществ, главным образом открытого типа». Данный документ во многом носил лишь характер поручения Правительству РФ по формированию организационно-правовой базы лизинговых сделок. И все же он, безусловно, сыграл важную роль в правовом регулировании отношений, связанных с лизингом имущества, а также способствовал присоединению России к Конвенции о международном финансовом лизинге.
Во исполнение Указа Президента РФ № 1929 было принято Временное положение о лизинге, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. №633 (в настоящее время не действует). Этот нормативный акт положил начало регулированию и координированию лизинговых операций в России.
Во Временном положении была несколько скорректирована позиция, содержавшаяся в Указе Президента РФ № 1929. Возможным объектом договора лизинга теперь могло стать любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке. А лизинговыми компаниями могли выступать коммерческие организации, создаваемые в форме акционерного общества или других организационно-правовых формах и выполняющие в соответствии с учредительными документами и лицензиями функции лизингодателей, причем их учредителями могли быть как юридические лица, так и граждане.
Следующим нормативным правовым актом, регламентирующим лизинговые отношения, стала часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившая в силу 1 марта 1996 г. В § 6 главы 34 «Финансовая аренда (лизинг)» ГК РФ были определены основные требования к лизинговым сделкам, начиная с их оформления (договор финансовой аренды) и заканчивая регулированием отношений между участниками сделок (арендодателем, арендатором и продавцом).
29 октября 1998 года был принят Федеральный закон №164-ФЗ «О лизинге». Он стал очередным шагом на пути правового регулирования лизинга. Но принятый закон содержал противоречия с иными нормативными актами, в частности, с ГК РФ и Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 г. (Российская Федерация является участником данной Конвенции в соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. №16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге»).
В Федеральном законе № 164-ФЗ говорилось, что он в равной степени регулирует три вида лизинга: финансовый, возвратный и оперативный. При этом под возвратным лизингом понимается «разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель», а под оперативным лизингом - «вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование...». При оперативном лизинге предмет мог быть передан в лизинг неоднократно в течение его полного срока амортизации. Однако в обоих случаях отсутствовал непременный обязательный признак лизинга: обязанность лизингодателя приобрести лизинговое имущество у определенного продавца в соответствии с указаниями лизингополучателя. Поэтому возвратный и оперативный лизинг не мог регулироваться § 6 главы 34 ГК РФ и указанной Конвенцией.
Положения Федерального закона № 164-ФЗ, касающиеся указанных «видов» лизинга, могли рассматриваться как самостоятельные правила по отношению к общим положениям ГК РФ об аренде и применяться лишь в случаях, когда они не противоречат им либо сами общие положения (применительно к отдельным условиям аренды) допускали возможность установления законом иных правил правового регулирования.
Кроме того, в Федеральном законе № 164-ФЗ выделена такая форма лизинга, как международный лизинг. При этом положения о международном финансовом лизинге данного Закона, не соответствующие Конвенции о международном финансовом лизинге, не подлежат применению. Это следует из ст. 7 ГК РФ, согласно которой: если международным договором Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.
На практике противоречия между Федеральным законом № 164-ФЗ и ГК РФ приводят к тому, что лизинговые компании, лизингополучатели и другие участники лизинговых отношений руководствуются в своей текущей хозяйственной деятельности теми нормами законодательства, которые, по их мнению, им больше подходят. Более того, в ряде регионов стали разрабатывать самостоятельные гражданско-правовые акты по лизингу.
Поэтому Федеральным законом от 29 января 2002 г. №10-ФЗ в Федеральный закон № 164-ФЗ были внесены изменения. При этом он стал именоваться Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)». В январе 2002 г. настоящий закон был приведен в некоторое соответствие с действующим гражданским законодательством. Однако при этом не учитывалось, что положения ГК РФ в части финансовой аренды (лизинга) имеют недостатки по сравнению с международными нормативными актами (в частности, Конвенцией УНИДРУА).
Например, российское гражданское законодательство никак не ограничивает срок сдачи имущества в лизинг. Продолжительность действия лизингового договора устанавливают стороны договора. Таким образом, возникает необходимость разграничения договора лизинга и «маскируемых под него» иных договоров (в целях получения льгот, ухода от реальной суммы налогообложения при сделках купли-продажи). Также в российском законодательстве отсутствуют ссылки на соответствие срока лизингового договора сроку полезного использования (амортизации) имущества, передаваемого в лизинг.
Кроме того, в соответствии со ст. 666 ГК РФ предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности. Этим ограничением из числа арендаторов (лизингополучателей) исключаются некоммерческие организации, использующие арендуемое имущество для выполнения своих уставных целей. Как было указано выше, согласно Конвенции УНИДРУА не считаются лизинговыми сделки, при заключении которых получаемое имущество используется для личного (семейного) потребления.
Таким образом, и в новой редакции Федерального закона № 164-ФЗ хватает «белых пятен», касающихся лизинговых правоотношений.
Поэтому возникает потребность в принятии дополнительных законодательных актов, регулирующих операции лизинга, но до принятия подобного рода документов необходимо придерживаться норм российского законодательства.
Согласно старой редакции Федерального закона № 164-ФЗ и действующего в то время Федерального закона от 25 сентября 1998 г. 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществление лизинговой деятельности требовало наличия у лизингодателя лицензии.
В новой редакции Федерального закона № 164-ФЗ, а также в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лизинговые операции не подлежат лицензированию.
Поэтому лизинговую деятельность может осуществлять любое физическое или юридическое лицо на основании положений действующего законодательства в части лизинговых операций.
Но не стоит забывать, что лизинговые компании в течение тридцати дней с даты государственной регистрации полежат постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу (до 12 марта 2004 года – Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы) – п.2 и п.3 Положения о постановке на учет в Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утверждено постановлением Правительства РФ от 18 января 20003 г. № 28.
1.3. Налогообложение лизинговых операций
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации лизинговые операции подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, налогом на прибыль и другими видами налогов.
Налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную
стоимость увеличивает
приобретение основных средств, являющихся предметом лизинга;
лизинговые платежи.
В случае приобретения определенного имущества для передачи его лизингополучателю лизингодатель является покупателем указанного имущества. Соответственно, он имеет право на применение налогового вычета сумм НДС, уплаченных продавцу в стоимости имущества, в соответствии с установленным порядком применения вычетов. Право на применение вычетов при приобретении основных средств возникает сразу после его оплаты и принятии их к учету и не связано с порядком начисления амортизации на предмет лизинга.
Суммы НДС, предъявленные лизингодателю продавцом имущества, лизингодатель может принимать к вычету после постановки имущества на учет и в случае, когда имущество по соглашению лизингодателя и лизингополучателя учитывается на балансе у лизингополучателя.
При передаче имущества лизингополучателю реализации не возникает, следовательно, не возникает и объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость, поскольку в соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона № 164-ФЗ предмет лизинга, передаваемый во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.
Теперь перейдем к лизинговым платежам. В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В связи с этим с сумм лизинговых платежей лизингодатель обязан заплатить НДС в бюджет.
При этом налоговая база определяется, исходя из всех доходов, полученных в денежной или иной форме, без учета НДС (п.2 ст. 153 НК РФ).
Обязанность по уплате НДС в бюджет возникает в зависимости от учетной политики в целях налогообложения на момент оплаты (учетная политика «по оплате») либо на момент передачи имущества (учетная политика «по отгрузке»).
Лизингополучатель предъявляет
к зачету НДС, уплаченный в составе
конкретного лизингового
Налог на имущество организаций.
С 1 января 2004 г. порядок исчисления налога на имущества регулируется главой 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ. В соответствии с нормами данной главы объектом обложения данным налогом признается имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность. Согласно ст. 665 ГК РФ имуществом, переданным во временное владение и пользование, является объект лизинга.
Объект лизинга у лизингодателя учитывается на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", поскольку данный объект имущества, предназначен не для использования непосредственно в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг организацией, а для предоставления организацией за плату во временное пользование с целью получения дохода. Указанные активы организации являются активами, качественно отличными от внеоборотных активов, учитываемых организацией в качестве основных средств.
Объектами для исчисления налога на имущество, являются объекты, учитываемые организацией по правилам бухгалтерского учета, в качестве основных средств, поэтому имущество, учтенное организацией в качестве доходных вложений в материальные ценности, не может рассматриваться как объект налога на имущество.
Таким образом, согласно позиции Минфина РФ налог на имущество не подлежит уплате с активов, учтенных лизингодателем на счете 03 в качестве доходных вложений в материальные ценности. Тем не менее, в настоящее время представители налоговых органов в разъяснениях на частные вопросы организаций высказывают иную позицию, указывая, что весь остаток по дебету счета 03 включается в налоговую базу по налогу на имущество.
Однако, в письме УМНС по г. Москве от 22.11.2004 № 23-10/1/7487 обращается внимание налогоплательщиков на то, что порядок отражения в бухгалтерском учете операций по договору лизинга регулируется приказом Минфина РФ от 17.02.1997 № 15 "Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга". При принятии на учет лизингового имущества налогоплательщикам следует руководствоваться данным документом. Налогообложению налогом на имущество подлежит предмет лизинга, учитываемый на балансе в составе счета 01 "Основные средства".
Согласно упомянутому
приказу Минфина № 15 лизинговое
имущество принимается на учет на
01 счет у лизингодателя при возврате
лизингового имущества и
Информация о работе Основы лизинга и организация бухгалтерского учета в ООО «Лизингтехинвест»