Основы принятия решений в условиях неопределенности и риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:44, курсовая работа

Описание

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации - своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений - это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………....4

1. Теоретическая часть. Теоретические основы принятия решений в условиях неопределенности и риска……………………………………………………………………5
1.1 Понятие управленческого решения……………………………………………….....5
1.2 Классификация решений…………………………………………………………..…7
1.3 Принципы обоснования решений………………………………………………..…13
1.4 Технология и организация процесса принятия решений………………………....14
1.5 Реализация решений………………………………………………………………...18
1.5.1 Организация и контроль исполнения решений……………………………………….18
1.5.2 Оценка эффективности управленческих решений………………………………….…19
1.6 Принятие решений в условиях неопределенности и риска…………………….....20
1.6.1 Понятие и классификация рисков…………………………………………………....20
1.6.2 Обоснование рисков в процессе управления……………………………………….....25
1.6.3 Измерение величины риска (степени риска)……………………………………….…27
1.6.4 Методы оценки предпринимательского риска…………………………………….….28
1.6.5 Методы управления рисками…………………………………………………….….30

2. Практическая часть. Исследование процесса принятия решения в условиях неопределенности и риска на примере ООО «СКАНИЯ-РУСЬ»………………………..34
2.1 Краткая характеристика и история возникновения ООО «Скания-Русь»……..34
2.1.1 Финансовая история………………………………………………………………..35
2.2.Структура управления……………………………………………………………..37
2.3 Стратегические платформы Scania………………………………………………..37
2.3.1 Основные ценности………………………………………………………………...38
2.3.2 Клиент прежде всего……………………………………………………………….38
2.3.3 Уважение к личности………………………………………………………………38
2.3.4 Качество…………………………………………………………………………..38
2.4 Финансовая перспектива…………………………………………………………..38
2.5 Финансовые риски…………………………………………………………………39
2.5.1 Заимствование и риск рефинансирования……………………………………………….39
2.5.2 Риск изменения процентных ставок………………………………………………....39
2.5.3 Валютный риск…………………………………………………………………….39
2.5.4 Кредитный риск……………………………………………………………………40

Заключение …………………………………………………………………………………41

Список использованных источников ………………………………………

Работа состоит из  1 файл

впоеьвлпеоак.docx

— 334.99 Кб (Скачать документ)

Проанализированная выше процедура  разработки и принятия решения, которую  можно охарактеризовать как нисходящую, «сверху вниз», характерна для так  называемой западной модели управления. Японская модель управления  отличается по целому ряду характеристик от рассмотренной. Для нее характерно восходящее, «снизу вверх» движение идеи, которая обычно зарождается в нижнем или среднем звене управления, тщательно согласовывается со всеми заинтересованными подразделениями сначала на своем, затем на более высоких уровнях, и, наконец, утверждается высшим руководством.

К преимуществам японской модели управления можно отнести следующее:

·           Поскольку используется групповой метод выработки решений, принимаемые решения более обоснованы и продуманы, тщательно обсуждены все аспекты решаемой проблемы. Форма организации процесса способствует применению коллегиальных методов анализа решений, которые повышают их качество и стимулируют появление новых альтернатив.

·           Работа по согласованию и организации выполнения решения выполняется еще на предварительной стадии, что обеспечивает быструю и эффективную реализацию решений.

Однако такой процедуре присущи  и недостатки. В частности, эта  система затрудняет, планирование, особенно стратегическое. Другой недостаток – излишне компромиссный характер принимаемых решений может препятствовать развитию организации. Кроме того, в условиях нестабильной среды, многоступенчатая система разработки не обеспечивает оперативность принятия решений.

 

1.5 Реализация решений

 

1.5.1 Организация и контроль исполнения решений

 

При исследовании процессов принятия решений основное внимание, как правило, уделяется стадии разработки альтернатив решения и вопросам, связанным с нахождением оптимального варианта, однако практика управления свидетельствует, что именно реализация решений, как наиболее сложный, трудоемкий и длительный этап, является одновременно и самым слабым звеном в процессе управленческой деятельности.

Основными проблемами в этой области  являются затягивании сроков и недостаточная  эффективность реализованных решений.

Проблема организации осуществления решений заключается в необходимости координировать множество взаимосвязанных, одновременно выполняемых управленческих решений, находящихся на различных стадиях реализации. Стадию реализации управленческого решения можно представить в виде последовательности основных процедур, состоящих, в свою очередь из решения более мелких задач:

1. Разработка плана реализации  решения:

·      Определение комплекса необходимых работ.

·      Определение необходимого объема ресурсов.

·      Определение числа исполнителей.

·      Распределение работ, ресурсов и исполнителей по объектам, задачам и срокам.

2. Управление реализацией решения:

·      Проведение инструктивно-методических мероприятий с исполнителями.

·      Личное распорядительство в ходе выполнения решений.

·      Оказание помощи исполнителям в случае возникновения трудностей.

3. Контроль выполнения решения:

·      Контроль за соблюдением основных характеристик реализуемого решения.

·      Контроль за соблюдением сроков реализации.

·      Контроль за состоянием проблемной ситуации.

·      Выявление причин отклонений в ходе реализации решения.

·      Внесение (в случае необходимости) изменений в программу реализации решения.

4. Оценка результатов реализации:

·      Периодическая оценка фактической эффективности решения.

·      Прогнозирование окончания срока эффективного действия решения.

·      Определение необходимости в корректировке действующего или принятии нового решения.

·      Накопление, систематизация опыта и разработка алгоритмов реализации стандартных решений.

Для более эффективного осуществления  этапа организации и контроля выполнения решений целесообразно использовать сетевые и ленточные графики, диаграммы Ганта, матричные расписания и т.д. В связи со сложностью и взаимосвязанностью решаемых задач немалую помощь менеджеру на этом этапе могут оказать специально разрабатываемые компьютеризованные системы сопровождения управленческого процесса.

 

1.5.2 Оценка эффективности управленческих решений

 

Понятие эффективности управленческого  решения (в отличие от его качества) не может быть рассмотрено изолированно от его реализации, поскольку эффективность управленческих решений обусловливается как качеством самих решений, так и качеством их осуществления.

Эффективность управленческих решений  определяется действием множества факторов технического, организационного, экономического и социально-психологического характера, проявляющихся на разных стадиях процесса разработки и реализации решений.

Принято считать, что основными из них являются:

·      компетентность и опыт работы лиц принимающих решения;

·      степень информированности лиц принимающих решения;

·      уровень коллегиальности в процессе разработки решения;

·      удельный вес контролируемых решений;

·      степень непосредственного участия руководителей и специалистов, разрабатывавших решение, в его реализации;

·      мотивация исполнителей;

·      характер и степень ответственности руководителей за результаты решения.

Поскольку одни и те же цели могут  быть достигнуты при разной величине затрат, то основным критерием эффективности решения может служить отношение полученного в результате его реализации эффекта, выраженного показателем степени достижения цели, к величине затрат на разработку решения и его осуществление. Однако принятие многих важных решений требует не одно-, а многокритериальной оценки, так как в большинстве случаев эффект управленческого решения не может быть выражен единственным показателем.

В таких ситуациях одним из наиболее часто применяемых на практике методов  оценки эффективности решения является метод «затраты−прибыль», при котором эффективность количественно характеризуется получаемой прибылью на единицу затрат. При этом под «прибылью» понимается некоторая совокупность критериев, характеризующих то или иное решение, причем не обязательно экономической природы. В качестве таких критериев могут быть использованы как объективные показатели (потоки платежей, рентабельность, срок окупаемости, объем производства), так и субъективные оценки (имидж фирмы, социальная значимость проекта и т.п.).

Таким образом, «прибыль» - составная величина, которая образуется сложением разнородных видов эффектов. Наиболее трудным при использовании данного метода является надежное определение коэффициентов, характеризующих степень вклада каждого из составляющих элементов. Но после того как эта проблема решена, задача значительно упрощается – вместо многокритериальной получается двухкритериальная задача выбора. Зная значения составной прибыли и требуемых затрат, можно для каждой альтернативы решения рассчитать их отношение,  характеризующее значение прибыли на единицу затрат. Упорядочив альтернативы по убыванию значения отношения «затраты−прибыль», можно получить ранжирование проектов по степени предпочтительности выбрать наиболее предпочтительный.

 

1.6 Принятие решений в условиях неопределенности и риска

 

1.6.1 Понятие и классификация рисков

 

Ведение дел в рыночных условиях неизбежно вызывает необходимость  квалифицированно оценивать риски в процессе управления ресурсами и эффективно снижать или компенсировать их негативные последствия. Любая управленческая деятельность в той или иной степени имеет рисковый характер, что обусловлено как многофакторной динамикой объекта управления и его внешнего окружения, так и ролью человеческого фактора в процессе воздействия. Понятие «риск» также имеет многофакторную природу, раскрыть которую можно лишь во взаимосвязи с такими понятиями, как «неопределенность», «вероятность», «условия неопределенности», «условия риска».

Согласно математическим определениям неопределенность проявляется в  тех случаях, когда результатом  действия является набор возможных альтернатив, вероятность которых неизвестна. Риск имеет место, если действие приводит к набору альтернатив, причем вероятность осуществления каждой из них известна. Отсюда следует, что риск есть неопределенность, которую можно квалифицировать. Понятия риска и неопределенности, широко используемые в теории игр и динамическом программировании, нашли не менее широкое применение в экономике, политике, теории управления и менеджмента, в области права и страхования. Формирование рыночных отношений в России активизировало процесс исследования предпринимательского риска, в том числе инвестиционного, страхового и банковского. Вместе с тем проблема рисков остается малоисследованной, нет достаточно ясных понятий о сущности предпринимательского риска, его разновидностях, областях использования, средствах управления риском.

Риски и неопределенность выступают  неотъемлемыми чертами хозяйственной  деятельности и процессов управления. Неопределенность рассматривается как условие ситуации, в которой нельзя оценить вероятность потенциального результата. Часто такая ситуация возникает, когда воздействующие на ситуацию факторы новы и о них нельзя получить достоверную информацию. Поэтому последствия принятия управленческого решения трудно предусмотреть, особенно в быстроменяющихся условиях (к ним относятся наукоемкая и нововведенческая сферы, ценовая и рыночная конъюнктура). Обычно менеджер, сталкиваясь с неопределенностью, пытается получить дополнительную информацию» при помощи экспертных методов, а чаше интуиции, определить вероятность достижения результата.

Понятие «определенности» связывается  с условиями выработки и принятия управленческих решений, когда руководитель с достаточной для данной ситуации достоверностью знает потенциальный результат каждого из возможных вариантов развития событий. Например, если известна динамика изменения стоимости материала и рабочей силы, арендной платы, то можно рассчитать затраты на производство конкретного изделия и сделать прогноз цены. Следует отметить, что ситуация полной определенности встречается довольно редко.

Понятие «риск» в экономическом смысле предполагает потери, ущерб, вероятность которых связана с наличием неопределенности (недостаточности информации, недостоверности), а также выгоду и прибыль, получить которые возможно лишь при действиях, обремененных риском, что чаще всего связывается с инновационной деятельностью.

В менеджменте понятие «риск», прежде всего, связывается с характером и сложностью проблем, условиями принятия управленческих решений и прогнозированием результата. Управленческий риск следует рассматривать как характеристику управленческой деятельности, осуществляемой в ситуации той или иной степени неопределенности вследствие недостаточности информации, при выборе менеджером альтернативного решения, критерий эффективности которого связан с вероятностью проявления негативных условий реализации.

Размер потерь организации как результата деятельности в условиях неопределенности представляет собой «цену риска», а величина успеха (дополнительной прибыли) – «плату за риск». Риск проявляется в процессе реализации продукции производственно-хозяйственной системы или услуги и выступает одним из конечных результатов деятельности. Сущность, содержание, характер проявления риска в деятельности организации позволяют определить природу риска как экономическую.

В практике менеджмента используются следующие характеристики риска:

•    размер вероятного ущерба (потерь) или величина ожидаемого дополнительного дохода (прибыли) как результат деятельности в риск-ситуации;

•    вероятность риска – степень свершения источника риска (события), измеряемая в пределах значений от 0 до 1. Иначе говоря, каждый вид риска имеет нижние и верхние (от 0 до 1) границы вероятности;

•    уровень риска – отношение величины ущерба (потерь) к затратам на подготовку и реализацию риск-решения, изменяющийся по величине от нулевого значения до 1, выше которого риск не оправдан;

•    степень риска – качественная характеристика величины риска и его вероятности. Различают степени: высокую, среднюю, низкую и нулевую;

•    приемлемость риска – вероятность потерь и вероятность того, что эти потери не превысят определенный уровень (рубеж);

•    правомерность риска – вероятность риска находится в пределах нормативного уровня (стандарта) для данной сферы деятельности, который нельзя превысить без правовых нарушений.

Таким образом, риск — это потенциально существующая вероятность потери ресурсов или неполучения доходов, связанная с конкретной альтернативой управленческого решения.

В кризисных условиях у предприятия  велика вероятность оказаться банкротом, в связи с чем персоналу  требуется умение в риск-ситуациях, с одной стороны, избегать неоправданных  потерь, с другой – действовать  смело и инициативно. Менеджер должен уметь рисковать, т. е. взвешенно, не преувеличивая опасности, добиваться намеченных целей, естественно, при решении проблем границ правомерности риска.

В практике имеют место случаи, когда выбирается вариант небольшого результата, но при отсутствии риска. Это может привести к снижению результативности и конкурентоспособности организации. При принятии решения с максимальным результатом, но с высоким уровнем риска надо сопоставить ожидаемую экономическую выгоду и возможные потери в связи с рисковыми действиями. Если потери превышают выгоду, такое решение не оправдано. Очевидно, что в сложных ситуациях требуется использование совокупности критериев, при выборе которых важен комплексный подход, позволяющий оценить ситуацию с учетом разнонаправленных факторов. Приступая к анализу рисковой ситуации и разработке решений, в первую очередь следует установить, с какими видами рисков встретится менеджер в процессе управления.

В значительной степени данная проблема решается на основе методологической систематизации рисков и их классификации, которая отражает многофакторную природу риска.

 
 

На схеме (рис. 1.3) отражена взаимосвязь и взаимодействие внешних и внутренних (системных) факторов или источников риска, применительно к менеджменту производственно-хозяйственных организаций. Из внешних факторов следует отметить источники риска, связанные с кризисом социально-экономического развития страны и отдельных регионов, а также рыночные источники, связанные с нарушением надежности или трудностями формирования новых связей с потребителями, поставщиками, с проблемами обеспеченности финансовыми, трудовыми, материальными и другими видами ресурсов.

Информация о работе Основы принятия решений в условиях неопределенности и риска