Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 19:07, курсовая работа
Целью исследования данной темы курсовой работы является рассмотрение принципов и практики построения команды.
Исходя из поставленной цели исследования можно определить и решить следующие задачи курсовой работы:
- Проанализировать представленные различными авторами процессы формирования команд;
- Выявить и проанализировать факторы, влияющие на сплоченность команды;
- Определить основные принципы построения команды;
- Проанализировать практику построения команды на ООО «Хлебокомбинат».
Предметом исследования является процесс построения команды стратегических изменений.
Объект исследования - социально-экономическая система.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМАНДЫ………………………………….5
1.1. Понятие команды…...…………………………………………………….5
1.2. Влияние организационной культуры на процесс командообразования9
1.3. Личность как основа для построения команды……...………………...10
1.4. Структура команды………………………………...……………………14
2. ЭТАПЫ И СПОСОБЫ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ……………………...22
2.1. Процесс командообразования……...…………………………………...22
2.2. Механизм сплочения команды………………………...………………..28
2.3. Понятие командных норм……………………………………...………..29
2.4. Корпоративная культура…………………………………...……………33
3. АНАЛИЗ ПОСТРОЕНИЯ КОМАНДЫ НА ООО «ХЛЕБОКОМБИНАТ»..41
3.1. Построение профиля команды ООО «Хлебокомбинат»………...……41
3.2. Распределение ролей в управленческой команде…………………......45
3.3. Анализ проблем построения команды управления ООО «Хлебокомбинат»…………………………………………………………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМАНДЫ………………………………….5
1.1.
Понятие команды…...……………………………
1.2.
Влияние организационной
1.3.
Личность как основа для
1.4.
Структура команды……………………………….
2. ЭТАПЫ
И СПОСОБЫ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ……
2.1.
Процесс командообразования……..
2.2.
Механизм сплочения команды…………
2.3.
Понятие командных норм……………………
2.4.
Корпоративная культура……………………
3. АНАЛИЗ ПОСТРОЕНИЯ КОМАНДЫ НА ООО «ХЛЕБОКОМБИНАТ»..41
3.1. Построение профиля команды ООО «Хлебокомбинат»………...……41
3.2. Распределение ролей в управленческой команде…………………......45
3.3. Анализ
проблем построения команды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………..63
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день стратегические изменения в бизнесе не просто необходимы организациям, но без них невозможно продолжать рационально развиваться. Процесс реализации стратегических изменений пройдет эффективно. Если для этих целей будет сформирована специальная команда.
На сегодняшний день любой организации для успешного существования и развития необходима эффективная команда, то есть группа людей, которые имеют общие цели и задачи и принимают на себя ответственность за конечные результаты. Теоретики и практики, занимающиеся психологией управления, на основе многочисленных исследований, доказали, что совместная трудовая деятельность в коллективе оказывает значительное влияние на индивидуальное и групповое поведение людей. Количество и качество работы, выполняемой сотрудниками, зависит от социально-психологического климата в коллективе. Социальная окружающая среда настолько сильно влияет, что люди либо начинают работать так, чтобы превзойти других (или не отставать от них) либо относятся к работе безразлично. В большинстве своем, для эффективного проведения стратегических изменений, руководству организации необходимо заручиться поддержкой своих сотрудников, хотя бы небольшой их частью. Это нужно для того, чтобы в случае необходимости «доверенные» лица из команды смогли бы самостоятельно осуществить изменения в стратегии ведения бизнеса.
Степень разработанности проблемы. Проблемам, связанным с формированием команды, посвящены многочисленные научные публикации, как отечественных, так и зарубежных специалистов по командооброзованию. Среди наиболее значимых исследований, внесших определенный вклад в построение модели формирования команд, являются работы следующих видных российских и зарубежных авторов: Г.П. Галкина, А.А. Авдеев, В.И. Корниенко, Л. Фаткин, Г.Л. Ципес и т.д. Однако следует заметить, что в существующих публикациях остаются недостаточно разработанными вопросы, связанные непосредственно с построением модели команды, применительно к малому бизнесу.
Целью исследования данной темы курсовой работы является рассмотрение принципов и практики построения команды.
Исходя из поставленной цели исследования можно определить и решить следующие задачи курсовой работы:
-
Проанализировать
-
Выявить и проанализировать
- Определить основные принципы построения команды;
-
Проанализировать практику
Предметом исследования является процесс построения команды стратегических изменений.
Объект исследования - социально-экономическая система.
Теоретической и методологической основой исследования стали работы отечественных и зарубежных авторов, занимающихся проблемами стратегических изменений и формирования команд для их осуществления в частности, а также материалы специализированных журналов.
При решении поставленных в данной курсовой работе задач, использовался метод простого анализа, общенаучные и специальные методы исследования: дедукции и индукции, анализа и синтеза, аналогии, дополнительности, моделирования, контент-анализ, методы социологического исследования.
Структура курсовой работы является традиционной и состоит из введения, трех глав, разбитых на одиннадцать параграфов, заключения, списка использованных источников и четырех приложений.
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОМАНДЫ
1.1.
Понятие команды
Под командой (группой) понимается совокупность людей, ощущающих свою целостность и стремящихся к достижению определенной, иногда осознанной, иногда нет, цели.
Образование и развитие команд естественно и неизбежно, т.к.:
- во-первых, руководители создают их для выполнения какой-либо работы (это могут быть проектные группы, производственные бригады, различные комитеты и коллегии), при этом цель, стоящая перед командой, может не всегда осознаваться её членами;
- во-вторых, люди сами спонтанно формируют команды для защиты своих интересов (это могут быть профсоюзы, политические партии, лоббиские группы);
- в-третьих, люди могут удовлетворить многие свои потребности, только принадлежа к какой-либо команде (древний человек мог убить и съесть мамонта, только принадлежа отряду охотников, по темной улице люди предпочитают ходить компанией, в коллективе люди лучше обучаются)[22, С. 22].
Таким образом, принадлежа команде человек:
- удовлетворяет свои социальные потребности; формирует себя как личность;
- получает помощь и поддержку при достижении своих собственных целей, которые не всегда могут совпадать с целями команды или организации;
- получает возможность психологической разгрузки, находя взаимопонимание с другими членами команды;
- получает право участвовать в совместной деятельности, приносящей определённый, не обязательно финансовый, доход.
Наличие влияния команды на мнения и поведение составляющих её людей в настоящее время никем не оспаривается. Достаточно вспомнить эксперимент, проведенный Майклом Шерифом в 1936 году. Он помещал людей в темную комнату и просил их сосредоточить свой взгляд на световом пятне на потолке. Затем людей просили сказать, в каком направлении перемещалось пятно, и на какое расстояние оно переместилось, хотя, на самом деле, пятно оставалось неподвижным. Индивидуальные мнения были очень различны. После этого людей просили обсудить эту проблему между собой для выработки «правильного» решения. И общее мнение вырабатывалось достаточно быстро, хотя оно и противоречило первоначальным взглядам многих отдельных людей.
Еще более простым был эксперимент, проведенный Владимиром Михайловичем Бехтеревыми и описанный в работе «Коллективная рефлексология». Бехтерев рассаживал несколько людей в комнате таким образом, чтобы они видели друг друга, и просил их рисовать штриховые линии на листе бумаги. В начале эксперимента каждый человек рисовал эти линии с присущей ему частотой, но через некоторое время эта частота становилась единой для всей группы.
Команды могут быть как формальными, так и неформальными. Неформальной является команда не входящая в состав формальной организационной структуры. Их могут возглавлять люди вообще не имеющие формальной власти, но влияние этих команд на достижение целей организации может быть очень велико. Такие команды стремятся:
- быть небольшими;
- выработать свой собственный признак, который может быть отражен в названии, поведении, ритуалах[1, С. 45].
Все
команды, формальные и неформальные,
накладывают определенные ограничения
на своих членов, оказывают на них
давление, чтобы заставить
Под эффективностью команды понимается:
- степень реализации ее целей;
- удовлетворение, которое испытывают люди от принадлежности данной команде.
Среди множества факторов, определяющие эффективность команды, можно выделить параметры команды, внешнюю среду функционирования и мотивации команды (см. рис. 1).
Рисунок 1. - Факторы, определяющие эффективность команды
Таким образом, руководитель, формирующий команду должен в обязательном порядке учитывать[21, С. 82]:
- цели, стоящие перед командой;
- необходимые знания, умения, навыки и опыт привлекаемого персонала;
- психологические требования к будущим членам команды;
- время, в течение которого будет функционировать команда.
Параметры команды.
Все
параметры команды можно
Рисунок 2. Параметры команды
1) характеристики самой команды, к которым относятся:
- композиция;
- структура;
- командные процессы.
2) характеристики, определяющие положение человека в команде, к которым относятся:
- ожидания команды в отношении данного человека;
- статус человека в команде;
- роль, исполняемая членом команда.
Композиция команды - это совокупность характеристик, как самой команды, так и ее членов, важных с точки зрения команды как единого целого[2, С. 30].
К
таким характеристикам
- численность команды;
- ее возрастной, половой, национальный, социальный и другой состав.
Набор этих характеристик достаточно многообразен, и их выбор производится исходя из тех целей, которые ставит перед собой человек, который данную команду формирует или исследует. Но, в любом случае, численность команды - это важнейшая ее характеристика.