Принципы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 09:03, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучить принципы менеджмента.
Задачи работы:
– изучить теоретические аспекты принципов менеджмента;
– провести анализ принципов менеджмента на предприятии.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты принципов менеджмента 5
1.1. Сущность и современные представления об управлении 5
1.2. Принципы менеджмента 8
2. Анализ принципов менеджмента на предприятии ООО «Зверево» 15
2.1. Характеристика организации ООО «Зверево» 15
2.2. Характеристика принципов менеджмента на предприятии ООО «Зверево» 17
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Принципы менеджмента.doc

— 395.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 

Введение

      Любое предприятие представляет собой  сложное объединение различных  ресурсов, организованных и скоординированных в целях производства товаров и (или) услуг. Продукты и услуги производятся для удовлетворения спроса. Поэтому в широком смысле производство или производственно–хозяйственная деятельность на предприятии включает все процессы, необходимые для создания продукта (разработка, изготовление) и доведение его до потребителя (торговля, транспорт, информация, реклама). Для реализации этих процессов необходимо принимать решения и совершать определенные действия. Поэтому предприятие можно представить как центр хозяйственных действий, ориентированных на определенную цель и программу. Действия вызывают хозяйственные и финансовые процессы, которые должны протекать согласованно и в соответствии с определенными целями и программой. Цели и программу определяет управленческий орган предприятия, его руководитель.

Задача руководителя–  превратить неорганизованные ресурсы (человеческие, денежные, материальные) в общую систему для достижения поставленных целей, т.е. в полезное и эффективное предприятие. Деятельность руководителя должна охватывать все стадии движения продукта– от изучения потребностей и спроса до послепродажного обслуживания. Управляя ресурсами, руководитель обеспечивает производство продукции. Однако он должен также оценивать будущее состояние рынка, чтобы одновременно обеспечить максимальную производительность предприятия и максимальные удобства для потребителя.

      Управленческая  деятельность–один из важнейших  факторов функционирования и развития фирм в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции.

      Менеджмент– по-русски "управление"– функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

      Многообразный опыт, накопленный в разных странах  мира– высокоразвитых и менее  развитых, свидетельствует, что среди  всех ресурсов предприятий (материальных, трудовых, финансовых и других) важнейшее значение имеет именно управление, т.е. способность и умение вырабатывать цели, определять ценности, координировать выполнение задач и функций, обучать работников и добиваться эффективных результатов их деятельности. Цель данной работы – менеджмент в производстве.

      Изменение условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления сказываются  не только на совершенствовании его  организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия и т.д. Речь идет прежде всего о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночной системы хозяйствования, связанными с удовлетворением в первую очередь индивидуальных потребностей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах, растущими доходами населения, регулированием товарно-денежных отношений, широким использованием новейших достижений научно-технической революции. Все это требует от фирм адаптации к новым рыночным условиям, преодоления возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом процессах.

     Цель  данной работы – изучить принципы менеджмента.

     Задачи  работы:

     – изучить теоретические аспекты  принципов менеджмента;

     – провести анализ принципов менеджмента  на предприятии.

 

     

Глава 1. Теоретические  аспекты принципов  менеджмента

1.1. Сущность и современные представления  об управлении

 

            Коренной особенностью современной экономической мысли  явилась направленность ее на обеспечение  рационального ведения хозяйства  на уровне фирмы в условиях дефицитности ресурсов, необходимость достижения высоких конечных результатов с  минимальными затратами, преодоления малой эффективности регулирования производства административными методами, ускорения перехода к интенсивному характеру развития производства на основе развития научно-технического прогресса и т.д. Система управления, отвечающая таким требованиям, логике и закономерностям социально-экономического процесса, должна быть гибкой и эффективной.

     В современных условиях одним из приоритетных направлений перестройки управления российской экономикой, особенно на уровне предприятий явилась выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента в нашей практике. В упрощенном понимании, менеджмент– это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент– это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров– это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний– в самостоятельную дисциплину, а социальный слой– в весьма влиятельную общественную силу. И наука, и развивающаяся на ее основе практика управления имеют уже более чем стопятидесятилетнюю историю развития в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг и других секторах экономики. Управление организациями– это адаптация.  Таков краеугольный камень современной методологии менеджмента. Ничто в управлении не происходит немотивированно, все имеет свою причину, все определяется архисложным хитросплетением влияния многих переменных, внешней и внутренней среды организации. Именно поэтому так сложно управлять хорошо. Эффективность управления в решающей степени зависит от возможностей фирмы и ее менеджеров приспособиться к условиям внешней предпринимательской среды путем принятия соответствующих управленческих решений.

      Для того, чтобы проследить как работает предприятие в разные годы и сделать  выводы проводится анализ результатов деятельности. Анализ– расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренние, присущие этому объекту составляющие. Экономический анализ– самостоятельная наука, которая представляет собой синтез методологических и технических приемов, которые позволяют изучать процессы, происходящие в экономике в целом и в отдельных звеньях экономической системы. При этом объект рассматривается как результат взаимодействия множества частных процессов. Результаты анализа должны давать возможность находить наиболее эффективные пути функционирования изучаемых объектов. Объектом исследования являются процессы, протекающие в экономической системе или в ее отдельных звеньях.

      Экономический анализ можно рассматривать как  один из процессов управления объектом исследования, который занимает промежуточное место между подстановкой задач и принятия управленческих решений.

      Научной основой экономического анализа  является наука гноссиология. Эта  наука дает понятие объекта познания, под которой понимается объективная действительность, практика, материальная деятельность человека, составляющая основы развития человеческого общества.

      Под методом экономического анализа  понимается общий подход к изучению, измерению и обобщению влияния  отдельных факторов на результаты хозяйственной деятельности предприятия. Анализ изучает причины изменения экономической ситуации в отдельных подразделениях, отраслях. Все экономические явления должны иметь количественную оценку, которая дается с использованием показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности объекта анализа. Силы, которые оказывают влияние на результаты деятельности предприятий и могут вызывать как положительные, так и отрицательные изменения в результатах хозяйственной деятельности называются факторами. Для того, чтобы исследовать экономические явления, происходящие в объектах анализа методы анализа обобщаются в определенных методиках экономического анализа, которые являются инструментом проведения исследований.

      Финансово–экономический анализ направлен на общую оценку деятельности предприятия. В процессе такого анализа освещается его производственная и финансовая деятельность: объем, ассортимент, качество продукции, использование трудовых и материальных ресурсов, производительность труда, себестоимость продукции, ее реализация, рентабельность и др. Все это представляет основные элементы плана предприятия и соответственно находит отражение в отчетности.

      Приемы  финансово–экономического анализа  в общих чертах универсальны в  том смысле, что для любой из основных его тем (производство, реализация, себестоимость, рентабельность, производительность труда и др.) они однородны для всех предприятий одних и тех же отраслей народного хозяйства, в том числе и для промышленности.

      Стратегическое  управление призвано обеспечить фирме выживание в долгосрочной перспективе. Организация должна производить продукт, который стабильно будет находить покупателей. Это означает, что продукт должен, во-первых, интересен покупателю настолько, что он готов отдать за него деньги, и, во-вторых, интересен покупателю более, чем аналогичный или схожий по потребительским качествам продукт, производимый другими фирмами. Если продукт обладает этими двумя свойствами, то говорят, что продукт имеет конкурентные преимущества. Следовательно, фирма успешно существовать и развиваться может только в том случае, если ее продукт обладает конкурентными преимуществами. 

      Рассмотрение  вопроса создания и удержания  конкурентных преимуществ предполагает анализ внутренней и внешней среды: анализ макроокружения, анализ непосредственного окружения и анализ внутренней среды.

1.2.  Принципы менеджмента

 

    Принципы - руководящее правило, которому необходимо следовать при выполнении той  или иной задачи. Принципы носят  объективный характер:

    1. Общенаучный (философия, экономика).

    2. Общая теория управления, закономерности, которые являются регуляторами.

    3. Специальная теория управления.

    Общие принципы управления:

    1. Эффективность. т.е. максимализация  эффективности (= результат : затраты).

    2. Принцип ориентации на разные критерии: социальные, экономические, экологические.

    3. Принцип системности или комплексности  (нельзя решать одну проблему  без учета другой. только прямых  и обратных существенных связей).

    4. Сочетание стратегического и  оперативного.

    5. Принцип оптимального сочетания рыночного и нерыночного.

    6. отраслевого и территориального.

    Принципы, обеспечивающие функционирование объекта:

    1. Принцип оптимизации - какое решение  должен принять руководитель, сконцентрировав  всю полноту власти в своих  руках или раздать большую часть своим коллегам? Чему отдать предпочтение - централизации или децентрализации? Какая структура управления в конкретной производственной ситуации является оптимальной?

    2. Принцип делегирования полномочий - передача своих возложенных обязанностей компетентным сотрудникам.

    3. Принцип соответствия: Основа (Тейлор): выполняемая работа должна соответствовать  интеллектуальным и физическим  возможностям исполнителя. Необходимо  использовать это каждому руководителю  при подборе и расстановке кадров и в первую очередь при оценке собственных возможностей.

    4. Принцип автоматического замещения  отсутствующего.

    5. Принцип первого руководителя: при  выполнении важного задания контроль  осуществляется первым лицом.

    6. Принцип одноразового ввода информации: однажды введенная в долгосрочную память компьютера информация может использоваться неоднократно.

     Принципы  управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации  процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера.

     Таким образом, принципы управления можно  представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

     Впервые принципы рационального управления были сформированы в 1912 г. американским менеджером Г. Эмерсоном в книге  « Двенадцать принципов производства».

     Однако  один из основоположников научной организации труда, создатель «теории администрирования» А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает своё место среди принципов управления, во всяком случае, на то время, пока практика подтверждает его эффективность.

     В связи с этим,  все  принципы менеджмента целесообразно сгруппировать  в две группы – общие и частные.

     К общим принципам управления относятся  принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.

     Принцип применимости – менеджмент разрабатывает  своего рода руководство к действию для все работающих в фирме  сотрудников.

     Принцип системности – менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних  и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры и системы в целом.

Информация о работе Принципы менеджмента