Разработка стратегического плана организации «МУП транспорта Мокроусова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание

Цель курсового проекта – систематизация и углубление теоретических знаний по дисциплине «Стратегический менеджмент», приобретение практических навыков разработки стратегии предприятия.

Содержание

Введение 3
1 Характеристика предприятия 5
2 Основные технико-экономические показатели деятельности
предприятия 9
3 Анализ макроокружения 23
4 Анализ среды непосредственного окружения 27
4.1 Характеристика состояния и перспектива развития отрасли 27
4.2 Анализ конкуренции в отрасли 35
4.3 Анализ конкурентов и их возможных действий 39
5 Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной
борьбе 43
6 Видение, миссия, цели предприятия 49
7 Формирование стратегии бизнеса 52
Заключение 61
Список использованных источников 62

Работа состоит из  1 файл

курсовая проверенная.doc

— 597.50 Кб (Скачать документ)

    Грамотная работа по подготовке высокопрофессиональных водительских кадров - один из важнейших факторов обеспечения безопасности для пассажиров Курганской области. Объединенная централизованная служба безопасности движения получила возможность оперативнее и эффективнее влиять на стажировку и переподготовку водителей, проводить целевые инструктажи, отслеживать режим труда водителей, организовать методический центр по безопасности движения.

    Эффективно проводится медицинское освидетельствование (предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей и кондукторов).

    Руководители транспортных предприятий требуют от водителей бережно и грамотно относиться к эксплуатации автобусов; от ремонтных рабочих - качественно и надежно выполнять техническое обслуживание и ремонт транспорта; от инженерных работников и специалистов - отслеживать и поддерживать высокий уровень квалификации персонала, качественное и регулярное проведение организации медицинских освидетельствований водителей, предрейсовых и послерейсовых технических осмотров автотранспортных средств, обеспечение поддержания в исправном состоянии автотранспортных средств, инструмента и средств измерения. Все эти меры, без сомнения, приводят к снижению аварийности.

    К сожалению, аварийность на дорогах растет параллельно росту количества "мелкого" транспорта на улицах и дорогах Курганской области. Водители индивидуальных предпринимателей находятся практически в равных дорожных условиях. Но если учесть, что автобусами большой вместимости управлять многократно сложнее, чем, к примеру, ГАЗелью, то ясно, что на водителей муниципального транспорта ложится большая психофизиологическая нагрузка, чем на водителей "мелкого" транспорта индивидуальных предпринимателей.

    В этой связи, анализируя уровень аварийности  муниципального транспорта и транспорта индивидуальных предпринимателей за 9 месяцев 2005 года на маршрутной муниципальной сети Кургана приходится отмечать, что водителями частных владельцев совершено в 10 раз больше учетных ДТП, а нарушений ПДД в 55 раз больше, чем водителями муниципальных транспортных предприятий. Это подтверждает отсутствие системного подхода частных владельцев транспорта к подбору водительских кадров, его обучению, воспитанию высокого чувства ответственности за безопасную перевозку пассажиров. Но мгновенно, за короткое время это исправить невозможно.

    Подписывая 10 февраля 2006 г. генеральное соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между ОАО "Российские железные дороги" и Курганской областью, Геннадий Фадеев и губернатор Курганской области Олег Богомолов договорились о разработке и реализации мероприятий по развитию конкурентного сектора в сфере пассажирских перевозок. Принято решение о создании совместной пассажирской пригородной компании, совершенствовании порядка установления тарифов на пригородные пассажирские перевозки и реализации совместных проектов по организации движения скоростных пригородных поездов повышенной комфортности.

    Реформирование системы автотранспортных пассажирских перевозок привело к активному привлечению частного капитала. На дорогах самым массовым стал индивидуальный перевозчик. Количество маршрутных такси в пассажироперевозках в 2 раза превышает количество муниципального транспорта, хотя опыт других городов показывает, что оно не должно превышать соотношения 20 на 80.

    Задача  Правительства Курганской области, администрации города Кургана непростая - максимально сохранить и создать  условия для развития муниципального транспорта, а муниципальные предприятия транспорта сделают все возможное, чтобы оправдать доверие населения и предоставить пассажирские транспортные услуги в соответствии с самыми высокими требованиями к качеству и безопасности перевозки.

    Таким образом, в настоящий момент в Курганской  области стоят три основные проблемы, решение которых требует опять таки значительных затрат:

    - убыточность автомобильных пассажирских  перевозок в периферийных и  в малонаселенных районах;

    - значительный износ автобусных  парков в автотранспортных предприятиях;

    - высокая стоимость билетов.

    Согласно  Программе социально-экономического развития Курганской области на 2008 год и среднесрочную перспективу  темп роста пассажирооборота предприятий  всех видов транспорта в 2008 году к  предыдущему году составит 101,0 %, а доля прибыльных предприятий по крупным и средним организациям транспорта – 52 %.

    Механизмами реализации намеченного являются:

    - создание условий для развития  пассажирского транспорта в Курганской области;

    - удовлетворение спроса на транспортные услуги в Курганской области;

    - обеспечение качества и безопасности  пассажирских перевозок;

    - совершенствование систем управления  пассажирским транспортом. 

    Для прогнозирования влияния внешней  среды используется концепция движущих сил. Концепция предполагает, что имеются такие факторы внешней среды, изменения которых определяют направление и интенсивность отраслевых изменений. Анализ движущих сил состоит в установлении состава этих факторов и оценке направления их влияния на отрасль.

    В качестве движущих сил рассматривают: обновление продукта  (продуктовые инновации), технологические инновации (инновации в методы производства), маркетинговые инновации, вход в отрасль или выход из нее крупных предприятий, долговременное изменение спроса, изменение в государственной политике и изменения в уровнях издержках и эффективности.

    Основными движущими силами в рассматриваемой нами отрасли выступают: изменения в государственной политике, изменения в уровнях издержках и эффективности и в какой то степени технологические инновации. 

    4.2 Анализ конкуренции в отрасли 

    Наряду  с потребителями конкуренты –  это важнейший фактор, определяющий стратегию, цели и задачи предприятия. Даже успешный сбыт продукции не может  в ряде случаев спасти предприятие  от краха из-за жесткой позиции конкурентов.

    Для анализа конкурентной среды в  отрасли может быть использована модель М.Портера, которая изображена на рисунке 1.  

 

    

    

      
 

    

 
 
 

    Рисунок 1 - Модель сил конкуренции 

    Соответственно, необходимо проанализировать влияние следующих пяти сил конкуренции:

  1. предприятия-конкуренты уже закрепившиеся на отраслевом рынке;
  2. проникающие в отрасль новые конкуренты;
  3. конкуренция со стороны товаров-заменителей;
  4. позиции покупателей, их экономические возможности;

    5. позиции поставщиков, их экономические возможности.

    Изменения каждой из пяти сил и предопределяют, в конечном счете, прибыльность предприятий  и отраслей. В тех областях, где  действия этих сил оказываются благоприятными, возможно достижение высокой рентабельности вложенного капитала. В тех же отраслях, где действия нескольких или одной из сил неблагоприятны, предприятиям очень нелегко долгое время сохранять высокие прибыли. Эти пять сил конкуренции определяют не только цены продукта (товара), но и расходы, которые приходится нести предприятию, а также размеры инвестиций, необходимые для поддержания своей конкурентоспособности.

    Чем сильнее воздействие перечисленных  факторов, тем более ограниченными становятся возможности каждого предприятия для установления высоких цен и получения прибыли. В краткосрочный период факторы конкуренции определяют ограничения деловой активности предприятия, в долгосрочной перспективе, выбирая определенную стратегию, предприятие, возможно, сумеет использовать какие-либо из них для достижения успеха. Поэтому основная задача предприятия заключается в том, чтобы найти такие факторы, которые обеспечивали бы защиту от действия этих конкурентных сил и/или появилась бы возможность использовать их в своих целях.

    Итак, для рассматриваемого предприятия – МУПТ Мокроусово характерно следующее представление модели М. Портера.

    Наибольшее значение, как правило, оказывает конкуренция между существующими предприятиями отрасли. Интенсивность конкуренции в отрасли достаточно низкая. Поскольку единственными конкурентами МУПТ Мокроусово в настоящий момент являются таксисты-частники. Это индивидуальные предприниматели (физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) – ИП Володин, ИП Баранов и ИП Попов. Но они в основном используют для пассажироперевозок легковые автомобили, то есть транспортные средства малой вместимости. Но один индивидуальный предприниматель имеет микроавтобус марки ГАЗель. В результате чего стоимость поездки в частном транспорте дороговата для большинства населения данного Муниципального образования. То есть особой угрозы для  предприятия таксисты не составляют. У частников есть желание, но нет средств и квалифицированных работников, чтоб создать серьезную конкуренцию нашему предприятию.

    Вероятность проникновения в отрасль новых (потенциальных) конкурентов, конечно же, есть, поскольку входные барьеры на данный рынок – не высоки. Но, тем не менее, эта вероятность не так уж и велика. Таким образом, влияние этого фактора оказывает незначительное воздействие на деятельности предприятия в целом. Это увеличивает его возможности достижения высокой рентабельности вложенного капитала и соответственно увеличения прибыли.

    Что же касается товаров-заменителей, то в  данной отрасли они отсутствуют, что сводит влияние данного фактора к нулю.

    Мокроусовский район с территорией 3,1 тыс. кв. км и численностью постоянного населения 16,2 тыс. человек образован в 1924 году. Число жителей на 1 кв. км составило 5,2 человека. На территории района действуют 17 сельских администраций.

    Район расположен в северо-восточной части  Курганской области и граничит с  Тюменской областью и с Лебяжьевским, Частоозерским, Макушинским, Варгашинским районами области. Райцентр удален от областного центра на 130 км. Ближайшая железнодорожная станция – Лебяжье-Сибирская, расстояние до которой 65 км. На 1.01.2003 года зарегистрировано 314 предприятий.

    Потребителями оказываемых услуг МУПТ Мокроусово являются частные лица - местные жители (население Мокроусовского района) и «гости». Влияние потребителей на деятельность МУПТ оценивается как высокое, так как именно наличие граждан-пассажиров гарантирует выживание предприятия на рынке. Так уж сложилось, что в Мокроусовском районе нет ни железной дороги, ни судоходных рек, ни морского пути. Несмотря на низкий уровень жизни, а соответственно и низкую платежеспособность, население Мокроусовского района активно пользуется муниципальным транспортом.

    Социальная  значимость действующего транспорта для населения в настоящее время выражена в обеспечении проезда жителей отдаленных населенных пунктов муниципального образования до рабочих мест, мест учебы. Транспорт также позволяет им быть участниками различных общегородских культурно-зрелищных мероприятий, более широко пользоваться услугами здравоохранения, образования, консалтинго-правовыми и другими услугами.

    Таким образом, МУПТ Мокроусово своей профессиональной деятельностью постоянно оказывает положительное воздействие на повышение жизненного уровня населения Мокроусовского района.

    В отношении с предприятиями-поставщиками, к которым относятся местные  заправочные станции, предприятие  зависит только от изменений цен  на топливо (бензин, газ). Поскольку  предприятие работает с поставщиками постоянно и задолженностей перед ними (в том числе и просроченных) не имеется, не стоит опасаться потери устоявшихся экономических связей. Таким образом, сила поставщиков не велика, ведь МУПТ Мокроусово является одним из главных потребителей поставляемого ими топлива. Поставщикам невыгодно терять такого клиента.

    Как правило, из пяти факторов конкуренции  в отрасли доминирует, как правило, один фактор, который и становится решающим при разработке стратегии предприятия. В нашем случае – это предприятия-конкуренты уже закрепившиеся на отраслевом рынке.

    Рассматривая  перспективы дальнейшего развития отрасли автомобильных пассажироперевозок в Мокроусовском районе, необходимо отметить, что, конечно же, у МУПТ Мокроусово больше перспектив, поскольку оно функционирует на рынке с 1999 года и имеет опыт работы в сфере пассажироперевозок. Его доля на рынке достигает 90 %, оно имеет возможность взять «большой» кредит на покупку новых автобусов, а также – утвержденный график движения автобусов по маршрутам, что немаловажно для населения. Кроме того, из Районного бюджета предприятие получает дотации на покрытие убытков по сельским маршрутам, а в течение года Финансовый отдел администрации Мокроусовского района частично возмещает затраты, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Поэтому целевое бюджетное финансирование также является одним из конкурентных преимуществ МУПТ Мокроусово.      

Информация о работе Разработка стратегического плана организации «МУП транспорта Мокроусова