Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 19:29, курсовая работа
Цель курсового проекта – систематизация и углубление теоретических знаний по дисциплине «Стратегический менеджмент», приобретение практических навыков разработки стратегии предприятия.
Введение 3
1 Характеристика предприятия 5
2 Основные технико-экономические показатели деятельности
предприятия 9
3 Анализ макроокружения 23
4 Анализ среды непосредственного окружения 27
4.1 Характеристика состояния и перспектива развития отрасли 27
4.2 Анализ конкуренции в отрасли 35
4.3 Анализ конкурентов и их возможных действий 39
5 Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной
борьбе 43
6 Видение, миссия, цели предприятия 49
7 Формирование стратегии бизнеса 52
Заключение 61
Список использованных источников 62
В ходе оценки делается отметка по каждому параметру в соответствующей графе. Характеристики с отрицательными сторонами оценки отражают слабые стороны предприятия, с положительными – сильные. Полученная ломаная линия называется профиль конкурентных преимуществ деятельности предприятия.
Таким образом, итоговая оценка равна 3, т. е. сильные стороны МУПТ Мокроусово перекрывают его слабые стороны. Показатели предприятия по большинству параметров имеют средний уровень, тем самым полностью соответствуя отраслевым стандартам, устойчивым позициям на рынке. Предприятие имеет конкурентные преимущества.
Основными преимуществами МУПТ Мокроусово в конкуренции являются высокая доля рынка и ценовое преимущество. Его оценка относительных преимуществ значительно отличается от преимуществ ближайших конкурентов и составляет 59,33. Это свидетельствует о том, что предприятие занимает высшую позицию в конкуренции.
По результатам таблицы 6 так же видно, что МУПТ Мокроусово является сильнейшим конкурентом в стратегической группе. Но при всем этом не стоит забывать о имеющихся недостатках предприятия. Итоговое значение для предприятия согласно таблице составляет 3. Это указывает на отсутствие достаточных средств у МУПТ Мокроусово на обновление оборудования, финансовые вложения, а также на очень высокие издержки производства.
Рыночные возможности во многом определяют стратегию компании. В зависимости от условий внешней среды возможности могут быть как многообещающими, так и бесперспективными, изменяясь от очень привлекательных до интересующих фирму в последнюю очередь.
Определить
возможные сочетания
Технология проведения SWOT-анализа предусматривает заполнение матрицы (смотрите таблицу 16).
В матрице образуется четыре поля. Первое поле включает стратегии, использующие сильные стороны организации для реализации возможностей, появившихся на рынке. Второе поле – стратегии, использующие сильные стороны для устранения угроз. Стратегии, минимизирующие слабые стороны предприятия на основе возможностей ситуации представлены в третьем поле. Четвертое поле охватывает стратегии, минимизирующие слабости предприятия и угрозы внешней среды.
Таблица 16 - Матрица
SWOT
Матрица «SWOT» |
ВОЗМОЖНОСТИ
1. Увеличение безвозмездных поступлений из обл. и районного бюджетов 2. увеличение пассажиропотока (пассажирооборота) 3. Открытие новых маршрутов или дополнительных, заказные пассажироперевозки 4. Способность обслуживать дополнительные группы клиентов 5. Слабые позиции конкурентов |
УГРОЗЫ
1.Рост цен на топливо 2. Сокращение
населения муниципального 3. Выход на рынок новых конкурентов с низкими издержками 4. Уменьшение безвозмездных поступлений из обл. и районного бюджетов 5. Снижение платежеспособности населения |
СИЛЬНЫЕ
СТОРОНЫ
1. Ценовые преимущества 2.Большой опыт работы в отрасли. 3. Высокая доля на рынке 4. Масштабы предприятия 5. Хорошая репутация в глазах потребителей 6. Финансовая поддержка из областного и районного бюджетов 7. Наличие персонала высокого класса |
Увеличение объема пасажироперевозок, увеличение доли на рынке, поглощение слабых конкурентов, повышение имиджа предприятия, обновление автопарка, выход на новые сегменты рынка и завоевание новых групп потребителей | переоборудование всего автопарка для работы на природном газе (более дешевое сырье), что позволит снизить издержки, сохранение льготных проездов, изыскание доп. финансовых средств, хорошая репутация позволит устранить новых конкурентов и сохранить своих потребителей |
СЛАБЫЕ
СТОРОНЫ
1.Недостаток финансовых ресурсов, полное отсутствие инвестиций 2. Высокие издержки 3. Устаревание автопарка 4. Невысокое качество оказываемых услуг 5. Слабые навыки
в области маркетинговой |
Увеличение безвозмездных поступлений из обл. и районного бюджетов позволит частично покрыть издержки, выход на новые сегменты рынка и завоевание новых групп потребителей позволит получить дополнительные финансовые средства для обновления подвижного состава (ремонт старого) и повысить качество оказываемых услуг | Постоянное
отслеживание ситуации на рынке, реакция
на возможные изменения |
SWOT – анализ очень похож на составление «стратегического баланса»: сильные стороны – это активы компании в конкурентной борьбе, а ее слабые стороны – пассивы. Дело лишь в том, насколько сильные стороны (активы) превышают слабые (пассивы), а также в том, как использовать эти сильные стороны и как склонить стратегический баланс в сторону активов.
С точки зрения формирования стратегии сильные стороны компании важны, так как они могут быть использованы как основа для формирования стратегии и конкурентного преимущества. Если сильных сторон недостаточно для того, чтобы сформировать на их основе успешную стратегию, то руководство компании должно срочно создать базу, на которой эта стратегия могла бы основываться.
В то же время стратегия должна быть направлена на устранение слабых сторон, которые делают компанию уязвимой, мешают ее деятельности или не дают ей использовать привлекательные возможности.
При разработке стратегии необходимо нацелить ее на использование перспектив, соответствующих возможностям компании, и обеспечение защиты от внешних угроз. При этом необходимо помнить, что неиспользованная возможность может стать угрозой, если ею воспользуется конкурент, в то время как предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности, усилить ее позиции, если конкуренты не смогли эту угрозу устранить. МУПТ Мокроусово нужно опираться на стратегию парной комбинации «слабость и возможности», «сила и угрозы» во избежание потенциальных опасностей за счёт имеющихся у предприятия преимуществ.
Если
руководитель предприятия не знает
его сильных и слабых сторон, не
представляет себе внешних возможностей
и не подозревает об угрозах, он будет
не в состоянии разработать стратегию,
соответствующую положению предприятия.
Таким образом, SWOT-анализ является необходимым
компонентом стратегической оценки положения
предприятия.
6 Видение,
миссия, цели предприятия
Видение – это картина «кто мы, чем занимаемся и чего намерены достичь». Хорошо обоснованное стратегическое видение – обязательное условие для обеспечения эффективного стратегического лидерства.
Видение – это руководящая философия бизнеса, обоснование существования предприятия, не сама цель, а скорее чувство основной цели предприятия.
Видение
хорошее средство мотивации работников
организации. Оно помогает объединять
деятельность людей в едином направлении.
Видение создает чувство
Миссия организации – это основная, генеральная цель, цель существования организации, которая должна быть выполнена в плановом периоде. Содержание миссии должно включать следующие основные позиции:
1) Описание продуктов (услуг) предлагаемых предприятием;
2) Характеристика рынка (основные покупатели); Цели предприятия, выраженные в терминах выживания, роста, доходности;
3) Технология (оборудование, технологический процесс, инновации);
4) Философия (основополагающие взгляды и ценности);
5) Внутренняя концепция;
6) Внешний образ предприятия, его имидж.
Для того чтобы сформулировать миссию, которая станет стратегическим инструментом работы компании, руководству, необходимо осознать две вещи. Первая: чтобы миссия компании вызывала доверие и поддерживала имидж и репутацию компании, она должна отражать достижимую реальность. Вторая: миссия поможет компании заработать больше, только если затрагивает лично каждого читающего ее человека внутри компании или вне ее.
В идеале, миссия компании формулируется на начальных этапах ее работы и, затем совершенствуется с годами, вместе со стратегией развития компании, которую миссия и призвана отражать. Таким образом, у компании будет возможность создать себе "кредитную историю", следуя в заданном миссией направлении и преодолевая недоверие окружающих и потенциальный скепсис сотрудников.
В сегодняшних рыночных реалиях, миссия компании необходима как фундамент стратегии ее работы и развития, чтобы преодолевать недоверие к себе окружающего мира, направлять деятельность сотрудников и преподносить себя внешней среде как уникального участника конкурентного рынка.
Итак, миссия МУПТ Мокроусово: «Мы оказываем местному населению и «гостям» района услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом высокой степени безопасности. Наша главная цель – сохранение лидерских позиций на рынке, увеличение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности предприятия и дальнейшее предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (льготников). МУПТ Мокроусово осуществляет строгий контроль над стоимостью проезда, постоянно стремится повысить комфортность перемещения населения. Мы заботимся не только о потребителях, но и о своих работниках, обеспечивая высокий уровень охраны труда и достойный заработок. Благодаря нашему профессиональному опыту в Мокроусовском районе налажена единая система централизованной организации и координации движения автобусов, позволяющая удовлетворять общественные потребности. Мы прочно закрепились на рынке и завоевали доверие не только наших потребителей, но и местной администрации.
Цели – конкретные состояния отдельных характеристик предприятия, достижение которых желательно. Правильно сформулированные цели должны обладать характеристиками:
- конкретность означает, что при определении цели необходима точность отражения ее содержания, объема и времени;
- измеримость означает, что цель должна быть представлена количественно для оценки степени ее достижения;
- достижимость означает, что цели должны быть реальными, не выходящими за рамки возможностей предприятия;
- согласованность означает, что цели следует рассматривать не изолированно, а во взаимосвязи.
Цели МУПТ Мокроусово выглядят следующим образом:
-
достижение оптимального
- сохранение доли рынка на уровне 90 % в течение 3-5лет;
- повысить уровень комфортность на 10-20 % в течение 1 года;
- повышение рентабельности продаж на 10-15 %;
- увеличение прибыли от продаж на 5-10 % в течение 1 года;
- обновление автобусного парка на 5 % ежегодно;
- сохранение льготного проезда для отдельных категорий граждан в течение 3-5 лет;
- повышение заработной платы работников предприятия ежегодно на 5-10 %;
Таким
образом, видение «МУПТ Мокроусово»: «На
сегодняшний день мы – лидеры на рынке
автомобильных пассажироперевозок в Мокроусовском
районе и в будущем хотим таковыми оставаться.
От уровня функционирования и развития
нашего предприятия зависит уровень жизни
большей части (90%) населения. У нас сложилась
деловая система работы со средствами
массовой информации. Любые изменения,
которые касаются движения муниципального
транспорта, доводятся до населения через
оповещение по радио либо местную газету
«Восход». Мы верим в долгосрочные перспективы
роста прибыли, и будем продолжать концентрировать
внимание на улучшении финансового положения
предприятия в целом. Комфорт и безопасность
пассажиров – главный принцип деятельности
нашего транспортного предприятия. В будущем
при поддержке Администрации Мокроусовского
района мы постараемся сделать цену проезда
в муниципальном транспорте доступной
для любого жителя и сохранить льготы
отдельным категориям граждан. Все работники
предприятия, в том числе и руководитель,
заинтересованы в его росте и дружно идут
к общей цели – лидерство и признание,
доходность и конкурентоспособность!
Информация о работе Разработка стратегического плана организации «МУП транспорта Мокроусова