Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 19:29, курсовая работа
Цель курсового проекта – систематизация и углубление теоретических знаний по дисциплине «Стратегический менеджмент», приобретение практических навыков разработки стратегии предприятия.
Введение 3
1 Характеристика предприятия 5
2 Основные технико-экономические показатели деятельности
предприятия 9
3 Анализ макроокружения 23
4 Анализ среды непосредственного окружения 27
4.1 Характеристика состояния и перспектива развития отрасли 27
4.2 Анализ конкуренции в отрасли 35
4.3 Анализ конкурентов и их возможных действий 39
5 Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной
борьбе 43
6 Видение, миссия, цели предприятия 49
7 Формирование стратегии бизнеса 52
Заключение 61
Список использованных источников 62
4.3.
Анализ конкурентов и их возможных действий
Анализ производится с целью выявления ближайших конкурентов и прогнозирования их возможных действий на рынке, для чего необходимо выделить так называемые стратегические группы конкурентов. Стратегическую группу образуют конкурирующие предприятия с близкими позициями на рынке и схожими конкурентными возможностями. Эти предприятия может объединять ряд признаков: схожий ассортимент продукции, ориентация на определенные типы покупателей, незначительный разброс цен, примерно одинаковый уровень качества, схожие стратегии поведения и т. п.
Выделение стратегических групп производится путем составления карт стратегических групп конкурентов. Последовательность составления карты такова:
Уровень
цены ИП Володин
ИП Баранов
высокий
средний
низкий
узкий
широкий
Ассортимент
Рисунок
2 - Карта стратегической группы «уровень
цены – ассортимент»
В качестве характеристик выбраны сначала цена и ассортимент оказываемых услуг, а потом уже качество и их объем.
Итак, из анализа карты стратегических групп по параметрам «цена – ассортимент» следует, что всего выделяется одна стратегическая группа, в которую входят наше предприятие и его все ближайшие и основные конкуренты (индивидуальные предприниматели). Для МУПТ Мокроусово характерно: узкий ассортимент и среднее качество оказываемых услуг.
Ассортимент
широкий
узкий
ИП Володин
Рисунок 3 - Карта стратегической группы «ассортимент – качество услуг»
Согласно анализу карты стратегических групп по параметрам «Качество оказываемых услуг – ассортимент», также выделяется одна стратегическая группа, в которую входят МУПТ Мокроусово и его ближайшие конкуренты. Для нашего предприятия характерен узкий ассортимент и среднее качество оказываемых услуг.
Таким образом, и из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уровень конкуренции в отрасли - низкий. Что же касается ближайших конкурентов МУПТ Мокроусово, то можно сказать, что их доля на рынке невелика, также как и невелик их потенциал. Это только индивидуальные предприниматели, речь о которых шла выше:
-
ИП Баранов, имеющий
- ИП Володин, оказывающий услуги с 2004 года, имеет легковой автомобиль марки «Волга», отличающейся очень малой вместимостью;
- ИП Попов имеет также легковой автомобиль марки «Жигули», но на рынке он появился только в начале 2007 года.
То есть, в ближайшие 3-5 лет положение ближайших конкурентов на рынке в отрасли, вряд ли координально изменится. Прежде всего, в силу отсутствия достаточных финансовых ресурсов. Поэтому особой опасности для МУПТ Мокроусово они пока не представляют. Но, тем не менее, частенько частные перевозчики чуть ли не круглосуточно стоят у «паровоза» и перехватывают пассажиров. Кроме того, в настоящее время в России широко распространена, доступна каждому и эффективно работает система банковского кредитования. Следовательно при разработке стратегического плана организации нельзя оставлять без внимания и этот фактор. Вероятность появления крупного транспортного предприятия на рынке равна нулю.
Как правило, анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе охватывает следующие функциональные зоны (среды деятельности): маркетинг, финансы, производство, технология, менеджмент, персонал.
Сильные стороны – это то, в чем компания преуспела, или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Слабые стороны – это отсутствие чего-то важного для ее функционирования или то, что не удается компании или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия. Слабая сторона предприятия, в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать предприятие уязвимым, а может и нет. Перечень сильных и слабых сторон индивидуален для каждого предприятия.
Существуют различные приемы оценки сравнительных характеристик. В данной курсовой работе приводится количественная оценка характеристик, исходя из максимального уровня, равного 100 баллам (смотрите таблицу 14). Ранжирование характеристик проводится с использованием показателя удельного веса.
Таблица 14 - Определение
относительных преимуществ предприятия
в конкуренции
Характеристики | Удельный вес, % | МУПТ Мокроусово | ЧП Баранов (1) | ЧП Володин
(2) | |||||||||||||||||
Баллы 0-100 | оценка | Баллы 0-100 | оценка | Баллы 0-100 | оценка | ||||||||||||||||
1. Маркетинг | |||||||||||||||||||||
1.1.
Доля рынка, контролируемая |
17 | 90 | 15,3 | 10 | 1,7 | 5 | 0,85 | ||||||||||||||
1.2. Цена продукции | 11 | 55 | 6,05 | 45 | 4,95 | 35 | 3,85 | ||||||||||||||
1.3.
Уровень сервисного |
2 | 10 | 0,2 | 6 | 0,12 | 4 | 0,08 | ||||||||||||||
1.4. Рекламная деятельность | 7 | 35 | 2,45 | 15 | 1,05 | 10 | 0,7 | ||||||||||||||
Характеристики | Удельный вес, % | МУПТ Мокроусово | ЧП Баранов (1) | ЧП Володин
(2) |
ЧП Баранов (1) | ЧП Володин
(2) |
|||||||||||||||
оценка | Баллы 0-100 | оценка | оценка | Баллы 0-100 | оценка | ||||||||||||||||
2. Производство | |||||||||||||||||||||
2.1.
Производствен-
ные мощности |
8 | 80 | 6,4 | 10 | 0,8 | 5 | 0,4 | ||||||||||||||
2.2. Возраст транспортных средств | 6 | 50 | 3 | 75 | 4,5 | 70 | 4,2 | ||||||||||||||
2.3. Прямые издержки производства | 15 | 45 | 6,75 | 35 | 5,25 | 20 | 3 | ||||||||||||||
2.4. Численность работающих | 13 | 90 | 11,7 | 5 | 0,65 | 5 | 0,65 | ||||||||||||||
3. Финансы | |||||||||||||||||||||
3.1. Инвестиционные ресурсы | 10 | 1 | 0,1 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||||||||||||
3.2. Размер собственности | 8 | 80 | 6,4 | 5 | 0,4 | 5 | 0,4 | ||||||||||||||
3.3. Динамика дивидендов | 7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||||||||||||
4. Персонал | |||||||||||||||||||||
4.1. Структура персонала | 2 | 4 | 0,8 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||||||||||||
4.2. Система вознаграждения | 3 | 5 | 0,15 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||||||||||||
4.3
Расходы на подготовку и |
1 | 3 | 0,03 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||||||||||||
ИТОГО | 100 | - | 59,33 | - | 19,42 | - | 14,13 |
Оценив позиции конкурентов, можно построить профиль конкурентных преимуществ (смотрите таблицу 15). Варианты бальных оценок, представленные в таблице, соответствуют следующим позициям предприятия:
- 2б – предприятие является лидером в отрасли, его позиции лучше, чем кого-либо из конкурентов;
- 1б – показатели предприятия хорошие и стабильные, выше среднеотраслевого уровня;
- 0б – средний уровень, полное соответствие отраслевым стандартам, устойчивые позиции на рынке;
- 1б – уровень показателей ниже среднеотраслевого, имеет место ухудшение показателей деятельности;
- 2б – показатели предприятия хуже, чем кого-либо из конкурентов, предприятие находится в кризисной ситуации.
Таблица 15 - Профиль
конкурентных преимуществ МУПТ Мокроусово
Характеристики | Удельный вес, % | Хуже | Лучше | Итоговая оценка | Сильнейший конкурент | |||
-2 | -1 | 0 | 1 | 2 | ||||
1.1.
Доля рынка, контролируемая |
17 | * | 34 | 2 | ||||
1.2. Цена продукции | 11 | * | 11 | 1 | ||||
1.3. Уровень сервисного обслуживания | 2 | 0 | 0 | |||||
1.4. Рекламная деятельность | 7 | * | 0 | 0 | ||||
2.1.
Производствен-
ные мощности |
8 | * | 0 | 0 | ||||
2.2. Возраст транспортных средств | 6 | * | 0 | 0 | ||||
2.3. Прямые издержки производства | 15 | * | 0 | 0 | ||||
2.4. Численность работающих | 13 | * | 0 | 0 | ||||
3.1. Инвестиционные ресурсы | 12 | -24 | -2 | |||||
3.2. Размер собственности | 10 | * | 0 | 0 | ||||
3.3. Динамика дивидендов | 9 | * | -18 | -2 | ||||
Итого | 100 |
3 |
Информация о работе Разработка стратегического плана организации «МУП транспорта Мокроусова