Разработка стратегического плана организации «МУП транспорта Мокроусова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание

Цель курсового проекта – систематизация и углубление теоретических знаний по дисциплине «Стратегический менеджмент», приобретение практических навыков разработки стратегии предприятия.

Содержание

Введение 3
1 Характеристика предприятия 5
2 Основные технико-экономические показатели деятельности
предприятия 9
3 Анализ макроокружения 23
4 Анализ среды непосредственного окружения 27
4.1 Характеристика состояния и перспектива развития отрасли 27
4.2 Анализ конкуренции в отрасли 35
4.3 Анализ конкурентов и их возможных действий 39
5 Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной
борьбе 43
6 Видение, миссия, цели предприятия 49
7 Формирование стратегии бизнеса 52
Заключение 61
Список использованных источников 62

Работа состоит из  1 файл

курсовая проверенная.doc

— 597.50 Кб (Скачать документ)

    4.3. Анализ конкурентов и их возможных действий 

    Анализ  производится с целью выявления ближайших конкурентов и прогнозирования их возможных действий на рынке, для чего необходимо выделить так называемые стратегические группы конкурентов. Стратегическую группу образуют конкурирующие предприятия с близкими позициями на рынке и схожими конкурентными возможностями. Эти предприятия может объединять ряд признаков: схожий ассортимент продукции, ориентация на определенные типы покупателей, незначительный разброс цен, примерно одинаковый уровень качества, схожие стратегии поведения и т. п.

    Выделение стратегических групп производится путем составления карт стратегических групп конкурентов. Последовательность составления карты такова:

  1. Выбирают характеристики предприятий отрасли. Типичными характеристиками являются цена, количество, ассортимент, уровень сервисного обслуживания, степень вертикальной интеграции и др;
  2. Составляется карта с двумя характеристиками. Важно, чтобы они не были коррелированны;
  3. Предприятия размещаются на двух координатной карте с учетом значений выбранной пары характеристик;
  4. Предприятия, попавшие в одно пространство, объединяются в стратегическую группу.
  5.     Вокруг каждой стратегической группы рисуется окружность, диаметр которой рекомендуется для наглядности определять пропорционально доли стратегической группы в общем объеме продаж отрасли. Согласно приведенной схеме строятся следующие карты (смотрите рисунок 2, 3), анализ которых позволяет установить состав стратегических групп и их позиции, состав предприятий в группе и их позиции, основных конкурентов, оценить уровень конкуренции в отрасли.
 
 

       Уровень

       цены ИП Володин 

                                        ИП Попов                     

                                      ИП Баранов                                                                    

       высокий                                                                                  

                                                 «МУПТ Мокроусово» 
 

         

      средний                                                     

                                                                                         

                                                

                                              

                                                                                         

                     

           низкий                                                                     

           

               

                            узкий                              широкий                   Ассортимент 
 

Рисунок 2 - Карта стратегической группы «уровень цены – ассортимент» 
 

    В качестве характеристик выбраны  сначала цена и ассортимент оказываемых  услуг, а потом уже качество и  их объем.

    Итак, из анализа карты стратегических групп по параметрам «цена – ассортимент» следует, что всего выделяется одна стратегическая группа, в которую входят наше предприятие и его все ближайшие и основные конкуренты (индивидуальные предприниматели). Для МУПТ Мокроусово характерно: узкий ассортимент и среднее качество оказываемых услуг. 

        

       Ассортимент

         

                                                               

                                                                                             

                                                                                          

             широкий                                            
 

         

                                                            

                                                                                         

                                                

                                                                                          «МУПТ Мокроусово»

                    узкий                                                                      ИП Баранов

                             ИП Володин

                                                                                                                          ИП Попов

           

               

                                 низкое           среднее             высокое       Качество услуг 
 

Рисунок 3 - Карта стратегической группы «ассортимент – качество услуг»

   

    Согласно  анализу карты стратегических групп  по параметрам «Качество оказываемых  услуг – ассортимент», также выделяется одна стратегическая группа, в которую  входят МУПТ Мокроусово и его ближайшие конкуренты. Для нашего предприятия характерен узкий ассортимент и среднее качество оказываемых услуг.

    Таким образом, и из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уровень  конкуренции в отрасли - низкий. Что же касается ближайших конкурентов МУПТ Мокроусово, то можно сказать, что их доля на рынке невелика, также как и невелик их потенциал. Это только индивидуальные предприниматели, речь о которых шла выше:

    - ИП Баранов, имеющий микроавтобус  марки ГАЗель, оказывает услуги  по перевозке пассажиров с 2005 года. Его преимущество перед другими индивидуальными предпринимателями в том, что он может сразу перевозить 10-12 человек.  

    - ИП Володин, оказывающий услуги с 2004 года, имеет легковой автомобиль марки «Волга», отличающейся очень малой вместимостью;

    - ИП Попов имеет также легковой  автомобиль марки «Жигули», но  на рынке он появился только  в начале 2007 года.

    То  есть, в ближайшие 3-5 лет положение  ближайших конкурентов на рынке в отрасли, вряд ли координально изменится. Прежде всего, в силу отсутствия достаточных финансовых ресурсов. Поэтому особой опасности для МУПТ Мокроусово они пока не представляют. Но, тем не менее, частенько частные перевозчики чуть ли не круглосуточно стоят у «паровоза» и перехватывают пассажиров. Кроме того, в настоящее время в России широко распространена, доступна каждому и эффективно работает система банковского кредитования. Следовательно при разработке стратегического плана организации нельзя оставлять без внимания и этот фактор. Вероятность появления крупного транспортного предприятия на рынке равна нулю. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Анализ  сильных и слабых сторон предприятия  в конкурентной борьбе
 

    Как правило, анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе охватывает следующие функциональные зоны (среды деятельности): маркетинг, финансы, производство, технология,  менеджмент, персонал.

    Сильные стороны – это то, в чем компания преуспела,  или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Слабые стороны – это отсутствие чего-то важного для ее функционирования или то, что не удается компании или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия. Слабая сторона предприятия, в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать предприятие уязвимым, а может и нет. Перечень сильных и слабых сторон индивидуален для каждого предприятия.

    Существуют  различные приемы оценки сравнительных  характеристик. В данной курсовой работе приводится количественная оценка характеристик, исходя из максимального уровня, равного 100 баллам (смотрите таблицу 14). Ранжирование характеристик проводится с использованием показателя удельного веса.

Таблица 14 - Определение относительных преимуществ предприятия в конкуренции 

Характеристики Удельный  вес, % МУПТ  Мокроусово ЧП Баранов  (1) ЧП Володин 

(2) 

Баллы    0-100 оценка Баллы    0-100 оценка Баллы    0-100 оценка
1. Маркетинг
1.1. Доля рынка, контролируемая предприятием 17 90 15,3 10 1,7 5 0,85
1.2. Цена продукции 11 55 6,05 45 4,95 35 3,85
1.3. Уровень сервисного обслуживания 2 10 0,2 6 0,12 4 0,08
1.4. Рекламная деятельность 7 35 2,45 15 1,05 10 0,7
Характеристики Удельный  вес, % МУПТ  Мокроусово ЧП Баранов (1) ЧП Володин 

(2) 

  ЧП Баранов (1) ЧП Володин 

(2) 

       
оценка Баллы    0-100 оценка оценка Баллы    0-100 оценка
2. Производство
2.1. Производствен-

ные мощности

8 80 6,4 10 0,8 5 0,4
2.2. Возраст транспортных средств 6 50 3 75 4,5 70 4,2
2.3. Прямые издержки производства 15 45 6,75 35 5,25 20 3
2.4. Численность работающих  13 90 11,7 5 0,65 5 0,65
3. Финансы
3.1. Инвестиционные ресурсы 10 1 0,1 0 0 0 0
3.2. Размер собственности 8 80 6,4 5 0,4 5 0,4
3.3. Динамика дивидендов 7 0 0 0 0 0 0
4. Персонал
4.1. Структура персонала 2 4 0,8 0 0 0 0
4.2. Система вознаграждения 3 5 0,15 0 0 0 0
4.3 Расходы на подготовку и перепод. кадров 1 3 0,03 0 0 0 0
ИТОГО 100 - 59,33 - 19,42 - 14,13
 
 

    Оценив  позиции конкурентов, можно построить  профиль конкурентных преимуществ (смотрите таблицу 15). Варианты бальных оценок, представленные в таблице, соответствуют следующим позициям предприятия:

    - 2б – предприятие является лидером в отрасли, его позиции лучше, чем кого-либо из конкурентов;

    - 1б – показатели предприятия хорошие и стабильные, выше среднеотраслевого уровня;

    - 0б – средний уровень, полное соответствие отраслевым стандартам, устойчивые позиции на рынке;

     - 1б – уровень показателей ниже среднеотраслевого, имеет место ухудшение показателей деятельности;

    - 2б – показатели предприятия хуже, чем кого-либо из конкурентов, предприятие находится в кризисной ситуации.

Таблица 15 - Профиль конкурентных преимуществ МУПТ Мокроусово 

Характеристики Удельный  вес, % Хуже Лучше Итоговая  оценка Сильнейший  конкурент
-2 -1 0 1 2
1.1. Доля рынка, контролируемая предприятием 17    
  * 34 2
1.2. Цена продукции 11       *   11 1
1.3. Уровень сервисного обслуживания 2    
*
    0 0
1.4. Рекламная деятельность 7     *     0 0
2.1. Производствен-

ные мощности

8     *     0 0
2.2. Возраст транспортных средств 6     *     0 0
2.3. Прямые издержки производства 15     *     0 0
2.4. Численность работающих  13
  *     0 0
3.1. Инвестиционные ресурсы 12
*
        -24 -2
3.2. Размер собственности 10
  *     0 0
3.3. Динамика дивидендов 9 *         -18 -2
Итого  
100
          3  

Информация о работе Разработка стратегического плана организации «МУП транспорта Мокроусова