Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 19:29, курсовая работа
Цель курсового проекта – систематизация и углубление теоретических знаний по дисциплине «Стратегический менеджмент», приобретение практических навыков разработки стратегии предприятия.
Введение 3
1 Характеристика предприятия 5
2 Основные технико-экономические показатели деятельности
предприятия 9
3 Анализ макроокружения 23
4 Анализ среды непосредственного окружения 27
4.1 Характеристика состояния и перспектива развития отрасли 27
4.2 Анализ конкуренции в отрасли 35
4.3 Анализ конкурентов и их возможных действий 39
5 Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной
борьбе 43
6 Видение, миссия, цели предприятия 49
7 Формирование стратегии бизнеса 52
Заключение 61
Список использованных источников 62
Таким образом, по результатам проведенного анализа угроз и возможностей макроокружения предприятия МУПТ Мокроусово можно сделать заключение, что основными угрозами со стороны внешней среды, воздействующими на анализируемое предприятие, является постоянное увеличение цен на топливо и изменение предпочтений населения. Первая их них приводит к увеличению себестоимости оказываемых услуг, а, следовательно, и цены на них, а вторая – к снижению спроса на оказываемые услуги МУПТ Мокроусово. Но есть и возможности улучшения финансового положения предприятия, основными из которых выступают: финансирование (финансовая помощь) из федерального, регионального и местных бюджетов и отчисления от региональных и федеральных налогов. Это позволит частично покрыть затраты связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и убытки по перевозке пассажиров по сельским маршрутам, а, следовательно увеличить прибыль.
Для полной оценки факторов влияния внешней среды на предприятие рассчитывается интегральная оценка.
Интегральная
оценка влияния факторов макроокружения
рассчитывается по следующей формуле
ИО
= αА+βВ+…+γС,
где
α,β,γ – коэффициенты относительной
важности влияния фактора.
α+β+…+γ =1, (2)
где
А,В,С – бальная оценка интенсивности
изменения влияния отдельного фактора.
Интегральная оценка влияния факторов макроокружения на МУПТ Мокроусово равна 0,1. Полученный результат свидетельствует о том, что в прогнозируемой перспективе (на 2007 год) новые возможности перекрывают новые угрозы для предприятия. Однако абсолютное значение интегральной оценки не велико, поэтому нельзя говорить о наличии больших возможностей для предприятия. Безусловно, предприятию стоит снизить угрозу факторов, влияющих отрицательно на его деятельность, чтобы в будущем иметь лучший финансовый результат.
В результате анализа определился состав наиболее важных влияющих факторов. Прежде всего, это факторы экономические и политические. Тенденции их развития, характер влияния на деятельность предприятия МУПТ Мокроусово, возможные ответные действия предприятия также представлены в таблице 9.
4 Анализ среды непосредственного окружения
4.1
Характеристика состояния и
Потребители, конкуренты, поставщики, посредники, с которыми предприятие непосредственно взаимодействует, составляют среду непосредственного окружения (часть внешней среды).
Задача анализа среды непосредственного окружения состоит в оценке состояния и развития ситуации на рынке, конкурентной среды в отрасли. Состояние рыночной среды в отрасли может быть представлено значениями технических и экономических характеристик, важнейшими из которых являются:
-товары (работы, услуги);
-размер
рынка (может выражаться в
-темпы роста рынка, фаза развития спроса;
-суммарные производственные мощности;
-уровень удовлетворения спроса;
-количество конкурентов и их структура;
-количество покупателей и их структура;
-величина входных барьеров;
-характер вертикальной интеграции (прямая, обратная);
-степень дифференциации продукции;
-размер инвестиций, в том числе из централизованных источников;
-уровень рентабельности.
Изучение
этих характеристик, выявление тенденций
их развития дает важную информацию для
определения возможных
Итак, транспорт – это одна из важнейших отраслей хозяйства, «кровеносная система экономики». Нормальная организация пассажирского сообщения - важный фактор, обеспечивающий успешное решение экономических и социальных задач, стабилизирующий социальную сферу, снижающий социальную напряженность.
В
Курганской области пассажирские перевозки
осуществляются с 1936 года.
Таблица 12 - Пассажирооборот транспорта общего пользования по Курганской области за 2005-2008 гг.
Пассажирооборот транспорта общего пользования | млн. пасс-км | в % к январю предыдущего года |
Январь 2005 года | 77.4 | 117.1 |
Январь 2006 года | 33.5 | 117.1 |
Январь 2007 года | 127.3 | 57.7 |
Январь 2008 года | 127.3 | 89.2 |
Уровень жизни населения Курганской области невысок, платежеспособность его низка - комплекс этих обстоятельств делает особенно важной высокопрофессиональную организацию функционирования пассажирского транспорта. От уровня его организации и развития напрямую зависит уровень жизни большинства населения Курганской области. Как показывают исследования, транспортные расходы населения (прямо связанные с тарифами на транспорте) и их доходы прямо влияют на выбор вида транспорта. Там, где доходы составляют 2-2,5 тысячи рублей на члена семьи, а таких семей в Курганской области немало, пользуются муниципальным пассажирским транспортом. Это накладывает на руководителей транспортных предприятий особую ответственность за бесперебойную и надежную работу муниципального транспорта.
С
1999 года на муниципальную маршрутную
сеть был допущен транспорт
Сегодня ситуация такова, что Курганская область в 2005 году практически не пополнялась подвижным составом городского типа, а владельцы частного транспорта предлагали только автобусы малой вместимости. Нормативная потребность в пассажирском транспорте, ежедневно осуществляющем перевозку на утвержденной муниципальной маршрутной сети, в соответствии с фактически потребной транспортной подвижностью населения составляет 338 единиц городского типа. Согласно же рекомендациям по показателям временных минимальных стандартов транспортной подвижности населения в городах и качества услуг, разработанных НИИАТом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 ноября 2002 года, нормативная потребность в пассажирском транспорте Курганской области составляет 365 единиц городского типа (предельной вместимостью 115 м/мест).
Фактически, например, в городе Кургане в часы "пик" работает 230 единиц указанного, муниципального подвижного состава. Исходя из этого обстоятельства (дефицит парка - 108-135 единиц. городского типа), а также в соответствии с материалами обследования пассажиропотоков в марте 2004 года, выявившего дефицит автобусов городского типа в утренние часы «пик» - в 127 единиц, в часы вечерней перегрузки - 94 единицы.
Допуск владельцев транспортных средств, претендующих на работу на муниципальной маршрутной сети, осуществляла Межведомственная комиссия профессионального отбора перевозчиков. Комиссия работает на высоком уровне и четко регулирует структуру состава владельцев частных маршрутных такси, допущенных на муниципальную маршрутную сеть.
Здесь необходимо кроме всего прочего проанализировать перспективы развития отрасли пассажирских перевозок. Что касается города Кургана, то, конечно, эта отрасль достаточно перспективна, поскольку наблюдается дефицит автобусов, особенно в часы «пик». Что же касается Мокроусовского района, то складывается иная ситуация – здесь нет такого движения и нет такого дефицита, поскольку район небольшой. Ведь все зависит от пассажиропотока, который здесь очень маленький. Ведь автобус надо еще заполнить. Достаточной считается загрузка порядка 75 %, если она меньше, то значит, автобусы на маршруте лишние. Это что касается движения автобусов по сельским маршрутам, ведь надо же людям добираться до своих сел, деревень. Движение по сельским маршрутам для нашего предприятия является убыточным (нерентабельным).
Таким
образом, для отрасли пассажирских
перевозок в Мокроусовском
Таблица
13 - Оценка привлекательности отрасли
Критерии оценки | Удельный вес, % | Качественная оценка | Бальная оценка 0-100 | Итоговая оценка |
1. Рост рынка | 15 | Темпы роста рынка составляют в среднем 1-5 % | 30 | 4,5 |
2. Диапазон для ценовой политики | 35 | Цена незначительно меняется в зависимости от качества | 40 | 14 |
3.
Уровень удовлетво-рения |
7 | В 2006 году спрос удовлетворен на 95% | 10 | 0,7 |
4. Количество конку-рентов и их структура | 10 | В основном МУПТ Мокроусово контролирует 85% рынка | 15 | 1,5 |
5. Сложность входных барьеров | 10 | Для крупных предприятий они – высокие, а для таксистов-частников - нет | 15 | 1,5 |
6. Власть потребителей | 7 | Сильная | 90 | 6,3 |
7. уровень инвестиций | 3 | Очень низкий | 5 | 0,15 |
8. Уровень рентабельности | 13 | 20-25% | 45 | 5,85 |
Итого | 100 | 34,5 |
За
последние 1,5 года увеличение количества
маршрутных такси произошло на 145
единиц, из них на 112 единиц (77,2%) увеличился
парк владельцев, ранее уже работавших
на маршрутах, и лишь 13 физических лиц
и 2 юридических с общим
Неоднократно предлагалось администрации города и Межведомственной комиссии включить в условия допуска преимущественно перевозчиков с транспортом большой вместимости, но, к сожалению, эти предложения не приняты со ссылкой на сужение конкурентной среды и нарушение антимонопольного законодательства.
Сложившаяся ситуация с допуском "мелкого" парка значительно усложнила работу менее маневренного муниципального подвижного состава большой вместимости, создала высшую степень напряженности в улично-дорожной сети в и повышенную загрузку остановочных комплексов, а также существенно загрязняет окружающую среду.
Исследования выявили, что 70% опрошенных пользуются муниципальным транспортом, а маршрутные такси используют как дополнительный. И только 5% совершают основную долю поездок в маршрутных такси.
Практически 50% людей пенсионного возраста вообще не совершают поездок в маршрутном такси, что существенно сокращает количество жалоб на работу коммерческого транспорта и потенциально увеличивает количество нареканий на работу муниципального транспорта.
На состоявшемся 29 января 2007 года заседании Правительства области с целью повышения требований безопасности пассажирских перевозок и совершенствования системы конкурсного отбора перевозчиков было утверждено, что срок эксплуатации транспортных средств, задействованных в пригородных и межмуниципальных пассажирских перевозках, сократится до 7 лет. Предпочтение будет отдаваться автобусам большей вместимости. Кроме того, ужесточаются требования к стажу водителей.
Благодаря целенаправленной инвестиционной и социальной политике появилась возможность, хотя незначительно, но обновить транспортные средства: в частности в городе Кургане за 3 года приобретены 23 машины. В том числе 2 самых современных комфортабельных автобуса Scania OmniLink, поставленных петербургской компанией "Политроника". Машины были приобретены в лизинг, это открывает новые, более широкие возможности в инвестиционной деятельности в сфере пассажирского транспорта по Курганской области.
Информация о работе Разработка стратегического плана организации «МУП транспорта Мокроусова