Разработка стратегического плана организации «МУП транспорта Мокроусова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание

Цель курсового проекта – систематизация и углубление теоретических знаний по дисциплине «Стратегический менеджмент», приобретение практических навыков разработки стратегии предприятия.

Содержание

Введение 3
1 Характеристика предприятия 5
2 Основные технико-экономические показатели деятельности
предприятия 9
3 Анализ макроокружения 23
4 Анализ среды непосредственного окружения 27
4.1 Характеристика состояния и перспектива развития отрасли 27
4.2 Анализ конкуренции в отрасли 35
4.3 Анализ конкурентов и их возможных действий 39
5 Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной
борьбе 43
6 Видение, миссия, цели предприятия 49
7 Формирование стратегии бизнеса 52
Заключение 61
Список использованных источников 62

Работа состоит из  1 файл

курсовая проверенная.doc

— 597.50 Кб (Скачать документ)

    7 Формирование стратегии бизнеса 

    Стратегия фирмы – программа действий, определяющая развитие фирмы и соответствующее  ему управление. Стратегия фирмы  может быть представлена в описательном виде и в виде комплекса четких заданий, состоящих из различных показателей, формулировок и численных значений конкретных результатов работы на каждом этапе развития.

    Процесс формирования стратегии предприятия  включает три типа:

  1. Формирование общей стратегии предприятия;
  2. Формирование конкурентной стратегии;
  3. Определение функциональных стратегий.

    Общая стратегия решает две задачи:

    - определяет направление развития предприятия;

    - устанавливает роль каждого из стратегических хозяйственных подразделений в реализации стратегии и определяет способы распределения ресурсов между ними.

    Все разнообразие вариантов общих стратегий  может быть сведено к трем основным типам:

    - стратегии роста (наступательная  стратегия, которая предполагает  активную позицию предприятия  на рынке и преследует цель - завоевания, и расширения рыночной доли);

    - стратегии стабильности (оборонительная  стратегия, цель которой - сохранение  имеющейся рыночной доли);

    - стратегии сокращения (деинвестирования, когда предполагается продажа  хозяйственного подразделения, либо  создание из нее самостоятельной структурной единицы).

    При формировании общей стратегии МУПТ Мокроусово целесообразно использовать модель «Mc Kincey – General Electric».

    Модель  «GE/McKinsey» представляет из себя матрицу, состоящую из 9 ячеек для отображения и сравнительного анализа стратегических позиций направлений хозяйственной деятельности организации. Главной особенностью этой модели явилось то, что в ней впервые для сравнения видов бизнеса стали рассматриваться не только "физические" факторы (такие, как объем продаж, прибыль, отдача инвестиций и т.п.), но и субъективные характеристики бизнеса, такие, как изменчивость доли рынка, технологии, состояние кадрового обеспечения и т.п.

    В центре внимания модели «GE/McKinsey» находится будущая прибыль или будущая отдача капиталовложений, которые могут быть получены организациям. Другими словами, основной упор сделан на то, чтобы проанализировать, какое влияние на прибыль могут оказать дополнительные инвестиции в конкретный вид бизнеса в краткосрочной перспективе.

    Для определения общей стратегии необходимо определить позиции МУПТ Мокроусово в конкуренции и провести оценку привлекательности отрасли, для чего составлены таблицы 13 и 15.

    По  данным таблиц 11 и 14 можно сделать вывод о низкой привлекательности рынка, а конкурентная позиция МУПТ Мокроусово оценивается как сильная. Отметим эти значения на матице «Mc Kincey» - Привлекательность рынка/позиция в конкуренции (таблица 17) и на их пересечении определим стратегию предприятия.

Таблица 17 - Матрица «Mc Kincey» 

Привлекательность отрасли Позиция в конкуренции
Слабая Средняя Сильная
Высокая Инвестирование  или уход с рынка Инвестирование Удержание (расширение) лидерства на рынке
Средняя Уход с рынка, постепенное сокращение инвестиций Рост или  уход с рынка Удержание лидерства  на рынке
Низкая «Снятие урожая», отказ от данного бизнеса «Снятие урожая», медленно уходить Изъятие основного капитала или избирательная  оборонительная стратегия

                                                                                                                                               

    На  основании полученных данных, корпоративной  стратегией для МУПТ Мокроусово является стратегия «изъятия основного капитала» или «избирательная оборонительная стратегия». Но, изъятие основного капитала невозможно, поскольку тогда  примерно 90-95% населения района будет лишено возможности перемещаться по территории Курганской области. Поэтому в нашем случае приемлема только «избирательная оборонительная стратегия».  

    Следующим этапом формирования стратегии предприятия является разработка конкурентной стратегии. Она нацелена на достижимость конкурентных преимуществ. Для выработки данной стратегии использовалась матрица М. Портера (смотрите таблицу 18).

    Эта модель рассматривает две основные концепции маркетинга:

    - выбор целевого рынка;

    - стратегическое преимущество на основе уникальности характеристик продукции или её цены.

    Объединяя эти две концепции, модель Портера  выделяет следующие стратегии:

    1. Стратегии лидерства снижения издержек, когда издержки можно уменьшить за счёт экономии ресурсов, создания дешёвых моделей, монополии на дешёвое сырьё, совершенствование технологии, оптимизации управления.

    2. Стратегии дифференциации, наиболее используемый вид стратегии, который заключается в политике выделения предприятием своей продукции в качестве особой, отличной от конкурентов.

    3. Стратегия фокусирования, в рамках которой принято выделять специфический сегмент рынка через низкие цены или уникальное торговое предложение.

    Предприятие в этом случае может контролировать свои издержки следующими путями:

         - концентрацией усилий на ключевых видах продукции, предназначенных для специфических потребителей;

         - создание особой репутации при обслуживании рынка, который не удовлетворен конкурентами.

Таблица 18 - Модель конкурентных стратегий М. Портера 
 

        Тип конкурентного  преимущества
      Более низкие издержки Дифференциация
      Диапазон  конкуренции отраслевой рынок
      Лидерство снижения издержек (стоимостное  лидерство)
      Дифференциация
      сегмент отраслевого рынка 3. Стратегия фокусирования
      а) особое внимание снижению издержек б) особое внимание дифференциации
 
 

    Конкурентная  стратегия МУПТ Мокроусово по матрице  Портера – это стратегия «Лидерства снижения издержек». Таким образом, предприятию следует  стремиться увеличить свои конкурентные преимущества за счёт более низких издержек, что приведет к снижению себестоимости услуг. Ведь для предприятия важнее все-таки не увеличение прибыли, а повышение уровня жизни населения за счет снижения цен на проезд. Предприятие работает для населения.  Снижению издержек может способствовать:

    - переоборудование автобусов для работы на сжатом и сжиженном природном газе, поскольку это более дешевый вид топлива;

    МУПТ  Мокроусово при поддержке местной  Администрации может попытаться заключить договор с основным поставщиком о более низкой цене на топливо. Конечно же, это будет сделать достаточно тяжело.

    - приведение   количества   подвижного  состава   и   численности персонала  предприятия в соответствие с выполняемыми  объемами работ  по перевозке пассажиров, техническому обслуживанию и  ремонту автобусов;

    - обновление подвижного состава  предприятия (в частности покупка автобуса большой вместимости), его своевременный ремонт.

      Функциональные  стратегии разрабатываются специально для каждой функциональной области предприятия и в зависимости от направленности общей стратегии предприятия (маркетинг, производство, финансы, персонал).

    Поскольку, общая стратегия анализируемого нами предприятия – «избирательная оборонительная стратегия», то функциональные стратегии формулируются следующим образом:

    1) Производственная стратегия, как правило, сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, размещении промышленного оборудования, основных элементах производственного процесса, регулирование заказов и предполагает:

    - сохранение производственной базы МУП транспорта;

    - повышение качества пассажирских  перевозок;

    - приведение в соответствие количества подвижного состава и численности персонала  предприятия в соответствие с выполняемыми  объемами работ  по перевозке пассажиров, техническому обслуживанию и  ремонту автобусов, ликвидация простоя автобусов;

      - приобретение и обновление подвижного состава муниципального пассажирского транспорта для сохранения контроля в социально-значимом секторе рынка перевозочной деятельности (приобретение хотя бы одного автобуса большой вместимости);

    - организация контроля за выполнением в полном объеме всех требований Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров городским общественным транспортом;

    - развитие коммерческих пассажирских перевозок, проработка новых коммерческих маршрутов, концентрация технического обслуживания и ремонта автобусов частных перевозчиков на базе муниципального автотранспортного предприятия;

    - совершенствование системы контроля затрат;

    - проведение инвентаризации технических средств, оборудования, подвижного состава, производственных помещений, списание полностью самортизированного подвижного состава.

    2) Маркетинговая стратегия заключается в определении подходящих продуктов, услуг и рынков, которым они могут быть предложены. Определяет наиболее эффективный состав комплекса маркетинга (исследований рынка, товарной и ценовой политики, каналов распределения и стимулирования сбыта).

    В комплекс маркетинга входит всё, что  предприятие может предпринять, для оказания воздействия на спрос своих услуг. Многочисленные возможности  
можно объединить в три основные группы: товар, цена, методы распространения, методы стимулирования продвижения товара.

    Товар – это набор изделий и услуг, который фирма предлагает целевому  
рынку. Так, для транспортного предприятия МУП транспорта Мокроусово новый маршрут может оказаться услугой в виде направления Мокроусово – Заводоуковск - Мокроусово (или Мокроусово – Заводоуковск – Курган – Мокроусово). Необходимо работать и над открытием дополнительных маршрутов, осуществлять заказные перевозки,
учитывая при этом их экономическую выгоду, А поскольку услуги по пассажирским перевозкам становятся все современнее, то можно на базе нашего предприятия организовать услуги такси – «Люкс». Чтобы каждый желающий смог попасть в любую точку (по району и за его пределы), в любое время дня и ночи не голосованием на дороге, а достаточно цивилизованно, предварительно заказав услугу по телефону. На балансе предприятия есть автомобиль «Жигули» и автомобиль марки «Газель».

    Цена – денежная сумма, которую потребители должны уплатить для  
получения услуги. Назначенная Муниципальным унитарным транспортным предприятием цена должна соответствовать воспринимаемой ценности предложения, иначе потенциальные потребители будут обращаться за услугами к конкурентам. Предприятие должно учитывать низкую платежеспособность населения района. Можно создать систему скидок. Скидкой в цене может служить: возраст (дети и пенсионеры), пол (в марте женщинам предоставить всевозможные скидки), количество желающих (группам более, чем десять человек или семейные поездки).

    Методы  стимулирования – всевозможная деятельность транспортного предприятия по распространению сведений о достоинствах своих услуг и  
убеждению целевых потребителей пользоваться именно его услугами. Одним из таких средств является реклама. Это объявления
о любых изменениях в движении муниципального транспорта в местной газете «Восход», на местном радио, а также наружная реклама, помещённая на специальных щитах, тумбах рекламные плакаты на транспортном средстве, в салоне автобуса. Рекламу, помещённую в газетах и журналах, потребитель склонен воспринимать как максимально достоверную, дающую точную информацию о свойствах товара.

Информация о работе Разработка стратегического плана организации «МУП транспорта Мокроусова