Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:23, курсовая работа
В современной России тема малого предпринимательства приобретает все большее значение. В сфере экономики малые предприятия функционируют наряду с «крупными» и «средними». Обладая скромными размерами, за счет большого их числа, малые предприятия (МП) в экономически развитых странах выступают важными субъектами экономики. Так МП Европы предоставляют до 70% рабочих мест, а доля их участия в ВВП оценивается в 30-50% [1, С.5].
ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1. Малый бизнес: сущность, критерии отнесения предприятий к малым в РФ ………………………………………………………………...
1.2. Развитие малого бизнеса: показатели, федеральные и региональные программы поддержки и развития ……………………….
1.3. Управление малым бизнесом на региональном уровне: проблемы и перспективы ……………………………………………………………...
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА
2.1. Мониторинг деятельности малых предприятий муниципального образования в сфере общественного питания …………………………...
2.2. Организационно-экономические мероприятия, обеспечивающие развитие малого бизнеса Автозаводского района Нижнего Новгорода..
2.3. Особенности управления малым бизнесом в муниципальном образовании на примере Автозаводского района, основные проблемы .
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОНА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
3.1. Предложения по формированию благоприятных условий развития малого предпринимательства в сфере общественного питания в рамках задач, стоящих перед муниципальным образованием …………
3.2. Предложения по совершенствованию действий муниципальных органов власти в рамках управления малым бизнесом сферы общественного питания ………………………………..………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..…..
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волжский государственный инженерно-педагогический университет»
Кафедра «Экономика организации»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме
Развитие малого бизнеса в общественном питании на примере муниципального образования
Выполнил студент группы ______ курса_____
______________________________
ФИО
обучающийся по специальности
______________________________
(шифр и полное наименование специальностей)
Принял к.э.н., доцент Гарина Е.П.
Нижний Новгород - 2011
Содержание
стр. | |
Введение ………………..……………………………………………… |
3 |
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ |
|
1.1. Малый бизнес: сущность, критерии отнесения предприятий к малым в РФ ………………………………………………………………... |
5 |
1.2. Развитие малого
бизнеса: показатели, федеральные
и региональные программы |
7 |
1.3. Управление малым
бизнесом на региональном |
12 |
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА |
|
2.1. Мониторинг деятельности малых предприятий муниципального образования в сфере общественного питания …………………………... |
16 |
2.2. Организационно-экономические
мероприятия, обеспечивающие |
28 |
2.3. Особенности управления
малым бизнесом в |
30 |
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОНА НИЖНЕГО НОВГОРОДА |
|
3.1. Предложения по формированию благоприятных условий развития малого предпринимательства в сфере общественного питания в рамках задач, стоящих перед муниципальным образованием ………… |
38 |
3.2. Предложения по
совершенствованию действий |
43 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………… |
51 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..….. |
56 |
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………… |
58 |
Введение
В современной России
тема малого предпринимательства
Цель работы: изучить существующие проблемы МП в сфере общественного питания на уровне муниципального образования и предложить направления развития малого бизнеса (МБ).
В соответствии с поставленной целью задачи работы следующие:
1. Изучить теоретический аспект вопроса развития малого бизнеса в регионе на примере муниципального образования;
2. На примере отдельного
муниципального образования
3. На основе проведенного
анализа предложить
Объект исследования: малый бизнес в общественном питании Автозаводского района г.Н.Новгорода.
Предмет исследования: текущие проблемы малого бизнеса в сфере общественного питания на уровне отдельного муниципального образования.
Методы исследования: экономический, системный анализ, метод сравнений и аналогий.
Работа будет состоять из трех глав. В первой главе будет рассмотрен теоретический аспект вопроса исследования, а именно: сущность, критерии отнесения предприятий к малым в РФ, показатели, федеральные и региональные программы поддержки и развития малого бизнеса, содержание и показатели управления малым бизнесом на региональном уровне.
Во второй главе будет дана характеристика малого бизнеса в общественном питания Автозаводского района г.Н. Новгорода, рассмотрены организационно-экономические мероприятия, обеспечивающие развитие малого бизнеса Автозаводского района, особенности управления малым бизнесом в муниципальном образовании.
В третьем разделе будут внесены предложения по формированию благоприятных условий развития МП в сфере общественного питания в рамках задач, стоящих перед муниципальным образованием; предложения по совершенствованию действий муниципальных органов власти.
В ходе исследования автором будут использованы нормативно-правовая документация, учебно-методическая литература, аналитическая и отчетная литература муниципального образования, источники Интернет.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1. Малый бизнес:
сущность, критерии отнесения
Понятие малого бизнеса («малые предприятия») в течение времени претерпевает изменения. Так, в словаре Азрилияна под «малыми предприятиями» понимаются вновь создаваемые и действующие предприятия, подходящие под условия численности и объему реализации продукции, причем, независимо от форм собственности.
Первое упоминание малого предпринимательства в СССР происходит в законе от 04.06.1990 «О предприятиях в СССР», где впервые устанавливаются количественные критерии принадлежности к данной группе – «численность персонала» и «объем хозяйственного оборота». Позже основным критерием количественного подхода (основным подходом в Российском законодательстве) является численность занятых на предприятии. В течение ряда лет этот критерий меняется: в 1991 году (Постановление Совета Министров РСФСР от 18 июля 91 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малого предпринимательства в РФ»), в 1994 году (новая статистическая форма) и в 1995 году (выход Федерального закона от 14 июня 1995 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации). Не стоит забывать, что в Европе малые предприятия так же подразделяются в свою очередь еще на несколько групп, вплоть до «микропредприятия» (до 10 человек) и семейного бизнеса. У нас законодательно такой градации на тот момент нет.
«Малый бизнес» в 1994 году обозначает совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике. В 2000 году «… малый бизнес - это совокупность хозяйствующих субъектов, отнесенных законодательством на основании количественных критериев и формы собственности к субъектам малого предпринимательства осуществляющих экономическую деятельность с целью получения прибыли.
Согласно ст.3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся:
1. Физические лица, зарегистрированные
в установленном порядке в
соответствии с действующим
2. Юридические лица (коммерческие организации) при условии, что
- доля, принадлежащая
одному или нескольким
- численность работников
за отчетный период не
Обращает внимание тот факт, что для признания организации субъектом малого предпринимательства не установлен стоимостной барьер (объем продаж, прибыли, имущества и другое). Этот пробел впоследствии восполняет НК РФ в статьях Упрощенной системы налогообложения (УСН), и Единого налога на вмененный доход (ЕНВД). В работе В.Д. Новодворского и Р.Л. Сабанина, с учетом замечаний Н.Н. Клинова особо подчеркивается, что речь идет о коммерческих организациях.
Последние изменения: Согласно ст.4. ФЗ РФ от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» впервые вводится критерий отнесения предприятий к «средним» – до 250 чел., а среди малых выделяется категория «микропредприятия» – до 15 человек. Также предусмотрено ограничение для малого бизнеса по балансовой стоимости активов (остаточная стоимость ОС и НМА).
Таким образом, современный общепринятый подход гласит: малые предприятия – это коммерческие предприятия различных организационно-правовых форм, размеры которых определяются законодательством, основная функция которых – производство товаров или оказание услуг (в том числе финансовых) и их распределение. По сути, в российском законодательстве озвучивается «количественный подход» к определению малого бизнеса, в то время как в Европе таких подходов уже три: количественный, качественный и комбинированный.
1.2. Развитие
малого бизнеса: показатели, федеральные
и региональные программы
Россия – это региональная система и развитие регионов является залогом развития страны. Р.Ф. Вагапов в своей работе «Муниципальная поддержка малого предпринимательства» [2] считает, что при формировании рыночных институтов в сфере предпринимательства происходит два процесса: 1. Развитие институтов первого порядка (распределение и закрепление прав собственности) и второго порядка (средства массовой информации, корпоративные связи и другое); 2. Институционализация предпринимательства, то есть формирование учреждений, обеспечивающих непосредственное функционирование институтов первого и второго порядка: посредничества, госконтроля, заключения контрактов и другое. Развитие предпринимательства – результат изменений его институциональной среды (рис.1).
Методической основой оценки развития МБ в регионе является методика, разработанная Ресурсным центром малого предпринимательства [http://www.rcsme.ru] вкупе с Агентством США по Международному Развитию [http://www.usaid.ru].
Методы косвенной
государственной поддержки
Формы международной поддержки
Анализом социально-
1. Уровень жизни населения,
2. Естественный прирост и динамика численности населения
3. Динамика денежных доходов
4. Соотношение среднедушевых доходов различных групп населения и прожиточного минимума
5. Соотношение доходов наименее и наиболее обеспеченных групп населения.
6. Состояние рынка труда: численность населения в трудоспособном возрасте; образовательный уровень трудовых ресурсов; уровень занятости в государственном и частном секторе, в том числе в малом бизнесе; спрос на рабочую силу (по полу, возрасту, уровню образования и квалификации); уровень безработицы и ее динамика; средняя продолжительность безработицы; структура безработицы по поло-возрастному, образовательному и профессиональному уровням; масштабы неполной занятости (работа неполный рабочий день, от пуска по инициативе администрации, в том числе без материальной компенсации); интенсивность миграционных процессов; характеристика масштабов трудоустройства (через региональную службу занятости и частные фирмы); масштабы переподготовки безработных через региональную службу занятости; количество предпринимателей из числа бывших безработных.