Развитие малого бизнеса в общественном питании на примере муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание

В современной России тема малого предпринимательства приобретает все большее значение. В сфере экономики малые предприятия функционируют наряду с «крупными» и «средними». Обладая скромными размерами, за счет большого их числа, малые предприятия (МП) в экономически развитых странах выступают важными субъектами экономики. Так МП Европы предоставляют до 70% рабочих мест, а доля их участия в ВВП оценивается в 30-50% [1, С.5].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1. Малый бизнес: сущность, критерии отнесения предприятий к малым в РФ ………………………………………………………………...
1.2. Развитие малого бизнеса: показатели, федеральные и региональные программы поддержки и развития ……………………….
1.3. Управление малым бизнесом на региональном уровне: проблемы и перспективы ……………………………………………………………...
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА
2.1. Мониторинг деятельности малых предприятий муниципального образования в сфере общественного питания …………………………...
2.2. Организационно-экономические мероприятия, обеспечивающие развитие малого бизнеса Автозаводского района Нижнего Новгорода..
2.3. Особенности управления малым бизнесом в муниципальном образовании на примере Автозаводского района, основные проблемы .
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОНА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
3.1. Предложения по формированию благоприятных условий развития малого предпринимательства в сфере общественного питания в рамках задач, стоящих перед муниципальным образованием …………
3.2. Предложения по совершенствованию действий муниципальных органов власти в рамках управления малым бизнесом сферы общественного питания ………………………………..………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..…..
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по теме Развитие малого бизнеса в общественном п.doc

— 1.67 Мб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«Волжский государственный  инженерно-педагогический университет»

 

 

Кафедра «Экономика организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме

Развитие малого бизнеса в общественном питании на примере муниципального образования

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы ______ курса_____

__________________________________________

ФИО

обучающийся по специальности

 

__________________________________

(шифр и полное наименование специальностей)

 

Принял к.э.н., доцент Гарина Е.П.

 

 


 

 

 

Нижний Новгород - 2011 
Содержание


 

стр.

Введение  ………………..………………………………………………

3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ  РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА  РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

 

1.1. Малый бизнес: сущность, критерии отнесения предприятий к малым в РФ ………………………………………………………………...

 

5

1.2. Развитие малого  бизнеса: показатели, федеральные  и региональные программы поддержки  и развития ……………………….

 

7

1.3. Управление малым  бизнесом на региональном уровне: проблемы и перспективы ……………………………………………………………...

 

12

2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

 

2.1. Мониторинг деятельности малых предприятий муниципального образования в сфере общественного питания …………………………...

 

16

2.2. Организационно-экономические  мероприятия, обеспечивающие развитие  малого бизнеса Автозаводского района Нижнего Новгорода..

 

28

2.3. Особенности управления  малым бизнесом в муниципальном  образовании на примере Автозаводского района, основные проблемы .

 

30

3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОНА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

 

3.1. Предложения по формированию благоприятных условий развития малого предпринимательства в сфере общественного питания в рамках задач, стоящих перед муниципальным образованием …………

 

 

38

3.2. Предложения по  совершенствованию действий муниципальных  органов власти в рамках управления  малым бизнесом сферы общественного питания ………………………………..………………….

 

 

43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..

51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..…..

56

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..

58


 

 

Введение

В современной России тема малого предпринимательства приобретает  все большее значение. В сфере  экономики малые предприятия  функционируют наряду с «крупными» и «средними». Обладая скромными размерами, за счет большого их числа, малые предприятия (МП) в экономически развитых странах выступают важными субъектами экономики. Так МП Европы предоставляют до 70% рабочих мест, а доля их участия в ВВП оценивается в 30-50% [1, С.5]. Данные статистики говорят о большом экономическом потенциале малого бизнеса и в России, поэтому возникает необходимость создания благоприятных условий для развития малых предприятий. Для этого стоит определить, что же такое малый бизнес и в чем его особенность, определяемая условиями его развития и идентификации; перечень проблем малого бизнеса; какие инструменты развития стоит применять в рамках его развития. Поэтому тема исследования актуальна и своевременна.

Цель работы: изучить существующие проблемы МП в сфере общественного питания на уровне муниципального образования и предложить направления развития малого бизнеса (МБ).

В соответствии с поставленной целью задачи работы следующие:

1. Изучить теоретический  аспект вопроса развития малого бизнеса в регионе на примере муниципального образования;

2. На примере отдельного  муниципального образования проанализировать  особенности функционирования предприятий  общественного питания; содержание  и инструменты управления малым  бизнесом со стороны муниципалитета;

3. На основе проведенного  анализа предложить направления  развития малого бизнеса сферы общественного питания в муниципальном образовании.

Объект исследования: малый бизнес в общественном питании Автозаводского района г.Н.Новгорода.

Предмет исследования: текущие проблемы малого бизнеса в сфере общественного питания на уровне отдельного муниципального образования.

Методы исследования: экономический, системный анализ, метод  сравнений и аналогий.

Работа будет состоять из трех глав. В первой главе будет рассмотрен теоретический аспект вопроса исследования, а именно: сущность, критерии отнесения предприятий к малым в РФ, показатели, федеральные и региональные программы поддержки и развития малого бизнеса, содержание и показатели управления малым бизнесом на региональном уровне.

Во второй главе будет дана характеристика малого бизнеса в общественном питания Автозаводского района г.Н. Новгорода, рассмотрены организационно-экономические мероприятия, обеспечивающие развитие малого бизнеса Автозаводского района, особенности управления малым бизнесом в муниципальном образовании.

В третьем разделе  будут внесены предложения по формированию благоприятных условий развития МП в сфере общественного питания в рамках задач, стоящих перед муниципальным образованием; предложения по совершенствованию действий муниципальных органов власти.

В ходе исследования автором  будут использованы нормативно-правовая документация, учебно-методическая литература, аналитическая и отчетная литература муниципального образования, источники Интернет.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

1.1. Малый бизнес: сущность, критерии отнесения предприятий  к малым в РФ

Понятие малого бизнеса («малые предприятия») в течение времени претерпевает изменения. Так, в словаре Азрилияна под «малыми предприятиями» понимаются вновь создаваемые и действующие предприятия, подходящие под условия численности и объему реализации продукции, причем, независимо от форм собственности.

Первое упоминание малого предпринимательства в СССР происходит в законе от 04.06.1990 «О предприятиях в СССР», где впервые устанавливаются количественные критерии принадлежности к данной группе – «численность персонала» и «объем хозяйственного оборота». Позже основным критерием количественного подхода (основным подходом в Российском законодательстве) является численность занятых на предприятии. В течение ряда лет этот критерий меняется: в 1991 году (Постановление Совета Министров РСФСР от 18 июля 91 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малого предпринимательства в РФ»), в 1994 году (новая статистическая форма) и в 1995 году (выход Федерального закона от 14 июня 1995 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации). Не стоит забывать, что в Европе малые предприятия так же подразделяются в свою очередь еще на несколько групп, вплоть до «микропредприятия» (до 10 человек) и семейного бизнеса. У нас законодательно такой градации на тот момент нет.

«Малый бизнес» в 1994 году обозначает совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике. В 2000 году «… малый бизнес - это совокупность хозяйствующих субъектов, отнесенных законодательством на основании количественных критериев и формы собственности к субъектам малого предпринимательства осуществляющих экономическую деятельность с целью получения прибыли.

Согласно ст.3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной  поддержке малого предпринимательства в российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся:

1. Физические лица, зарегистрированные  в установленном порядке в  соответствии с действующим законодательством  (ПБОЮЛ);

2. Юридические лица (коммерческие  организации) при условии, что

- доля, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимся субъектами  малого предпринимательства не  превышает 25%,

- численность работников  за отчетный период не превышает  следующих предельных уровней:

  1. в промышленности – 100 человек;
  2. в строительстве – 100 человек;
  3. на транспорте – 100 человек;
  4. в сельском хозяйстве – 60 человек;
  5. в научно-технической сфере – 60 человек;
  6. в оптовой торговле – 50 человек;
  7. в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
  8. в остальных отраслях – 50 человек.

Обращает внимание тот  факт, что для признания организации  субъектом малого предпринимательства  не установлен стоимостной барьер (объем  продаж, прибыли, имущества и другое). Этот пробел впоследствии восполняет НК РФ в статьях Упрощенной системы налогообложения (УСН), и Единого налога на вмененный доход (ЕНВД). В работе В.Д. Новодворского и Р.Л. Сабанина, с учетом замечаний Н.Н. Клинова особо подчеркивается, что речь идет о коммерческих организациях.

Последние изменения: Согласно ст.4. ФЗ РФ от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» впервые вводится критерий отнесения предприятий к «средним» – до 250 чел., а среди малых выделяется категория «микропредприятия» – до 15 человек. Также предусмотрено ограничение для малого бизнеса по балансовой стоимости активов (остаточная стоимость ОС и НМА).

Таким образом, современный общепринятый подход гласит: малые предприятия – это коммерческие предприятия различных организационно-правовых форм, размеры которых определяются законодательством, основная функция которых – производство товаров или оказание услуг (в том числе финансовых) и их распределение. По сути, в российском законодательстве озвучивается «количественный подход» к определению малого бизнеса, в то время как в Европе таких подходов уже три: количественный, качественный и комбинированный.

 

1.2. Развитие  малого бизнеса: показатели, федеральные  и региональные программы поддержки  и развития

Россия – это региональная система и развитие регионов является залогом развития страны. Р.Ф. Вагапов в своей работе «Муниципальная поддержка малого предпринимательства» [2] считает, что при формировании рыночных институтов в сфере предпринимательства происходит два процесса: 1. Развитие институтов первого порядка (распределение и закрепление прав собственности) и второго порядка (средства массовой информации, корпоративные связи и другое); 2. Институционализация предпринимательства, то есть формирование учреждений, обеспечивающих непосредственное функционирование институтов первого и второго порядка: посредничества, госконтроля, заключения контрактов и другое. Развитие предпринимательства – результат изменений его институциональной среды (рис.1).

Методической основой  оценки развития МБ в регионе является методика, разработанная Ресурсным центром малого предпринимательства [http://www.rcsme.ru] вкупе с Агентством США по Международному Развитию [http://www.usaid.ru].

 

 

 

 

Методы косвенной                               Методы прямой государ-ой

государственной поддержки                                             поддержки                                        Законодательство о МП

 

 

 

 

Формы международной поддержки

                                                                                    Рис. 1. Институциональная среда малого предпринимательства

  

Анализом социально-экономического положения региона и развития малого предпринимательства в регионе  так же занимается Институт стратегического анализа и развития предпринимательства в рамках научно-исследовательской программы, утвержденной по выполнению Части Е Займа №3546-RU, предоставленного Международным банком реконструкции и развития. Анализ социально-экономического развития региона, с учетом развития малого бизнеса проводиться по следующим направлениям:

1. Уровень жизни населения,

2. Естественный прирост и динамика численности населения

3. Динамика денежных доходов

4. Соотношение среднедушевых доходов различных групп населения и прожиточного минимума

5. Соотношение доходов наименее и наиболее обеспеченных групп населения.

6. Состояние рынка  труда: численность населения в трудоспособном возрасте; образовательный уровень трудовых ресурсов; уровень занятости в государственном и частном секторе, в том числе в малом бизнесе; спрос на рабочую силу (по полу, возрасту, уровню образования и квалификации); уровень безработицы и ее динамика; средняя продолжительность безработицы; структура безработицы по поло-возрастному, образовательному и профессиональному уровням; масштабы неполной занятости (работа неполный рабочий день, от пуска по инициативе администрации, в том числе без материальной компенсации); интенсивность миграционных процессов; характеристика масштабов трудоустройства (через региональную службу занятости и частные фирмы); масштабы переподготовки безработных через региональную службу занятости; количество предпринимателей из числа бывших безработных.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в общественном питании на примере муниципального образования