Развитие малого бизнеса в общественном питании на примере муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание

В современной России тема малого предпринимательства приобретает все большее значение. В сфере экономики малые предприятия функционируют наряду с «крупными» и «средними». Обладая скромными размерами, за счет большого их числа, малые предприятия (МП) в экономически развитых странах выступают важными субъектами экономики. Так МП Европы предоставляют до 70% рабочих мест, а доля их участия в ВВП оценивается в 30-50% [1, С.5].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1. Малый бизнес: сущность, критерии отнесения предприятий к малым в РФ ………………………………………………………………...
1.2. Развитие малого бизнеса: показатели, федеральные и региональные программы поддержки и развития ……………………….
1.3. Управление малым бизнесом на региональном уровне: проблемы и перспективы ……………………………………………………………...
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА
2.1. Мониторинг деятельности малых предприятий муниципального образования в сфере общественного питания …………………………...
2.2. Организационно-экономические мероприятия, обеспечивающие развитие малого бизнеса Автозаводского района Нижнего Новгорода..
2.3. Особенности управления малым бизнесом в муниципальном образовании на примере Автозаводского района, основные проблемы .
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОНА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
3.1. Предложения по формированию благоприятных условий развития малого предпринимательства в сфере общественного питания в рамках задач, стоящих перед муниципальным образованием …………
3.2. Предложения по совершенствованию действий муниципальных органов власти в рамках управления малым бизнесом сферы общественного питания ………………………………..………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..…..
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по теме Развитие малого бизнеса в общественном п.doc

— 1.67 Мб (Скачать документ)

     Домохозяйка

     Безработный, инвалид

     Руководитель высшего  звена

     Пенсионер

     Другое 

Рис. 4. Социальное положение потенциальных потребителей – жителей района

Основные проблемы малых предприятий общественного  питания Автозаводского района и  Нижнего Новгорода в целом

Основными причинами, препятствующими  дальнейшему развитию малого предпринимательства муниципального образования, по-прежнему остаются:

  1. несовершенство и нестабильность нормативного правового регулирования;
  2. административные барьеры;
  3. низкая эффективность реализации антимонопольного законодательства;
  4. недостаточное развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства в муниципальных образованиях Нижегородской области;
  5. недостаточная эффективность функционирования областной системы обучения и консультирования малого бизнеса;
  6. недоступность финансовых ресурсов;
  7. недостаточно полная и всесторонняя информация об использовании и техническом состоянии объектов недвижимости, в том числе имеющихся излишних производственных площадей, а так же движимого имущества, высвобождаемых в ходе структурной перестройки государственных и муниципальных предприятий;
  8. недостаточное информационное обеспечение по широкому спектру предпринимательской деятельности.

Сложившаяся ситуация в  этом секторе экономики требует  совершенствования государственной  политики поддержки и развития малого предпринимательства. Фактологический материал, позволяющий сделать данные выводы представлен в таблице 7.

Социологический опрос, организованном журналом «Витрина. Ресторанный  бизнес», компаниями «Визави Консалт» и «Multi Project» выявил следующие проблемы: 33 % опрошенных предпринимателей общественного питания считают, что кризис изменил ситуацию во всех областях бизнеса, и наиболее остро встали проблемы посещаемости заведений, а также развития бизнеса (24 %).

Таблица 7

Оценка факторов, ограничивающих деловую активность малого предприятия общественного питания (в процентах от общего числа организаций общественного питания)*

 

2004

2005

2006

2007

2008

Высокий уровень налогов

39

47

46

47

40

Недостаточный платежеспособный спрос

61

59

59

49

41

Недостаток собственных финансовых средств

50

42

40

39

31

Высокая арендная плата

40

36

36

34

35

Высокие транспортные расходы

30

28

33

30

26

Высокий процент коммерческого  кредита

23

20

18

20

25

Недостаточный ассортимент

6

8

10

8

11

Недостаток торговых, складских помещений

8

9

8

8

10


*Нижегородская  область в цифрах, 2009 - Сайт Территориального  органа Федеральной службы государственной  статистики по Нижегородской  области: http://www.nizstat.sinn.ru/news/default.aspx

 

Как актуальную рестораторы отмечали и проблему взаимоотношений с  поставщиками (16%). Проблема с персоналом была отнесена рестораторами к числу  малозначимых. Это объяснялось тем, что кризис сократил число рабочих  мест и риск потерять работу дисциплинирует персонал.

Абсолютное большинство опрошенных считало, что главная составляющая успеха всякого ресторана - качественная и разнообразная кухня (44 %). Вторым по значимости условием для успеха заведения рестораторы посчитали  идею (концепцию) ресторана (33 %). Кроме того, среди важных для успеха факторов отмечался уровень сервиса (27 %). Фактор рекламы оказался среди наименее важных для успеха, уступив первенство в этой категории поставщикам продуктов питания и вин (что не означало отрицания важности качества продуктов и напитков для ресторана).

Отдельной проблемой предприятий  малого бизнеса в сфере общественного  питания выступает рост цен.

По итогам отчета Территориального органа Федеральной службы государственной  статистики по Нижегородской области «Итоги социально-экономического развития Нижегородской области за 2008 год» [Сайт: http://www.nizstat.sinn.ru/news/default.aspx] за январь-декабрь 2008 года уровень инфляции на потребительском рынке Нижегородской области составил 15,3 % (за аналогичный период 2007 года – 16,1%) – для сравнения по России в целом – 13,3 %. Цены на продукты питания (без алкогольных напитков) выросли за 2008 год в среднем по области на 17,4 % (за 2007 год – на 21,1 %). По итогам за 2008 год повысились цены на макаронные изделия (на 31 %), хлеб и хлебобулочные изделия (в среднем по области на 28 %), овощные консервы, кондитерские изделия, соль (на 25-27 %), мясопродукты, крупы и бобовые, рыбопродукты (в среднем на 20-23 %). В меньшей степени подорожали молоко и молочная продукция, сливочное масло, сахарный песок (в среднем на 8-10 % за год). За январь-декабрь 2008 года цены на алкогольную продукцию выросли на территории области в среднем на 11 %: шампанское и пиво стали дороже на 16 %, водка, коньяк и виноградные вина – на 6-11 %.

Еще одной типовой  проблемой отрасли выступает нарушение санитарно-эпидемиологического режима (см. таблицу 8). Несмотря на развитие технологического оборудования, совершенствование систем управления, появление новых видов сырья высокой степени готовности, предприятия общественного питания продолжают оставаться эпидемиологически значимыми объектами с существенным человеческим фактором.

Таблица 8

Динамика показателей, характеризующих уровень подготовки проектной документации по Российской Федерации за 1999-2003гг.

Объекты надзора

% несогласованных

2005

2004

2005

2006

2007

Удельный вес проектов предприятий общественного питания  отклоненных от согласования, в %

14,4

13,80

13,99

12,66

12,69

Удельный вес объектов, на которых выявлены отступления  от санитарных и строительных норм, в  %

5,02

5,59

4,46

4,57

3,77


 

В данной ситуации важнейшим  элементом минимизации риска  возникновения эпидемиологически  неблагоприятных ситуаций является внедрение системы производственного  контроля, а также применение практики создания внутренних стандартов и унифицированных схем действия персонала.

 

 

2.2. Организационно-экономические  мероприятия, обеспечивающие развитие  малого бизнеса Автозаводского  района Нижнего Новгорода

Учитываем, что  сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса Автозаводского района, численность занятых на малых предприятиях и объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) свидетельствуют о его преимущественном развитии в сфере торговли и общественного питания. В промышленности, строительстве, на транспорте доля малых предприятий незначительна.

 

Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства Автозаводского района на среднесрочную перспективу является Комплексная целевая программа развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2006-2010 годы (далее - Программа). Изучая реальную реализацию организационно-экономических мероприятий, обеспечивающие развитие малого бизнеса Автозаводского района Нижнего Новгорода и города в целом в соответствии с Программой, определяемся, что по направлению:

1. Совершенствование  кредитно-финансовой и инвестиционной  поддержки субъектов малого предпринимательства

Предполагается: финансовая поддержка; выдача кредитов; предоставление гарантий, кредитно-финансовым организациям; осуществление кредитование предприятий малого бизнеса; компенсации кредитно-финансовым организациям неполученной прибыли при кредитовании по льготной процентной ставке.

Имущественная поддержка: предоставление на конкурсной основе в аренду и приобретение в установленном порядке нежилых помещений и земельных участков; передачу малому предприятию оборудования и технологии в лизинг через соответствующую лизинговую компанию; создание бизнес-инкубаторов и технопарков.

Реально: бюджетную субсидию можно получить на следующие цели:

  1. приобретение основных и оборотных средств на основании бизнес-плана начинающего предпринимателя;
  2. оплату 50% стоимости аренды помещения, используемого для целей ведения предпринимательской деятельности;
  3. приобретение программного обеспечения, методической и справочной литературы, связанных с ведением предпринимательской деятельности.

Субсидия выделяется в размере не более 70% от всех расходов, указанных в бизнес-плане по организации собственного дела, предусмотренных к реализации в течение 3-х месяцев, но не более 100 тысяч рублей. При этом начинающий предприниматель обязан вкладывать в реализацию бизнес-плана собственные средства в размере не менее 30%.

Кроме того, если для организации  собственного дела предприниматель берет кредит, то в соответствии с постановлением муниципального образования от 11.04.2005 № 116 из средств областного бюджета осуществляется возмещение части суммы (8%), уплаченной по кредиту в качестве процентов.

 

2. Реализация областных и муниципальных программ поддержки

Реализуемая сегодня  программа социально-экономического развития города в разрезе муниципального образования имеет ряд недоработок  и не включает экономических обоснований вносимых предложений.

 

Таблица 9. Предполагаемые источники и объемы финансирования Программы

Основные направления  реализации Программы

2006 год,

млн. руб.

2007 год,

млн. руб.

2008 год,

млн. руб.

2009 год,

млн. руб.

2010 год,

млн. руб.

Бюджетные

средства

Внебюд -жетные средства

Бюджетные

средства

Внебюд -жетные средства

Бюджетные

средства

Внебюд -жетные средства

 

Бюджетные

средства

Внебюд - жетные средства

 

 

Бюджетные

средства

 

 

 

Внебюд - жетные средства

 

 

областной

бюджет

 

федеральный

бюджет

 

областной

бюджет

 

федеральный

бюджет

 

областной

бюджет

 

федеральный

бюджет

 

областной

бюджет

 

федеральный

бюджет

 

областной

бюджет

 

федеральный

бюджет

1. Формирование благоприятной  внешней среды для развития  малого предпринимательства

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2. Совершенствование  кредитно-финансовой и инвестиционной  поддержки субъектов малого предпринимательства

24,1

-

358,5

26,51

-

394,35

28,92

-

430,2

31,33

-

466,05

33,5

-

498,32

3.Развитие инфраструктуры  поддержки малого предприни-мательства

0,9

-

-

0,99

-

-

1,08

-

-

1,17

-

-

1,25

-

-

4. Развитие малого  предпринимательства в инновационной  сфере

15

15

-

16,5

-

-

18

-

-

19,5

-

-

20,85

-

-

5. Информационное обеспечение  субъектов малого предпринимательства

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

6. Реализация целевых  областных и муниципальных программ

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

7. Развитие малого  предпринимательства в сфере  бытового обслуживания населения

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Всего:

40,00

15

358,5

44,00

-

394,35

48,00

-

430,2

52,00

-

466,05

55,60

-

498,32

Итого:

413,50

438,35

478,20

518,05

553,92

Итого по Программе за период ее реализации общий предполагаемый объем финансирования – 2402,02 млн. рублей.


 

Комитет по разработке региональной программы: ГУ «Фондом поддержки малого предпринимательства Нижегородской области» и Министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области, взял за основу основные элементы Федеральной программы развития без адаптации к реалиям и адаптации к приоритетным направлениям развития МП Нижнего Новгорода. В настоящее время выполняется Комплексная целевая программа развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2008-2009 года, утвержденная законом Нижегородской области №17-3. Проводя комплексный анализ областных и муниципальных программ по ряду лет, предложенных Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства, приходим к выводам. Цели по ряду лет не являются последовательными и не имеют логического продолжения. Например, в 1996-1997 годах программа ставит целью «обеспечение развития предпринимательства и формирование системы государственной поддержки предпринимательства в Нижегородской области». А следующая программа 1998-1999 года говорит об «оживлении деловой активности и снижении социально-экономической напряженности в области». При этом, чиновники признают, что предыдущая программа вообще не была выполнена. Основная самоцель местной власти – за счет малых предприятий выполнить свои социальные функции, причем путем, не предполагающим экономическую целесообразность. В 2002-2003 годах Комплексная целевая программа развития МП в Нижегородской области опять делает шаг назад и целью программы ставит «обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на областном уровне». Фактически признается, что система поддержки на уровне области еще не создана, хотя все предыдущие программы рассчитаны именно на область. Задачи программ соответствуют поставленным целям, но также носят спонтанный характер, не имея последовательности постановки во времени. Например, Президентом поставлено приоритетом развитие производственного предпринимательства. В 1996-97 годах задачами программы является поддержка и развитие производственной, инновационной и социальной сфер МП, а в 1998-99 об этом даже не упоминается, а основной упор делается на государственную инфраструктуру поддержки МП. То же самое наблюдается в программе 2000-2001 годов. В программе 2002-2003 года появляется инновационное предпринимательство, а «промышленное» не звучит вообще. В программе 2004-2005 годов упор делается на финансовое предпринимательство, тем самым предполагая, что все остальное уже развито. И наконец, в программе 2006-2007 годов – на инновационное и высокотехнологическое предпринимательство. В программах 2006-2007 г. и 2008-2009 годов вообще не определены приоритетные направления, а в целом программы носят социальный характер.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в общественном питании на примере муниципального образования