Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:23, курсовая работа
В современной России тема малого предпринимательства приобретает все большее значение. В сфере экономики малые предприятия функционируют наряду с «крупными» и «средними». Обладая скромными размерами, за счет большого их числа, малые предприятия (МП) в экономически развитых странах выступают важными субъектами экономики. Так МП Европы предоставляют до 70% рабочих мест, а доля их участия в ВВП оценивается в 30-50% [1, С.5].
ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1. Малый бизнес: сущность, критерии отнесения предприятий к малым в РФ ………………………………………………………………...
1.2. Развитие малого бизнеса: показатели, федеральные и региональные программы поддержки и развития ……………………….
1.3. Управление малым бизнесом на региональном уровне: проблемы и перспективы ……………………………………………………………...
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА
2.1. Мониторинг деятельности малых предприятий муниципального образования в сфере общественного питания …………………………...
2.2. Организационно-экономические мероприятия, обеспечивающие развитие малого бизнеса Автозаводского района Нижнего Новгорода..
2.3. Особенности управления малым бизнесом в муниципальном образовании на примере Автозаводского района, основные проблемы .
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОНА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
3.1. Предложения по формированию благоприятных условий развития малого предпринимательства в сфере общественного питания в рамках задач, стоящих перед муниципальным образованием …………
3.2. Предложения по совершенствованию действий муниципальных органов власти в рамках управления малым бизнесом сферы общественного питания ………………………………..………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..…..
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..
Домохозяйка
Безработный, инвалид
Руководитель высшего звена
Пенсионер
Другое
Рис. 4. Социальное положение потенциальных потребителей – жителей района
Основные проблемы
малых предприятий
Основными причинами, препятствующими дальнейшему развитию малого предпринимательства муниципального образования, по-прежнему остаются:
Сложившаяся ситуация в
этом секторе экономики требует
совершенствования
Социологический опрос, организованном журналом «Витрина. Ресторанный бизнес», компаниями «Визави Консалт» и «Multi Project» выявил следующие проблемы: 33 % опрошенных предпринимателей общественного питания считают, что кризис изменил ситуацию во всех областях бизнеса, и наиболее остро встали проблемы посещаемости заведений, а также развития бизнеса (24 %).
Таблица 7
Оценка факторов, ограничивающих деловую активность малого предприятия общественного питания (в процентах от общего числа организаций общественного питания)*
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Высокий уровень налогов |
39 |
47 |
46 |
47 |
40 |
Недостаточный платежеспособный спрос |
61 |
59 |
59 |
49 |
41 |
Недостаток собственных финансовых средств |
50 |
42 |
40 |
39 |
31 |
Высокая арендная плата |
40 |
36 |
36 |
34 |
35 |
Высокие транспортные расходы |
30 |
28 |
33 |
30 |
26 |
Высокий процент коммерческого кредита |
23 |
20 |
18 |
20 |
25 |
Недостаточный ассортимент |
6 |
8 |
10 |
8 |
11 |
Недостаток торговых, складских помещений |
8 |
9 |
8 |
8 |
10 |
*Нижегородская
область в цифрах, 2009 - Сайт Территориального
органа Федеральной службы
Как актуальную рестораторы отмечали и проблему взаимоотношений с поставщиками (16%). Проблема с персоналом была отнесена рестораторами к числу малозначимых. Это объяснялось тем, что кризис сократил число рабочих мест и риск потерять работу дисциплинирует персонал.
Абсолютное большинство
Отдельной проблемой предприятий малого бизнеса в сфере общественного питания выступает рост цен.
По итогам отчета Территориального
органа Федеральной службы государственной
статистики по Нижегородской области «Итоги социально-экономического развития
Нижегородской области за 2008 год» [Сайт: http://www.nizstat.sinn.ru/
Еще одной типовой
проблемой отрасли выступает на
Таблица 8
Динамика показателей,
характеризующих уровень
Объекты надзора |
% несогласованных | ||||
2005 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Удельный вес проектов
предприятий общественного |
14,4 |
13,80 |
13,99 |
12,66 |
12,69 |
Удельный вес объектов, на которых выявлены отступления от санитарных и строительных норм, в % |
5,02 |
5,59 |
4,46 |
4,57 |
3,77 |
В данной ситуации важнейшим
элементом минимизации риска
возникновения
2.2. Организационно-экономические
мероприятия, обеспечивающие
Учитываем, что сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса Автозаводского района, численность занятых на малых предприятиях и объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) свидетельствуют о его преимущественном развитии в сфере торговли и общественного питания. В промышленности, строительстве, на транспорте доля малых предприятий незначительна.
Основным инструментом
реализации государственной политики
по поддержке малого предпринимательства Автозаводс
1. Совершенствование
кредитно-финансовой и
Предполагается: финансовая поддержка; выдача кредитов; предоставление гарантий, кредитно-финансовым организациям; осуществление кредитование предприятий малого бизнеса; компенсации кредитно-финансовым организациям неполученной прибыли при кредитовании по льготной процентной ставке.
Имущественная поддержка: предоставление на конкурсной основе в аренду и приобретение в установленном порядке нежилых помещений и земельных участков; передачу малому предприятию оборудования и технологии в лизинг через соответствующую лизинговую компанию; создание бизнес-инкубаторов и технопарков.
Реально: бюджетную субсидию можно получить на следующие цели:
Субсидия выделяется в размере не более 70% от всех расходов, указанных в бизнес-плане по организации собственного дела, предусмотренных к реализации в течение 3-х месяцев, но не более 100 тысяч рублей. При этом начинающий предприниматель обязан вкладывать в реализацию бизнес-плана собственные средства в размере не менее 30%.
Кроме того, если для организации собственного дела предприниматель берет кредит, то в соответствии с постановлением муниципального образования от 11.04.2005 № 116 из средств областного бюджета осуществляется возмещение части суммы (8%), уплаченной по кредиту в качестве процентов.
2. Реализация областных и муниципальных программ поддержки
Реализуемая сегодня
программа социально-
Таблица 9. Предполагаемые источники и объемы финансирования Программы
Основные направления реализации Программы |
2006 год, млн. руб. |
2007 год, млн. руб. |
2008 год, млн. руб. |
2009 год, млн. руб. |
2010 год, млн. руб. | ||||||||||
Бюджетные средства |
Внебюд -жетные средства |
Бюджетные средства |
Внебюд -жетные средства |
Бюджетные средства |
Внебюд -жетные средства
|
Бюджетные средства |
Внебюд - жетные средства
|
Бюджетные средства |
Внебюд - жетные средства
| ||||||
областной бюджет |
федеральный бюджет |
областной бюджет |
федеральный бюджет |
областной бюджет |
федеральный бюджет |
областной бюджет |
федеральный бюджет |
областной бюджет |
федеральный бюджет | ||||||
1. Формирование благоприятной внешней среды для развития малого предпринимательства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2. Совершенствование
кредитно-финансовой и |
24,1 |
- |
358,5 |
26,51 |
- |
394,35 |
28,92 |
- |
430,2 |
31,33 |
- |
466,05 |
33,5 |
- |
498,32 |
3.Развитие инфраструктуры
поддержки малого предприни- |
0,9 |
- |
- |
0,99 |
- |
- |
1,08 |
- |
- |
1,17 |
- |
- |
1,25 |
- |
- |
4. Развитие малого
предпринимательства в |
15 |
15 |
- |
16,5 |
- |
- |
18 |
- |
- |
19,5 |
- |
- |
20,85 |
- |
- |
5. Информационное обеспечение
субъектов малого |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6. Реализация целевых
областных и муниципальных |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
7. Развитие малого предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Всего: |
40,00 |
15 |
358,5 |
44,00 |
- |
394,35 |
48,00 |
- |
430,2 |
52,00 |
- |
466,05 |
55,60 |
- |
498,32 |
Итого: |
413,50 |
438,35 |
478,20 |
518,05 |
553,92 | ||||||||||
Итого по Программе за период ее реализации общий предполагаемый объем финансирования – 2402,02 млн. рублей. |
Комитет по разработке региональной программы: ГУ «Фондом поддержки малого предпринимательства Нижегородской области» и Министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области, взял за основу основные элементы Федеральной программы развития без адаптации к реалиям и адаптации к приоритетным направлениям развития МП Нижнего Новгорода. В настоящее время выполняется Комплексная целевая программа развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2008-2009 года, утвержденная законом Нижегородской области №17-3. Проводя комплексный анализ областных и муниципальных программ по ряду лет, предложенных Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства, приходим к выводам. Цели по ряду лет не являются последовательными и не имеют логического продолжения. Например, в 1996-1997 годах программа ставит целью «обеспечение развития предпринимательства и формирование системы государственной поддержки предпринимательства в Нижегородской области». А следующая программа 1998-1999 года говорит об «оживлении деловой активности и снижении социально-экономической напряженности в области». При этом, чиновники признают, что предыдущая программа вообще не была выполнена. Основная самоцель местной власти – за счет малых предприятий выполнить свои социальные функции, причем путем, не предполагающим экономическую целесообразность. В 2002-2003 годах Комплексная целевая программа развития МП в Нижегородской области опять делает шаг назад и целью программы ставит «обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на областном уровне». Фактически признается, что система поддержки на уровне области еще не создана, хотя все предыдущие программы рассчитаны именно на область. Задачи программ соответствуют поставленным целям, но также носят спонтанный характер, не имея последовательности постановки во времени. Например, Президентом поставлено приоритетом развитие производственного предпринимательства. В 1996-97 годах задачами программы является поддержка и развитие производственной, инновационной и социальной сфер МП, а в 1998-99 об этом даже не упоминается, а основной упор делается на государственную инфраструктуру поддержки МП. То же самое наблюдается в программе 2000-2001 годов. В программе 2002-2003 года появляется инновационное предпринимательство, а «промышленное» не звучит вообще. В программе 2004-2005 годов упор делается на финансовое предпринимательство, тем самым предполагая, что все остальное уже развито. И наконец, в программе 2006-2007 годов – на инновационное и высокотехнологическое предпринимательство. В программах 2006-2007 г. и 2008-2009 годов вообще не определены приоритетные направления, а в целом программы носят социальный характер.