Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:23, курсовая работа
В современной России тема малого предпринимательства приобретает все большее значение. В сфере экономики малые предприятия функционируют наряду с «крупными» и «средними». Обладая скромными размерами, за счет большого их числа, малые предприятия (МП) в экономически развитых странах выступают важными субъектами экономики. Так МП Европы предоставляют до 70% рабочих мест, а доля их участия в ВВП оценивается в 30-50% [1, С.5].
ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1. Малый бизнес: сущность, критерии отнесения предприятий к малым в РФ ………………………………………………………………...
1.2. Развитие малого бизнеса: показатели, федеральные и региональные программы поддержки и развития ……………………….
1.3. Управление малым бизнесом на региональном уровне: проблемы и перспективы ……………………………………………………………...
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА
2.1. Мониторинг деятельности малых предприятий муниципального образования в сфере общественного питания …………………………...
2.2. Организационно-экономические мероприятия, обеспечивающие развитие малого бизнеса Автозаводского района Нижнего Новгорода..
2.3. Особенности управления малым бизнесом в муниципальном образовании на примере Автозаводского района, основные проблемы .
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОНА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
3.1. Предложения по формированию благоприятных условий развития малого предпринимательства в сфере общественного питания в рамках задач, стоящих перед муниципальным образованием …………
3.2. Предложения по совершенствованию действий муниципальных органов власти в рамках управления малым бизнесом сферы общественного питания ………………………………..………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..…..
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..
Объем финансирования так же характеризуется рядом особенностей – в рограмме поддержки предпринимательства 2002-2003 гг. выделен процент годового дохода бюджета на поддержку МП – не менее 5%. А в последующих программах установлены строго фиксированные цены, причем в двух последних программах (2006-2007 г. и 2008-2009) присутствует пункт «за счет средств предпринимателей», что можно расценить так: предприниматели дают деньги сами, чтобы их потом на эти деньги муниципалитет поддержал. В последних же двух программах пункт переименован в «средства из иных источников», причем эти источники не определены. Интересен так же факт, что в последних трех программах отсутствует пункт «из федерального бюджета», что противоречит общим принципам государственной поддержки малого предпринимательства. Вывод из этого следующий – государственной поддержки нет. И наконец пункт «Ожидаемые результаты». Ни в одной программе поддержки они не выполнены. Например, анализ программы 2008-2009 годов показал, что вместо ожидаемого «увеличения в 1,2 – 1,5 раза количества предпринимательских структур по данным Нижегородского областного комитета Госстатистики наблюдается спад в 5,5%. Таким образом, как уже упоминалось ранее, общий вывод по региональным программам государственной поддержки предпринимательства следующий - программы носят «отчетный» характер, не учитывают недоработки прежних, не включают приоритетных направлений, хотя статистические выкладки есть.
3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
Стуктура поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне (и региональном уровне в целом) включает в себя: органы государственного управления;мфонды поддержки малого предпринимательства; агентства поддержки малого и среднего бизнеса; информационные и консалтинговые центры; бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры; сельскохозяйственные потребительсткие кредитные кооперативы; банки г. Н.Новгорода и области; общественные объединения предпринимателей;
Оценивая общую направленность работы фондов поддержки малого предпринимательства необходимо отметить, что обльшинство из них занимаются реализацией муниципальных программ развития предпринимательства и оказанием финансовой помощи, и лишь небольшая част оказывает консультационные и образовательные услуги. В этой связи можно рассмотреть возможность по расширению направлений работы Фондов по организации учебных семинаров, тенингов и круглых столов для предпринимателей. По остальным направлениям программы фактологический материал отсутствует.
2.3. Особенности управления малым бизнесом в муниципальном образовании на примере Автозаводского района, основные проблемы
К процедурам, регулируемым на муниципальном уровне в рамках управления малым бизнесом общественного питания, как уже упоминалось в первой главе, необходимо отнести следующие: продажа (приватизация) объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности (в том числе производственных, торговых помещений и т.п.); предоставление объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности (в том числе производственных, торговых помещений и т.п.), в аренду; выбор земельного участка для строительства; перевод помещений и зданий в разряд жилых или нежилых; выдача разрешения на право открытия точки общественного питания.
Предоставление объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности (в том числе производственных, торговых, офисных помещений) в аренду
В Нижегородской области предоставление объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности (в том числе производственных, торговых помещений и т.п.), в аренду осуществляется на основании решения № 9/1 «Об утверждении положения «О передаче в аренду объектов муниципального нежилого фонда города Н.Новгорода». Решение определяет основные принципы, порядок и единые на территории города Н.Новгорода (берем за основу для области, так как в рассматриваемом муниципальном образовании типового решения нет) правила передачи в аренду объектов муниципального нежилого фонда (отдельно стоящих зданий, сооружений, строений, а также частей зданий, сооружений, строений в виде встроенных и пристроенных нежилых помещений) города Н.Новгорода, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории города организациями, независимо от их организационно - правовых форм, физическими лицами, а также органами и должностными лицами местного самоуправления.
Комитет по управлению городским имуществом администрации города принимает решение о передаче в аренду Объектов и осуществляет оформление договоров аренды. Объект передается в аренду на основании:
- заключения городской (районной) комиссии по аренде по поводу передачи объекта арендатору целевым назначением;
- решения Главы города;
- результатов коммерческого конкурса на право аренды;
- результатов коммерческого инвестиционного конкурса на право аренды;
- результатов аукциона на право аренды.
Для подготовки материалов
к принятию решений Комитета о
передаче Объектов в аренду при Комитете
и его территориальных отделени
Положением об аренде
предусмотрены такие формы
Целевым назначением в аренду передается Объект для осуществления определенного вида деятельности в соответствии с функциональным назначением Объекта и (или) с целью реализации программ городского (районного) развития. Комитет может принять решение о целевом выделении Объектов предприятиям, организациям, учреждениям, финансируемым из бюджета всех уровней, муниципальным предприятиям, а также предприятиям иных организационно - правовых форм, чья деятельность связана с выполнением работ или оказанием услуг по реализации городского (районного) развития, и некоммерческим организациям. Условием для получения целевым назначением права аренды Объекта является положительное заключение городской (районной) комиссии по аренде. Договор аренды при целевой передаче Объекта заключается, как правило, на срок от одного года до пяти лет.
Для получения права аренды целевым назначением заявитель оформляет заявку на получение права аренды Объекта целевым назначением (далее - Заявка) в форме, установленной Комитетом, с обязательным приложением предусмотренных Положением об аренде документов. При этом в особых случаях по распоряжению председателя Комитета перечень документов, прилагаемых к Заявке, может быть расширен.
Заявка направляется в территориальное отделение Комитета, а в случае получения права аренды для размещения банков, страховых компаний, издательств, казино и иных предприятий игорного бизнеса - непосредственно в Комитет.
После согласования с городским реестром заявок на предоставление Объектов Заявка рассматривается на заседании городской (районной) комиссии по аренде. Протокол заседания комиссии направляется в Комитет для принятия им решения о предоставлении или об отказе в предоставлении права аренды. Срок рассмотрения Заявки с момента обращения - один месяц.
Положением об аренде регулируется также порядок предоставления краткосрочной аренды. Краткосрочной арендой Объектов является такой вид пользования по договору аренды, при котором суммарное время пользования Объектом не превышает 400 часов в год.
В краткосрочную аренду предоставляются Объекты, которые используются арендаторами неполный рабочий день и (или) с длительными перерывами (более одного месяца в течение одного года). В краткосрочную аренду Объекты передаются целевым назначением
В качестве организатора торгов выступает Комитет или специализированная организация, действующая по договору с Комитетом (далее - организатор).
Перечень объектов (за
исключением земельных
Комитет на основании решений о проведении торгов, принятых в соответствии с данным Положением, Постановлений Главы города, предоставленных Главархитектурой и другими организациями документов и материалов:
- определяет форму
проведения торгов и начальную
цену предмета торгов (в случае
если предметом торгов
- определяет сумму задатка (в случае если предметом торгов является право аренды земельного участка, сумма задатка составляет 20% начальной цены права аренды);
- предоставляет организатору перечни объектов, выставляемых на торги, необходимые согласования с органами надзора, справку с характеристикой объекта и другие необходимые сведения;
- устанавливает срок
аренды объекта, условия
Торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом аукцион может быть закрытым по форме подачи предложения по цене.
Для проведения конкурсов и аукционов с закрытой формой подачи предложений по цене права аренды объекта Комитет назначает конкурсную или аукционную комиссию. Процедура предоставления зданий, строений, сооружений, помещений (объекты недвижимости), находящихся в муниципальной собственности, в аренду осуществляется в соответствии с положением об аренде нежилых зданий, помещений, сооружений, находящихся в собственности муниципального образования (далее – положение об аренде). Данным решением также были утверждены методика расчета арендной платы за пользование имущественным комплексом муниципальной собственности и базовая ставка арендной платы за пользование недвижимостью (50 р. за 1 кв.м. в год). В последствии базовая ставка арендной платы за пользование недвижимостью была увеличена до 300 р. за 1 кв.м. в год.
Выдача разрешения на право открытия торговой точки, точки общественного питания
Открытие точки общественного питания на территории муниципального образования проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», различных санитарных норм и строительных норм и правил. На уровне муниципального образования конкретный порядок не утвержден.
В части размещения объектов общественного питания, не требующих прохождения сложной процедуры согласования места размещения объекта, в МО действует порядок оформления документов для предоставления земельных участков и эксплуатации объектов бытового обслуживания, утвержденный постановлением Главы муниципального образования от 18 июня 2002 г. № 633 «Об утверждении порядка оформления документов и размещения объектов общественного питания на территории городов, поселков и муниципальных образований». Данный порядок достаточно жестко регулирует процедуру, устанавливая обязательство заказчика-застройщика брать на себя определенные гарантии по содержанию близлежащей территории, ее благоустройству, поддержанию инженерной и транспортной инфраструктуры и др. Однако объем данных обязательств не прописан в порядке или в каком-либо другом документе, что априори делает эту процедуру непрозрачной. Также не утвержден конкретный порядок открытия торговых точек. Вместе с тем данную сферу регулируют ряд нормативных актов. Аттестацию объектов и рабочих мест хозяйствующих субъектов в соответствии с данным решением проводит Комитет по развитию товарного рынка администрации. Комитет по развитию товарного рынка проводит аттестацию торговых объектов и рабочих мест хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в ряде сфер:
Аттестаты выдаются на каждый объект или рабочее место. Для проведения аттестации и получения аттестата заявитель подает в уполномоченную службу заявку по установленной форме с предъявлением следующих документов:
- копия документа о регистрации юридического или физического лица или подлинник для подтверждения факта регистрации;
- копия документа, подтверждающего дислокацию мест деятельности хозяйствующего субъекта (договор на аренду нежилых помещений, свидетельство о собственности, договор о совместной деятельности или другой документ, определяющий место деятельности) или подлинник для подтверждения факта законности присутствия на объекте, рабочем месте;
- ассортимент реализуемых товаров для информации о перечне товаров, разрешенных к реализации на торговом объекте, рабочем месте;
- копия свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход или справки о постановке на учет в качестве плательщика налога с продаж для контроля за полнотой и своевременностью уплаты вновь введенных налогов.