Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:23, курсовая работа
В современной России тема малого предпринимательства приобретает все большее значение. В сфере экономики малые предприятия функционируют наряду с «крупными» и «средними». Обладая скромными размерами, за счет большого их числа, малые предприятия (МП) в экономически развитых странах выступают важными субъектами экономики. Так МП Европы предоставляют до 70% рабочих мест, а доля их участия в ВВП оценивается в 30-50% [1, С.5].
ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1. Малый бизнес: сущность, критерии отнесения предприятий к малым в РФ ………………………………………………………………...
1.2. Развитие малого бизнеса: показатели, федеральные и региональные программы поддержки и развития ……………………….
1.3. Управление малым бизнесом на региональном уровне: проблемы и перспективы ……………………………………………………………...
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА
2.1. Мониторинг деятельности малых предприятий муниципального образования в сфере общественного питания …………………………...
2.2. Организационно-экономические мероприятия, обеспечивающие развитие малого бизнеса Автозаводского района Нижнего Новгорода..
2.3. Особенности управления малым бизнесом в муниципальном образовании на примере Автозаводского района, основные проблемы .
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОНА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
3.1. Предложения по формированию благоприятных условий развития малого предпринимательства в сфере общественного питания в рамках задач, стоящих перед муниципальным образованием …………
3.2. Предложения по совершенствованию действий муниципальных органов власти в рамках управления малым бизнесом сферы общественного питания ………………………………..………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..…..
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..
Последние изменения: Согласно ст.4. ФЗ РФ от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» среди малых выделяются микропредприятия – до 15 человек и предусмотрено ограничение для малого бизнеса по балансовой стоимости активов (остаточная стоимость ОС и НМА).
По уровню управления административные процедуры можно разделить на процедуры, регулируемые на федеральном уровне, процедуры, регулируемые на региональном уровне, и процедуры, регулируемые на муниципальном уровне.
К процедурам, регулируемым на федеральном уровне, необходимо отнести следующие: государственная регистрация юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица; ликвидация юридических лиц, снятие с учета в налоговом органе, органах статистики, пенсионном фонде и т.п. Прекращение деятельности в качестве предпринимателя без образования юридического лица; лицензирование отдельных видов деятельности; сертификация продукции; предоставление субъектами малого предпринимательства налоговой отчетности.
К процедурам, регулируемым на региональном уровне, относятся: продажа земельных участков в собственность, предоставление земельных участков в аренду на торгах; предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
К процедурам, регулируемым на муниципальном уровне, необходимо отнести следующие: продажа (приватизация) объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности (в том числе производственных, торговых, офисных помещений и т.п.); предоставление объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности (в том числе производственных, торговых, офисных помещений и т.п.), в аренду; выбор земельного участка для строительства; перевод помещений и зданий в разряд жилых или нежилых; выдача разрешения на право открытия торговой точки, точки общественного питания; согласование ассортиментного перечня реализуемой продукции; регистрация трудовых договоров между ПБОЮЛ и его наемными работниками.
По обороту общественного питания на душу населения Нижегородская область, по-прежнему, находится на 6 позиции (4,5 тыс. руб.). По состоянию на 1 января 2009 года услуги общественного питания на территории Нижнего Новгорода предоставляли 1 503 предприятий общепита на 91 129 мест. Для сравнения отметим, что по состоянию на 1 января 2008 года в городе работали 52 ресторана на 565 мест, 91 бар на 2 150 посетителей, 354 кафе на 17 875 мест, 459 закусочных на 8 303 человека и 9 столовых свободного доступа на 660 человек. Причиной роста отрасли выступает ее привлекательность для инвестиций. Удельный вес вложений в малые предприятия общественного питания по отношению к объемам инвестиций всей сферы малого предпринимательства города составил 49,9 % от общей доли вложений в МБ. В то же время, в течение 2008 года закрылось 29 предприятий общественного питания различного типа, в том числе 24 закусочных и 5 столовых. В настоящее время обеспеченность местами населения Нижнего Новгорода в предприятиях общественного питания не соответствует нормативу и составляет на 1 тыс. жителей 27,5 места. Это 68% от норматива, установленного СНиПом 2.07.01-89. Основными причинами, препятствующими дальнейшему развитию малого предпринимательства муниципального образования являются: высокий уровень налогов; недостаточный платежеспособный спрос; недостаток собственных финансовых средств; высокая арендная плата; высокий процент коммерческого кредита; недостаточный ассортимент; недостаток торговых, складских помещений. Отдельной проблемой предприятий малого бизнеса в сфере общественного питания выступает рост цен на исходные ресурсы. Еще одной типовой проблемой отрасли выступает нарушение санитарно-эпидемиологического режима.
Организационно-экономические мероприятия, обеспечивающие развитие малого бизнеса Автозаводского района Нижнего Новгорода по направлениям:
1. Совершенствование кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки субъектов малого предпринимательства.
2. Реализация областных и муниципальных программ поддержки
3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Однако анализ фактологического материала по Нижегородской области показывает, что в настоящее время необходимы действия:
1. Финансирование малого бизнеса в Нижегородской области за счет местных властей и фондов поддержки предпринимательства;
2. Совершенствование санитарно-эпидемиологического режима;
3. Вывод предприятий «из тени» (актуальное мероприятие в условиях кризиса);
4. Стимулирование развития малого бизнеса общественного питания «на перспективу».
Анализ действий муниципальных властей в рамках управления малым бизнесом показал, что требуется принятие целого ряда мер, направленных как на снятие административных барьеров, так и на общую поддержку предпринимателей.
Такие меры должны носить системный характер и предполагать следующее:
1. Совершенствование законодательства. Поскольку в ведении муниципальных властей находится целый ряд полномочий (таких как: продажа (приватизация) объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности (в том числе производственных, торговых, офисных помещений и т.п.); предоставление объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности в аренду; выбор земельного участка для строительства; перевод помещений и зданий в разряд жилых или нежилых; выдача разрешения на право открытия торговой точки, точки общественного питания), на уровне муниципалитета необходимо осуществлять соответствующее нормативное регулирование данных отношений. Анализ показал, что зачастую вопросы предоставления земельных участков в аренду, их приватизация, предоставление в аренду и собственность нежилых помещений и т.д. имеют довольно запутанное регулирование либо демонстрируют полное отсутствие последнего.
2. Упрощение ряда процедур. Представляется целесообразным упростить процедуру согласования предпринимателями, занятыми в торговле и общественном питании, ассортиментного перечня, переведя согласование администрацией муниципального образования на уведомительный порядок.
3. Ослабление требований к предпринимателям. Последовательное проведение политики дерегулирования должно предусматривать также пересмотр требований, предъявляемых к субъектам малого предпринимательства. Это могут быть совершенно разные по своему содержанию меры.
4. Развитие саморегулирования малого бизнеса. В ряде сфер саморегулирование оказывает существенное влияние на качество конкуренции посредством установления стандартов поведения, не отраженных непосредственно в законах, улаживания конфликтов в рамках закона, но без использования судебных процедур.
5. Решение ряда вопросов организационного характера. Важным шагом в регулировании отношений субъектов предпринимательства и власти является создание различных совещательных органов при администрации муниципального образования, а также повышение информационной открытости органов власти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Таблица 1
Нормативно-правовые акты, регламентирующие полномочия органов местного самоуправления
№ |
Наименование нормативного правового акта |
Полномочия органов местного самоуправления |
1 |
Конституция Российской Федерации (статья 132) |
- самостоятельное управление - формирование, утверждение и исполнение муниципального бюджета; - местные налоги и сборы: |
2 |
Федеральный закон от 28 августа 1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 6) |
- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; - содержание и использование
муниципального жилищного - контроль за использованием земель на территории муниципального образования; - создание условий для - организация и содержание участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; - обеспечение противопожарной
безопасности в муниципальном
образовании, организация |
3 |
Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (раздел X, глава 31) |
- земельный налог: определение налоговых ставок в пределах, установленных НК РФ; порядок и сроки уплаты, формы отчетности, налоговые льготы |
4 |
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (статья 8) |
- утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; - утверждение правил - выдача разрешений на |
5 |
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (статья 14) |
- принятие в установленном |
6 |
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (статьи 8, 11, 28) |
- отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую, который осуществляется в отношении: а) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения; б) земель, находящихся в частной собственности (за исключением земельных участков сельхозназначения); - выбор земельного участка; - предоставление земельных - изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд |
7 |
Трудовой кодекс Российской Федерации (статья 303) |
- регистрация трудового |
8 |
Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» |
- законом устанавливается |
9 |
Федеральный закон от 22 ноября 1995 № 171-ФЗ «О государственном (статьи 7,18, 23) |
- осуществление в пределах компетенции муниципальных органов власти контроля за - соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и за ее качеством; - осуществление лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в случае передачи таких полномочий соответствующим субъектом Российской Федерации; - осуществление |
10 |
Федеральный закон от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (статья 3) |
- определение в порядке, |
11 |
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 68) |
- осуществление муниципального
контроля в области охраны
окружающей среды ( |
12 |
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (статья 19) |
- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений; - вопросы организационно- |
13 |
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях» (статья 17) |
- предоставление иностранному
инвестору льгот и гарантий, осуществление
финансирования и оказание |
14 |
Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (статья 14) |
- разрешение на распространение наружной рекламы |
Приложение 2
Рис. 1. Клиенты/потребители и конкуренты региональной системы поддержки предпринимательства и их взаимосвязь