Развитие малого бизнеса в общественном питании на примере муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание

В современной России тема малого предпринимательства приобретает все большее значение. В сфере экономики малые предприятия функционируют наряду с «крупными» и «средними». Обладая скромными размерами, за счет большого их числа, малые предприятия (МП) в экономически развитых странах выступают важными субъектами экономики. Так МП Европы предоставляют до 70% рабочих мест, а доля их участия в ВВП оценивается в 30-50% [1, С.5].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1. Малый бизнес: сущность, критерии отнесения предприятий к малым в РФ ………………………………………………………………...
1.2. Развитие малого бизнеса: показатели, федеральные и региональные программы поддержки и развития ……………………….
1.3. Управление малым бизнесом на региональном уровне: проблемы и перспективы ……………………………………………………………...
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА
2.1. Мониторинг деятельности малых предприятий муниципального образования в сфере общественного питания …………………………...
2.2. Организационно-экономические мероприятия, обеспечивающие развитие малого бизнеса Автозаводского района Нижнего Новгорода..
2.3. Особенности управления малым бизнесом в муниципальном образовании на примере Автозаводского района, основные проблемы .
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОНА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
3.1. Предложения по формированию благоприятных условий развития малого предпринимательства в сфере общественного питания в рамках задач, стоящих перед муниципальным образованием …………
3.2. Предложения по совершенствованию действий муниципальных органов власти в рамках управления малым бизнесом сферы общественного питания ………………………………..………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..…..
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по теме Развитие малого бизнеса в общественном п.doc

— 1.67 Мб (Скачать документ)

Последние изменения: Согласно ст.4. ФЗ РФ от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» среди малых выделяются микропредприятия – до 15 человек и предусмотрено ограничение для малого бизнеса по балансовой стоимости активов (остаточная стоимость ОС и НМА).

По уровню управления административные процедуры можно разделить на процедуры, регулируемые на федеральном уровне, процедуры, регулируемые на региональном уровне, и процедуры, регулируемые на муниципальном уровне.

К процедурам, регулируемым на федеральном уровне, необходимо отнести следующие: государственная регистрация юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица; ликвидация юридических лиц, снятие с учета в налоговом органе, органах статистики, пенсионном фонде и т.п. Прекращение деятельности в качестве предпринимателя без образования юридического лица; лицензирование отдельных видов деятельности; сертификация продукции; предоставление субъектами малого предпринимательства налоговой отчетности.

К процедурам, регулируемым на региональном уровне, относятся: продажа земельных участков в собственность, предоставление земельных участков в аренду на торгах; предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

К процедурам, регулируемым на муниципальном уровне, необходимо отнести следующие: продажа (приватизация) объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности (в том числе производственных, торговых, офисных помещений и т.п.); предоставление объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности (в том числе производственных, торговых, офисных помещений и т.п.), в аренду; выбор земельного участка для строительства; перевод помещений и зданий в разряд жилых или нежилых; выдача разрешения на право открытия торговой точки, точки общественного питания; согласование ассортиментного перечня реализуемой продукции; регистрация трудовых договоров между ПБОЮЛ и его наемными работниками.

По обороту общественного  питания на душу населения Нижегородская область, по-прежнему, находится на 6 позиции (4,5 тыс. руб.). По состоянию на 1 января 2009 года услуги общественного питания на территории Нижнего Новгорода предоставляли 1 503 предприятий общепита на 91 129 мест. Для сравнения отметим, что по состоянию на 1 января 2008 года в городе работали 52 ресторана на 565 мест, 91 бар на 2 150 посетителей, 354 кафе на 17 875 мест, 459 закусочных на 8 303 человека и 9 столовых свободного доступа на 660 человек. Причиной роста отрасли выступает ее привлекательность для инвестиций. Удельный вес вложений в малые предприятия общественного питания по отношению к объемам инвестиций всей сферы малого предпринимательства города составил 49,9 % от общей доли вложений в МБ. В то же время, в течение 2008 года закрылось 29 предприятий общественного питания различного типа, в том числе 24 закусочных и 5 столовых. В настоящее время обеспеченность местами населения Нижнего Новгорода в предприятиях общественного питания не соответствует нормативу и составляет на 1 тыс. жителей 27,5 места. Это 68% от норматива, установленного СНиПом 2.07.01-89. Основными причинами, препятствующими дальнейшему развитию малого предпринимательства муниципального образования являются: высокий уровень налогов; недостаточный платежеспособный спрос; недостаток собственных финансовых средств; высокая арендная плата; высокий процент коммерческого кредита; недостаточный ассортимент; недостаток торговых, складских помещений. Отдельной проблемой предприятий малого бизнеса в сфере общественного питания выступает рост цен на исходные ресурсы. Еще одной типовой проблемой отрасли выступает нарушение санитарно-эпидемиологического режима.

Организационно-экономические  мероприятия, обеспечивающие развитие малого бизнеса Автозаводского района Нижнего Новгорода по направлениям:

1. Совершенствование кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки субъектов малого предпринимательства.

2. Реализация областных и муниципальных программ поддержки

3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Однако анализ фактологического материала по Нижегородской области показывает, что в настоящее время необходимы действия:

1. Финансирование малого бизнеса в Нижегородской области за счет местных властей и фондов поддержки предпринимательства;

2. Совершенствование санитарно-эпидемиологического режима;

3. Вывод предприятий «из тени» (актуальное мероприятие в условиях кризиса);

4. Стимулирование развития малого бизнеса общественного питания «на перспективу».

Анализ действий муниципальных  властей в рамках управления малым  бизнесом показал, что требуется принятие целого ряда мер, направленных как на снятие административных барьеров, так и на общую поддержку предпринимателей.

Такие меры должны носить системный характер и предполагать следующее:

1. Совершенствование законодательства. Поскольку в ведении муниципальных властей находится целый ряд полномочий (таких как: продажа (приватизация) объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности (в том числе производственных, торговых, офисных помещений и т.п.); предоставление объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности в аренду; выбор земельного участка для строительства; перевод помещений и зданий в разряд жилых или нежилых; выдача разрешения на право открытия торговой точки, точки общественного питания), на уровне муниципалитета необходимо осуществлять соответствующее нормативное регулирование данных отношений. Анализ показал, что зачастую вопросы предоставления земельных участков в аренду, их приватизация, предоставление в аренду и собственность нежилых помещений и т.д. имеют довольно запутанное регулирование либо демонстрируют полное отсутствие последнего.

2. Упрощение ряда процедур. Представляется целесообразным упростить процедуру согласования предпринимателями, занятыми в торговле и общественном питании, ассортиментного перечня, переведя согласование администрацией муниципального образования на уведомительный порядок.

3. Ослабление требований к предпринимателям. Последовательное проведение политики дерегулирования должно предусматривать также пересмотр требований, предъявляемых к субъектам малого предпринимательства. Это могут быть совершенно разные по своему содержанию меры.

4. Развитие саморегулирования малого бизнеса. В ряде сфер саморегулирование оказывает существенное влияние на качество конкуренции посредством установления стандартов поведения, не отраженных непосредственно в законах, улаживания конфликтов в рамках закона, но без использования судебных процедур.

5. Решение ряда вопросов организационного характера. Важным шагом в регулировании отношений субъектов предпринимательства и власти является создание различных совещательных органов при администрации муниципального образования, а также повышение информационной открытости органов власти.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анализ роли и места малых и средних предприятий России: Статистическая справка. – М.: Ресурсный центр малого предпринимательства. – Интернет: http://www.rcsme.ru
  2. Вагапов Р.Ф. Муниципальная поддержка малого предпринимательства. – Уфа, 2005. – 121с.
  3. ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание: термины и определения ГОСТ». – Интернет: www.bishelp.ru
  4. Голикова В.В. Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства. – Интернет: http://www.nisse.ru/analitics.html?id=reg_program
  5. Киселева Н.В. Организационно-экономические инструменты развития малого бизнеса в регионах. – Тамбов/ Рязан. гос. с-х. акад. им. Проф. П.А. Костычева, 2005. – 56с.
  6. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием: Монография. – М.: АХН при Правительстве РФ, 2007 – 269с.
  7. Литвак А.Г. Регионы России: динамика социально-экономических показателей. – Интернет: http://www.nisse.ru
  8. Мониторинг развития малого предпринимательства в регионах России. – Интернет: http://www.nisse.ru/projects/10.HTM
  9. О программе поддержки предпринимательства в Нижегородской области на 2008-2009 гг.: Постановление Администрации Нижегородской области. – Интернет: //www.innov.ru
  10. Поддержка и развитие предпринимательства в Нижегородской области (по итогам 2008г.). – Н. Новгород: Нижегородское ТУ МАП России, 2009. – 38 с.
  11. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области. – Интернет: http://www.nizstat.sinn.ru/news/default.aspx
  12. Федеральная служба государственной статистики.– Интернет: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi
  13. Федеральный закон РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»
  14. Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
  15. Ясин Б.Г. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 325с.

 

Приложение 1

Таблица 1

Нормативно-правовые акты, регламентирующие полномочия органов местного самоуправления

Наименование нормативного правового  акта

Полномочия органов местного самоуправления

1

Конституция Российской Федерации (статья 132)

- самостоятельное управление муниципальной  собственностью;

- формирование, утверждение и исполнение муниципального бюджета;

- местные налоги и сборы: определение  налоговых ставок в пределах, установленных НК РФ; порядок  и сроки уплаты, формы отчетности, налоговые льготы

2

Федеральный закон от 28 августа 1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»

(статья 6)

- владение, пользование и распоряжение  муниципальной собственностью;

- содержание и использование  муниципального жилищного фонда  и нежилых помещений;

- контроль за использованием  земель на территории муниципального образования;

- создание условий для обеспечения  населения услугами торговли, общественного  питания и бытового обслуживания;

- организация и содержание муниципальной  информационной службы;

участие в охране окружающей среды  на территории муниципального образования;

- обеспечение противопожарной  безопасности в муниципальном  образовании, организация муниципальной  пожарной службы.

3

Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ

(раздел X, глава 31)

- земельный налог: определение  налоговых ставок в пределах, установленных НК РФ; порядок  и сроки уплаты, формы отчетности, налоговые льготы 

4

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ

(статья 8)

- утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

- утверждение правил землепользования;

- выдача разрешений на строительство,  разрешений на ввод объектов  в эксплуатацию при осуществлении  строительства, реконструкции, капитального  ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений

5

Жилищный кодекс Российской Федерации  от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ

(статья 14)

- принятие в установленном порядке  решений о переводе жилых помещений  в нежилые помещения и нежилых  помещений в жилые помещения

6

Земельный кодекс Российской Федерации  от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ

(статьи 8, 11, 28)

- отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории  в другую, который осуществляется  в отношении: 

а) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения;

б) земель, находящихся в частной  собственности (за исключением земельных  участков сельхозназначения);

- выбор земельного участка;

- предоставление земельных участков  гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду;

- изъятие, в том числе путем  выкупа, земельных участков для  муниципальных нужд

7

Трудовой кодекс Российской Федерации

(статья 303)

- регистрация трудового договора, если работодатель – физическое  лицо

8

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

- законом устанавливается правовая  основа для регулирования отношений,  возникающих при приватизации  государственного и муниципального  имущества, и связанных с ними отношений по управлению этим имуществом

9

Федеральный закон от 22 ноября 1995 № 171-ФЗ

«О государственном регулировании  производства и оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

(статьи 7,18, 23)

- осуществление в пределах компетенции муниципальных органов власти контроля за - соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и за ее качеством;

- осуществление лицензирования  розничной продажи алкогольной  продукции в случае передачи  таких полномочий соответствующим субъектом Российской Федерации;

- осуществление государственного  контроля за производством и  оборотом этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции  в пределах компетенции

10

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»

(статья 3)

- определение в порядке, устанавливаемом  субъектами Российской Федерации,  мест общественного питания, в  которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях соответствующих муниципальных образований

11

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

(статья 68)

- осуществление муниципального  контроля в области охраны  окружающей среды (муниципальный  экологический контроль)

12

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

(статья 19)

- обеспечение первичных мер  пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений;

- вопросы организационно-правового,  финансового, материально-технического  обеспечения первичных мер пожарной  безопасности в границах населенных  пунктов поселений, городских  округов устанавливаются нормативными  актами органов местного самоуправления

13

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях»

(статья 17)

- предоставление иностранному  инвестору льгот и гарантий, осуществление  финансирования и оказание иных  форм поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств местных бюджетов, а также внебюджетных средств

14

Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе»

(статья 14)

- разрешение на распространение  наружной рекламы 


 

 

Приложение 2

 


 




 

 


 

 



 


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Клиенты/потребители и конкуренты региональной системы поддержки предпринимательства и их взаимосвязь

 

 






Информация о работе Развитие малого бизнеса в общественном питании на примере муниципального образования