Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:23, курсовая работа
В современной России тема малого предпринимательства приобретает все большее значение. В сфере экономики малые предприятия функционируют наряду с «крупными» и «средними». Обладая скромными размерами, за счет большого их числа, малые предприятия (МП) в экономически развитых странах выступают важными субъектами экономики. Так МП Европы предоставляют до 70% рабочих мест, а доля их участия в ВВП оценивается в 30-50% [1, С.5].
ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1. Малый бизнес: сущность, критерии отнесения предприятий к малым в РФ ………………………………………………………………...
1.2. Развитие малого бизнеса: показатели, федеральные и региональные программы поддержки и развития ……………………….
1.3. Управление малым бизнесом на региональном уровне: проблемы и перспективы ……………………………………………………………...
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА
2.1. Мониторинг деятельности малых предприятий муниципального образования в сфере общественного питания …………………………...
2.2. Организационно-экономические мероприятия, обеспечивающие развитие малого бизнеса Автозаводского района Нижнего Новгорода..
2.3. Особенности управления малым бизнесом в муниципальном образовании на примере Автозаводского района, основные проблемы .
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОНА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
3.1. Предложения по формированию благоприятных условий развития малого предпринимательства в сфере общественного питания в рамках задач, стоящих перед муниципальным образованием …………
3.2. Предложения по совершенствованию действий муниципальных органов власти в рамках управления малым бизнесом сферы общественного питания ………………………………..………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..…..
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..
Отраслевая структура малых предприятий представлена на рис.2.
Рис. 2. Отраслевая структура малых предприятий Нижегородской области по состоянию на 1 января 2009 года
По обороту общественного питания на душу населения Нижегородская область, по-прежнему, находится на 6 позиции (4,5 тыс. руб.). Наибольшее значение данного показателя в январе-декабре 2008 года наблюдалось в Пермском крае (6,8 тыс. руб.).
По данным сведений о государственной регистрации, предоставляемых ФНС России из Единого государственного реестра юридических лиц, а также с использованием сведений о государственной регистрации юридических лиц, поступивших в органы государственной статистики отдельные показатели развития отрасли следующие:
Таблица 1
Распределение числа организаций по видам экономической деятельности на 1 января 2009 г.
Число организаций |
из них по формам собственности, тыс. | ||||
единиц |
в % к итогу |
государственная и муниципальная |
частная |
смешанная российская | |
гостиницы и рестораны |
1662 |
1,9 |
65 |
1542 |
27 |
Всего |
88008 |
100 |
8174 |
73961 |
1069 |
Таблица 2
Число МП по видам экономической деятельности на 1 января 2009 г.*
2006 |
2007 |
20081) | ||||
Единиц |
В % к итогу |
Единиц |
В % к итогу |
Единиц |
В %к итогу | |
гостиницы и рестораны |
285 |
1,3 |
644 |
2,6 |
206 |
3,0 |
Всего |
22308 |
100 |
25169 |
100 |
6846 |
100 |
1) С1.01.2008 г. число малых предприятий (МП) определено критериями в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года №209-ФЗ (статья 4).
Таблица 3
Численность работавших на МП по видам экономической деятельности в 2008 г.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) |
Средняя численность внешних совместителей |
Средняя численность работавших по договорам гражданско-правового характера | ||||
человек |
в %к итогу |
человек |
в % к итогу |
человек |
в % к итогу | |
гостиницы и рестораны |
5547 |
3,8 |
232 |
3,4 |
80 |
1,4 |
Всего |
147353 |
100 |
6727 |
100 |
5529 |
100 |
Таблица 4
Оборот МП по видам экономической деятельности в 2008 г.
Значение | ||
Млн. руб. |
В %к итогу | |
гостиницы и рестораны |
3325,5 |
1,7 |
Всего |
194339,3 |
100 |
По сведениям Агентства Бизнес Мониторинга, в администрации Нижнего Новгорода по состоянию на 1 января 2009 года услуги общественного питания на территории Нижнего Новгорода предоставляли 1 503 предприятий общепита на 91 129 мест. Для сравнения отметим, что по состоянию на 1 января 2008 года в городе работали 52 ресторана на 565 мест, 91 бар на 2 150 посетителей, 354 кафе на 17 875 мест, 459 закусочных на 8 303 человека и 9 столовых свободного доступа на 660 человек. За 2006-2007 годы в городе было открыто 88 новых предприятий общественного питания: 6 ресторанов, 39 кафе, 17 кофеен и баров, 24 закусочных и 2 столовые — всего на 3 704 посадочных места. Непрерывно растет и уровень оказания услуг питания. В последние годы в Нижнем Новгороде открылись несколько ресторанов и баров высокого класса: «Минин и Пожарский», «Купеческий», «Робинзон» и пр. Ширится сеть предприятий быстрого питания: «Едок», «Елки-палки», «Ростикс», «Кебаб-сити», «Мир пиццы», «Бродвей-пицца» и пр.
Как следует из данных нижегородской мэрии, в 2008 году на территории Нижнего Новгорода открылось 70 (в 2007 году — 71) предприятий общественного питания на 3 793 места, из них:
• ресторанов — 5 на 570 мест;
• кафе — 43 на 2 562 места (в том числе кафе-пиццерии — 4);
• закусочных — 12 на 304 места;
• столовых — 2 на 90 мест;
• кофейни — 3 на 75 мест;
• баров — 4 на 77 мест;
• шоколадница — 1 на 65 мест.
Причиной роста отрасли выступает ее привлекательность для инвестиций. Удельный вес вложений в малые предприятия общественного питания по отношению к объемам инвестиций всей сферы малого предпринимательства города составил 49,9 % от общей доли вложений в МБ.
В то же время, в течение 2008 года закрылось 29 предприятий общественного питания различного типа, в том числе 24 закусочных и 5 столовых. В настоящее время обеспеченность местами населения Нижнего Новгорода в предприятиях общественного питания не соответствует нормативу и составляет на 1 тыс. жителей 27,5 места. Это 68% от норматива, установленного СНиПом 2.07.01-89*.
Однако, городские власти отмечают тенденцию роста демократичных предприятий питания: пиццерий, кафе со средним чеком от 300 до 500 руб., кафе европейской кухни и японской кухни («Якитория», «Часть суши» и т. п.). .Свое развитие получили такие демократичные сети, как «Пицца Веро» (ГК «Бизон и К»), «Бродвей пицца», «Мир пиццы» (ООО «МиМ»).
Отдельными проектами торговых центров явились кафе «Сакура» и «Диван» (ТЦ «Республика»), «Сабвэй» и «Шоколадница» (ТРЦ «Фантастика»), фуд-корты в ТЦ «Шоколад» и «Муравей». Нижегородской группой компаний «Пир» в сегменте «фри-фло» в последние годы были открыты франчайзинговый проект «Елки-палки экспресс» и «Маленькая Япония», «Ростикс-KFC», французское бистро «Гаврош». Этой же компанией открыты тематические рестораны восточной кухни «Али Баба», итальянский «IL Патио», японский «Планета суши».
Состояние и перспективы
развития рынка услуг предприятий
общественного питания
По данным Управления потребительского рынка Автозаводского района г.Н.Новгорода [http://www.avtozavod.nnov.ru] общий объем розничного товарооборота в 2008 году составил 23763,5 млн. руб. и увеличился по сравнению с предыдущим годом (в сопоставимых ценах) на 3,9%. Общий объем оборота общественного питания в 2008 году составил 1532,2 млн. руб. и увеличился по сравнению с предыдущим годом (в сопоставимых ценах) на 9,1%. На 2010-2011 гг. в общественном питании Автозаводского района приоритетным направлением прописано дальнейшее развитие сети предприятий для всех категорий населения, приближение предприятий питания к потребителям, расширение классификации услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей и гармонизацию интересов потребителя любого уровня, а также качество и безопасность предоставляемых услуг.
В настоящее время остаются востребованными предприятия быстрого питания, кафе для семейного отдыха, молодежные и детские кафе. Данные выкладки подтверждает статистика (таблица 5).
Таблица 5
Свободное время
Способ проведения свободного времени |
Количество человек, для которых конкретный способ является основным или одним из основных |
Доля людей, выбирающих конкретный способ, в общей численности населения района, % |
проводят дома |
231 |
74,9 |
посещают кинотеатры |
57 |
18,6 |
посещают кафе |
46 |
14,8 |
посещают ночные клубы |
30 |
9,8 |
другое |
22 |
7,1 |
Источник: Сайт http://www.avtozavod.nnov.ru
Как видно из таблицы, посещают кафе и рестораны 14,8% жителей Автозаводского района, что свидетельствует о потенциале рынка услуг общественного питания.
Соответственно, в структуре расходов потребителей «питание вне дома» составляет 2,8% в сравнении с городом в целом, где цифра – 4% (таблица 6). Учитывая низкий процент «автозаводских потребителей» определяем, что необходимо доскональное изучение причин – это может быть низкая доля потребителей – потенциальных клиентов сферы общественного питания – статистические выкладки свидетельствует, что в Автозаводском районе прогрессирует «демографическая зима». Свидетельством того является соотношение пенсионеров- трудящихся, как 1:5. Другой причиной может быть неудовлетворительный сервис. Как причиной может выступать нехватка объектов общественного питания по району.
Таблица 6
Структура расходов автозаводцев
Автозавод |
г.Н.Новгород | |
Продукты питания |
50,7 |
48,5 |
Одежда и обувь |
10,8 |
10,5 |
Парфюмерия, декоративная косметика |
2,7 |
3,3 |
Непродовольственные товары повседневного спроса |
4,1 |
3,9 |
Аудио, видео, бытовая техника |
3,0 |
2,6 |
Мебель, предметы интерьера |
1,8 |
1,6 |
Товары для дома, сада, стройматериалы |
1,1 |
1,7 |
Подарки, сувениры |
2,2 |
2,9 |
Книги, канцелярские товары |
1,8 |
2,5 |
Аудио, видео продукция |
1,4 |
1,9 |
Развлечения (кино, боулинг, питание вне дома) |
2,8 |
4,0 |
Прочие расходы и накопления |
17,8 |
16,6 |
Всего |
100 |
100 |
Частично данная проблема решается за счет открытия сезонных кафе. В течение года в районе вновь открыто 12 предприятий общественного питания. С 2006 года открываемые летние кафе стали ориентироваться на обслуживание посетителей с детьми.
Одним из приоритетных направлений стала организация обслуживания детей, молодежи, организация семейного отдыха. Многие кафе включают в меню детские блюда, организовывают проведение детских праздников, благотворительные акции для малообеспеченных слоев населения (кафе «У озера», кафе «Пицца Веро», кафе «Пронто пицца»). Одним из привлекательных в сегменте общественного питания остаются рестораны и кафе, представляющие посетителям блюда и дни национальных кухонь (кафе «Бовария», кафе «Подкова», кафе «Корчма», кафе «Лаунж Холл», ресторан «Патрон» и т.д.).
Обобщенный портрет потребителя, живущего в Автозаводском районе: это мужчина или женщина, средний возраст - 36-45 лет, имеющие семью из 3 человек и более, работающие в сфере промышленности.
Свободное от работы время они проводят дома или в компании друзей и не любят заниматься спортом. Свои доходы они предпочитают тратить в основном на продукты питания, одежду и обувь, делают различные накопления. По статистическим выкладкам жители автозаводского района хотели бы больше видеть магазинов одежды и обуви, а также больше ресторанов и кафе.
Для развития сферы общественного питания в Автозаводском районе необходимо учитывать перспективность группы возраста 24-35 лет, т.к. это вторая по численности группа населения с наиболее платежеспособными потребителями, которая в дальнейшем будет расширяться за счет увеличения рождаемости.
Автозаводский Сормовский Весь город
7 лет и младше
8-17
18-23
24-35
36-45
46-54
55 и старше
Рис. 3. Пол и возраст граждан Автозаводского района
Также уровень объектов общественного питания должен учитывать средний социальный статус потенциального потребителя – рис. 4.
Автозаводский Сормовский Весь город
Рабочий (ая)
Служащий (ая)
Учащийся
Руководитель среднего звена