Развитие малого бизнеса в общественном питании на примере муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание

В современной России тема малого предпринимательства приобретает все большее значение. В сфере экономики малые предприятия функционируют наряду с «крупными» и «средними». Обладая скромными размерами, за счет большого их числа, малые предприятия (МП) в экономически развитых странах выступают важными субъектами экономики. Так МП Европы предоставляют до 70% рабочих мест, а доля их участия в ВВП оценивается в 30-50% [1, С.5].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1. Малый бизнес: сущность, критерии отнесения предприятий к малым в РФ ………………………………………………………………...
1.2. Развитие малого бизнеса: показатели, федеральные и региональные программы поддержки и развития ……………………….
1.3. Управление малым бизнесом на региональном уровне: проблемы и перспективы ……………………………………………………………...
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА
2.1. Мониторинг деятельности малых предприятий муниципального образования в сфере общественного питания …………………………...
2.2. Организационно-экономические мероприятия, обеспечивающие развитие малого бизнеса Автозаводского района Нижнего Новгорода..
2.3. Особенности управления малым бизнесом в муниципальном образовании на примере Автозаводского района, основные проблемы .
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОНА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
3.1. Предложения по формированию благоприятных условий развития малого предпринимательства в сфере общественного питания в рамках задач, стоящих перед муниципальным образованием …………
3.2. Предложения по совершенствованию действий муниципальных органов власти в рамках управления малым бизнесом сферы общественного питания ………………………………..………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..…..
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по теме Развитие малого бизнеса в общественном п.doc

— 1.67 Мб (Скачать документ)

Аттестация объектов, рабочих мест хозяйствующего субъекта проводится представителями Комитета и районных администраций с привлечением и участием органов СЭС, УЦСМ, ветеринарной и противопожарной служб, налоговой, технической инспекций и иных органов (организаций) с целью контроля за соблюдением технических и иных правил, безопасности жизни и здоровья обслуживающего персонала, а также потребителей. Выдача аттестата производится в течение месяца с даты подачи заявки.

Согласование ассортиментного  перечня реализуемой продукции

Согласно установленным  санитарным правилам и нормам предпринимателям, осуществляющим такие распространенные виды деятельности как торговля и общественное питание, необходимо согласовывать в органах власти ассортиментный перечень реализуемых товаров и услуг.

По процедуре предприниматель  самостоятельно составляет ассортиментный перечень и направляет его на согласование в Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН). При необходимости проводится проверка торговой точки. Получив согласование главы ЦГСЭН (главного санитарного врача), предприниматель обращается в Администрацию МО для получения согласования в уполномоченных структурных подразделениях администрации, при этом участие сотрудника Администрации МО в данной процедуре не совсем обоснованно, поскольку в согласовании они не отказывают, отказать может только глава ЦГСЭН, но делается это крайне редко. Вместе с тем информация об ассортименте продаваемой на территории МО продукции потенциально может иметь интерес для местных властей с точки зрения анализа состояния потребительского рынка.

Регистрация трудовых договоров между ПБОЮЛ и его наемными работниками

В настоящее время  органы местного самоуправления в соответствии с Трудовым кодексом РФ осуществляют регистрацию трудовых договоров, которые заключает индивидуальный предприниматель (ПБОЮЛ) с наемными работниками. Согласно статье 303 ТК РФ «Особенности трудового договора, заключаемого работником с работодателем - физическим лицом» работодатель – физическое лицо обязан оформить трудовой договор с работником в письменной форме и зарегистрировать этот договор в соответствующем органе местного самоуправления.

Регистрацией договоров  занимаются сотрудники администрации  районов города и территорий муниципального образования.

 

3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОНА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

 

3.1. Предложения  по формированию благоприятных  условий развития малого предпринимательства  в сфере общественного питания  в рамках задач, стоящих перед  муниципальным образованием

Совершенствование санитарно-эпидемиологического  режима

В данной ситуации важнейшим элементом минимизации риска возникновения эпидемиологически неблагоприятных ситуаций является внедрение системы производственного контроля, а также применение практики создания внутренних стандартов и унифицированных схем действия персонала. Наиболее рациональным является формирование систем внутреннего контроля с выделением критических контрольных точек (ККТ) и формирование НАССР. Значительное время при формировании общей системы качества и безопасности продукции должно быть уделено вниманию работы с поставщиками, т.к. для сферы общественного питания уровень качества сырья во многом является определяющим. Особенно это важно для предприятий быстрого обслуживания, а так же точек общественного питания, работающих на  полуфабрикатах.

В Российской Федерации санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям и организациям оказывающих данный вид услуг представлены как в самостоятельном документе – «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» СП 2.3.6.1079-01, так и в значительном количестве специализированных документов.

Финансирование малого бизнеса в Нижегородской области  за счет местных властей и фондов поддержки предпринимательства

По данным Ресурсного центра малого предпринимательства существует девять источников финансирования и кредитования малого бизнеса: доходы от деятельности фирмы; средства учредителей; кредиты финансовых учреждений и банков; заемные средства у друзей, знакомых, родственников; средства органов власти (бюджеты и фонды поддержки); имущество физических и юридических лиц; ссуды других организации; гранты (благотворительная помощь); займы кредитных кооперативов. Опрос предпринимателей Нижегородской области, проведенный центром показал, что в процентном соотношении источники составляют соответственно: 55%; 15%; 15%; 10%; и около 1-3 % остальные источники. В рублевом эквиваленте это составляет соответственно – 2823,56 млн. руб. – доходы от деятельности фирмы; 770,06 млн. руб. – средства учредителей; 770,06 млн. руб. кредиты финансовых учреждений и банков; 513,37 млн. руб. и так далее. Резервом роста сумм финансирования бизнеса в данном случае выступает льготное кредитование. Существующие схемы кредитования, не позволяют изменять средний показатель вновь зарегистрированных предприятий малого бизнеса.

Ссуды, предоставляемые  «малым» имеют ряд недостатков: во-первых, существующие проценты по кредиту  на порядок выше, чем в среднем  банке и составляют около 5% в месяц, в то время как процентная ставка Сбербанка находится в диапазоне 14-23% годовых. Во-вторых, существуют дополнительные условия кредитования – создание до 50 дополнительных рабочих мест на срок кредитования. Неприемлемость такого подхода очевидна – создавать рабочие места может только вновь зарегистрированное предприятия и только сфер производства, строительства и транспорта, поэтому вполне очевидно, что подход центров неверен изначально и от него необходимо отказаться.

Гипотеза исследования состоит в том, что увеличение объемов льготного банковского кредитования позволит создать оптимальную предпринимательскую среду, а соответственно – решить вопрос повышения численности предприятий малого бизнеса. Выбранное направление финансирования (льготное кредитование бизнеса) целесообразно. Схема льготного кредитования разработана и существует в Центрах поддержки – считаем, что для выполнения социального заказа Области просто необходимо выполнение данного мероприятия. Соответственно, механизм кредитования можно позаимствовать в программе «кредиты молодой семье». В этом механизме кредитования предусматривается частичное погашение ставки процента Областью (в течении 5 лет). За это время предпринимательская единица переходит из разряда «маломощных в финансовом отношении структур» в «устойчивую» и приобретает запас финансовой прочности. Что в свою очередь позволяет ей расплатиться с кредитом «безболезненно» для бизнеса. Область выигрывает дважды: создается конкурентоспособный бизнес, являющийся активным плательщиком налогов (экономическая выгода) и создаются дополнительные рабочие места в области (социальная задача региона).

Как отдельные мероприятия  следует рассматривать программы  лизинга и факторинга, осуществляемые с учестием муниципального образования.

Вывод предприятий  «из тени» (актуальное мероприятие в условиях кризиса)

Для расчетов используем методику, предложенную д.э.н., проф. Б.Г. Ясиным в работе «Малое предпринимательство  в России: прошлое, настоящее и  будущее [15]. Фактический оборот на «типичном» малом предприятии состоит из 3 компонентов (рис. 5):

1. Оборот, вообще не  показываемый в официальной отчетности, так называемый «черный нал» (YN), — наличный оборот, постоянно находящийся в тени, минуя расчетные счета.

2. «Серый» оборот (Y L-N) — безналичный оборот, хотя и проходящий по расчетным счетам, но по фиктивным контрактам, за определенный процент (1,5-7% с общей суммы) «обналичивается» и превращается в YN.

3. Легальный оборот (YL) — который можно также назвать «налоговой базой», то есть это та часть оборота, с которой малый бизнес платит налоги государству.

Все три компонента находятся  в постоянном взаимодействии, средства из одной части этого финансового  потока «перетекают» в другой и наоборот. Теневой наличный оборот состоит, таким  образом, из YN и YL-N.


 

 

 

 



 


 

Рис.5. Компоненты фактического оборота в секторе малого предпринимательства

Он расходуется на следующие статьи: взятки, включая  «откаты» заказчикам (В); отчисления «крышам» (KPN); процент за «обналичивание» средств (ОБ%); наличные расчеты с контрагентами за товары и услуги (следствие того, что все занижают налоговую базу и работают по вышеприведенной модели) (MN); неформальная оплата основных фондов, включая оплату помещений (ОФN); возврат партнерского займа (KN); зарплата сотрудникам «в конверте» (WN); наличные накопления (неучтенный доход) учредителей (РN). Легальная часть оборота (расходная часть): налоговые отчисления (TAX); расчеты с контрагентами (МL); официальная оплата труда (WL); возврат легального кредита и процентов по нему (KL); оплата основных фондов, включая помещения (ОФL).

«Теневая» и «серая»  части оборота, таким образом:

YN + YL-N = В + КР + ОБ% + МN + ОФN + КN +WN + PN             (1)

Легальная часть оборота:

YL = TAX + МL + WL + KL + ОФL+PL                                                 (2)

Общий фактический оборот, являющийся суммой легального, «теневого» и «серого»:

Y = YL +YN + YL-N = В + КР + ОБ% + (МN + МL) + (ОФN + ОФL)+ (КN + KL) +(WN + WL)+ TAX+ (PN + PL)                                                               (3)

Общая доля теневого оборота, по грубым подсчетам по состоянию на 1 января 2009 года составляет от 31 % до 42% фактического оборота. Объем произведенной продукции в рублях – это фактически выручка предприятия. Соответственно, на момент 2008 года реальная сумма составляет: 62144,5 млн. руб. x 1,42 = 88245,2 млн. руб., а с учетом среднего показателя совокупного дохода на одно предприятие (3,2 млн. руб.), вычисляем, что фактическое (реальное) число МП на 2008 год составляет 27577 единиц. То есть рост численности предприятий только за счет вывода их из тени и официальной регистрации, в среднем, составит 8185 единиц.

В последнее время  специалисты ставят вопрос о возможности  предприятия самостоятельно наращивать производственный потенциал без  вмешательства государства. Но, с другой стороны, на деятельность предприятия большое влияние оказывает нестабильная социально-экономическая обстановка, то есть во многом их положение определяется политикой государства по стимулированию развития бизнеса. Из чего мы делаем вывод, что развитие, в том числе увеличение численности деятельности малых предприятий определяется существованием двух резервов роста: самостоятельное развитие и развитие с учетом государственного стимулирования и контроля.

Стимулирование развития малого бизнеса общественного питания «на перспективу»

Для этого считаем  необходимым:

1. Ограничить полномочия  контрольных органов по вмешательству  в текущую хозяйственную деятельность  малых предприятий;

2. Упростить процедуры  создания и ликвидации бизнеса;

3. Облегчить прохождение сертификации и стандартизации;

4. Облегчить доступ к производственным помещениям и гарантировать права арендаторов;

5. Развивать инфраструктуру финансирования и кредитования малого предпринимательства. Резервы, заложенные в малом предпринимательстве общественного питания, используются не в полной мере. Требует более широкого распространения такая перспективная форма долгосрочной аренды оборудования, транспортных средств и других видов имущества для малых предприятий, как лизинг. В недостаточной степени применяется метод контрактного сотрудничества малых предприятий с фирмами, предоставляющими им право ведения бизнеса с использованием своей марки (франчайзинг);

6. Оптимизировать налогообложение бизнеса (существующие ограничения по ЕНВД в частности площадей и др.).

Оптимизация налогообложения  фирм так же осуществляется через  рост источников финансирования бизнеса  за счет использования привлеченного капитала. Соответственно показатели будут практически совпадать с предыдущим расчетом.

Требуют изучения и оценки эффективности индивидуальные и  семейные формы малого бизнеса и  перспективы их развития.

 

3.2. Предложения  по совершенствованию действий муниципальных органов власти в рамках управления малым бизнесом сферы общественного питания

Анализ действий муниципальных  властей в рамках управления малым  бизнесом показал, что требуется принятие целого ряда мер, направленных как на снятие административных барьеров, так и на общую поддержку предпринимателей.

Такие меры должны носить системный характер и предполагать следующее:

- совершенствование законодательства;

- упрощение ряда процедур;

- ослабление требований  к предпринимателям;

- развитие саморегулирования малого бизнеса;

- решение ряда вопросов  организационного характера.

Совершенствование законодательства

В первую очередь необходимо решить проблему нормативно-правового  характера. Совершенствование актов  местного самоуправления также должно носить комплексный характер, т.е. предусматривать анализ действующих норм на предмет их соответствия вышестоящим нормам и сложившейся экономической ситуации, включать и улучшение уже принятых норм, и устранение пробелов.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в общественном питании на примере муниципального образования