Развитие малого бизнеса в общественном питании на примере муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание

В современной России тема малого предпринимательства приобретает все большее значение. В сфере экономики малые предприятия функционируют наряду с «крупными» и «средними». Обладая скромными размерами, за счет большого их числа, малые предприятия (МП) в экономически развитых странах выступают важными субъектами экономики. Так МП Европы предоставляют до 70% рабочих мест, а доля их участия в ВВП оценивается в 30-50% [1, С.5].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1. Малый бизнес: сущность, критерии отнесения предприятий к малым в РФ ………………………………………………………………...
1.2. Развитие малого бизнеса: показатели, федеральные и региональные программы поддержки и развития ……………………….
1.3. Управление малым бизнесом на региональном уровне: проблемы и перспективы ……………………………………………………………...
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА
2.1. Мониторинг деятельности малых предприятий муниципального образования в сфере общественного питания …………………………...
2.2. Организационно-экономические мероприятия, обеспечивающие развитие малого бизнеса Автозаводского района Нижнего Новгорода..
2.3. Особенности управления малым бизнесом в муниципальном образовании на примере Автозаводского района, основные проблемы .
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОНА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
3.1. Предложения по формированию благоприятных условий развития малого предпринимательства в сфере общественного питания в рамках задач, стоящих перед муниципальным образованием …………
3.2. Предложения по совершенствованию действий муниципальных органов власти в рамках управления малым бизнесом сферы общественного питания ………………………………..………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..…..
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по теме Развитие малого бизнеса в общественном п.doc

— 1.67 Мб (Скачать документ)

7. Экономический потенциал и его использование: величина ВВП, произведенного в регионе на душу населения; объем и динамика промышленного и сельскохозяйственного производства в сопоставимых ценах; доля ВВП, произведенного в регионе в ВВП РФ; доля экспорта региона в экспорте РФ; обеспеченность региона собственными ресурсами; производственная специализация региона и текущее финансово-экономическое состояние предприятий, ее определяющих; состояние градообразующих предприятий.

8. Институционально-финансовая среда: уровень и динамика задолженности по зарплате; доля убыточных предприятий; состояние банковской инфраструктуры (количество зарегистрированных банков, в т.ч. работающих с МБ), количество филиалов, созданных банками из других регионов; наличие страховых, лизинговых компаний, обществ взаимного кредитования; наличие международных кредитных линий; объем инвестиции; структура инвестиций; характеристика осуществляемых целевых программ и инвестиционных проектов; объем и качественная характеристика работ, проводимых МБ по госзаказам (федеральным и региональным).

9. Экономическая политика региональных органов власти,

10. Социально-политическая обстановка: социальный состав населения; уровень и характер безработицы; интенсивность забастовочного движения; итоги последних президентских, парламентских и местных выборов в регионе (соотношение голосов, полученных сторонниками правительства и оппозицией).

Анализ этих показателей позволит получить достаточно полную информацию о производственном потенциале региона, его инфраструктурной обеспеченности, оценить вклад региона в экономику  страны, получить данные о диспропорциях  в его развитии.

Действующие Программы поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне

Как показывает практика, малое предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается  в постоянном внимании и поддержке  со стороны власти и общественных организаций, деятельность которых связана с развитием малого бизнеса. Государство участвует в этом процессе, выполняя две функции:

1. Управленческую – контролирует деятельность МП, решает организационно-административные вопросы;

2. Обеспечивающую – оказывает услуги МП, какие как, денежные, информационные, обеспечивает госзаказами.

В России проблемами развития и поддержки малого предпринимательства на уровне Федерации занимаются Министерство по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства, Министерство экономического развития и торговли, Министерство труда и социального развития, Министерство финансов, Министерство о налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Государственный комитет по статистике, Федеральный фонд по поддержке малого предпринимательства, Фонд (государственный) содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере и др. Исполнителями федеральной программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства так же являются МИД России, Роспатент, МСЧ России, Росстрахнадзор России, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, ЦБ РФ, Рабочий центр экономических реформ при Правительстве РФ, Министерство культуры РФ и др.

К негосударственной инфраструктуре МП относятся Российское агентство  поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики, общероссийские объединения предпринимателей. Негосударственная инфраструктура малого предпринимательства включает так же лизинговые фирмы, технопарки, бизнес-инкубаторы, производственно-технологические центры, учебные центры, страховые компании, кредитные и другие организации, оказывающие различные формы поддержки субъектам МП. К наиболее известным организациям на сегодня можно отнести Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Морозовский проект, ассоциацию «Технопарк».

Как видно из вышесказанного –  основная функция государства на современном этапе – управление. Следовательно, дальнейшее развитие поддержки будет ориентированно на обеспечивающую функцию. В настоящий момент негосударственные институты как раз отвечают именно за обеспечивающую функцию.

Региональные целевые  программы

В тесной взаимосвязи  с государством работают местные (региональные) органы власти. Региональная программы поддержки малого бизнеса по закону разрабатываются, исходя из общих целей и основных принципов государственной поддержки МП. В региональном контексте взаимодействие Системы поддержки предпринимательства (СПП) в рамках региона и их взаимосвязь представлена в Приложении 2.

В целях развития малого предпринимательства  в регионах формируются программы  поддержки малого бизнеса. Но, реализуемые сегодня программы социально-экономического развития регионов, часто не соответствуют ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации на 2000 годы, прогноза и концепции социально-экономического развития РФ на 2000 годы» №115-ФЗ от 20 июля 1995 года, Указ Президента РФ от 3 июня 1996 года № 803 «Об основных направлениях региональной политики в РФ» и другие, имеют ряд недоработок, не включают экономических расчетов предложений.

 

 

1.3. Управление  малым бизнесом на региональном  уровне: проблемы и перспективы

Анализ статистического материала свидетельствует о низком уровне развития малого бизнеса на региональном уровне. Это объясняется многими факторами социально-экономического развития отдельных территорий и страны в целом. Однако, главной проблемой, препятствующей развитию малого бизнеса, является отсутствие эффективного управления на всех уровнях, что связано, прежде всего, с низким обеспечением координации экономических и социальных интересов. Практически не действуют организационные формы выявления интересов населения и работников предприятий малого бизнеса. Тем самым сдерживается формирование потребительского рынка, которое невозможно без всестороннего изучения таких факторов, как спрос населения на определенные виды услуг, товарное предложение, оценка влияния условий на объем производства различного вида услуг и т.п. Эти и другие проблемы, стоящие перед местными, муниципальными и региональными органами власти, предопределяют необходимость совершенствования системы управления развитием малого бизнеса.

Все процедуры управления можно подвергнуть классификации.

Классификация процедур по уровню управления (регулирования)

По уровню регулирования  административные процедуры можно  разделить на процедуры, регулируемые на федеральном уровне, процедуры, регулируемые на региональном уровне, и процедуры, регулируемые на муниципальном уровне.

К процедурам, регулируемым на федеральном уровне, необходимо отнести следующие: государственная регистрация юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица; ликвидация юридических лиц, снятие с учета в налоговом органе, органах статистики, пенсионном фонде и т.п. Прекращение деятельности в качестве предпринимателя без образования юридического лица; лицензирование отдельных видов деятельности; сертификация продукции; предоставление субъектами малого предпринимательства налоговой отчетности.

К процедурам, регулируемым на региональном уровне, относятся: продажа земельных участков в собственность, предоставление земельных участков в аренду на торгах; предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

К процедурам, регулируемым на муниципальном уровне, необходимо отнести следующие: продажа (приватизация) объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности (в том числе производственных, торговых, офисных помещений и т.п.); предоставление объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности (в том числе производственных, торговых, офисных помещений и т.п.), в аренду; выбор земельного участка для строительства; перевод помещений и зданий в разряд жилых или нежилых; выдача разрешения на право открытия торговой точки, точки общественного питания; согласование ассортиментного перечня реализуемой продукции; регистрация трудовых договоров между ПБОЮЛ и его наемными работниками. Отдельные полномочия органов местного самоуправления определяются рядом нормативных правовых актов (Приложение 1).

 

Классификация процедур по характеру функций, осуществляемых государственными и муниципальными органами

По характеру функций, осуществляемых государственными и муниципальными органами, административные процедуры можно разделить на контрольно-надзорные и разрешительные.

В зависимости от органа, реализующего процедуру, и законодательства, регулирующего порядок ее осуществления, контрольно-надзорные процедуры могут быть как федерального, так регионального и муниципального уровня и заключаются в осуществлении государственными органами контроля и надзора за деятельностью предпринимателей, за соблюдением ими законодательства Российской Федерации и установленных нормативов и правил. Наиболее распространенные контрольно-надзорные процедуры регулируются преимущественно федеральным законодательством (проверка органами ГПС, Роспотребнадзора, ветеринарной службы, экологическим надзором и др.), но есть и смешанные (контроль за использованием земель и т.п.).

Разрешительные процедуры  могут регулироваться на федеральном  уровне, уровне субъекта Российской Федерации, уровне муниципального образования или на нескольких уровнях одновременно. Разрешительные процедуры заключаются в выдаче органами власти (другими органами) разного рода разрешений, согласований (например, выдача разрешения на право открытия торговой точки, точки общественного питания).

В последнее время  специалисты ставят вопрос о возможности предприятия самостоятельно наращивать производственный потенциал без вмешательства государства. Но, с другой стороны, на деятельность предприятия большое влияние оказывает нестабильная социально-экономическая обстановка, то есть во многом их положение определяется политикой государства по стимулированию развития бизнеса. Из чего мы делаем вывод, что управление деятельностью малых предприятий определяется существованием двух резервов роста: самостоятельное развитие и развитие с учетом государственного управления и контроля.

 

2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

 

2.1. Мониторинг  деятельности малых предприятий  муниципального образования в  сфере общественного питания

Современное определение комплекса услуг предприятий питания

В соответствии с ГОСТ Р 50647-94 [3] общественное питание – это совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан – предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции; предприятие общественного питания – это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления. Понятие «малое предприятие общественного питания (МПОП)» определяется как социально-ориентированная категория в единой классификационной системе предпринимательской деятельности сферы общественного питания, характеризующаяся высоким значением уровня социальной направленности бизнеса.

Существующий стандарт (ГОСТ Р 50764-95) устанавливает классификацию  предприятий общественного питания, общие требования к предприятиям питания различных типов и  классов. Стандарт предусматривает  следующие типы предприятий общественного  питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная. Тип предприятия общественного питания определяется характерными особенностями обслуживания, ассортиментом реализуемой кулинарной продукции и номенклатурой предоставляемых потребителям услуг. При определении типа предприятия учитывают следующие факторы: ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления; техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение и т. д.); методы обслуживания; квалификацию персонала; качество обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику и т. д.); номенклатуру предоставляемых потребителям услуг.

Класс предприятия общественного  питания определяется совокупностью отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующих качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания. Потребителям в предприятиях общественного питания различных типов и классов, в том числе и частных предпринимателей, предоставляются следующие услуги:

- питание;

- изготовление кулинарной продукции  и кондитерских изделий;

- организация потребления и  обслуживания;

- реализация кулинарной продукции;

- организация досуга;

- информационно-консультативные;

- прочие.

Услуги питания подразделяются на услуги питания: ресторана; бара; кафе; столовой; закусочной.

Ресторан: изготовление, реализация и организация потребления широкого ассортимента блюд и изделий сложного изготовления всех основных групп из различных продуктов и винно-водочных изделий. Услуги оказываются квалифицированным производственным и обслуживающим персоналом в условиях повышенного уровня комфорта и материально-технического оснащения в сочетании с организацией досуга.

Бар: изготовление и реализация широкого ассортимента смешанных, крепких алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, закусок, десертов, мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров; создание условий для их потребления у барной стойки или в зале.

Кафе: изготовление и реализация разнообразного ассортимента блюд, изделий и напитков в ограниченном по сравнению с рестораном ассортименте и с учетом специализации; создание условий для их потребления.

Столовая: изготовление кулинарной продукции разнообразной По дням недели или скомплектованных рационов питания (завтраки, обеды, ужины) для различных групп обслуживаемого контингента (рабочих, школьников, туристов и др.); создание условий для реализации и организации их потребления.

Закусочная: изготовление ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления из определенного вида сырья; создание условий для ее реализации и потребления.

 

Состояние и перспективы  развития рынка услуг предприятий  общественного питания г. Нижнего Новгорода

В настоящее время  Территориальным органом Федеральной  службы государственной статистики по Нижегородской области [Сайт: http://www.nizstat.sinn.ru/news/default.aspx], в том числе с Федеральной службой государственной статистики [Сайт: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi] сфера общественного питания отдельно не выделяется, а рассматривается в купе либо с розничной торговлей либо с гостиничным бизнесом, что затрудняет проведение мониторинга современных проблем и показателей отрасли. Поэтому анализ состояния отрасли относительный.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в общественном питании на примере муниципального образования