Развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем: любая наука базируется на использовании историче¬ского опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать про¬тиворечий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого по¬зволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по след

Содержание

Введение ……………………………………………………….... ...................5
1. Эволюционные этапы развития управленческой мысли …... ..................8
1.1 Исторические предпосылки возникновения менеджмента ....................11
1.2 Сущность, виды и системы управления……………………....................16
1.3 Современный взгляд на управления в организации…………………….26
2. Возникновение, формирование и содержание различных
школ менеджмента ........................................................................................ 37
2.1 Школа научного управления ………………………… ………………... 37
2.2 Классическая (административная) школа в управлении …… ……........39
2.3 Школа психологии и человеческих отношений ………………………...40
2.4 Школа науки управления (количественная школа) ……………………..41
3. Оценка современных подходов к управлению…………………………..45
3.1 Специфика японского менеджмента ……………………………………..45
3.2 Особенности управления анализа в Америки …………………………...46
3.3 Развитие российской управленческой мысли …………………………...48
Заключение…………………………………………………………………….54
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 67.05 Кб (Скачать документ)

                                     СОДЕРЖАНИЕ 

 Введение ……………………………………………………….... ...................5

1. Эволюционные этапы  развития управленческой мысли   …... ..................8

1.1 Исторические предпосылки  возникновения менеджмента ....................11

1.2 Сущность, виды  и системы управления……………………....................16

1.3 Современный взгляд  на управления в организации…………………….26

2. Возникновение,  формирование и содержание различных 

    школ менеджмента  ........................................................................................ 37

2.1 Школа научного  управления ………………………… ………………...  37 

2.2 Классическая (административная) школа в управлении …… ……........39     

2.3 Школа психологии  и человеческих отношений ………………………...40       

2.4 Школа науки  управления (количественная школа)  ……………………..41  

3. Оценка современных   подходов  к управлению…………………………..45

3.1 Специфика японского  менеджмента ……………………………………..45

3.2 Особенности управления  анализа в Америки …………………………...46

3.3 Развитие российской  управленческой мысли …………………………...48

 Заключение…………………………………………………………………….54

Список использованной литературы……………………………....................56

 

 

 

 

 

 

 

  
 

ВВЕДЕНИЕ 

            Актуальность выбранной мной  темы состоит в следующем: любая  наука базируется на использовании  историче¬ского опыта. Изучение  уроков истории позволяет избежать  про¬тиворечий и ошибок, встречающихся  на ранних этапах развития  науки.

            Наука управления в этом отношении  мало отличается от других  наук. Как и любая наука, она  интересуется прошлым, настоящим  и будущим. Анализ прошлого  по¬зволяет лучше понять настоящее,  чтобы спрогнозировать будущее  развитие. Знание истории прошлого  необходимо по следующим основным  причинам:

- всегда интересно и нужно;

- позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;

- дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизиро¬вать их;

- позволяет извлечь соответствующие уроки из про¬шлого с тем, чтобы не повторять ошибок в буду¬щем.

      Знание  и осмысление прошлого способствует  лучше¬му пониманию современного  состояния науки, а также появлению  и формированию новых идей. Развитие  нау¬ки управления свидетельствует,  что нежизненные кон-цепции гибли,  а оставались только самые  ценные, про¬веренные практикой  и временем.

       Как показывает предшествующий  опыт развития многих стран  мира, обращение к истории часто  происхо¬дило в критические, судьбоносные  периоды жизни об¬щества, в  периоды поиска путей выхода  из сложившейся кризисной ситуации. Так было, например, в период ре¬формирования  системы управления в СССР  в 60-е гг., когда взоры многих  отечественных ученых устремились  в прошлое, осмысление которого  должно было помочь в поиске  путей выхода из создавшегося  положения. 

           Аналогичный всплеск интереса  к прошлому, связанный с реформированием  системы управления в СССР  в 1979 г., произошел в СССР в  80-е гг., когда также поя¬вился  целый рад работ по изучению  эволюции зарубеж¬ного опыта  управления. Перестройка системы  управле¬ния, начатая в нашей  стране М.С. Горбачевым, также  сопровождалась возрастанием интереса  к изучению раз¬вития управленческой  мысли.

          Создание принципиально новой  системы управления в России  адекватной рыночным отношениям, является неотъемлемой составляющей  построения нового общества.

     Управление  в условиях рынка получило  название менеджмента.  Отличительные  особенности менеджмента заключаются  в том, что он ориентирует  фирмы на удов¬летворение потребностей  рынка, на постоянное повы¬шение  эффективности производства (получение  опти¬мальных результатов с наименьшими  затратами), на сво¬боду в принятии  решений, на разработку стратегических  целей и программ и их постоянную  корректировку в за¬висимости  от состояния рынка.

        Менеджмент – это умение добиваться  поставленных целей, используя  труд, интеллект, мотивы поведения  других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической  и политической силы великих  наций. От них зависят правительства,  многие из них имеют транснациональный  характер, простирая свои произ¬водственные,  распределительные, сервисные, информационные  сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям  государственных деятелей, могут  опре¬делять судьбы миллионов  людей, государств и целых регионов.

       Однако роль менеджеров не  ограничивается их присутствием  лишь в огромных многоуровневых  и разветвленных корпоративных  структурах управления или же  в государственном аппарате. В  зрелой рыночной экономике не  менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это  наибольшая приближен¬ность к  повседневным нуждам потребителей  и в то же время полигон  технического про¬гресса в сфере  нововведений. Для большинства населения  это еще и работа. В нашей  стране большинство мелких предприятий  в производстве и сфере обслуживания  приватизированы и, наряду с  вновь созданными, относятся к  малому бизнесу. Умело управлять  ими - значит выжить, устоять, вырасти.  Как это сделать - тоже вопрос  эффективного менеджмента.    

        Термин «менеджмент» применим  к любым типам организаций,  но, если речь идет о государственных  органах любого уровня, то более  правильно использовать термин  – «государственное управление»,  а для обозначения обезличенной  системы управления употребляется  термин «администрирование».

           Цель курсовой работы.

Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно  определить целевую ориентацию работы. Цель курсовой работы рассмотреть и  проанализировать этапы истории  развития теории и практики менеджмента.

В соответствии с  данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:

1.Выявить основные  стадии развития науки управления  и проследить попытки

классификации подходов и школ менеджмента.

2.Рассмотреть возникновение,  формирование и содержание различных  школ

управления.

3.Изучить разнообразие  моделей менеджмента.

4.Определить этапы  эволюции менеджмента в России. 
 
 
 

1.ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ЭТАПЫ  РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

           Ни одна организация, ни одно  пред¬приятие не может добиться  успеха без управления. Однако  управление как вид деятельности  и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в  настоящее время, появилось не  сразу.

Как только доисторические люди стали жить органи¬зованными группами, у них появилась необходимость  управления

           На первом этапе, когда группы  людей были невелики, управление  во всех сферах осуществлялось  одним челове¬ком — вождем  этой группы. В дальнейшем, по  мере раз¬растания групп и  усложнения, выполняемых ими функ¬ций, появилась необходимость разделения  труда и дифференциации функций.  Но на это потребовались века.

        Египетские пирамиды, построенные  в 3000—2000 гг. до н. э., являются  ярким свидетельством не только  куль¬туры древних египтян, но  и их управленческого искусст¬ва. Строительство огромных пирамид  требовало, прежде всего, четкого  планирования.

     Древние  греки уделяли особое внимание  вопросам организации и управления  производственными процес¬сами,  заботились о четкой специализации  рабочих. 

           У Сократа дается понимание  управления как особой сферы  человеческой деятельности. Он говорил  о том, что главным в управлении  является поставить нужного челове¬ка  на нужное место и добиться  выполнения поставленных перед  ним задач.

           Линейная структура управления  государством получила выражение  в системе управления Римской  империей. Ее основной проблемой  был сбор налогов со всех  ее частей, значительно удаленных  друг от друга. Прямое правление  из Рима осуществить было крайне  трудно. Изменение структуры управления  позволило укрепить могущество  Римской империи.

            В практике управления существуют  примеры органи¬заций, возникших  в глубокой древности и успешно  функционирующих и в настоящее  время благодаря соз¬данию рациональной  структуры управления. К их числу  относится римская католическая  церковь, имеющая наи¬более простую  структуру управления: папа, кардинал, ар¬хиепископ, епископ и приходской  священник. 

           К сожалению, эволюция управленческой  мысли в России этого периода  изучена недостаточно. Переворот  в производственных отношениях  связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в.

            С промышленной революцией связано  выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего.  На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен  для рабочих. На этом этапе  развития управления только наметилась  тенденция перехода от принципа  надзора за работниками к принципу  организации труда на научных  основах.

          Промышленная революция дала  толчок развитию тео¬ретических  исследований и практики управления. Большой вклад в формирование  науки управления внесли анг¬лийские  политэкономы Уильям Петти, Адам  Смит  и Давид Рикардо. Нельзя  не отметить огромного вклада  английского социалиста-утописта  Роберта Оуэна  в раз¬витие  управленческой мысли и практики  управления. Ранее других он заметил  и оценил роль человеческого  фактора на производстве, к необходимости  учета кото¬рого другие исследователи  пришли только через 100 лет.  На формирование теории управления  в социалисти¬ческом обществе  большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс выво¬дит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоя¬тельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предла¬гался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом.   Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.     

            В этот же период времени  Ф. Энгельс указал на то, что  следует различать управление  вещами и управление людьми. От  этого тезиса в дальнейшем  будут отталки¬ваться многие  ученые в своих исследованиях.  Однако до эпохи империализма  функция управления осуществлялась  самим капиталистом и небольшой  группой приближенных к нему  лиц. Роль спе-циально подготовленных  управляющих особенно усиливается  в эпоху развития монополистического  капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляю¬щие  развивали систему знаний о  том, как лучше исполь¬зовать  ресурсы.

            Таким образом, предпосылками  и источниками формиро¬вания  менеджмента как управления особого  рода являются:

- индустриальный способ организации производства;

- развитие рыночных отношений, основными элемен¬тами которых являются спрос, предложение и цена.

          Для систематизации этапов развития  науки управления первоначально  использовался  исторический  подход  с  применением  хронологического  принципа.     Американские  ученые Г. Кунц и С. 0'Доннел  разработа¬ли более подробную  классификацию подходов. Однако  эта работа не дала желае¬мых  результатов

             На протяжении всей истории  развития менеджмента ученые  и исследователи управленческих  проблем предпринима¬ли попытки  разработать универсальную классификацию  школ менеджмента. Предложенные  ими классификации носят, в  известной мере, условный характер. Это объяс¬няется тем, что практически  невозможно отразить все оттенки  различных взглядов и позиций,  трудно найти один универсальный  принцип, который следует положить  в основу классификации. 

1.1 Исторические предпосылки возникновения менеджмента 

           Управление появилось вместе  с людьми, с образованием человеческого 

общества. Так, археологические  раскопки подтверждают существование  человеческих организаций в древности: доисторические люди часто жили организованными  группами.

           Управление выделилось и обособилось  в самостоятельный вид деятельности  в процессе разделения и кооперации  труда, что обусловило необходимость  организации, координации и согласования деятельности людей в общественном производстве. Там, где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой из них должен был брать на себя.  При этом один становился руководителем, т.е. управляющим, а другой – его подчиненным, т.е. управляемым.

Информация о работе Развития менеджмента