Развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем: любая наука базируется на использовании историче¬ского опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать про¬тиворечий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого по¬зволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по след

Содержание

Введение ……………………………………………………….... ...................5
1. Эволюционные этапы развития управленческой мысли …... ..................8
1.1 Исторические предпосылки возникновения менеджмента ....................11
1.2 Сущность, виды и системы управления……………………....................16
1.3 Современный взгляд на управления в организации…………………….26
2. Возникновение, формирование и содержание различных
школ менеджмента ........................................................................................ 37
2.1 Школа научного управления ………………………… ………………... 37
2.2 Классическая (административная) школа в управлении …… ……........39
2.3 Школа психологии и человеческих отношений ………………………...40
2.4 Школа науки управления (количественная школа) ……………………..41
3. Оценка современных подходов к управлению…………………………..45
3.1 Специфика японского менеджмента ……………………………………..45
3.2 Особенности управления анализа в Америки …………………………...46
3.3 Развитие российской управленческой мысли …………………………...48
Заключение…………………………………………………………………….54
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 67.05 Кб (Скачать документ)

           Данная подсистема может быть  разделена на две части: первая  – ориентирует систему управления  на постоянное совершенствование  и развитие, вторая – обеспечивает  ее развитие.

           В нашем представлении система  управления (менеджмента) современной   предпринимательской организации  должна включать пять подсистем:

- обеспечивающую;

- целевую;

- производственную;

- развития;

- сбытовую (рыночную).

           В представлении профессора Р.А.  Фатхутдинова система менеджмента  организации включает четыре  подсистемы: целевую, обеспечивающую, функциональную и управляющую.

           При этом компонентами целевой  подсистемы системы менеджмента  организации является: повышение  качества выпускаемых товаров  и услуг, ресурсосбережение, расширение  рынка сбыта товара, организационно-техническое  развитие производства, социальное  развитие коллектива и охрана  окружающей среды.

           Обеспечивающая подсистема системы  менеджмента организации включает: методическое обеспечение, ресурсное  обеспечение, информационное обеспечение  и правовое обеспечение.

            Функциональная подсистема включает  следующие компоненты: маркетинг,  планирование, организацию процессов,  учет и контроль, мотивацию и  регулирование.

           Управляющая подсистема системы  менеджмента организации включает: управление персоналом, социологию  и психологию менеджмента, разработку  и реализацию управленческих  решений, анализ в принятии, прогнозирование  в принятии решений.  

1.3  Современный взгляд на управления в организации 

          Методы управления – это способы  воздействия управляющей подсистемы  – субъекта управления – на  управляемую подсистему – объект  управления (работник, коллектив, организационно-экономический  объект управления) для достижения  поставленных целей. Различают  методы управления и методы  процесса управления. Методы управления  характеризуют законченный процесс  воздействия на объект управления; методами процесса управления  выполняются лишь отдельные работы. Различают также методы прямого  и косвенного воздействия, формальные  и неформальные. При использовании  методов прямого воздействия  предполагается получить непосредственный  результат   воздействия; методами  косвенного воздействия создаются   условия для достижения высоких  результатов. Соотношение методов  формального и неформального  воздействия отражает характерные  черты стиля управления.

            В системе методов управления  выделяется общие методы. К ним  традиционно относятся экономические,  административные (иногда их называют  организационными) и социально-психологические  методы.

           Экономические методы управления  представляют собой совокупность  способ воздействия на экономические  интересы объекта управления, основанных  на сознательном использовании  требований экономических законов.  Эти методы можно подразделить  на две группы:

- методы, используемые федеральными, региональными и муниципальными органами;

- методы, используемые предприятиями (организациями).

      К  первой группе относятся налоговые  системы и кредитно-финансовые

механизмы страны и  региона, т.е. экономические факторы  внешней среды предприятия.

           Вторую группу составляют:

- система материального поощрения работников;

- система ответственности за качество и эффективность работы;

- экономические нормативы функционирования организации (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и т.д.), которые разрабатываются на основе маркетинговых исследований, анализа основных показателей качества продукции, уровня  производства и включается в бизнес-план;

- коммерческий расчет.

            Важнейшим экономическим методом  управления является стимулирование  персонала, направленное на повышение  качества и эффективности работы  каждого и осуществляемое путем  использования инструментов мотивации  и оптимизации ради гармонизации  отношений личности и общества. К современным формам экономического  стимулирования относятся:

- формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда;

- бонусы в виде дополнительных вознаграждений, премий, надбавок к основной заработной плате;

- участие работника в распределении прибыли организации;

- предоставлению работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставления ему льгот в оплате транспортных услуг, аренды жилья и детских учреждений, в обучении, повышении квалификации, организации лечения и отдыха работника и членов его семьи, предоставлению работнику льгот при приобретении продукции, выпускаемой организацией;

- предоставление работнику льготных кредитов;

- льготное страхование жизни работника и др.

           Наряду с перечисленными формами  стимулирования возможного применение  системы штрафов и порицаний,  снижения или полного снятия  льгот.

            Важным экономическим методом  управления в масштабах предприятия,  позволяющим достичь прибыльности  бизнеса, является коммерческий  расчет. Этот метод ведения хозяйства  (в нашей стране его называют  хозяйственным расчетом) предусматривает  сопоставление в денежной форме производственных затрат и полученных результатов хозяйственной деятельности и обеспечение прибыльности деятельности.  В рамках коммерческого расчета используются такие экономические рычаги и инструменты, как политика в области ценообразования издержек производства и обращения, финансирования и кредитования, а также прибыли, фондоотдачи, рентабельности, заработной платы. Причем использование этих рычагов должно быть комплексным, т. е охватывать все рычаги без исключения, и системным – охватывать весь объект управления по всей его иерархии.

            Существуют различные способы  и формы использования таких  экономических рычагов и инструментов. Так, политика ценообразования  ориентирована на приспособлении  структуры и уровня цен к  требованиям и условиям рынка.  В отношении издержек производства  и обращения первостепенное значение  придается снижению затрат на  каждом этапе деятельности за  счет совершенствования технологии  производства, повышения качества  продукции, улучшения материально-технического  снабжения и форм хозяйственных  связей между предприятиями, повышения  производительности труда, экономии  на затратах труда, а также  на транспортных, экспедиторских, административных  и других расходах.

             Политика в области финансирования  и кредитования предусматривает  определение источников финансирования  и распределение средств по  важнейшим отделениям и дочерним  компаниям на определенный период, перемещение средств между отдельными  подразделениями с целью получения  устойчивой прибыли в масштабе  всей фирмы, обеспечение лучших  условий получения займов и  кредитования.  

              Важнейшими достоинствами этих  методов являются их гибкость  и воздействие на людей через  их непосредственные интересы, также                                                                                                                                                                          стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал  работников на основе удовлетворения  материальных потребностей.

Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального  интереса, что снижает мотивацию.

            Административные методы управления  включают:

- систему законодательных актов страны и региона;

- систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов организации;

- систему оперативного управления (систему власти).

            В систему законодательных актов  страны и определенного региона  входят законы, указы, постановления,  стандарты, положения, методика  и другие документы, утвержденные  федеральными и региональными  органами для обязательного применения  на соответствующей территории. При определении их состава,  структуры и содержания должны  учитываться научные, теоретические  и практические аспекты управления.

            Система нормативных и методических  документов предприятия включает  стандарты, методики, положения,  инструкции и подобные документы  долговременного использования,  а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством  предприятия. Эти документы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем менеджмента конкретной организации.

            Большое значение имеет и система  оперативного управления. Существует  четыре способа реализации своей  власти руководителем, которые  находятся в диапазоне от прямого  использования до практически  полного отказа от власти. Речь  идет о распоряжениях, популяризации,  участии в управлении и передаче  полномочий и ответственности.

            Административные методы ориентированы  на такие мотивы поведения,  как осознанная необходимость  дисциплины труда, чувство долга,  стремление человека трудиться  в определенной организации и  т.п. Эти методы отличает прямой  характер воздействия: любой регламентирующий  и административный акт подлежит  обязательному исполнению.

           Для административных методов  характерно их соответствие правовым  нормам, действующим на определенном  уровне управления, а также актам  и распоряжениям вышестоящих  органов управления.

Основные достоинства  метода:

1) обеспечивается  единство воли руководства в  достижении цели;

2) не требует крупных  материальных затрат;

3) в малых организациях  оперативно достигаются цели, и  обеспечивается быстрая реакция  на изменение внешней среды.

Недостатки метода следующие:

1) подавляется инициатива, творческая работа;

2) отсутствуют действенные  стимулы труда и могут возникать  антистимулы;

3) в крупных организациях (менеджеры не заинтересованы  в повышении компетентности, поэтому  она в дефиците).

          Социально-психологические методы  управления направлены на управление  социально-психологическими процессами  в коллективе для достижения  поставленной цели при условии  сохранения здоровья работников  и хорошего морально-психологического  климата в коллективе, соблюдения  законодательства и требований  нормативных актов.

           Объектами управления социально-психологическими  процессами являются:

- личностные характеристики работников, а также их психические и психофизиологические особенности;

- способы организации труда и рабочих мест;

- система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;

- информационное обеспечение и его использование;

- система стимулирования работников;

- морально-психологический климат в коллективе;

- социально-бытовые условия работников.

           Управление социально-психологическими  процессами включает:

-    разработку  норм и нормативов социально-психологических  процессов;

- анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов социально-психологических процессов;

- разработку мероприятий по нормализации и оздоровлению протекания социально-психологических процессов;

- организацию и контроль за выполнением разработанных мероприятий;

- регулирование социально-психологических процессов.

Достоинства метода:

1) включаются механизмы  трудовой мотивации, не связанные  с удовлетворением материальных  потребностей;

2) практически не  требуются материальные затраты.

Недостатки:

1) не используются  стимулы, опирающиеся на материальные  потребности людей;

Информация о работе Развития менеджмента