Развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем: любая наука базируется на использовании историче¬ского опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать про¬тиворечий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого по¬зволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по след

Содержание

Введение ……………………………………………………….... ...................5
1. Эволюционные этапы развития управленческой мысли …... ..................8
1.1 Исторические предпосылки возникновения менеджмента ....................11
1.2 Сущность, виды и системы управления……………………....................16
1.3 Современный взгляд на управления в организации…………………….26
2. Возникновение, формирование и содержание различных
школ менеджмента ........................................................................................ 37
2.1 Школа научного управления ………………………… ………………... 37
2.2 Классическая (административная) школа в управлении …… ……........39
2.3 Школа психологии и человеческих отношений ………………………...40
2.4 Школа науки управления (количественная школа) ……………………..41
3. Оценка современных подходов к управлению…………………………..45
3.1 Специфика японского менеджмента ……………………………………..45
3.2 Особенности управления анализа в Америки …………………………...46
3.3 Развитие российской управленческой мысли …………………………...48
Заключение…………………………………………………………………….54
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 67.05 Кб (Скачать документ)

           Обосновывая необходимость осуществления  управленческой деятельности, выделения  «особой» функции общественного  производства – управления, К.Маркс  указывал, что «…. Всякий непосредственно  общественный или совместный  труд, осуществляемый в сравнительно  крупном масштабе, нуждается в  большей или меньшей степени  в управлении, которое устанавливает  согласованность между индивидуальными  работами и выполняет общие  функции, возникающие из движения  всего производственного организма  в отличие от движения его  самостоятельных органов. Отдельный  скрипач сам управляет собой,  оркестр нуждается в дирижере….»/4/.

         Вероятно, впервые проблему управления  взялись решать древние египтяне. Около 6 тысяч лет назад они  признали необходимость целенаправленной  организации деятельности людей,  ее планирования и контроль  результатов, а также поставили  вопрос о децентрализации управления.

           Примерно в то же время, в  1792-1950гг. до н.э., в соседнем Вавилоне  царь Хаммурапи провел ряд  хозяйственных и административных  реформ. Установил единую систему  правил, норм и наказаний, известную  как Законы Хаммурапи. В Законах  (кодексе) Хаммурапи впервые на  государственном уровне констатировалось  наличие частной собственности.  Он применил для нужд управления  и контроля письменные документы  на глиняных табличках и свидетельские  показания. Признал недопустимым  перекладывание должностными лицами  ответственности на своих подчиненных,  законодательно установил уровень  зарплаты.

           Определенный вклад в теорию  управления был внесен в эпоху  античности, за 400 лет до н.э. Сократ  сформулировал принцип универсальности  управления. Его современник, персидский  царь Кир, выдвинул идею о  необходимости специальных исследований  причин, побуждающих людей к действию, т.е. мотивации. Он рассматривал  также проблему обработки управленческой  информации и составления планов. Чуть позже в Греции занимались  изучением метода выполнения  трудовых операций и обеспечения  их ритмичности. Платон сформулировал  принцип специализации.

           В 325 году до н.э. Александр  Македонский создал впервые штаб  как центр управления  боевыми  действиями.

          В древности организации имели  определенную структуру, в которой  выделялись уровни управления. Существовали  и крупные политические организации,  руководителями которых являлись  короли и генералы. Были также  и управляющие, хранители житниц, погонщики, надсмотрщики работ,  губернаторы территорий и казначеи, которые помогали обеспечивать  деятельность этих организаций.

          Шли годы, управление многими  организациями становились более  четким и сложным, а сами  организации – сильными и устойчивыми.  Примером может служить Римская  империя, которая просуществовала  сотни лет. Римские легионеры,  отличавшиеся четкой структурой  управления, состоящей из генералов  и офицеров, подразделением армии  на дивизии, шли победным маршем  через плохо организованные европейские  страны, государства Среднего Востока.  Завоеванные территории отдавались  под управление губернаторов, подчинявшихся  Риму, строились дороги, чтобы установить  связь с Римом.

           В эпоху рабовладения также  имели место элементы управления, однако преобладали методы прямого  принуждения и страха наказания  в качестве главных средств  побуждения к труду.

           В дальнейшем, с развитием общественного  производства, такой труд обнаружил  органически присущую ему неэффективность.  Его заменила система наемного  труда зарождающейся буржуазной  эпохи. Она основывалась на  использовании принципиально иного,  опосредованного механизма принуждения,  применявшего материальные стимулы  и экономические рычаги в управлении  трудом. Возникший свыше 250 лет  назад в ряде стран Западной  Европы торговый капитализм имел  совсем иную основу – денежный  капитал. Вместо прямых и грубых  форм принуждения к труду при  капитализме формировался и повсеместно  использовался рыночный механизм, действовавший на базе обмена  меновыми стоимостями и предполагавший  формально личную независимость  и равенство обменивающихся сторон.

           Главным, по сути революционным,  преобразованием этого периода  в области менеджмента, лежащим  в основе его возникновения,  было отделение капитала-собственности  от капитала-функции, менеджмента  от собственности, зарождение  профессионального менеджмента.

          Хотя управленческая практика  развивается с древних времен, до ХХ в., вероятно, никто не  задумывался над тем, как управлять  системно. Людей в основном интересовало, как заработать больше денег,  завоевать политическую власть, но не то, как управлять организациями.

          В начале ХIХ в. английский  исследователь Р. Оуэн много  времени посвятил проблемам достижения  целей организации с помощью  других людей. Он предоставлял  рабочим приличное жилье, улучшал  условия их работы, разрабатывал  системы оценки результатов их  труда и путем дополнительных  выплат стимулировал хорошую  работу. Эти реформы явились уникальным  прорывом в суть человеческого  восприятия действительности и  роли руководителя. Но несмотря  на это, бизнесмены того времени  видели мало здравого смысла  в реформах Р. Оуэна, ни один  из них не последовал его  примеру, так как у них отсутствовал  интерес к управлению

          Понимание того, что организацией  можно управлять систематизировано,  чтобы более эффективно достигать  ее целей, возникло не в один  момент. Эта концепция развивалась  в течение длительного периода,  начиная с середины ХIХв. до 20-х  годов ХХ века. В связи с  этим считается, что менеджмент  выделился в самостоятельную  область человеческих знаний, науку  лишь на рубеже ХIХ – ХХ  веков.

           Следует заменить, что американец  Джозеф Вартон в 1881 году предложил  читать студентам, будущим инженерам,  «научный курс управления», впервые  разработав курс менеджмента  для преподавания в колледже. Вслед за ним в 1886 году Генри  Р. Таун заявил о необходимости  разработки научных основ менеджмента  как профессиональной деятельности

           Тем не менее, моментом оформления  менеджмента как науки принято  считать начало ХХ века. Когда  Фредерик Тейлор в США, Анри  Файоль во Франции и Вальтер  Ратенау в Германии опубликовали  свои первые работы по научной  организации труда. Так, американский  инженер Ф. Тейлор в 1911 году  опубликовал свою книгу «Принципы  научного менеджмента». Книга вызвала  всеобщий интерес, и в ней  управление впервые признано  наукой и самостоятельной областью  исследования. Это были первые  работы, в которых сделана попытка  научного обобщения накопленного  опыта и формирования основ  научного управления. Они явились  ответом на потребности промышленного  развития, которое все больше  приобретало такие специфические  черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Организации-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

            Основной силой, которая первоначально  подстегнула интерес к управлению, явилась промышленная революция  в Англии. Однако идея о том,  что управление может внести  существенный вклад в развитие  и успех организации, впервые  зародилась в Америке, которая  стала родиной современного управления. В начале ХХ в., в период бурного  развития, Соединенные Штаты были  практически единственной страной,  где человек, преодолев трудности,  связанные с его происхождением, национальностью, мог проявить  инициативу и личную компетентность. Миллионы европейцев иммигрировали  в Америку, создав тем самым  огромный рынок рабочей силы. Соединенные Штаты почти с  самого своего возникновения  серьезно поддерживали идею образования  для всех желающих, что способствовало  ростру числа людей, интеллектуально  способных выполнять различные  роли в бизнесе, в управлении. Трансконтинентальные железн6одорожные  линии превратили Америку в  самый крупный единый рынок  в мире. В то время практически  не существовало государственного  регулирования в бизнесе, поэтому  предприниматели, которые добивались  успеха, становились монополистами.  В результате создавались крупные  отрасли и предприятия, для  управления которыми требовались  формализованные способы.

           Таким образом, появление менеджмента  связано со следующими основными  условиями:

- органическим строением капитала, развитием машинного производства, возрастанием требований к управлению, неспособностью собственника и предпринимателя справиться со всеми возрастающими трудностями управления;

- возникновением большого количества субъектов рыночной экономики, возрастанием объема и усилением рыночных связей;

- развитием конкуренции и неустойчивостью рыночной экономики, которые обуславливают необходимость профессионального подхода к управлению;

- появлением крупных корпораций, приводящим к увеличению объема и сложности управленческих работ, которые могут быть выполнены только специальным аппаратом работников. Именно в корпорации менеджмент окончательно отделяется от самоуправления собственника-предпринимателя;

- рассредоточением собственности между акционерами, в результате чего появились новые функции управления акционерным капиталом, распределения пребыли между акционерами и другими;

- попытками предпринимателей воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции;

- желанием группы любознательных людей создать самые эффективные способы выполнения работы. 

1.2 Сущность, виды и системы управления. 

         В общем виде управление представляет  собой определенный тип взаимодействия  двух объектов, один из которых  при этом находится в позиции  субъекта управления, а другой  – в позиции объекта управления. Для этого взаимодействия характерно  то, что:

2. субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (команды управления), которые содержат информацию о том, как должен функционировать объект управления;

3. объект управления получает данные импульсы и действует в соответствии с ними и с учетом сложившейся ситуации (рисунок 1.2.1). 
 

   прямое воздействие                                                          обратная связь

   
 
 

 Рисунок 1.2.1 Управляющая  и управляемая подсистемы  системы  управления 

          Например, мастер организует работу  участка. При этом он является  менеджером низшего уровня, или  субъектом управления, а рабочие  – объектами управления. Коммерческий  директор организации организует  работу коммерческих подразделений  организации. При этом он менеджер, или субъект управления, а указанные  подразделения – объекты управления.

            Субъект управления – это звено  или часть системы управления, являющиеся источником воздействия  на объект управления. Управления  может осуществляться единолично  менеджером, коллегиально группой  руководителей или коллективно  собранием акционеров. В зависимости  то этого и субъект управления  будет различным. В первом случае  в качестве субъекта выступает  менеджер, индивидуум, в остальных  – группа лиц, подразделение,  орган управления.

            В качестве объекта управления  выступают работник, группа лиц,  трудовой коллектив. Объектами  управления могут быть также:  ресурсы, процессы, результаты, все  виды человеческой деятельности.

           Организации в процессе своей  деятельности используют материальные, трудовые, финансовые, информационные,  технологические  и другие  ресурсы. Соответственно в качестве  объектов управления – ресурсов  могут выступать:

4. товарные запасы;

5. финансовые ресурсы;

6. информационный массив;

7. персонал организации.

           В любой организации протекают  множество процессов, начиная  с процесса управления и до  производственного процесса. Важнейшими  частями производственного процесса  является снабжение, производство  и сбыт продукции. В соответствии  с этим в качестве объектов  управления – процессов могут  выступать:

8. производственный процесс;

9. торгово-технологический процесс;

10. маркетинговая деятельность предприятия;

11. материально-техническое снабжение предприятия и т.д.

            К результатам (выходам системы)  относят: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации  продукции, затраты, качество  продукции и т.д. Соответственно  в качестве объектов управления  – результатов могут служить:

12. качество производимых товаров или оказываемых услуг;

-    результаты  управленческой или производственной  деятельности;

13. производительность труда;

14. производственные или управленческие затраты и т.д.

            Небезынтересно привести также  другие определения управления. Так, видный исследователь П.  Друкер (США) считает, что управление  – это «особый вид деятельности, превращающий неорганизованную  толпу в эффективную целенаправленную  и производительную группу» /11/. Американский ученный К. Киллен  определил управление как «  выполнение работы чужими руками».  Ф. Тейлор считал, что управление  – это «искусство знать точно,  что предстоит сделать и как  сделать это самым лучшим и  дешевым способом».

Информация о работе Развития менеджмента