Развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем: любая наука базируется на использовании историче¬ского опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать про¬тиворечий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого по¬зволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по след

Содержание

Введение ……………………………………………………….... ...................5
1. Эволюционные этапы развития управленческой мысли …... ..................8
1.1 Исторические предпосылки возникновения менеджмента ....................11
1.2 Сущность, виды и системы управления……………………....................16
1.3 Современный взгляд на управления в организации…………………….26
2. Возникновение, формирование и содержание различных
школ менеджмента ........................................................................................ 37
2.1 Школа научного управления ………………………… ………………... 37
2.2 Классическая (административная) школа в управлении …… ……........39
2.3 Школа психологии и человеческих отношений ………………………...40
2.4 Школа науки управления (количественная школа) ……………………..41
3. Оценка современных подходов к управлению…………………………..45
3.1 Специфика японского менеджмента ……………………………………..45
3.2 Особенности управления анализа в Америки …………………………...46
3.3 Развитие российской управленческой мысли …………………………...48
Заключение…………………………………………………………………….54
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 67.05 Кб (Скачать документ)

           Следует заметить, что отечественные  авторы управление нередко определяют  как воздействие субъекта на  объект, т.е. его сводят в значительной  мере к деятельности субъекта  управления. При этом управление  рассматривается как одностороннее  действие, направленное на объект, что приводит к неверным выводам  о сущности управления. В результате  подмены диалектической взаимосвязи,  единства субъекта и объекта  их субординационным расположением  за пределами рассмотрения остается, в частности, движущее начало  управления – противоречие между  субъектом и объектом. Поэтому  как бы полно ни учитывались  возможность и готовность объекта  управления выполнять управленческие  команды, если они рассматриваются  только как основа для поиска  наиболее эффективных управленческих  воздействий, оценка возможностей  управления будет не адекватной  фактическим возможностям осуществления  управления.             Следовательно, нельзя рассматривать  управление исключительно с позиций  субъекта управления.

            Кроме того, следует заметить, что  в настоящее время господствует  подход к управлению, согласно  которому результат управляющего  воздействия прямо пропорционален  приложенным усилиям. Однако это  имеет место только в случае, когда управляемая система находится  в равновесном состоянии с  окружающей средой и внутренними  процессами.

           Если система находится в сильно  неравновесном состоянии, она  начинает подчиняться законам  нелинейного характера (отклик  системы непропорционален силе  воздействия на нее).

          В то же время взаимодействия  субъекта с объектом управления  необходимо, чтобы между ними  существовали отношения, которые  имеют комплексный характер. При  этом на определенных уровнях  управления доминируют те или  иные виды отношений. Наиболее  распространены отношения управления, основанные на экономических  отношениях. Для управления наиболее  принципиальных являются два  типа отношений: отношения, возникающие  при разделении и кооперации  труда, а процессе совместной  деятельности ассоциированных собственников,  и отношения найма (возмездные  отношения), возникающие между собственниками  и пользователями средств производства.

           Управление является реальным, если  имеются, с одной стороны, потребность  и возможность субъекта управления  управлять, а с другой –  потребность и возможность объекта  управления выполнять управленческие  команды.

           Управленческая деятельность субъекта  приобретает определенную направленность  в зависимости от того, какие  цели он при этом преследует. Если цели управления совпадают  с целями, преследуемыми субъектом  в процессе управленческой деятельности, он ориентирован на эффективное  управление.

           Возможность субъекта управления  осуществлять управление обусловлена,  во-первых, организационно-техническими  аспектами (наличием у работников  необходимых каналов связи и  передачи информации, требуемой  техники управления и т.п.), во-вторых, наличием у субъекта управления  рычагов воздействия на объект  управления, с помощью которых  можно побуждать его выполнять  команды, т.е. возможностью и  готовностью объекта управления  выполнять управленческие команды.

           Так, если объект управления  не является собственником средств  производства, то его готовность  выполнять управленческие команды  зависит от того, насколько его  потребность будут удовлетворены  в результате этого, а его  возможность выполнять команды  связана с его производственными  возможностями. В этом случае  для того, чтобы разрешить противоречие  между субъектом и объектом  управления, необходимо разработать  механизм стимулирования. Если же  объект управления является собственником,  то возможность управлять им  задается механизмом сочетания  интересов объекта управления  одновременно как собственника  и как исполнителя, при котором  интересы собственника доминируют.

            Необходимо заметить, что существует  значительное количество видов  управления. Видовое разнообразие  управления можно характеризовать  набором бифуркационных признаков,  иногда обозначаемых  словами-антонимами. В таблице 1.2.2 приведены главным  образом противостоящие по противоположным  качествам дихотомические виды  управления.

         Разнообразие видов управления  этим не исчерпывается. Так,  вне поля зрения остались многочисленные  разновидности управления, связанные  с его 

функциональной специализацией, такие, как управление персоналом, сбытом, запасами, транспортом, трудом, издержками, качеством, инвестициями, финансами  и т. Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, являющаяся органичной частью организации, которую  называют системой управления.                                                        

Таблица 1.2.2 - Видовая  классификация управления.

Признак классификации Виды управления

1 2

Источник управленческого  воздействия Централизованное, децентрализованное

Адаптивность (приспособляемость) Адаптивное, консервативное

Временной фактор Стратегическое, тактическое

Расположение субъекта управления по отношении к объекту Внешнее, внутреннее

Подготовленность  управленческого персонала Любительское, профессиональное

Способ выработки  управленческого решения Коллегиальное, единоначальное

Стиль управления Автократическое, демократическое, волюнтаристское, партисипативное

Продолжение таблицы 1.2.2 - Видовая классификация управления.

1 2

Тип управленческой взаимосвязей Субординационное, координационное

отношение к субъекту управления или восприятие воздействия Принудительное, доверительное

Качество управления Дилетантское, качественное

Системность управления Несистемное, системное

Используемые в  управлении знания Научное (теоретическое), эмпирическое (практическое)

Уровень управления Государственное, региональное, муниципальное и т.д.

Направленность управления Горизонтальное, вертикальное

Эффективность управления Эффективное, неэффективное

Жесткость (мягкость) управления Жесткое, мягкое

Автоматизация управления Автоматизированное, неавтоматизированное

Формализация управления Формализованное, неформализованное

Персонификация управления Персонифицированное, неперсонифицированное

Компетентность управления Компетентное, некомпетентное

Управленческие воздействия Непосредственное, опосредованное

           Следует вспомнить, что система  – это совокупность элементов,  находящихся в отношениях и  связях друг с другом, которая  образует определенную целостность,  единство. Основные системные принципы:

15. целостности свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов;

16. структурности;

17. взаимозависимости структуры и среды;

18. иерархичности;

19. множественности описания каждой системы.

       Возвращаясь к системе управления, следует заменить, что такая система

обладает соответствующей  структурой, т.е. имеет определенную совокупность составляющих ее элементов, специфических взаимосвязей и взаимодействий, благодаря которым осуществляется процесс управления, возникают новые  целостные свойства, называемые эмерджентными.

           Система управления современной  организацией (предприятием) должна  отвечать следующим основным  требованиям:

20. обладать высокой гибкостью;

21. быть адекватной сложной технологии производства, требующей соответствующих форм контроля, организации и разделения труда;

22. оперативно реагировать на изменения факторов внешней и внутренней среды предприятия, конъюнктуры рынка;

23. учитывать конкуренцию на соответствующем рынке товаров (услуг);

24. учитывать требования к качеству обслуживания потребителей и выполнения договоров;

25. обеспечивать высокую эффективность управления предприятием;

26. способствовать развитию организации;

27. обеспечивать внедрение достижений науки и передовой практики;

28. обладать способностью саморегулирования, чтобы любые отклонения от нормы (по стоимости, качеству, срокам и др.) быстро фиксировать (в идеале - автоматически) и сразу же вырабатывались и предпринимались контрмеры, возвращающие систему управления в прежнее нормальное состояние.

            Непременным элементом любой  системы управления является  связь. Связь можно определить  как важный для целей управления, взаимодействия канал обмена  между субъектами веществом, энергией, информацией. Единичным актом  связи выступает воздействие.

             Связи могут быть прямыми, обратными,  вертикальными, горизонтальными  и т.д.

           Прямая связь – это воздействие  субъекта управления на объект  в виде управленческих команд, решений, рекомендаций и т.д.

             Обратная связь – это информация, исходящая от объекта управления  к субъекту управления. Существование  обратной связи означает, что  результат функционирования объекта  управления определенным образом  влияет на поступающие, на него  воздействия. Как правило, обратная  связь выступает важным регулятором  в системе управления.

           Приведенные прямые и обратные  связи относят к вертикальным. Кроме них существуют также  горизонтальные связи, позволяющие  реализовать неформальные отношения,  способствующие передаче знаний  и навыков, обеспечивающие координацию  действий субъектов одного уровня  по достижению системой управления  поставленных перед ней целей.

           Систему управления можно представить  в общем, элементарном виде, состоящем  из двух подсистем: управляющей  (субъекта управления) и управляемой  (объекта управления), а также  прямых и обратных связей между  ними.

           Существуют разные представления  о системе менеджмента современной  организации. Так О.С. Виханский  и А.И. Наумов выделяют в  системе управления три подсистемы. Первой подсистемой является  то, что ранее было принято  рассматривать как систему управления. Это совокупность управленческих  органов, подразделений и исполнителей, выполняющих поставленные перед  ними задачи, а так же совокупность  методов, с помощью которых  осуществляется управление. Данную  подсистему можно определить  как единство организации, технологии  и методов управления. Она называется  структурно – функциональной  и выступает как бы в роли  «остова» системы управления.

          Вторая подсистема – информационно-поведенческая.  Ее основными блоками является:

- управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;

- интересы и поведенческие нормы участников процесса управления;

- информация и коммуникации в системе управления.

            Совокупность данных блоков в  основном охватывает всю рассматриваемую  подсистему, хотя у отдельных  систем управления могут быть  и дополнительные блоки, например  блоки национальных интересов,  национальных управленческих стереотипов  и т.д.. В настоящее время в  связи с объективно происходящим  процессом ускоренного и расширенного  распространения информации резко  возрастает роль данной подсистемы.

           Третьей подсистемой является  подсистема саморазвития системы  управления. Ее появление обусловлено  возникновением в системе управления  таких качеств, как стремление  к самосовершенствованию, поиск  и разработка прогрессивных идей  и внедрение их в практику. Эта подсистема не просто отражает  указанные качества, но и способствует  их воспроизводству, распространению  и практическому воплощению. 

Информация о работе Развития менеджмента