Развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем: любая наука базируется на использовании историче¬ского опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать про¬тиворечий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого по¬зволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по след

Содержание

Введение ……………………………………………………….... ...................5
1. Эволюционные этапы развития управленческой мысли …... ..................8
1.1 Исторические предпосылки возникновения менеджмента ....................11
1.2 Сущность, виды и системы управления……………………....................16
1.3 Современный взгляд на управления в организации…………………….26
2. Возникновение, формирование и содержание различных
школ менеджмента ........................................................................................ 37
2.1 Школа научного управления ………………………… ………………... 37
2.2 Классическая (административная) школа в управлении …… ……........39
2.3 Школа психологии и человеческих отношений ………………………...40
2.4 Школа науки управления (количественная школа) ……………………..41
3. Оценка современных подходов к управлению…………………………..45
3.1 Специфика японского менеджмента ……………………………………..45
3.2 Особенности управления анализа в Америки …………………………...46
3.3 Развитие российской управленческой мысли …………………………...48
Заключение…………………………………………………………………….54
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 67.05 Кб (Скачать документ)

- четкое функциональное разделение труда;    

- передача команд и распоряжений сверху вниз;

- единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»/7/);

- соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

            Все вышеуказанные принципы построения  органи¬зации справедливы и для  настоящего времени, несмотря  на то, что достижения НТП наложили  на них опреде¬ленный отпечаток.  Так, широкое использование в  прак¬тической деятельности электронно-вычислительной  тех¬ники упростило связи между  органами (звеньями) управления в  организации за счет ускорения  обработки информации.

           В целом же для классической  школы менеджмента характерно  игнорирование человека и его  потребностей. За это представители  школы подвергаются справедли¬вой  критике со стороны теоретиков  и практиков ме-неджмента. 

2.3 Школа психологии  и человеческих отношений 

           Одним из недостатков школы  научного управления и классической  школы было то, что они до  конца не осоз¬навали роли  и значения человеческого фактора,  который, в конечном счете,  является основным элементом  эффек¬тивности организации. Поэтому  школу психологии и че-ловеческих  отношений, которая устранила  недостатки классической школы,  часто называют неоклассической  школой.

       Первая попытка применить психологический  анализ к практическим задачам  производства была предпринята   профессором Гарвардского университета  США  Г. Мюнстербергом. 

           В 20—30-е годы нашего сто¬летия  зародилась школа человеческих  отношений, в центре внимания  которой находится человек. Возникновение  док¬трины «человеческих отношений»  обычно связывают с именами  американский ученых Э. Мэйо  и Ф.Ротлисбергера, которые известны  своими исследованиями в облас¬ти  социологии производственных отношений.                                       Одним из главных отличий школы  психологии и че¬ловеческих отношений  является внесение в нее бихевио¬ризма,  т. е. теории человеческого  поведения.

          Одним из основателей школы  психологии и челове¬ческих отношений  является профессор Школы бизнеса  Гарвардского университета Элтон  Мэйо.

Представители школы  «человеческих отношений» ре¬комендовали уделять серьезное внимание изменению  неформальной структуры при перестройке  формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лиде¬ром, завоевав «привязанности людей». Это — не простая задача, а  «социальное искусство».

           К недостаткам школы психологии  и человеческих от¬ношений можно  отнести игнорирование вопросов  са¬моуправления и самоорганизации  рабочих в производстве, учеными  был явно завышен уровень воздействия  на рабочих с помощью социально-психологических  методов.

          Однако, несмотря на критику, которой  подвергалась школа психологии  и человеческих отношений, основные  ее положения нашли впоследствии  отражение в новых, более сложных  и современных концепциях менеджмента.

          Большое место в исследованиях  ученых, примыкаю¬щих к школе  психологии и человеческих отношений,  за¬нимают проблемы мотивации  людей в организации. К числу  исследователей, уделивших этим  проблемам зна¬чительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф.  Герцбергера, Д. Макклеланда, К.  Альдерфера.

          Наиболее последовательно концепция  мотивации развита видным представителем  школы психологии и че¬ловеческих  отношений, профессором школы  менедж¬мента Мичиганского университета  Дугласом Макгрегором. Макгрегор  внес значительный вклад в  развитие со¬держания теории  человеческих ресурсов, сосредоточив  свое внимание на вопросах  лидерства, стиля руково¬дства, поведения  людей в организациях. 

2.4   Школа науки  управления (количественная школа)

                                                                                                                         Становление школы науки управления  связано с раз¬витием математики, статистики, инженерных наук и  других, смежных с ними областей  знаний. Наиболее извест¬ными представителями  этой школы являются Р. Акофф,  Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер,  Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн,  Н. Джорджеску-Реган.

        Школа науки управления сформировалась  в начале 50-х гг. и успешно функционирует  и в настоящее время. В школе  науки управления различают два  главных направления:          

1. Рассмотрение производства  как «социальной сис¬темы» с  использованием системного, процессного  и ситуационного подходов.

2. Исследование проблем  управления на основе сис¬темного  анализа и использования кибернетиче¬ского  подхода, включая применение математиче-ских  методов и ЭВМ.

        Системный подход предполагает, что каждый из эле¬ментов, составляющих  систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определен¬ные цели.

          Процессный подход основывается  на положении о том, что все  функции управления зависят друг  от друга.

          Ситуационный подход непосредственно  связан с сис¬темным и процессным  подходами и расширяет их при¬менение  на практике. Сущность его заключается  в опре¬делении понятия ситуации, под которой подразумевается  конкретный набор обстоятельств,  переменных, оказы-вающих влияние  на организацию в определенное  время. 

          Заслуга школы науки управления  заключается в том, что она  сумела определить основные внутренние  и внешние переменные (факторы), влияющие  на организацию. 

           Второе направление школы науки  управления связано с развитием  точных наук и, прежде всего,  математики. В современных условиях  многие ученые называют это  на¬правление новой школой.

            Начало применения математических  методов в эко¬номических исследованиях  в XIXв. связывают с именем  французского экономиста              А. Каунота (1801—1877). Возможность  использования математики для  реше-ния экономических проблем  вызвала большой интерес в  России. Ряд крупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович, внесли большой вклад  в разработку и развитие экономико-математических  методов (ЭММ). Особое место принадлежит  Д.Е.Слуцкому, известному своими  работами по теории вероятности  и математической статистике. В  1915 г. он опубликовал статью  «К теории сбалансированности  бюджета потребителя», которая оказала  большое влияние на развитие  экономико-математической теории. Через  20 лет эта ста¬тья получила  мировое признание.

         Первая в стране Лаборатория  экономико-математи¬ческих методов  была создана в 1958 г. в Академии  наук B.C. Немчиновым.

          В 1930 г. в г. Кливленде (США)  была образована ас¬социация  «Международное общество для  развития эко¬номической теории  в связи со статистикой и  математи¬кой», в которую входили  известные буржуазные эконо¬мисты  И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и  др. Ассоциация стала выпускать  журнал «Эконометрика». Образование  этой ассоциации послу¬жило отправным  моментом создания математической  школы экономистов.

         Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются  фор¬мированием нового этапа  в развитии управленческой мысли.  На основе синтеза идей, выдвинутых  в предше¬ствующие периоды, исследователи  пришли к пониманию  необходимости  комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована  идея о том, что управление  — это не только наука, но  и искусство. 

         С помощью таблицы 2.4.1 дадим  сравнительную характеристику четырех  школ менеджмента.  Рассмотрим  положительные и отрицательные  черты этих школ. 
 

Таблица 2.4.1 – Сравнительная  характеристика школ менеджмента.

Школы менеджмента Родоначальники школ Положительные черты Отрицательные черты

Школа научного управления Ф. Тейлор                    Ф. и Л. Гилберт           Г. Форд                        Г. Грант      

       - Равномерное распределение ответственности  между работниками и менеджерами     - Учет и контроль проводимых  работ                                             - Система материального стимулирования  для увеличения их производительности                                                                                                                                                                                   - Механический подход к управлению преподавание менеджмента к преподаванию промышленного инжиниринга                   - Сведение стимулирующих к удовлетворению потребностей людей

Классическая (административная) школа А. Файоль   Д. Муни               А. Слоун              Л. Урвик - Создание системы принципов управления, приводящих организацию к успеху                  - Необходимость компетентности и наличия знаний у менеджера                    - Разработка целостной системы управления организацией                    - Невнимание социальным аспектам управления                      - Невнимание человеческому фактору на предприятии

Школа психологических  и человеческих отношений А. Маслоу           Э. Мейо                Ф. Герцберг           М. Паркер  - Идея гармонии труда и капитала, достигаемая при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных лиц                            - Стремление помочь работнику в осознании собственных возможностей                              - Руководитель ориентируется на своих сотрудников       - Отсутствие строгих математических методов, конкретного расчета                             - Неприемлемость других методов в управлении кроме как применения науки о поведении

Школа науки управления (количественная школа) В. Гибсон              В. Немчиков              Л. Колпакович      П. Самуэльсон  - Использование аналитических методов и моделей в управлении вместо словесных рассуждений                                                     - Применение математических методов в управление для объективной оценки любой ситуации                                                        - Разработка «нововведенческого конвейера» - Невнимание проблеме человеческих отношений при смещении приоритетов в сторону математических методов                            - Недостаточный для применения сложных количественных методов уровень образования у многих руководителей                       

3 ОЦЕНКА СОВЕРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ 

3.1 Специфика японского  менеджмента 

          За последние два десятилетия  Япония заняла лиди¬рующее положение  на мировом рынке. На ее долю  приходится 44,5% общей стоимости акций  всех стран мира. И это притом, что население Японии составляет  всего 2% от населения земного  шара.                     

           Одной из главных причин стремительного  успеха Японии является применяемая  ею модель менеджмента, ориентированная  на человеческий фактор. При этом  японцы рассматривают не одного  человека (личность), как американцы, а группу людей. 

            Японцы выше других ставят  социальные потребности (принадлежность  к социальной группе, место работника  в группе, внимание и уважение  окружающих). Поэтому и вознаграждение  за труд (сти¬мулы) они воспринимают  через призму социальных по¬требностей.  В отличие от работников других  стран, японцы не стремятся  к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. С их  точки зрения, по¬ведение менеджера  и принятие им решений всецело  за¬висит от ситуации. Главное  в управленческом процессе —  это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру  принять правильное решение. 

           До развития в Японии капиталистического  способа производства ей было  присуще уравнительное вознагра¬ждение  за труд.  Становление машинного  производства потребовало разработки  системы мотивации труда с  учетом сложившегося стремления  работников к уравниловке и  личного вклада каждого из  них. Выход был найден в разработке  системы оплаты труда работников  по выслуге лет.   Сильнейшим  средством мотивации в Японии  являет¬ся «корпоративный дух» фирмы. В осно¬ве его лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников.

Информация о работе Развития менеджмента