Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:10, курсовая работа
Цель работы:
Обосновать способы более эффективного управления неформальными группами в процессе функционирования организации.
Задачи работы:
Сделать анализ неформальной группы. Для этого необходимо: дать общее понятие группы , рассмотреть отличия неформальных групп от формальных , а также характеристику неформальной группы , ее возникновение и роль в процессе функционирования организации;
Введение........................................................................................................................................3
Глава 1: Сущность и основные характеристики неформальных групп
Понятие и основные виды группы....................................................................................5
Характеристика групп в организации..............................................................................8
Причина возникновения неформальной группы..........................................................12
Глава 2: Управление неформальными группами
2.1 Роль неформальной группы в деятельности организации.........................................15
2.2 Механизм управления неформальными группами......................................................16
2.3 Методы управления неформальными группами..........................................................19
2.4 Применение данных методов для повышения эффективности управления неформальными группами на предприятии «Дейма».......................................................23
Заключение.................................................................................................................................28
Список использованной литературы....................................................................................30
Картина неформальной группы чрезвычайно изменчива по направленности интересов, характеру деятельности, по возрастному и социальному составу и т.д. В зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля поведения неформальные организации можно классифицировать по трем группам:
1.2 Характеристика групп в организации
Жизнь группы, ее функционирование находится под влиянием трех факторов:
Все эти факторы не только находятся во взаимодействии, взаимовлиянии, но и испытывают сильное обратное воздействие со стороны функционирования группы, так как в результате жизнедеятельности группы происходят изменения характеристик человека, изменяется построение группы и наблюдаются изменения в ее окружении.
1. К характеристикам членов группы, оказывающим влияние на ее функционирование, относятся личностные характеристики человека, а также способности, образование и жизненный опыт.
2. Структурные характеристики группы включают в себя их композицию (состав), структуру, групповые процессы, групповые ценности, систему норм, санкций.
Состав группы зависит от ее вида и может быть описан набором тех или иных характеристик, параметров. К примеру, для анализа общественного мнения социологи выделяют по социально-демографическим признакам такие группы населения: классовые, по социальному положению, по характеру труда, профессиональные, по доходам, по образованию, по типу местожительства, по типу городского населения, по району местожительства, половые, возрастные, по семейному положению и т. д.
Структура группы в зависимости от целей исследования и факторов, выделяемых в качестве существенных, может быть описана со стороны коммуникаций, реализации отношений «власть—подчинение», предпочтений, межличностных отношений, разделения труда, материальных и документальных потоков в группе в процессе совместного труда и т. п. По сути функциональная структура отражает формальную сторону группового взаимодействия, а неформальная структура, основанная на отношениях симпатии—антипатии, предпочтения—отторжения, отражает неформальную сторону.
Групповые процессы — это процессы коммуникации, интеракции (связанные с взаимоотношениями, т. е. с определением статуса, роли членов группы и их изменением), перцепции (восприятие членами группы других членов и других групп), аттракции (привлекательность, влечение), а также организационные процессы — образование группы, формирование, нарастание сплоченности, давление в группе, лидерство организация совместной деятельности, принятие решений.
Групповые нормы — это элементы групповой культуры, нормы и правила должного, с точки зрения группы, поведения для каждого статусного уровня, а зачастую и для каждого члена группы. Группа ожидает надлежащего выполнения установленных ею норм и правил поведения и при ненадлежащем поведении применяет санкции, направленные на корректировку поведения (поощрение и наказание).
Состав группы, происходящие в ней процессы и групповые нормы определяют потенциал группы. Выявление потенциала группы и степени его использования, а также определение и создание условий, в которых позитивная направленность потенциала используется эффективнее, а негативная перестает проявляться, составляет серьезную проблему для руководителя организации, лидера группы и ее членов.
По отношению к личности группа может играть как положительную, так и отрицательную роль. Если группа обеспечивает удовлетворение потребностей личности, а установленный группой статус соответствует ожиданиям личности, это можно считать положительным моментом в развитии личности (профессиональном, социальном, культурном, физическом и т. д.). Если этого не наблюдается, возможна деградация личности, искажение развития, конфликт между личностью и группой.
Типы ролей в группе. Группа устанавливает положение индивида, его статус. Статус определяет позицию члена группы по отношению к другим, а роль — перечень функций, которые заданы личности группой и которые определяются спецификой совместной групповой деятельности.
Улучшению производственных показателей команды способствуют два типа продуктивных ролей: роли, способствующие выполнению задания (ориентированные на задачу), и роли, направленные на формирование отношений (ориентированные на отношения). В небольших группах члены команды зачастую выполняют целый комплекс ролей, хотя обычно человек имеет достаточно четкую склонность к одной-двум ролям, и они у него получаются лучше всего.
Роли,
ориентированные на задачу, связаны
с выполнением задания и
Роли, ориентированные на взаимоотношения, в центре внимания держат межличностные аспекты команды. Они помогают членам команды чувствовать себя хорошо друг с другом, получать удовольствие от работы в команде и поддерживают легкость в отношениях. Эти роли приобретают особую значимость при возникновении разногласий, росте напряженности или уклонении отдельных участников команды от вклада в общий результат: поддержка, гармонизация (посредничество, медиаторство), снятие напряжения, противостояние непродуктивным и разрушительным формам поведения, побуждение-стимулирование других, развитие (помощь в обучении, росте и достижениях), нахождение консенсуса, сопереживание.
Непродуктивные роли препятствуют команде или ее членам достичь того, чего они могли бы достичь, и способны полностью подорвать мораль и единство команды, вследствие чего их принято именовать блокирующими. В числе блокирующих ролей, которые менеджер должен распознавать и уметь с ними справляться, если хочет добиться конструктивной работы группы, называют доминирование, чрезмерную склонность к анализу, пассивность, отвлечение внимания, непродуктивная критика, поспешность в принятии решений, выдача мне¬ния за факты, уклонение от темы, переход на личности, использование служебного положения, преследование своих целей, манипуляции и т. п.
В маленьких по размеру
Пространственное расположение
членов группы оказывает
К особенностям характеристики неформальных групп относятся:
Неформальные организации
Социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать влияние и направить к достижению целей формальной организации. Он также может повлиять на мнение о руководителях и справедливости их решений.
Люди используют неформальную
организацию для обсуждения
Поскольку люди реагируют не на то, что происходит объективно, а на то, что происходит по их представлению, предполагаемое изменение может показаться группе гораздо более опасным, чем оно есть на самом деле.
Сопротивление будет возникать всякий раз, когда члены группы будут усматривать в переменах угрозу дальнейшему существованию своей группы как таковой, их общему опыту, удовлетворению социальных нужд, общим интересам или положительным эмоциям.
Неформальные организации, также как и формальное организации, имеют своих лидеров. Неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам группы. По существу нет никаких серьезных различий в средствах, применяемых лидерами формальных и неформальных организаций, для оказания воздействия. Существенным отличием является то, что неформальный лидер делает опору на признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации. Несмотря на то, что неформальный лидер одновременно является одним из членов управленческого персонала формальной организации, очень часто он занимает там сравнительно невысокую ступень в организационной иерархии.
Существенные факторы, определяющие возможность стать лидером неформальной организации, включают: возраст, должностное положение, профессиональную компетентность, расположение рабочего места, свободу передвижения по рабочей зоне и отзывчивость. Точные характеристики определяются принятой в группе системой ценностей.
Неформальный лидер имеет две
первостепенные функции: помога
Причиной возникновения неформальной группы в формальной организации является неизбежная ограниченность формальной организации, которая не может охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации.
Информация о работе Роль неформальной группы в деятельности организации