Школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:40, реферат

Описание

Школы менеджмента — развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени
и дополняют друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления.

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.docx

— 1.09 Мб (Скачать документ)

Рассматривая организационную  структуру управления предприятием, также учитывают уровни взаимодействия:

  • организации с внешней средой;
  • подразделений организации;
  • организации с людьми.

Важную роль здесь играет структура  организации, посредством которой  и через которую это взаимодействие осуществляется.Структура фирмы — это состав и соотношение ее внутренних звеньев, отделов.

Структуры управления организацией

Для различных организаций характерны различные виды структур управления. Однако обычно выделяют несколько универсальных видов организационных структур управления, таких, как линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, матричная. Иногда внутри единой компании (как правило, это крупный бизнес) происходит выделение обособленных подразделений, так называемая департаментизация. Тогда создаваемая структура будет дивизиональной. При этом необходимо помнить, что выбор структуры управления зависит от стратегических планов организации.

Организационная структура регулирует:

  • разделение задач по отделениям и подразделениям;
  • их компетентность в решении определенных проблем;
  • общее взаимодействие этих элементов.

Тем самым фирма создается  как иерархическая структура.

Основные законы рациональной организации:

  • упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса;
  • приведение управленческих задач в соответствие с принципами компетентности и ответственности, согласование «поля решения» и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи);
  • обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за «процесс»);
  • короткие пути управления;
  • баланс стабильности и гибкости;
  • способность к целеориентированной самоорганизации и активности;
  • желательность стабильности циклически повторяемых действий.

Линейная структура

Рассмотрим линейную организационную  структуру. Для нее характерна вертикаль: высший руководитель — линейный руководитель (подразделения) — исполнители. Имеются  только вертикальные связи. В простых  организациях отдельные функциональные подразделления отсутствуют. Эта структура строится безе выделения функций.

Линейная структура  управления

Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей. 
Недостатки: высокие требования к квалификации руководителей и высокая загрузка руководителя. Линейная структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией.

Линейно-штабная  организационная структура

По мере роста предприятия, как правило, линейная структура преобразуется в линейно-штабную. Она аналогична предыдущей, но управление соредоточено в штабах. Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения.

Линейно-штабная  структура управления

Функциональная  организациооная структура

При дальнейшем усложнении производства возникает необходимость специализации  работников, участков, отделов цехов  и т. д., формируется функциональная структура управления. Распределение работ происходит по функциям.

При функциональной структуре  происходит деление организации  на элементы, каждый из которых имеет  определенную функцию, задачи. Она характерна для организаций с небольшой  номенклатурой, стабильностью внешних  условий. Здесь имеет место вертикаль: руководитель — функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) — исполнители. Присутствуют вертикальные и межуровневые связи. Недостаток — функции руководителя размыты.

Функциональная  структура управления

Преимущества: углубление специализации, повышение качества управленческих решений; возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью. 
Недостатки: недостаточная гибкость; плохая координация действий функциональных подразделений; низкая скорость принятия управленческих решений; отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы предприятия.

Линейно-функциональная организационная структура

При линейно-функциональной структуре управления основные связи  — линейные, дополняющие — функциональные.

Линейно-функциональная структура управления

Дивизиональная организационная структура

В крупных фирмах для устранения недостатков функциональных структур управления используется так называемая дивизиональная структура управления. Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. В свою очередь в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству, сбыту и т. д. При этом возникают предпосылки для разгрузки вышестоящих руководителей путем освобождения их от решения текущих задач. Децентрализованная система управления обеспечивает высокую эффективность в рамках отдельных подразделений. 
Недостатки: рост расходов на управленческий персонал; сложность информационных связей.

Дивизионная структура управления строится на основании выделения  подразделений, или дивизионов. Данный вид применяется в настоящее  время большинством организаций, особенно крупными корпорациями, так как нельзя втиснуть деятельность крупной компании в 3-4 основных отдела, как в функциональной структуре. Однако длинная цепь команд может привести к неуправляемости. Создается также в крупных  корпорациях.

Дивизиональная структура управленияДивизионы могут выделяться по нескольким признакам, образуя одноименные структуры, а именно:

  • продуктовая. Отделы создаются по видам продукции. Характерна полицентричность. Такие структуры созданы в «Дженерал Моторс», «Дженерал Фудс», частично в «Русском Алюминии». Полномочия по производству и сбыту данного продукта передаются одному руководителю. Недостаток — дублирование функций. Такая структура эффективна для разработки новых видов продукции. Имеются вертикальные и горизонтальные связи;
  • региональная структура. Отделы создаются по месту расположения подразделений компаний. В частности, если у фирмы есть международная деятельность. Например, Coca-Cola, Сбербанк. Эффективна для географического расширения рыночных зон;
  • организационная структура, ориентированная на потребителя. Подразделения формируются вокруг определенных групп потребителей. Например, коммерческие банки, институты (повышение квалификации, второе высшее образование). Эффективна для удовлетворения спроса.

Матричная организационная  структура

В связи с необходимостью ускорения темпов обновления продукции  возникли программно-целевые структуры  управления, получившие названия матричные. Суть матричных структур состоит  в том, что в действующих структурах создаются временные рабочие  группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений.

При матричной структуре  управления формируются проектные  группы (временные), реализующие целевые  проекты и программы. Эти группы оказываются в двойном подчинении, создаются временно. Этим достигается  гибкость в распределении кадров, эффективная реализация проектов. Недостатки — сложность структуры, возникновение  конфликтов. Примером могут служить  авиакосмическое предприятие, телекоммуникационные компании, выполняющие крупные проекты  для заказчиков.

Матричная структура  управления

Преимущества: гибкость, ускорение внедрения инноваций, персональная ответственность руководителя проекта за результаты работы. 
Недостатки: наличие двойного подчинения, конфликты из-за двойного подчинения, сложность информационных связей.

Корпоративная организация или корпорация рассматривается как особая система взаимосвязи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Корпорации как социальный тип организации представляют собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией, авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узко корпоративных интересов. Благодаря объединению ресурсов и, в первую очередь людских, корпорация как форма организации совместной деятельности людей представляет и обеспечивает возможность для самого существования и воспроизводства той или иной социальной группы. Однако объединение людей в корпорации происходит через их разделение по социальным, профессиональным, кастовым и другим критериям.

 

 

34. понятие эффективности менеджмента  в туризме

Но туризм нельзя сводить только к производству товаров (услуг), поскольку этот вид  деятельности определяется не столько  характером производимого товара (услуги), сколько особенностями и количеством  потребителей туристского продукта. Это значит, что эффект в туристской индустрии зависит от конечного  потребления любого ее продукта, что  в большей степени зависит  от типа потребителя и в меньшей  — от типа продукта.

 

Определив потребителя  туристского продукта как важнейший  элемент эффективности, имеем в  виду то, что его деньги обмениваются на туристский товар или услугу, а это ведет к «туристским  расходам». Любые расходы, в том  числе и в туризме, прямо влияют на эффективность функционирования отрасли. В связи с этим данные, относящиеся к туристским расходам, представляют собой главный компонент, положенный в основу управления туризмом. Он используется для наблюдения и  оценки воздействия туризма на национальную экономику и различные секторы  туристской индустрии.

 

Как видим, эффективность  менеджмента охватывает различные  сферы человеческой деятельности. В  буквальном смысле эффективно вести  дело означает действенно, результативно, производительно. Эффективность сродни целенаправленному воздействию, поэтому  она носит управленческий характер и отражает степень достижения поставленных целей. Это значит, что эффективность  следует понимать как соотношение  результата и целей либо результата и затрат на его получение. На такой  исходной позиции и основано понимание  эффективности управления туризмом. Речь идет об эффективной работе всех подсистем, объединенных понятием «туризм», которую в рыночной экономике  обеспечивает управляющая система. В связи с этим под эффективностью менеджмента в туризме следует  понимать такое управление, которое  обеспечит успешное функционирование и развитие каждого организационно-хозяйственного звена в этой отрасли. Эффективность  управления туризмом рассматривается  нами в двух направлениях: экономическом  и социальном.

Эффективность менеджмента - сложное и многообразное  понятие, смысл которого заключается  в том, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, должен производиться с наименьшими  издержками или с наибольшей результативностью (производительностью). Материальные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться в товары, услуги и т. д. Для этого существует организация, которая должна обеспечить это преобразование не только с выгодой для потребителя, но и для самой себя. Иными словами, затраты на преобразование должны быть меньше, чем стоимость результата. В этом и заключается сущность понятия эффекта и эффективной  деятельности. Хороший менеджер видит  организацию как систему зависящих  друг от друга элементов, результативность функционирования которых зависит  от непрерывного развития и движения этой системы.

 

Основными критериями эффективного управления является определенная множественность показателей, характеризующих  результативность работающих организационных  систем и подсистем. Конечный результат  управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой  результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование  производства, бизнеса и организации  в целом. Эффект управления складывается из трех составляющих:

 

экономический эффект - вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;

социально-экономический  эффект - имеет комплексную природу  сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может  быть переведен в обычный экономический  эффект);

социальный  эффект - вид эффекта, который принципиально  не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального  конфликта.

Общий эффект можно условно принять за сумму  трех эффектов. Условно, так как показатели эффекта измеряются по-разному, и  напрямую сложить их не представляется возможным.

 

Помимо понятия  эффекта используют понятие эффективности. Эффективность - результат, выраженный стоимостными показателями, является экономическим эффектом, характеризующимся приростом дохода, увеличением прибыли. Эффективность представляет собой соотношение эффекта или достигнутого результата и затрат на их получение.

 

Эффективность = Эффект/Затраты

 

При управлении стремятся к максимальному сокращению затрат и к максимальному повышению  всех видов эффектов. Затраты в  организации не однородны и не всегда являются в чистом виде деньгами (хотя всегда стараются перевести  их в денежную форму).

Информация о работе Школы менеджмента