Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:40, реферат
Школы менеджмента — развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени
и дополняют друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления.
Перечень основных навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей | |||
Должностные обязанности |
Основные навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей |
Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей | |
1. |
Работа с российской и иностранной клиентурой (на языке основной клиентуры) |
Владение иностранным
языком основной клиентуры |
Введение в туристскую
индустрию |
2. |
Подготовка и
организация работыэкскурсионно |
Прием заявок на проведение
экскурсии |
Экскурсионное дело
в системе туристской индустрии |
3. |
Встреча туристов |
Соблюдение протокола
и этикета |
Протокол и этикет |
4. |
Организация отъезда с места сбора группы туристов |
Культура межличностного
общения |
Теория межличностного
общения |
5. |
Работа с группой туристов |
Культура межличностного
общения |
Теория межличностного
общения |
6. |
Экскурсионное сопровождение туристов |
Выбор оптимального
месторасположения тургруппы для проведения
экскурсии |
Методика проведения
экскурсий |
7. |
Ответы на вопросы туристов |
Культура межличностного
общения |
Теория межличностного
общения |
8. |
Использование различных видов транспорта |
Инструктаж о
правилах поведения на данном виде
транспорта |
Искусство обслуживания
клиентов |
9. |
Завершение экскурсии |
Соблюдение протокола
и этикета |
Протокол и этикет |
10. |
Связь с главным офисом экскурсионного бюро |
Техника телефонных
переговоров с главным офисом,
использованиемобильного телефона |
Методы отчетности |
11. |
Проведение стандартной обзорной экскурсии |
Владение методикой
разработки программы стандартной
обзорной экскурсии |
Объекты достопримечательности
вконтексте истории, географии
и культуры |
12. |
Проведение экскурсии по музею или культурному центру |
Владение методикой
разработки программы экскурсии
по музею или культурному центру |
Экспозиция музея,
культурного центра |
13. |
Проведение экскурсии по специальной программе |
Владение методикой
разработки программы специализированной
экскурсии |
Экскурсоведение |
14. |
Обеспечение мер безопасности туристов |
Обеспечение мер
безопасности туристов |
Инструкция по технике
безопасности |
15. |
Оказание первой медицинской помощи |
Применение аптечки
первой медицинской помощи |
Инструкция по технике
безопасности |
16. |
Действия в чрезвычайных ситуациях |
Техника действий при
наступлении чрезвычайной ситуации |
Инструкция по технике
безопасности |
17. |
Работа с жалобами клиентов |
Техника приема и
анализа жалобы клиента |
Искусство обслуживания
клиентов |
21. административные методы управления
Экономические методы управления оказывают сильное, но кос
венное воздействие на систему производства и не охватывают всех
сторон деятельности управляемого объекта. Для решения многих
вопросов необходима организаторская и распорядительная деяте
льность, которая рассматривается как административные (органи
зационнораспорядительные) методы управления.
Под административными методами управления понимают сис
тему способов воздействия на управляемый объект, которые обес
печивают планомерную и слаженную деятельность управляющей и
управляемой систем. Характерной особенностью является то, что
они оказывают прямое воздействие на управляемый объект и пове
дение исполнителей в конкретной обстановке. Через них получают
свое выражение функции экономических систем и должностных
лиц всех уровней управления, которые предусмотрены правовыми
актами, положениями и инструкциями. Благодаря этим методам
отношения между
управляемой и управляющей
упорядоченный, организованный характер. Формой их выражения
являются приказы, распоряжения, директивы вышестоящего орга
на, которые носят обязательный характер для нижестоящего. Они
основаны на четком определении прав, обязанностей и ответствен
ности управляющего органа, руководителя и подчиненного, кото
рые отражены в положениях структурных подразделений, инструк
циях и функциональных обязанностях должностных лиц. Преду
сматривается также персональная ответственность должностных
лиц за выполнение указаний вышестоящего органа управления.
Организационнораспорядительные методы способствуют, с
одной стороны, оперативному воздействию на производственный
процесс, а с другой — принятию перспективных решений по совер
шенствованию системы производства и управления. Среди различ
ных классификаций этих методов наиболее приемлемой является
подразделение их на три группы: организационностабилизирую
щие, распорядительные и дисциплинарные (рис. 3.3).
Организационностабилизирующее воздействие реализуется
посредством организационного регламентирования, нормирова
ния и инструктирования.
При организационном регламентировании определяются со
став предприятия,
функции его органов и
основывается на Законе о предприятиях, т.е. носит характер право
вого регулирования всей системы управления промышленными
предприятиями. Сюда входит также ряд положений, которые опре
деляют внутренний порядок, границы деятельности каждого под
разделения и работника организации. Посредством организацион
ного регламентирования разрабатываются организационная
структура, положения о линейных, функциональных подразделе
ниях и другие положения о структурных звеньях и отдельных лицах, т.е. должностное регламентирование, которое устанавливает
штаты и разрабатывает инструкции.
Нормирование относится к менее жесткой форме организаци
онного воздействия. Посредством его устанавливаются нормати
вы, т.е. границы по верхним и нижним пределам, нормы, правила
действия и взаимодействия подразделений и служб. Это более гиб
кая форма организационного воздействия.
Нормативами охвачены все сферы деятельности предприятия,
поэтому их разрабатывается большое количество. Основные из
них: качественнотехнические, эксплуатационноремонтные, трудовые, финансовокредитные, календарнодинамические, рента
бельности, взаимоотношений с бюджетом, экономического стиму
лирования предприятия и материального поощрения, материаль
носнабженческие, организационноуправленческие и др. Все они
в управлении производством используются комплексно.
Инструктирование — наиболее мягкий способ организацион
ного воздействия, благодаря которому создаются условия для осу
ществления таких процессов, которые не зависят от индивидуаль
ных качеств людей, а вытекают из требований системы управления.
Задачами инструктирования являются знакомство с условиями
производства, обстановкой, консультации по выполнению кон
кретных видов работ, обеспечение информацией. Оно может иметь
коллективную форму или форму индивидуальных контактов и реа
лизуется посредством методических указаний, инструкций (долж
ностные, рабочие).
Процесс управления не может осуществляться и без распоряди
тельного воздействия, в результате которого перед управляющей и
управляемой системами ставятся конкретные задачи обеспечения
технического, организационного и экономического регулирования
процесса производства, предупреждаются отклонения, восстанав
ливаются ранее предусмотренные параметры.
Распорядительное
воздействие реализуется
казов, распоряжений, уставных указаний. Приказ — это письмен
ное или устное требование линейного руководителя к подчиненно
му выполнить определенную задачу. Распоряжение — это требова
ние, как правило, функционального руководителя по решению
отдельных вопросов.
Приказы и распоряжения могут быть трех видов: с обязатель
ным выполнением указаний в предписанный срок; определяющие
действие в определенной ситуации или при стечении определен
ных обстоятельств; информационные, определяющие предпочти
тельный порядок действий в различных ситуациях. Устное указа
ние как форма воздействия применяется всеми руководителями,
но чаще всего руководителями низовых звеньев.
Важное условие
эффективности
вия — тесное взаимодействие с организационным и строгий кон
троль за распорядительным воздействием. В ходе выполнения при
каза или распоряжения может возникнуть необходимость в кор
ректирующем воздействии, которое может быть произведено
только после контроля за выполнением ранее отданного
Контроль и проверка исполнения — важные составные части
любого управленческого акта. Однако опыт показывает, что чем
больше внимания уделяется регламентированию, нормированию и
инструктированию, тем меньше возникает потребности в распоря
дительном воздействии и меньше приходится решать частные во
просы. Организационнораспорядительные методы управления иг
рают большую роль в управленческой деятельности руководителей
всех уровней, поэтому овладение ими и их правильное примене
ние — важное условие эффективности управления производством
22. организационное проектирование в менеджменте
индустрии туризма
Основой для проектирования организационной структуры управ
ления и исходной базой для реализации управленческих воздейст
вий выступают рационально распределенные и взаимосвязанные
во времени и пространстве функции управления.
К элементам
организационной структуры
относят отдельных работников организации, службы, отделы и
другие звенья аппарата управления.
В любой ОСУ каждый ее элемент имеет определенное место и
соответствующие связи, посредством которых в процессе управле
ния возникает взаимодействие элементов (прямые и косвенные
связи).
Отношения между ними определяются и поддерживаются бла
годаря организационным связям четырех типов:
• горизонтальные;
• вертикальные;
• линейные;
• функциональные;
• межфункциональные.
Горизонтальные и вертикальные связи характеризуют элемен
ты структуры, а линейные, функциональные и межфункциональ
ные — связи в самой структуре.
Горизонтальные связи — связи, закрепляющие характер согла
сования элементов; как правило, одноуровневые.
Вертикальные связи — связи, закрепляющие характер подчи
нения элементов при иерархичности управления в организации;
как правило, многоуровневые (т.е. характеризуют наличие не
скольких уровней управления).
Линейные связи — связи между линейными руководителями,
характеризующие движение управленческих решений и информа
ции между ними. Возникают между подразделениями и руководи
телями разных уровней управления. Обычно данный вид связей
появляется там, где один руководитель административно подчинен
другому.
Например: генеральный директор→начальник службы/отде
ла→старший смены→работник.
Функциональные связи — связи между основными функциями
управления в организации, характеризующие движение информа
ции и управленческих решений между ними. Также данный вид
связи характеризует взаимодействие между подразделениями и ру
ководителями, связанными с ведением определенной деятельно
сти на разных уровнях управления при отсутствии между ними ад
министративного подчинения.
Например, функциональные связи разделяют по таким функ
циям, как производство, маркетинг, экономика и бухгалтерский
учет, финансы, персонал и др.: начальник производственного отде
ла — начальник отдела маркетинга — начальник планового отде
ла — главный бухгалтер — инспектор из отдела кадров.
Принципы проектирования организационных
структур управления
В менеджменте выделяют различные принципы формирования
ОСУ, из которых наиболее общие и значимые следующие:
• ОСУ должна содержать цели и задачи организации, т.е. быть
подчиненной основным стратегическим направлениям ее деятель
ности (например, производство или научные исследования и т.д.);
• должна отражать функциональное разделение труда и объем
полномочий работников управления — принцип рационального
делегирования полномочий;
• должна координировать соответствие между функциями и
полномочиями своих сотрудников, с одной стороны, квалифика
цией и уровнем культуры — с другой;
• должна быть ориентирована на возможность меняться вме
сте с изменениями, происходящими в стратегических направлени
ях деятельности организации;
• должна соответствовать социальнокультурной среде и ус
ловиям, в которых ей предстоит функционировать.
Общие подходы к формированию и проектированию ОСУ.Особен
ности той или иной организации (главным образом ее размер, цели
и назначение) в целом определяют и весь характер структуры ее
управления.
Варианты динамики ОСУ будут зависеть и от возможностей ор
ганизации (в первую очередь финансовых) сформировать то или
иное подразделение.
Менеджмент в туризме159
4.4.Проектирование организационных структурВажную роль в формировании новых подразделений играет
достигнутый методический, кадровый потенциал, который влияет
на степень
участия внешних