Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 12:40, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент"

Работа состоит из  1 файл

шпроргалки к ГОСАМ..docx

— 612.15 Кб (Скачать документ)
  • выработку новых конкурентоспособных идей, стимулирование данного процесса;
  • оперативное внедрение в практику работы фирмы наиболее плодотворных идей;
  • организацию системы мероприятий по максимально быстрому и эффективному сбыту новой продукции, развитию и применению новых технологий.

Это должно осуществляться в масштабах административного  управления всей фирмой. Кроме того, меняется роль менеджера: он не просто контролер и бессловесный исполнитель  распоряжений высшего руководства, а человек, который обязан гибко  организовать труд, чтобы это было эффективно для развития инициативы персонала и помогало людям самореализовываться. Персонал должен получать значительную самостоятельность, право на участие  в разработке производственных решений, менеджеры должны консультироваться  с работниками, создавать единую команду, где деятельность построена  на принципах партнерства и сотрудничества. 
Ситуационное управление - практика принятия управленческих решений не в установленные периоды (по плану), а по мере обнаружения потенциальных проблем сбыта, технологических проблем; кризисная ситуация заранее прогнозируется, моделируется с целью отработки возможных управленческих решений по ликвидации проблемы.

 

41. Теория мотивации построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами. Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками. Отсюда следует важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться. 
 
Мотивация представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, задает границы и формы деятельности, придает этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. 
 
Мотивация – это состояние личности, которое определяет степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации. Потребности характеризует то, что возникает и находится внутри человека, что обобщает разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека. Мотивирование – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем побуждения в нем определенных мотивов. 
 
Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей раздражения, которые вызывают действия определенных мотивов. Стимулирование представляет собой процесс использования различных стимулов для мотивирования. 
 
Основные задачи мотивации заключаются в следующем: 1) формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда; 2) обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения; 3) формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации. 
 
Мотивация – сила или процесс, которые заставляют людей вести себя именно таким образом, как они себя ведут. В определении работы мотивация может рассматриваться как фактор, определяющий, предпринимает ли работник все необходимые усилия для того, чтобы добиться поставленных рабочих целей. 
 
Мотивация персонала – побуждение к деятельности для достижения личных целей или целей фирмы. Неразрывно связана с потребностями, удовлетворение которых служит мотивом к действию. Существуют разные классификации потребностей. Общепризнанным можно считать деление потребностей на первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими; к ним относят потребность в пище, одежде, жилье и т. п. Особенность первичных потребностей заключается в том, что они имеют предел насыщения, за рамками которого их влияние на мотивацию значительно сокращается. Вторичные потребности называют духовными; они удовлетворяются не только материальными благами. Это потребности в уважении, успехе, самовыражении и т. п. Их удовлетворение во многом зависит от корпоративной культуры, принятой ценностной ориентации, от уровня управленческой культуры менеджера.

42. Компаундинг и дисконтирование

КОМПАУНДИНГ (англ. compounding) -- рост вложенной в банк суммы, достигаемый  посредством реинвестирования процентов, которые не изымаются, а добавляются  к первоначальным вложениям.

С позиций финансового  менеджмента использование сложных  процентов является более предпочтительным, так как признание возможности  собственника в любой момент инвестировать  свои средства с целью получения  дохода является краеугольным камнем всей финансовой теории. При использовании  простых процентов эта возможность  часто не учитывается, поэтому результаты вычислений получаются менее корректными. Тем не менее при краткосрочных  финансовых операциях по-прежнему широко применяются вычисления простых  процентов. Некоторые математики считают  это досадным пережитком, оставшимся с тех пор, когда у финансистов  не было под рукой калькуляторов  и они были вынуждены прибегать  к более простым, хотя и менее  точным способам расчета. Представляется возможным и несколько иное объяснение данного факта. При длительности операций менее 1 года (n < 1) начисление простых процентов обеспечивает получение результатов даже более  выгодных для кредитора, чем использование  сложных процентов. Сама по себе сложная  процентная ставка i ничем не отличается от простой и рассчитывается по такой  же формуле (1). Сложная учетная ставка определяется по формуле (2). Как и в случае простых, процентов возможно применение сложной учетной ставки для начисления процентов, (антисипативный метод):

, (11)

где 1 / (1 - d)n - множитель наращения  сложных антисипативных процентов.

Однако практическое применение такого способа наращения процентов  весьма ограничено, и он относится  скорее к разряду финансовой экзотики.

Как уже отмечалось, наиболее широко сложные проценты применяются  при анализе долгосрочных финансовых операций (n > 1). На большом промежутке времени в полной мере проявляется  эффект реинвестирования, начисления «процентов на проценты». В связи  с этим вопрос измерения длительности операции и продолжительности года в днях в случае сложных процентов  стоит менее остро. Как правило, неполное количество лет выражают дробным  числом через количество месяцев (3/12 или 7/12), не вдаваясь в более точные подсчеты дней. Поэтому в формуле  начисления сложных процентов число  лет практически всегда обозначается буквой n, а не выражением t/K, как это  принято для простых процентов.

ДИСКОНТИРОВАНИЕ - определение  стоимости на некоторый (текущий) момент времени при условии, что в  будущем она составит заданную величину.

Дисконтирование, или приведение будущей стоимости к ее современной  величине (текущему моменту) - отсюда термин дисконтированная, приведенная, или  текущая, стоимость.

Операции наращения денег  по процентной ставке более просты и понятны, так как с ними приходится сталкиваться довольно часто, беря или  давая деньги взаймы. Однако для  финансового менеджмента значительно  более важное значение имеет дисконтирование  денежных потоков, приведение их будущей  стоимости к нынешнему моменту  времени для обеспечения сопоставимости величины распределенных по времени  платежей.

В принципе, дисконтирование - это наращение «наоборот», однако для финансовых расчетов важны детали, поэтому необходимо более подробно рассмотреть как прямую, так и  обратную задачу процентных вычислений. Прежде чем рассматривать их применительно  к денежным потокам, следует усвоить  наиболее элементарные операции с единичными суммами (разовыми платежами).

Процентная ставка показывает степень интенсивности изменения  стоимости денег во времени.

Абсолютная величина этого  изменения называется процентом, измеряется в денежных единицах (например, рублях) и обозначается I. Если обозначить будущую  сумму S, а современную (или первоначальную) P, то I = S - P.

Процентная ставка i является относительной величиной, измеряется в десятичных дробях или процентах  и определяется делением процентов  на первоначальную сумму:

. (1)

Можно заметить, что формула  расчета процентной ставки идентична  расчету статистического показателя «темп прироста». Действительно, если абсолютная сумма процента (I) представляет собой прирост современной величины, то отношение этого прироста к  самой современной величине и  будет темпом прироста первоначальной суммы. Наращение первоначальной суммы  по процентной ставке называется декурсивным  методом начисления п

43. Методы управления подразделяются на следующие группы:

 

1. Организационно-правовые  методы определяют основные границы  работы: направление деятельности  фирмы, ее организационно-правовую  форму, условия функционирования,  структуру организации, а также  регламентируют права и ответственность  персонала и многое другое.

 

2. Административные  методы управления предполагают,  что вся деятельность организации  основывается на жестком подчинении  работников и на их беспрекословном  выполнении указаний, зачастую  основанном на принуждении. Данная  группа методов применяется, если  велик вес традиций, в соответствии  с которыми может быть принято  только однозначное решение, если  слишком узок выбор возможных  альтернатив или если подавляется  инициатива подчиненных.

 

 Отличительной  чертой данного метода является  поощрение исполнительности, а  не инициативности. Как следствие,  эффективность этой группы методов  значительно ограничивается, так  как не учитывает и не использует  всех возможностей организации.

 

3. Экономические  методы основаны на материальной  заинтересованности работников  и позволяют активизировать их  деятельность. Данная группа методов  в совокупности с административными  может привести к высоким результатам.  Это связано с тем, что наряду  с дисциплинированностью и ответственностью  за принимаемые решения на  предприятии стимулируется инициативность  работников, и, как следствие,  повышается эффективность организации.  В результате предприятие получает  дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии участникам работ или всем сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.

 

4. Социально-экономические  методы являются более эффективными,  чем административные и экономические,  что может быть связано с  тем, что материальное вознаграждение  удовлетворяет основные потребности  работника и у него возникают  потребности более высокого порядка  (по теории мотивации Маслоу).  Кроме того, применение данной  группы методов может не оказывать  весомого влияния на творческих  личностей, занятых интеллектуальным  трудом. Они были сформулированы  в 20-е гг. XX в.

 

5. Социально-психологические  методы подразделяются на два  вида воздействия:

 

 создание благоприятного  морально-психологического климата  в коллективе и уважительных  (доверительных) отношений между  руководителем и подчиненными; 

 предоставление  возможности развития и реализации  личных способностей работников,  что в результате приведет  к повышению удовлетворенности  и, как следствие, эффективности  работы сотрудников и предприятия  в целом. 

 

 

 Все вышеперечисленные  методы не стоит противопоставлять,  так как наибольшего результата  организация может добиться только  при их взаимодействии.

44. Законы организации должны соответствовать следующим требованиям: 
- соответствовать законам функционирования надсистемы; 
- базироваться на свойствах надсистемы; 
- формулироваться на базе достоверной информации и системных научных исследований; 
- не противоречить друг другу; 
- помогать прогнозировать развитие и решать проблемы функционирования организации; 
- допускать корректировку в процессе развития науки и изменения окружающей среды. 
 
Рыночная экономика и изменчивость окружающей среды создают большую неопределенность условий функционирования организации. Но и в этих условиях организации развиваются по объективно существующим законам, которые можно выявить и использовать в процессе деятельно¬сти. В существовании таких законов никто не сомневается, но в их толковании единого мнения еще нет. 
 
Законы организации являются отражением зависимостей, признанных большинством авторитетных ученых. Среди этих законов выделяют основные, которые некоторые ученые подразделяют на основополагающие и законы второго уровня. 
 
Большинство экономистов выделяет 8 основных законов организации: 
1) закон синергии; 
2) закон единства и противоположности организационных функций и процессов; 
3) закон пропорциональности организации, ее структур и элементов; 
4) закон композиции; 
5) закон самосохранения; 
6) закон информированности; 
7) закон разнообразия; 
8) закон развития. 
 
Закон синергии показывает, что возможности системы значительно превышают сумму возможностей составляющих ее элементов, несмотря на потерю части самостоятельности скооперированными звеньями. В экономике кооперация является синонимом синергии. Синергетический эффект достигается за счет взаимопомощи структур организации, дополнения и усиления одной структуры другой. Синергия проявляется во всех сферах жизни. Совместное действие нескольких факторов, при условии их оптимального сочетания, всегда превышает сумму действий отдельных факторов. Этот закон используется, например, в медицине для изготовления препаратов из нескольких составляющих. В итоге получается препарат синергетического действия. 
 
Закон единства и противоположности организационных функций и процессов базируется на принципах одного из основных законов философии о единстве и борьбе противоположностей. Общий потенциал организации возрастает при достижении равновесия противоположных процессов за счет использования их положительных свойств. В экономике такими противоположностями являются планирование и саморегулирование, единоначалие и демократизация управления, специализация и универсализация, кооперирование и дифференциация, занятость и безработица, инфляция и дефляция, либерализация и государственное регулирование.  
 
Закон пропорциональности организации, ее структур и элементов часто исследователи объединяют с законом композиции и называют законом композиции и пропорциональности. В нашем мире созданы условия для совместного существования всего существующего в нем. При этом слабое, не способное к эволюции, погибает, а сильное развивается и вливается во всеобщую гармонию. В экономике организация стремится создать такую композицию структур, которая в заданной пропорции создаст равновесие (гармонию). Этот закон используется во всех сферах деятельности организации. Например, при комплектации трудового ресурса как избыток, так и недостача в количественном и качественном отношении этого ресурса, создает дисгармонию. Оптимальный подбор факторов, влияющих на деятельность организации, в необходимой пропорции, обеспечивает равновесие организации. 
 
Закон самосохранения отражает стремление всего сущего к наиболее длительному существованию. В условиях рыночной экономики организация стремится не только к длительному выживанию, но и к сохранению конкурентоспособности. Этому способствуют такие факторы, как внедрение инноваций, расширение ассортимента продукции и сфер деятельности, ресурсо- и энергосбережение, инвестиции в человеческий капитал и др. Самосохранение базируется на двух противоположных началах: стабильности и развитии. Закон самосохранения математически можно выразить в следующем виде: сумма ресурсов, способствующих созидательной деятельности организации, должна превышать сумму внешних и внутренних ресурсов, разрушающих ее. 
 
Закон информированности приобретает возрастающее значение в современной экономике. Этот закон утверждает, что самосохранение организации зависит от объема и достоверности имеющейся у нее информации о внутренней и внешней среде. Следует различать объективную и субъективную информацию. Субъективная информация не всегда является достоверной, т.к. она зависит от профессионализма и других особенностей информатора. Информация используется и вносит соответствующие коррективы в процессе применения других законов организации, способствуя эффективности их применения. Одним из важных видов информации является реклама, которая информирует потребителей о свойствах продукции и услуг организации, что способствует их реализации.  
 
Закон разнообразия отражает способность организации сохранять устойчивость при непредвиденных изменениях внутренних и внешних условий деятельности, находить адекватные ответы на возникающие при этом проблемы.  
 
Закон развития (онтогенеза) формулирует стремление системы к достижению максимального результата на каждом этапе жизненного цикла (становления, развития и угасания). Развитие современной экономики носит ярко выраженный волнообразный характер, при котором чередуются периоды спада и подъема. Кризисы, происходящие при достижении низшей точки спада, больно ударяют по экономике всех стран в связи с глобализацией экономики. Поэтому закон развития помогает организации максимально сократить фазу становления, продлить фазу развития и удалить наступление фазы угасания. Задача современных экономистов – разработка эффективной методологии применения закона развития. 
 
Некоторые экономисты считают законы синергии, самосохранения и развития основополагающими, а остальные основные законы организации – законами второго уровня. Профессиональное использование основных законов организации, позволяющее построить гармоничную систему управления, является необходимым условием эффективной деятельности организации.

45. Наиболее важные показатели финансовой деятельности предприятий.

1. Прибыль (убыток) по состоянию на конец отчетного года – это финансовый результат, который выявлен на основе бухгалтерского учета всех финансовых операций предприятий и представляющий собой сумму прибыли (убытка) от продажи основных средств, продукции, работ, услуг, другого имущества предприятия и чистых доходов от внереализационных операций.

Данные по прибыли приводятся в статистике в фактических действующих  ценах, по методологии иструктуре соответствующих  лет.

2. Рентабельность характеризует эффективность деятельности предприятий. Рентабельность продукции определяется как отношение между величиной прибыли от продажи продукции и издержками на производство и реализацию продукции.

Рентабельность активов  – это отношение прибыли к  средней стоимости активов предприятия.

3. Оборотные средства предприятия – это авансированная в денежной форме стоимость, которая принимает в результате оборота средств форму фондов обращения и оборотных фондов, которые необходимы для поддержания постоянного кругооборота и возвращающиеся в исходную форму после ее завершения.

4. Оборачиваемость оборотных средств определяется как соотношение средней стоимости оборотных средств и издержек на производство реализуемой продукции, умноженное на число дней в периоде.

5. Денежные поступления предприятий включают всю сумму денежных средств, поступающих от реализации продукции, выполненных работ, оказания услуг на предприятии.

6. Кредиторская задолженность – задолженность по расчетам с поставщикам и подрядчикам за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, задолженность по выданным векселям, с дочерними предприятиями, со служащими и работающими по оплате труда, с бюджетом и внебюджетными фондами, по полученным авансам, а также суммы полученных авансов по планирующимся платежам.

7. Дебиторская задолженность – это задолженность за товары, работы и услуги по расчетам с дебиторами, по векселям, с дочерними предприятиями, с персоналом по прочим операциям, с бюджетом, с прочими дебиторами (задолженность подотчетных лиц, авансы, выданные поставщикам и подрядчикам с учетом сумм, уплаченных иными предприятиям, авансов по предстоящим расчетам).

8. Просроченная задолженность – это задолженность, не погашенная в оговоренные договором сроки.

9. Финансовые вложения – это долгосрочные и краткосрочные инвестиции предприятий в ценные бумаги (портфельное инвестирование), процентные облигации местных и государственных займов, в уставные фонды иных предприятий, образованных на территории страны, капитал за рубежом, а также предоставленные другим предприятиям займы и кредиты (ссудное инвестирование).

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"