3. Ценообразование
VII . Стратегия
рекламы и продвижения
1. Стратегия
продвижения
2. Средства
распространения рекламы
3. Прогноз
продаж
VIII . Управление
1. Организация
и основной персонал
2. Постоянное
потребление активов
3. Затраты
на подготовку производства
IX . Финансовый
анализ
1. Себестоимость
продукции
2. Анализ безубыточности
3. Количественный
анализ
4. Доходы и
убытки
5. Движение
денежных средств
6. Балансы
предприятия
7. Риски
X . Приложения.
Приведённая
выше структура плана соответствует
международным и отечественным
стандартам качества и принимается
к рассмотрению ведущими финансовыми
институтами всего мира. Надеемся,
что теперь вы представляете
какая структура и какое содержание
должно быть в Вашем бизнес-плане!
73.
Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация
на рынке, на котором действует такая фирма-монополист),
действующая в условиях отсутствия значимых
конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или
оказывающая услуги, не имеющие близких
заменителей). Первые в истории монополии
создавались сверху санкциями государства,
когда одной фирме давалось привилегированное
право торговли тем или иным товаром.
Виды
монополий
- Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
- Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа(преимущественно страны с капиталистическим строем).
- Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
- Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).
]Другие виды экономических субъектов
с привилегированным положением на рынке
- Монопсония — единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель
- Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.
- Картель — договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.
- Синдикат — сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно (например «Единая торговая компания» на рынке каустической соды).
Антимонопольная политика
Антимонопольная политика действует
на основе антимонопольного законодательства.
Антимонопольное законодательство -
это законодательство, направленное
против накопления фирмами опасной
для обществамонопольной власти.
Главным органом, осуществляющим антимонопольную
политику в России, является Министерство
по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Основными законами, регулирующими
монополии, является закон "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках" и закон " О естественных
монополиях".
Главной целью всякой антимонопольной
политики является пресечение монополистических
злоупотреблений. По отношению к
естественным монополиям эти цели достигаются
путем прямоговмешательства государства в их деятельность, путем принудительного
установления цен.
В случае искусственного монополизма
основным направлением регулирования
является противодействие формированию
таких монополий, а порой и
разрушение уже сложившихся. Для
этого государство применяет
следующие санкции:
- предупредительные меры (запрет
слияний крупных фирм);
- штрафы за ненадлежащее поведение
на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами);
- прямая демонополизация, т.е.
принудительное раздробление монополиста
на несколько независимых фирм.
77. Условия
и факторы качества управленческих решений
Факторы,
влияющие на качество управленческого
решения. Качество, управленческого
решения в значительной мере определяет
конечный результат и зависит от ряда
факторов:
- качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления (известно, что точность результатов расчета не может быть выше точности, используемой для расчета информации);
- оптимального или рационального характера принимаемого решения;
- своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения;
- соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующихся на нем методов управления;
- квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;
- готовности управляемой системы к исполнению принятых решений.
Требования,
предъявляемые к управленческим
решениям. Для того чтобы быть
эффективным, т.е. достигать некоторых
поставленных целей, решение должно удовлетворять
ряду требований:
- единство целей — непротиворечивость решения ранее поставленным целям. Для этого должна быть проведена структуризация проблемы и построение дерева целей;
- обоснованность и правомочность — аргументированность и обоснованность решения, а также соответствие прав и обязанностей органов принятия решения. Аргументы по возможности должны носить формализованный характер (содержать статистические, экономические и другие данные). Для достижения научной обоснованности и правомочности необходимо обеспечить:
— применение к
разработке решения научных подходов
менеджмента;
— изучение влияния экономических законов
на эффективность решения;
— применение методов функционально-стоимостного
анализа, прогнозирования, моделирования
и экономического обоснования для каждого
решения.
- ясность формулировок — ориентация на конкретного исполнителя;
- краткость формулировок принятого решения — выполнение этого требования повышает конкретность, действенность решений и способствует лучшему усвоению задачи исполнителем;
- гибкость — существование алгоритма достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, описания состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения;
- своевременность и оперативность принятия решений, повышающие ценность принятого решения;
- объективность — менеджеры не должны игнорировать фактические условия или фактическое положение дел при разработке вариантов решений. Для этого необходимо:
— получить качественную
информацию, характеризующую систему
разработки решения;
— обеспечить сопоставимость (сравнимость)
вариантов решений;
— обеспечить многовариантность решений;
— достичь правовой обоснованности принимаемого
решения;
- возможность верификации и контроля, отсутствие реальных мероприятий по контролю, особенно когда это известно еще на стадии разработки решений, могут делать всю остальную работу по подготовке и принятию решений бессмысленной;
- автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений — использование средств вычислительной техники, что значительно сокращает время разработки решения и повышает его обоснованность;
- ответственность и мотивация при принятии качественного и эффективного решения;
- наличие механизма реализации — содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, стимуляцию, контроль при реализации решений.
Кроме того, чтобы
быть качественным, управляющее решение
должно быть устойчивым в эффективности
к возможным ошибкам в определении
исходных данных (робастным) и гибким
— предусматривать изменение
целей и алгоритмов достижения целей.
В противном случае незначительные
по величине отклонения исходных данных,
которые могут возникнуть в любой
момент и по различным причинам,
сделают эффективное управленческое
решение неэффективным.
Цели
и критерии оценки управленческих решений. Целью называют идеальный результат
деятельности в будущем. Целью решения условимся
называть те конкретные результаты, которые
предполагается получить после реализации
этого решения в определенных условиях
и фиксированном периоде времени. При
этом цель всегда лежит вне системы. Она
отражает реакцию среды на систему. Качество
цели определяет успех или неудачу организационно-производственной
системы.
Перечислим известные
требования к цели. Цель должна быть:
- недвусмысленно сформулирована и понятна исполнителям;
- измеряема, для этого может быть использована обратная связь;
- реальна и достижима в установленные сроки;
- связана с системой вознаграждения, так как цель должна мотивировать действия исполнителя в необходимом для ее достижения направлении;
- совместима с целями отдельных групп исполнителей;
- формализуема. Формализация целей — процесс очень сложный. Формальных методов синтеза целей не существует, при этом следует помнить, что формулировка целей носит эвристический характер.
Основная цель для
коммерческих организаций — максимизация
прибыли. При этом могут формулироваться
дополнительные ограничивающие требования,
например обеспечение безопасности,
недопущение ущерба и т.п.
Различают три типа
организационных целей:
- официальные цели — определяют общее назначение организации, декларируются в уставе или положении об организации, а также заявляются публично руководителем. Они объясняют необходимость организации для общества, имеют внешнюю направленность и выполняют важную защитную функцию, создавая организации соответствующий имидж;
- оперативные цели — определяют, чем на самом деле в текущий период занимается организация, и могут не полностью совпадать на конкретный период с официальными целями. Такие цели имеют внутреннюю направленность и призваны мобилизовать ресурсы организации; формой их выражения может быть план работы;
- операционные цели — направляют деятельность конкретных работников и позволяют давать оценку их работе. Они еще более конкретны и измеряемы, чем оперативные, такие цели формулируют в виде конкретных заданий отдельным группам и исполнителям.
Возможна и другая
классификация целей:
- стратегические цели;
- цели конкретной бизнес-программы;
- перспективные цели;
- текущие цели;
- оперативные цели.
Цели становятся
инструментом управления, когда они
определены или сформулированы, известны
персоналу, приняты работниками
к исполнению.
Формализация целей
имеет место при формировании
критерия оценки эффективности системы.
Сложность систем породила различные
варианты определений критерия.Критерий определяют
как количественное отражение степени
достижения системой поставленных перед
ней целей. Однако в менеджменте удобней
рассматривать этот термин следующим
образом: критерий — правило выбора предпочтительного
варианта решения из ряда альтернативных.
В соответствии с прогнозной эффективностью
можно выделить следующие варианты решений:
- неэффективные, не позволяющие решить проблему;
- рациональные, позволяющие решить проблему;
- оптимальные варианты решения — варианты, позволяющие решить проблему наилучшим образом в определенном критерием смысле или построить наилучшую систему в определенном критерием смысле.
При сравнении вариантов
управленческих решений в отсутствие
заданного критерия для многопараметрической
системы используют другие принципы:
- принцип Парето, в соответствии с которым улучшение качества решения (операции или системы) производится до тех пор, пока улучшаются все параметры эффекта;
- принцип фон Неймана-Моргенштерна, в соответствии с которым хорошим решением считается решение, обладающее внешней и внутренней устойчивостью параметров эффективности. Внутренняя устойчивость множества параметров эффективности достигается их несравнимостью, внешняя устойчивость достигается тогда, когда варианту, не вошедшему в множество хороших решений, соответствует более предпочтительный, вошедший в состав варианта, признанного хорошим.
Можно утверждать,
что множество хороших решений
— это совокупность несравнимых
решений, улучшить каждое из которых
невозможно. Можно только по тем
или иным неформализуемым соображениям
отдать предпочтение одному из вариантов.
79. Деньги и
их функции. Основные денежные агрегаты