Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:11, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".

Работа состоит из  1 файл

стратегический.docx

— 254.93 Кб (Скачать документ)

Стратегия и бизнес-процессы.

Комплексные процессы высшего  уровня, объединяющие и координирующие все известные бизнес-процессы — стратегические процессы создания ценности[источник?]. Выделяемые стратегические процессы являются скорее набором требований и политикой фирмы, чем жёстким набором операций.

СОДЕРЖАНИЕ:

Анализ внешней среды  фирмы

Анализ её внутренней обстановки

Формирование миссии и целей фирмы

Выбор и разработка стратегии  на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ), фирмы

Анализ портфеля диверсифицированной  фирмы

Проектирование организационной  структуры

Выбор степени интеграции и систем управления

Управление комплексом «стратегия — структура — контроль»

Определение нормативов поведения  и политики фирмы в отдельных  сферах её деятельности

Обеспечение обратной связи  результатов и стратегии компании

Совершенствование стратегии, структуры, управления

 

5.

В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся  рыночных условиях, но тем не менее постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе. Отсутствие стратегического управления проявляется прежде всего в следующих двух формах.

Во-первых, организации планируют  свою деятельность исходя из того, что  окружение либо вообще не будет меняться, либо же в нем не будет происходить  качественных изменений. Попытки составить  долгосрочные планы, в которых предписывается, что и когда делать в достаточно длительной перспективе, либо же попытки  найти в исходный период решение  на многие годы вперед, желание строить "на века" или приобретать "на долгие годы" - все это признаки нестратегического управления. Видение  долгосрочной перспективы - очень важная составляющая стратегического управления. Однако это ни в коей мере не означает экстраполяции существующей практики и существующего состояния окружения  на много лет вперед.

Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что  организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей  в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться и условия жизни организации будут изменяться тоже. При стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее, определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна будет делать в будущем. В противоположность при нестратегическом управлении составляется план конкретных действий как в настоящем, так и в будущем, априори базирующийся на том, что четко известно конечное состояние и что окружение фактически не будет меняться.

Во-вторых, при нестратегическом управлении выработка программы  действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе очень часто  оказывается, что организация не в состоянии достичь своих  целей, так как их достижение принципиально  зависит от возможностей, желаний  и потребностей клиентов, а также  от поведения конкурентов. Все, что  может организация определить на основе анализа своих внутренних возможностей - это какое количество продукта она может произвести и  какие издержки при этом она может  понести. То же, какое количество будет  куплено и по какой цене, определит  рынок. Поэтому начинать планировать  деятельность организации с анализа  внутренних ресурсов и возможностей рационально использовать эти ресурсы  означает полностью идти вразрез с принципами стратегического управления.

 

6.

Слово "стратегия" греческого происхождения и означает "искусство развертывания войск в бою". Этот военный термин широко вошел в теорию и практику менеджмента и представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений.

В практике управления многих крупных организаций широко используются долгосрочное и стратегическое планирование. Основное различие между ними заключается в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования делается допущение, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста, причем в перспективе итоги деятельности улучшаются по сравнению с прошлым. Реальные результаты, полученные на практике, не сходятся с оптимистическими прогнозами и чаще всего ниже планируемых.

В системе стратегического  планирования не делается предположение, что будущее непременно должно быть лучше прошлого и его можно изучать методами экстраполяции. В стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации с учетом опасностей, возможностей и позиций в конкурентной борьбе. Стратегическое управление родилось из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу.

В основе долгосрочного и  стратегического управления лежат  разные стили организационного поведения [28].

Приростный стиль поведения организации характеризуется постановкой цели "от достигнутого" и направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации, так и в ее окружении.

Предпринимательский стиль поведения характеризуется стремлением к изменениям, к предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей. Предпринимательская организация стремится к непрерывным изменениям, т. к. в них она видит свою будущую эффективность и успех.

Коммерческие организации  должны научиться применять оба  стиля одновременно, т. к. они лежат в основе стратегического и тактического (оперативного) управления. Стратегическое управление связано с развитием будущего потенциала организации и требует предпринимательского организационного стиля. Оперативное управление реализует существующий потенциал в прибыль и функционирует на основе приростного поведения.

Стратегический  менеджмент – это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которых является стратегический выбор, основанный на сопоставлении ресурсного потенциала организации с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.

Стратегия – это дорога к цели!

Стратегия организации состоит  из действий и подходов управленческого  персонала к достижению заданных показателей, т. е. это обязательство действовать определенным образом: таким, а не другим. Реальная стратегия состоит из двух частей: проактивной (запланированной) и реактивной (случайной), адаптирующейся к изменениям во внешней среде.

Совершенство  организации – это совершенное исполнение совершенной стратегии.

Современная концепция стратегического  менеджмента предусматривает при  разработке стратегии организации  использование эффективного методического  приема –стратегической сегментации и выделение стратегических зон хозяйствования (СЗХ). Это как бы взгляд со стороны на деятельность организации, анализ, предполагающий изучение внешнего окружения и его влияние на результат деятельности предприятия.

Стратегическая  зона хозяйствования – это отдельный сегмент внешнего окружения, на который организация имеет или желает получить выход.

Для того чтобы отвлечься  от конкретной продукции и определить рыночную сферу деятельности компании, Т. Левитт предлагает переопределить бизнес в терминах потребностей, а не в терминах продукции. Продукция "приходит и уходит", но основные потребности покупателей и группы потребителей остаются. Крупные диверсифицированные компании управляют разнообразными направлениями бизнеса, каждое из которых требует определенной стратегии. Такое направление бизнеса на определенную потребность называетсястратегической бизнес-единицей (СБЕ). Цель организации стратегических бизнес-единиц - разработка и реализация самостоятельных стратегий и выделение соответствующего финансирования.

Бизнес-портфель компании включает несколько (десятков) бизнес- единиц (продуктов).

Основные признаки СБЕ [27]:

Единство сферы деятельности (возможно несколько взаимосвязанных  направлений), планирование которых  осуществляется независимо от всей компании.

Наличие определенных конкурентов, потребителей рынков, поставщиков.

Менеджер СБЕ несет  ответственность за осуществление  стратегического планирования и получение прибыли; он контролирует большинство факторов, влияющих на уровень прибыли.

Стратегическое  хозяйственное подразделение (СХП) – такое направление или группа смежных направлений хозяйственной деятельности организации, которые имеют ярко выраженную специализацию, определенный круг поставщиков, потребителей, конкурентов и рынков.

Стратегическая  группа (СГ) – это соперничающие фирмы с одинаковым стилем конкурентной борьбы и одинаковыми позициями на рынке.

Бизнес – дело, занятие, приносящее доход.

Стратегическое  видение – перспективный взгляд на направления развития деятельности организации, базовая концепция того, что организация пытается сделать и чего достичь (идеальное будущее, которое может быть достигнуто только при благоприятных условиях). Видение является хорошим средством мотивации сотрудников, это перспектива деятельности, которая создает импульс к непрерывному прогрессу.

Миссия – это предназначение организации, основное содержание и направления деятельности в долгосрочном периоде (помимо получения прибыли). В отличие от видения миссия должна быть достигнута в ближайшем будущем. Это общая комплексная цель примерно на 5 лет, которая важна для организации. Миссия может быть эффективна лишь тогда, когда:

она действительно может  помочь фирме стать лучше;

в ней сконцентрировано истинное видение менеджерами организации  ее будущего;

ее разделяют большинство  сотрудников организации.

Видение и миссия отражают идеалы организации – это такие показатели, которые не могут быть достигнуты в ближайшем будущем, но к ним можно приблизиться.

Стратегическая  позиция – положение, которое занимает организация в данном бизнесе в настоящее время (лидер, последователь, неудачник и т. д.).

Стратегическая  установка – положение, которое организация стремится завоевать в будущем (выйти на рынок, добиться лидерства, защитить лидерство, расширить рынок, минимизировать потери, повысить результативность и т. д.).

Стратегическая  лестница – поэтапное, шаг за шагом, достижение поставленной цели (стратегической установки).

 

7.

Стратегическое управление заключается в умении моделировать ситуацию; способности выявлять необходимость  изменений; разработке самой стратегии; способности воплощать стратегию  в жизнь. Исходя из сказанного, можно  предложить несколько определений  стратегического управления.

Например О. С. Виханский, так определяет стратегическое управление: «Это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе»[6].

Патриарх стратегического управления И. Ансофф определяет такое управление как совокупность стратегического планирования, планирование возможностей руководства и управления процессом стратегических изменений.

Несколько отличное определение  дает Х. Виссема. В его понимании это «стиль управления (мотивированный потребителями, ориентированный в будущее, направленный на конкуренцию) и методы коммуникации, передачи информации, принятия решений и планирования, с помощью которых аппарат управления и линейные руководители своевременно принимают и конкретизируют решения, касающиеся целей предпринимательской деятельности. Стратегическое управление предполагает стратегическую ориентацию всех работников и синхронизацию планов подразделений, отвечающих за реализацию целей компании»[7].

Как видим, речь идет о своевременности  решений, принимаемых работниками  организации, ориентированными в будущее  при удовлетворении запросов внешней  среды и сплоченно устремленными  к общей цели.

Таким образом, стратегическое управление представляет собой систему  действий, необходимых для достижения поставленных целей, зачастую в условиях ограниченности ресурсов.

Важны обе составные части  стратегического управления: и разработка, и внедрение. Об этом с долей иронии американские специалисты в области  стратегического менеджмента замечают, что некоторые менеджеры развивают  сильные стратегии, но не могут претворить их в жизнь. Другие создают посредственные стратегии, но с блеском осуществляют их. В обоих случаях есть возможность усовершенствования.

Существуют еще два  подхода. В первом подходе специалисты  по управлению допускают, что все  возможные изменения предсказуемы, а происходящие процессы строго определены и управляемы. Поэтому стратегия  сводится только к определению цели и разработке стратегического плана  действий организации в достижении намеченных целей.

Но подобная ситуация возможна только в короткие интервалы времени. Тем более что скорость изменения  внешней среды на практике постоянно  возрастает. Поэтому эффективность  управления в значительной степени  определяется способностью получить преимущества от использования изменений и  возникающих при этом возможностей.

Второй подход заключается  в определении только направления  развития организации, которое приводит ее к достижению выбранной цели. В этом случае у организации имеется  свобода выбора с учетом изменений  во внешней среде; стратегия организации  состоит как из продуманных целенаправленных действий, так и реакции на непредвиденное развитие событий.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"