Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".
Стратегия и бизнес-процессы.
Комплексные процессы высшего
уровня, объединяющие и координирующие
все известные бизнес-процессы
СОДЕРЖАНИЕ:
Анализ внешней среды фирмы
Анализ её внутренней обстановки
Формирование миссии и целей фи
Выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ), фирмы
Анализ портфеля диверсифицированной фирмы
Проектирование
Выбор степени интеграции и систем управления
Управление комплексом «стратегия — структура — контроль»
Определение нормативов поведения и политики фирмы в отдельных сферах её деятельности
Обеспечение обратной связи
результатов и стратегии
Совершенствование стратегии, структуры, управления
5.
В настоящее время стратегическое
управление является важнейшим фактором
успешного выживания в
Во-первых, организации планируют
свою деятельность исходя из того, что
окружение либо вообще не будет меняться,
либо же в нем не будет происходить
качественных изменений. Попытки составить
долгосрочные планы, в которых предписывается,
что и когда делать в достаточно
длительной перспективе, либо же попытки
найти в исходный период решение
на многие годы вперед, желание строить
"на века" или приобретать "на
долгие годы" - все это признаки
нестратегического управления. Видение
долгосрочной перспективы - очень важная
составляющая стратегического управления.
Однако это ни в коей мере не означает
экстраполяции существующей практики
и существующего состояния
Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться и условия жизни организации будут изменяться тоже. При стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее, определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна будет делать в будущем. В противоположность при нестратегическом управлении составляется план конкретных действий как в настоящем, так и в будущем, априори базирующийся на том, что четко известно конечное состояние и что окружение фактически не будет меняться.
Во-вторых, при нестратегическом управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе очень часто оказывается, что организация не в состоянии достичь своих целей, так как их достижение принципиально зависит от возможностей, желаний и потребностей клиентов, а также от поведения конкурентов. Все, что может организация определить на основе анализа своих внутренних возможностей - это какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она может понести. То же, какое количество будет куплено и по какой цене, определит рынок. Поэтому начинать планировать деятельность организации с анализа внутренних ресурсов и возможностей рационально использовать эти ресурсы означает полностью идти вразрез с принципами стратегического управления.
6.
Слово "стратегия" греческого происхождения и означает "искусство развертывания войск в бою". Этот военный термин широко вошел в теорию и практику менеджмента и представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений.
В практике управления многих крупных организаций широко используются долгосрочное и стратегическое планирование. Основное различие между ними заключается в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования делается допущение, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста, причем в перспективе итоги деятельности улучшаются по сравнению с прошлым. Реальные результаты, полученные на практике, не сходятся с оптимистическими прогнозами и чаще всего ниже планируемых.
В системе стратегического планирования не делается предположение, что будущее непременно должно быть лучше прошлого и его можно изучать методами экстраполяции. В стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации с учетом опасностей, возможностей и позиций в конкурентной борьбе. Стратегическое управление родилось из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу.
В основе долгосрочного и стратегического управления лежат разные стили организационного поведения [28].
Приростный стиль поведения организации характеризуется постановкой цели "от достигнутого" и направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации, так и в ее окружении.
Предпринимательский стиль поведения характеризуется стремлением к изменениям, к предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей. Предпринимательская организация стремится к непрерывным изменениям, т. к. в них она видит свою будущую эффективность и успех.
Коммерческие организации должны научиться применять оба стиля одновременно, т. к. они лежат в основе стратегического и тактического (оперативного) управления. Стратегическое управление связано с развитием будущего потенциала организации и требует предпринимательского организационного стиля. Оперативное управление реализует существующий потенциал в прибыль и функционирует на основе приростного поведения.
Стратегический менеджмент – это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которых является стратегический выбор, основанный на сопоставлении ресурсного потенциала организации с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.
Стратегия – это дорога к цели!
Стратегия организации состоит из действий и подходов управленческого персонала к достижению заданных показателей, т. е. это обязательство действовать определенным образом: таким, а не другим. Реальная стратегия состоит из двух частей: проактивной (запланированной) и реактивной (случайной), адаптирующейся к изменениям во внешней среде.
Совершенство организации – это совершенное исполнение совершенной стратегии.
Современная концепция стратегического
менеджмента предусматривает
Стратегическая зона хозяйствования – это отдельный сегмент внешнего окружения, на который организация имеет или желает получить выход.
Для того чтобы отвлечься от конкретной продукции и определить рыночную сферу деятельности компании, Т. Левитт предлагает переопределить бизнес в терминах потребностей, а не в терминах продукции. Продукция "приходит и уходит", но основные потребности покупателей и группы потребителей остаются. Крупные диверсифицированные компании управляют разнообразными направлениями бизнеса, каждое из которых требует определенной стратегии. Такое направление бизнеса на определенную потребность называетсястратегической бизнес-единицей (СБЕ). Цель организации стратегических бизнес-единиц - разработка и реализация самостоятельных стратегий и выделение соответствующего финансирования.
Бизнес-портфель компании включает несколько (десятков) бизнес- единиц (продуктов).
Основные признаки СБЕ [27]:
Единство сферы деятельности (возможно несколько взаимосвязанных направлений), планирование которых осуществляется независимо от всей компании.
Наличие определенных конкурентов, потребителей рынков, поставщиков.
Менеджер СБЕ несет ответственность за осуществление стратегического планирования и получение прибыли; он контролирует большинство факторов, влияющих на уровень прибыли.
Стратегическое
хозяйственное подразделение (С
Стратегическая группа (СГ) – это соперничающие фирмы с одинаковым стилем конкурентной борьбы и одинаковыми позициями на рынке.
Бизнес – дело, занятие, приносящее доход.
Стратегическое видение – перспективный взгляд на направления развития деятельности организации, базовая концепция того, что организация пытается сделать и чего достичь (идеальное будущее, которое может быть достигнуто только при благоприятных условиях). Видение является хорошим средством мотивации сотрудников, это перспектива деятельности, которая создает импульс к непрерывному прогрессу.
Миссия – это предназначение организации, основное содержание и направления деятельности в долгосрочном периоде (помимо получения прибыли). В отличие от видения миссия должна быть достигнута в ближайшем будущем. Это общая комплексная цель примерно на 5 лет, которая важна для организации. Миссия может быть эффективна лишь тогда, когда:
она действительно может помочь фирме стать лучше;
в ней сконцентрировано истинное
видение менеджерами
ее разделяют большинство сотрудников организации.
Видение и миссия отражают идеалы организации – это такие показатели, которые не могут быть достигнуты в ближайшем будущем, но к ним можно приблизиться.
Стратегическая позиция – положение, которое занимает организация в данном бизнесе в настоящее время (лидер, последователь, неудачник и т. д.).
Стратегическая установка – положение, которое организация стремится завоевать в будущем (выйти на рынок, добиться лидерства, защитить лидерство, расширить рынок, минимизировать потери, повысить результативность и т. д.).
Стратегическая лестница – поэтапное, шаг за шагом, достижение поставленной цели (стратегической установки).
7.
Стратегическое управление
заключается в умении моделировать
ситуацию; способности выявлять необходимость
изменений; разработке самой стратегии;
способности воплощать
Например О. С. Виханский, так определяет стратегическое управление: «Это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе»[6].
Патриарх стратегического управления И. Ансофф определяет такое управление как совокупность стратегического планирования, планирование возможностей руководства и управления процессом стратегических изменений.
Несколько отличное определение дает Х. Виссема. В его понимании это «стиль управления (мотивированный потребителями, ориентированный в будущее, направленный на конкуренцию) и методы коммуникации, передачи информации, принятия решений и планирования, с помощью которых аппарат управления и линейные руководители своевременно принимают и конкретизируют решения, касающиеся целей предпринимательской деятельности. Стратегическое управление предполагает стратегическую ориентацию всех работников и синхронизацию планов подразделений, отвечающих за реализацию целей компании»[7].
Как видим, речь идет о своевременности
решений, принимаемых работниками
организации, ориентированными в будущее
при удовлетворении запросов внешней
среды и сплоченно
Таким образом, стратегическое управление представляет собой систему действий, необходимых для достижения поставленных целей, зачастую в условиях ограниченности ресурсов.
Важны обе составные части
стратегического управления: и разработка,
и внедрение. Об этом с долей иронии
американские специалисты в области
стратегического менеджмента
Существуют еще два
подхода. В первом подходе специалисты
по управлению допускают, что все
возможные изменения
Но подобная ситуация возможна только в короткие интервалы времени. Тем более что скорость изменения внешней среды на практике постоянно возрастает. Поэтому эффективность управления в значительной степени определяется способностью получить преимущества от использования изменений и возникающих при этом возможностей.
Второй подход заключается в определении только направления развития организации, которое приводит ее к достижению выбранной цели. В этом случае у организации имеется свобода выбора с учетом изменений во внешней среде; стратегия организации состоит как из продуманных целенаправленных действий, так и реакции на непредвиденное развитие событий.