Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:11, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".

Работа состоит из  1 файл

стратегический.docx

— 254.93 Кб (Скачать документ)

Если рассматривать стратегическое управление как науку, то ее предметом  будет разработка методологии решения  проблем стратегического развития организаций, а также изучение возможностей использования этой методологии  в практической деятельности организаций. Деятельность организации (текущая  и перспективная) является объектом стратегического управления и рассматривается  обычно в трех плоскостях: социально-экономической, где рассматриваются закономерности развития соответствующих процессов; организационной, в которой реализуется  непосредственная разработка стратегии  организации; методологической, где  формируется инструмент выработки  нового знания о происходящих процессах.

В качестве методологии стратегического  планирования российские ученые склонны  считать системный подход во всех аспектах его проявления, однако, на наш взгляд, в деятельности организации  всегда присутствуют несистемные факторы, обусловленные несистемной деятельностью  человека в организации. Кроме того, как пишут специалисты в этой области, не существует одного оптимального подхода к принятию стратегических решений в фирме.

Основным способом, с помощью  которого решаются, как правило, неструктурированные  или слабо структурированные  проблемы организации, является экспертный (эвристический) метод, реализуемый  как непосредственно экспертами, так и консультантами по управлению и организационному развитию.

Однако стратегическое управление не лишено некоторых недостатков, которые  всегда присутствуют при моделировании  процессов реального мира:

• не дает детальной картины будущего, а является лишь качественным описанием желаемого состояния организации;

• не позволяет полностью формализовать процесс управления, поскольку представляет собой органическое соединение интуиции и искусства руководителей организации;

• требует корректировок стратегии по мере возникновения изменений во внешней и внутренней среде организации;

• велика цена возможных ошибок при выборе неверной стратегии;

• разработка добротного стратегического плана не гарантирует положительный результат, поскольку многое зависит от внедрения необходимых изменений в самой организации.

Тем не менее желание создать эталонные стратегии не покидает специалистов этой области.

 

8.

Внешняя среда включает: 1) макрофакторы – политические, юридические, макроэкономические, научно-технические, социально-культурные и т. п.; 2) факторы микросреды – потребители, конкуренты, поставщики и посредники, источники капитала, трудовые ресурсы.

Политическая обстановка. В последнее десятилетие политическая обстановка характеризуется относительной стабильностью в сфере собственно политических институтов России и в отношении к ним социальных слоев.

Юридические факторы. К основным правовым достижениям относятся законодательные акты, регулирующие отношения собственности, предпринимательство, налогообложение, конкуренцию, защиту прав потребителей, рекламу, товарные знаки и др.

Макроэкономические факторы. Характеризуются следующими показателями: объемы продукции промышленности и сельского хозяйства, валовой внутренний продукт, индекс потребительских цен, оборот розничной торговли, размеры инвестиций в основной капитал, реальные располагаемые денежные доходы населения, объем платных услуг населению, экспорт и импорт товаров.

Информационные факторы. С 90-х годов XX в. новые информационные технологии в сфере управления организаций и структур государственного управления задействованы достаточно широко.

Научно-технические и  технологические факторы. Основные направления повышения конкурентоспособности российской науки: 1) повышение престижности занятия научной деятельностью;

2) переоснащение парка научного оборудования;

3) противодействие утечке мозгов.

Демографические факторы. К ним относятся: численность, структура, динамика и занятость населения.

Потребители

Основные характеристики потребительского поведения: 1) увеличение значимости личного времени и экономии усилий на выбор и приобретение товаров и услуг; 2) внимание к проблемам и способам охраны окружающей среды.

Контрагенты в целом. Для российской экономики свойственно отсутствие доверия экономических агентов друг к другу как во внутренних, так и в международных отношениях.

Конкуренты. Важнейшим инструментом борьбы зарубежных конкурентов с российскими экспортерами является антидемпинговое законодательство.

Поставщики и посредники. Ключевой сферой конкуренции посредников на наиболее заманчивых региональных рынках России в ближайшее десятилетие станет розничная торговля. В рамках этого необходимо использовать современные технологии торгового сервиса, мерчендайзинга, логистики и дистрибьюции.

Трудовые ресурсы – население в трудоспособном возрасте, кроме неработающих инвалидов войны и труда и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, лица в нетрудоспособном возрасте, занятые в экономике. Источники капитала – собственные средства организации, заемные средства (кредиты банков или специализированных финансовых институтов – страховых компаний).

Типы материалов и технологий находятся  под влиянием промышленной революции, стандартизации и механизации, компьютеризации. Технология представляет собой средство, с помощью которого ресурсы производства преобразуются в конечный продукт.

Методология управления – схема управленческой деятельности, предполагающая взаимосвязанное осознание целей, ориентиров, а также средств и способов их достижения.

Компоненты методологии  управления:

1. Подход – компонент методологии, определяющий выбор и использование остальных ее компонентов.

Разновидности подходов в  управлении: 1) системный подход; 2) программно-целевой подход; 3) проектный подход; 4) маркетинговый подход, ориентированный на потребителя; 5) кибернетический; 6) информационный; 7) гуманистический подход; 8) интеграционный; 9) сетевой подход.

2. Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – исходная концептуальная схема, система понятий, воссоздающая осмысление значительных черт действительности, модель постановки проблем и их решения, выбора надлежащих методов, доминирующая в научном сообществе на протяжении конкретного исторического периода и подтверждающая собой определенный этап в развитии теории.

Современная парадигма  управления акцентирует свое внимание на человеческой личности с упором на управление знаниями, на сетевые, партнерские принципы взаимодействия. Проблема в управленческой деятельности – это противоречие цели и ситуации, разрешение которого обусловит изменение ситуации в направлении принятой цели.

4. Приоритеты (от лат. prior – первый, старший) в управлении – характеризуют акценты на те или иные сферы, с которыми могут быть сопоставлены результаты управляемой деятельности.

5. Ориентиры – в управлении определяются в различных сферах как хорошо воспринимаемые (качественно определенные и количественно измеряемые) объекты, которые позволяют определиться относительно цели деятельности, и могут быть квалифицированы по степени соотнесения с перспективой, как стратегические или оперативные.

6. Критерии (от греч. kriterion – средство для суждения) в методологии управления – меры оценки. Наиболее важными являются комплексные показатели, позволяющие установить, классифицировать, оценить различные аспекты управленческой деятельности.

7. Альтернативы (от лат. alter – одно из двух) – возможные (обычно взаимоисключающие) варианты будущих ситуаций, роли, целей и действий организации, механизмов и процедур управления.

8. Процедуры выбора – методики и технологии оценки альтернатив. Методология определяет (в том числе на базе применяемых подходов, критериев и т. п.), какие именно процедуры целесообразно задействовать.

9. Средства управления – инструменты, рычаги управления. Это материализованные аспекты, компоненты функций управления, предполагающие применение конкретных методов управления.

10. Ограничения – средства государственной защиты интересов национальных товаропроизводителей и потребителей, а также обеспечения государственных интересов и выполнения международных обязательств.

 

9.

Под внешней деловой окружающей средой понимается совокупность социально-эколого-экономических факторов, воздействующих на предприятие и оказывающих влияние на эффективность его функционирования. При этом, описывая природу деловой окружающей среды, следует обратить внимание на динамизм и сложность.

Динамизм окружающей среды  определяется как функция частоты, с которой происходят изменения во внутренних процессах соответствующих элементов, как степень различий внутри каждого изменения и степень нерегулярности в общей схеме происходящих модификаций. Другими словами, если мы хотим попытаться оценить Уровень непостоянства в одном из нескольких изменяющихся секторов индустрии, то следует задать вопрос: как часто изменяются соответствующие факторы окружающей обстановки; насколько велики эти подвижки и насколько заметны; что позволяет их однозначно определять?

Для окружающей среды характерно огромное количество переменных, создающих неопределенность в стратегическом плане. В свою очередь, эта неопределенность влияет на исполнителей, так как это функция опыта, накопленного в рамках отрасли, и свойств отдельной личности. Менеджеры с большим опытом работы, которые думают, что они могут позитивно влиять на события, обычно работают очень хорошо и в условиях неопределенности. В то же время менее опытные управленцы или те, кто думает, что они не могут повлиять на ход развития событий, оказываются не в состоянии успешно справиться с неопределенностью, обусловленной изменениями во внешнем окружении.

Некоторые из общих переменных, предназначенных для измерения  неопределенности или динамизма  окружающей деловой среды, приведены ниже.

Степень изменения цен  поставщиков.

Степень изменения цен  конкурентов.

Степень изменений в предложении  труда.

Степень изменения в кривой спроса на продукт.

Степень изменения цены капитала.

Степень изменений в возможностях финансирования.

Степень изменения в методах  конкуренции.

Степень изменений в политике регулирования рынка.

Уровень продаж в отрасли  по результатам выхода на рынок с  новой продукцией.

Уровень активности, обусловленной  новыми конкурентами, появившимися на рынке.  

Степень изменений в результате отклонений от нормы жизненного цикла товара.

Степень изменений в результате влияния новой технологии, по 
явившейся в отрасли.

 

10.

Внутренняя среда – совокупность характеристик фирмы и ее внутренних субъектов (сил, слабостей ее элементов и связей между ними), оказывающих влияние на положение и перспективы фирмы.

Компоненты внутренней среды: миссия, стратегия, цели, задачи и структура организации, распределение функций (включая собственно управленческие), прав и ресурсов, интеллектуальный капитал (в том числе организационный и человеческий потенциал, обучаемость, ожидания, потребности и групповая динамика, включая отношения лидерства), стиль управления, ценности, культура и этика организации, а также системные модели взаимосвязей всех упомянутых характеристик.

Формализованные модели отличаются тем, что в них доминируют односторонние способы воздействия, стимулы-понуждения по линии «сверху вниз»:

1) технократические (характеризуются подчинением заданному производственному процессу); 2) автократические (подчинение воле руководителя); 3) бюрократические(подчинение организационному порядку, инструкциям поведения).

Персонализированные модели содержат многосубъектные взаимные воздействия, ориентации мотивирующего типа: 1) гуманизаторские (организация – семья, где конкретный работник и его творческий потенциал – главный ресурс организации);

2) демократизаторские (отличаются свободой маневра в принятии и реализации управленческих решений, с многочисленными обратными связями); 3) инноваторские(характеризуются поддержкой нововведений, предоставлением полномочий для творческого поиска, созданием творческой обстановки и т. п.).

 

11.

Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом  рынка -- две ступени в иерархии управления жестко связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней среды фирмы. Внешняя среда фирмы выступает как нечто заданное, внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду. Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике -- прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя.

12.

SWOT-анализ — метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его.

Этот акроним может быть представлен визуально в виде таблицы:

 

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя  среда

Strengths (свойства проекта или коллектива, дающие преимущества перед другими в отрасли)

Weaknesses (свойства, ослабляющие проект)

Внешняя среда

Opportunities (внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели)

Threats (внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение цели)


Акроним SWOT был впервые введён в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом (англ. Kenneth Andrews).

В 1965 году четыре профессора Гарвардского университета, Леранед, Кристенсен, Эндрюс и Гут (Leraned, Christensen, Andrews, Guth), предложили технологию использования SWOT-модели для разработки стратегии поведения фирмы. Была предложена схема LCAG (по начальным буквам фамилий авторов), которая основана на последовательности шагов, приводящих к выбору стратегии.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"