Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:20, шпаргалка
1. Сущность и содержание понятия «менеджмент».
2. Основные функции и требования к современным менеджерам.
4. Виды и функции менеджмента.
...
77. Конкурентная позиция турфирмы по модели М.Портера. SWOT-анализ конкурентной среды сервисных предприятий
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ СТИЛИ РАЗРЕШЕНИЯ
КОНФЛИКТОВ 1. Уклонение. Сост. В том,
что чел. Старается уйти от конфликта
2. Сглаживание. Такое поведение как
будто нет необходимости
ПОЗИТИВНЫЕ ФУНКЦИи 1. Информативная В ходе конфликта стороны увел. свой информац. потенциал, кроме того администрация начинает обращать внимания на плохие условия труда и т.п. 2. Интеграционная. Конф. способств. образованию и сплочению групп 3. Инновационная С пощ. конф. можно преодолеть препятствия на пути экон. и соц
В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий, которые не являются обязательными. По разному складывается и продолжительность стадий. Но последовательность их в любом конфликте одна и та же.
Предконфликтная ситуация (латентная стадия).
Это рост напряженности в отношении
между потенциальными субъектами конфликта,
вызванный определенными
Предконфликтную ситуацию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:
возникновение противоречий
по поводу определенного
стремление доказать
разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; «формирование образа врага» и установка на борьбу с ним.
Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе она может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.
Открытый период (конфронтация).
После того, как конфликт осознан,
стороны переходят к
Длительность и интенсивность конфликта зависит от целей и установок сторон, ресурсов, средств и методов ведения борьбы, реакции на конфликт окружающей среды, символов победы и поражения, имеющихся (и возможных) способов (механизмов) нахождения консенсуса и т.д.
На определенной стадии развития конфликта
у противоборствующих сторон могут
существенно измениться представления
о возможностях своих и противника.
Наступает момент переоценки ценностей,
обусловленный новыми взаимоотношениями,
расстановкой сил, осознанием реальной
ситуации — невозможности достичь
целей или непомерной ценой успеха.
Все это стимулирует изменение
тактики и стратегии
На стадии разрешения конфликта возможны варианты развития событий.
очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту вои условия прекращения конфликта;
борьба идет до полного
поражения одной из сторон;
борьба принимает затяжной,
вялотекущий характер из-за
стороны идут на взаимные уступки в конфликте, исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя;
конфликт может быть
Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся реальные условия его прекращения, которые могут быть определены еще до начала противоборства, а могут быть выработаны и согласованы в ходе развития конфликта.
Существуют такие абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников. Чем жестче очерчен предмет спора, чем очевиднее признаки, знаменующие победу и поражение сторон, тем больше шансов для его локализации.
Способы завершения конфликта направлены в основном на изменение самой конфликтной ситуации, либо путем воздействия на участников, либо путем изменения характеристики объекта, либо иными способами. Назовем некоторые из этих способов:
устранение объекта конфликта;
замена одного объекта другим;
устранение одной стороны
участников конфликта;
изменение позиции одной из сторон;
изменение характеристик
получение новых сведений
об объекте или создание
недопущение
приход участников конфликта
к единому решению или
Постконфликтная стадия.
Завершение непосредственного
противоборства сторон не всегда означает,
что конфликт полностью завершен.
Степень удовлетворенности или
неудовлетворенности сторон заключенными
мирными договоренностями будет
зависеть от следующих положений:
насколько удалось в ходе
конфликта и последующих
какими методами и способами велась борьба;
насколько велики потери сторон;
насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства той или иной стороны;
удалось ли в результате
мира снять эмоциональное
какие методы были положены
в основу переговорного
насколько удалось
навязан ли компромисс одной
из сторон или третьей силой,
или являлся результатом
какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.
Постконфликтная стадия знаменует новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде; новое видение существующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей.
Природа стресса. Стресс (от англ, stress - "туго натянуть") - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые вызывают стресс. К примеру, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Стоит проблема и нет альтернативы для ее решения, но ее надо срочно решить. Это тоже стресс.
Стресс - обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций. В этой связи важно научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.
Тот стресс, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением (рис. 11.8).
Физиологические признаки стресса-язва, болезнь сердца, астма и т.п. Психологические проявления - раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эффективность и благополучие индивида, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.
Потребности в окружающей среде
Профессиональные Личные
Поведение (реакции на потребности)
Н Эффективные I реакции I
Минимальный стресс
Неадекватные I ситуации I 1 I
Физиологические I реакции 1
Психологические • реакции •
Рис.
11.8. Модель стрессовой реакции
Причины стресса. Существуют различные теории относительно причин стресса. Основной причиной стресса являются перемены. Любая перемена, даже позитивная, нарушает баланс; который мы поддерживаем в своем окружении. В связи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу.
Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку "битва или бегство". Синдром "бегства" проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации. Реакция "битвы" позволяет приспособиться к новой окружающей среде.
Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над тем, чтобы устранить факторы, которые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разобраться с симптомами стресса (рис. 11.9).
По мере того как менеджеры учатся
справляться с собственной
290
Рис. 11.9. Типичные симптомы стресса
Конечно, разные личности будут по-разному
реагировать на каждую ситуацию. Поэтому
менеджеры должны попытаться так
спроектировать рабочее место, чтобы
по возможности исключить
Как видно, стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни индивида.
Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (рис. 11.10).
Организационные факторы. Широко распространенной
причиной стресса в организациях
является перегрузка, т.е. работнику
поручено непомерное количество заданий.
В этом случае возникает беспокойство,
чувство безнадежности и
Конфликт ролей возникает, когда
работнику предъявляют
291
ботник, с одной стороны, хочет быть принят группой и соблюдать требования руководства - с другой. В результате возникают чувства беспокойства и напряжения. Факторы, вызывающие стресс
Организационные
Личностные
1 . Перегрузка 2. Конфликт ролей 3. Неопределенность ролей 4. Неинтересная работа
1 . Уход на пенсию 2. Свадьба (развод) 3. Привлечение по суду 4. Увольнение с работы 5. Наказание (выговор) 6. Смерть близкого 7. Переход на другую работу 8. Потеря вложенных в банк средств и т.п.
Рис. 11.10. Основные причины стресса
Неопределенность ролей
Неинтересная работа - четвертый фактор стресса. Т.е. люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.
В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий (температурный режим, недостаток освещения, чрезмерный шум и т.п.).
Личностные факторы. Каждый индивид участвует во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные события также могут быть потенциальной причиной стресса и могут привести к пониженным результатам труда. Наибольшее влияния оказывают смерть супруга, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные заболевания и т.п.