Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:20, шпаргалка

Описание

1. Сущность и содержание понятия «менеджмент».
2. Основные функции и требования к современным менеджерам.
4. Виды и функции менеджмента.
...
77. Конкурентная позиция турфирмы по модели М.Портера. SWOT-анализ конкурентной среды сервисных предприятий

Работа состоит из  1 файл

Контрольные вопросы по менеджменту СКСТответы.docx

— 351.10 Кб (Скачать документ)

 

  1. Межличностные конфликты. Групповые конфликты.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ СТИЛИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 1. Уклонение. Сост. В том, что чел. Старается уйти от конфликта 2. Сглаживание. Такое поведение как  будто нет необходимости раздражиться 3. Принуждение Применение законов  власти или давления с целью навезать свою т.з. М. б. эффективным в сит-х где руководитель имеет значительную власть над подчиненными ( недост. – подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, т.к. представ. только одна т.з. 4. Компромисс Уступка др. т.з. Дост- сводит к мин. недоброжелательность и часто дает возмож-ть быстро разрешать конф. для удовлетворение обеих сторон Недостаток- может не привести к оптим. Решению 5. Решение проблемы Признание различий во мнениях, готовность ознакомится с иными т.з. чтобы понять причины конф. И найти курс действий для всех сторон

ПОЗИТИВНЫЕ ФУНКЦИи 1. Информативная В ходе конфликта стороны увел. свой информац. потенциал, кроме того администрация начинает обращать внимания на плохие условия труда и т.п. 2. Интеграционная. Конф. способств. образованию и сплочению групп 3. Инновационная С пощ. конф. можно преодолеть препятствия на пути экон. и соц

 

 

 

 

 

 

  1. Процесс развития конфликта..

 

 

В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий, которые  не являются обязательными. По разному складывается и продолжительность стадий. Но последовательность их в любом конфликте одна и та же. 

 

Предконфликтная ситуация (латентная стадия). 

 

Это рост напряженности в отношении  между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Это положение дел накануне конфликта. Но противоречия не всегда перерастают  в конфликт. Лишь те противоречия, которые  осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут  к обострению социальной напряженности. Но чаще всего на этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта. Если же напряженность в отношениях не выливается в открытые конфликтные столкновения и подобное столкновение вещей сохраняется довольно долго, то его называют потенциальным, или латентным (скрытым) конфликтом.

Предконфликтную ситуацию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:           

 возникновение противоречий  по поводу определенного спорного  объекта; рост недоверия и социальной  напряженности; предъявление односторонних  или взаимных претензий; уменьшение  контактов и накопление обид;           

 стремление доказать правомерность  своих притязаний и обвинение  противника в нежелании решать  спорные вопросы «справедливыми  методами»; замыкание на своих  собственных стереотипах; появление  предубежденности и неприязни  в эмоциональной сфере;           

разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к  угрозам; рост агрессивности; «формирование  образа врага» и установка на борьбу с ним.

Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе она может  существовать долго и не перерастать  в конфликт. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент. 

 

Открытый период (конфронтация).  

 

После того, как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. Важно  то, что стороны сами должны осознавать свое поведение как конфликтное. Открытый период включает: инцидент, эскалацию  конфликта, сбалансированное противодействие, завершение конфликта. 

 

Длительность и интенсивность  конфликта зависит от целей и  установок сторон, ресурсов, средств  и методов ведения борьбы, реакции  на конфликт окружающей среды, символов победы и поражения, имеющихся (и  возможных) способов (механизмов) нахождения консенсуса и т.д. 

 

На определенной стадии развития конфликта  у противоборствующих сторон могут  существенно измениться представления  о возможностях своих и противника. Наступает момент переоценки ценностей, обусловленный новыми взаимоотношениями, расстановкой сил, осознанием реальной ситуации — невозможности достичь  целей или непомерной ценой успеха. Все это стимулирует изменение  тактики и стратегии конфликтного поведения. В этом случае конфликтующие  стороны начинают искать пути примирения, и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.

На стадии разрешения конфликта  возможны варианты развития событий.           

 очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту вои условия прекращения конфликта;           

 борьба идет до полного  поражения одной из сторон;           

 борьба принимает затяжной, вялотекущий характер из-за недостатка  ресурсов;           

 стороны идут на взаимные  уступки в конфликте, исчерпав  ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя;           

 конфликт может быть остановлен  под давлением третьей силы.

Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся реальные условия его прекращения, которые  могут быть определены еще до начала противоборства, а могут быть выработаны и согласованы в ходе развития конфликта. 

 

Существуют такие абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного  уничтожения одного или обоих  соперников. Чем жестче очерчен предмет  спора, чем очевиднее признаки, знаменующие  победу и поражение сторон, тем  больше шансов для его локализации.  

 

Способы завершения конфликта направлены в основном на изменение самой  конфликтной ситуации, либо путем  воздействия на участников, либо путем  изменения характеристики объекта, либо иными способами. Назовем некоторые  из этих способов:           

 устранение объекта конфликта;            

 замена одного объекта другим;            

 устранение одной стороны  участников конфликта;           

 изменение позиции одной  из сторон;           

 изменение характеристик объекта  и субъекта конфликта;           

 получение новых сведений  об объекте или создание дополнительных  условий;           

 недопущение непосредственного  или опосредованного взаимодействия  участников;           

 приход участников конфликта  к единому решению или обращение  к арбитражу при условии подчинения  любому его решению. 

 

Постконфликтная стадия. 

 

Завершение непосредственного  противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью завершен. Степень удовлетворенности или  неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями будет  зависеть от следующих положений:           

 насколько удалось в ходе  конфликта и последующих переговоров  достичь преследуемой цели;           

 какими методами и способами  велась борьба;           

 насколько велики потери  сторон;           

 насколько велика степень  ущемленности чувства собственного достоинства той или иной стороны;           

 удалось ли в результате  мира снять эмоциональное напряжение  сторон;           

 какие методы были положены  в основу переговорного процесса;            

 насколько удалось сбалансировать  интересы сторон;           

 навязан ли компромисс одной  из сторон или третьей силой,  или являлся результатом взаимного  поиска решения конфликта;           

 какова реакция окружающей  социальной среды на итоги  конфликта.

Постконфликтная стадия знаменует  новую объективную реальность: новую  расстановку сил, новые отношения  оппонентов друг к другу и к  окружающей социальной среде; новое  видение существующих проблем и  новую оценку своих сил и возможностей.

 

 

 

 

  1. Природа и причины стресса.

Природа стресса. Стресс (от англ, stress - "туго натянуть") - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые вызывают стресс. К примеру, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Стоит проблема и нет альтернативы для ее решения, но ее надо срочно решить. Это тоже стресс.

Стресс - обычное и часто встречающееся  явление (повышенная раздражительность  или бессонница перед ответственным  событием и т.п.). Незначительные стрессы  неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов  и организаций. В этой связи важно  научиться различать допустимую степень стресса и слишком  большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Тот стресс, который имеет отношение  к руководителям, характеризуется  чрезмерным психологическим или  физиологическим напряжением (рис. 11.8).

Физиологические признаки стресса-язва, болезнь сердца, астма и т.п. Психологические проявления - раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эффективность и благополучие индивида, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.

Потребности в окружающей среде

Профессиональные Личные

Поведение (реакции на потребности)

Н Эффективные I реакции I

Минимальный стресс

Неадекватные I ситуации I 1 I

Физиологические I реакции 1

Психологические • реакции •

Рис.

11.8. Модель стрессовой реакции

Причины стресса. Существуют различные  теории относительно причин стресса. Основной причиной стресса являются перемены. Любая перемена, даже позитивная, нарушает баланс; который мы поддерживаем в своем окружении. В связи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу.

Если личность находится в состоянии  крайнего стресса, то она будет реагировать  на ситуацию по признаку "битва или  бегство". Синдром "бегства" проявляется  тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации. Реакция "битвы" позволяет приспособиться к новой  окружающей среде.

Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над тем, чтобы устранить факторы, которые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разобраться с  симптомами стресса (рис. 11.9).

По мере того как менеджеры учатся справляться с собственной напряженностью, они одновременно должны решать и  насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая возможность  влияния стрессовых симптомов.

290

Рис. 11.9. Типичные симптомы стресса

Конечно, разные личности будут по-разному  реагировать на каждую ситуацию. Поэтому  менеджеры должны попытаться так  спроектировать рабочее место, чтобы  по возможности исключить источники  стресса. Все, что может сделать  менеджер для снижения стресса* принесет пользу как ему, так и организации.

Как видно, стресс может быть вызван факторами, связанными с работой  и деятельностью организации  или событиями личной жизни индивида.

Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (рис. 11.10).

Организационные факторы. Широко распространенной причиной стресса в организациях является перегрузка, т.е. работнику  поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежности и материальных потерь.

Конфликт ролей возникает, когда  работнику предъявляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации, когда  ра-

291

ботник, с одной стороны, хочет быть принят группой и соблюдать требования руководства - с другой. В результате возникают чувства беспокойства и напряжения. Факторы, вызывающие стресс

Организационные

Личностные

1 . Перегрузка 2. Конфликт ролей  3. Неопределенность ролей 4. Неинтересная  работа

1 . Уход на пенсию 2. Свадьба (развод) 3. Привлечение по суду 4. Увольнение  с работы 5. Наказание (выговор) 6. Смерть близкого 7. Переход на другую работу 8. Потеря вложенных в банк средств и т.п.

Рис. 11.10. Основные причины стресса

Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что  от него ожидают. В отличие от конфликта  ролей здесь требования не будут  противоречивыми, но они уклончивы  и неопределенны.

Неинтересная работа - четвертый  фактор стресса. Т.е. люди, имеющие более  интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.

В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий (температурный  режим, недостаток освещения, чрезмерный шум и т.п.).

Личностные факторы. Каждый индивид  участвует во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти  частные события также могут  быть потенциальной причиной стресса  и могут привести к пониженным результатам труда. Наибольшее влияния  оказывают смерть супруга, развод, болезнь  или телесное повреждение, сексуальные  заболевания и т.п.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"