Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к ГОСам по специальности "Управление персоналом".
Второй закон
организации — закон дополнения
внутриорга-низационных
Третий закон организации требует сохранения пропорциональности между ней и ее элементами при любых возможных изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовывать их возможности. Например, при раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу, в то же время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выпол нить даже текущую работу. Понятно, что в том и другом случае возникают экономические потери, которые при разумном подходе к делу можно избежать.
Четвертый закон организации получил название закона композиции. Его суть состоит в том, что функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней подцелями.
Пятый закон организации — закон самосохранения. Он предполагает, что любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере устойчивости, например конфликтов, перестроек, изменения границ, рангов ключевых фигур и т.п. ; экономию и рациональное использование ресурсов; расширение сферы деятельности.
Таким образом, самосохранение обеспечивается за счет сочетания двух противоположных организационных начал: стабильности и развития. В организациях естественным или искусственным образом исключенных из конкурентной среды, например в монополиях, стабильное начало обычно берет верх, что приводит в конечном итоге к их застою и бюрократизации.
Шестой закон
организации — закон
Седьмой закон организации — закон необходимого разнообразия. Последнее обеспечивает устойчивость и гибкость организации, возможность адекватно отвечать на любые внутренние и внешние возмущения и в нужный момент соответственно противодействовать им.
Наконец,
восьмой закон организации — закон онтогенеза.
В соответствии с ним жизнь любой организации
состоит из трех основных фаз, последовательно
сменяющих друг друга: становления, развития
и угасания. Понятно, что задача руководства
в свете этого состоит в максимальном
сокращении первой фазы, продлении второй
и отсрочке наступления третьей
Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Все организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех организаций характеристики.
Критерии типологии организаций. Системный подход к классификации организаций
Типология организаций – многомерная классификация, представляющая целостную систему типов, объединенных неким общим началом, общей природой, происхождением, общей средой существования, сущностными свойствами.
С практической точки зрения классификация организаций важна по трем причинам:
– нахождение сходных организаций – по каким-либо параметрам, это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;
– возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т.д.;
– принадлежность организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.
Исходя из
сущности системного подхода к классификации
организаций важно
Классификация организаций по принципу их построения и функционирования
1. Формальная организация характеризуется узаконенной системой норм, правил, принципов деятельности, стандартов поведения членов организации. Главный признак формальной организации – это заданность, запрограммированность и определенность организационных норм и действий. Организация не исчерпывается формальной частью, хотя и определяется ею. (гос. организации, коммерческие организации, общественные объединения)
2. Неформальная организация – это система непредписанных социальных ролей, неформальных институтов и санкций, эталонов поведения, переданных обычаями и традициями, которые возникают спонтанно в ходе ежедневных взаимодействий. Неформальные организации не регистрируются в государственном органе. Они создаются на базе общих интересов в области культуры, быта, спорта и др. Например, объединение друзей, группа туристов. (семья. клубы по интересам, сообщества земляков)
Неформальные социальные группы играют важную роль в деятельности любой организации. Особенно заметна их роль в деятельности крупных предпринимательских и государственных структур.
На стыке двух названных типов организаций находятся такие разновидности организационных моделей, как поведенческая, органическая и «организационной туманности».
3. Поведенческие модели представляют собой одновременное функционирование двух систем в рамках одной организации:
– технической системы, производящей продукцию или услуги;
– социальной системы, включающей деятельность сотрудников, которые приводят в действие техническую систему.
Если удовлетворению
социальных и психологических потребностей
отдельных лиц и групп
Сильная поведенческая модель делает акцент на децентрализации, гласности информационного потока, а также слабой командной цепи по отношению к организации труда и системам отчетности. Предполагается, что сотрудники сами вовлекаются в процесс принятия решений, которые осуществляются децентрализованно и зачастую коллегиально. Все сотрудники организации могут оказывать влияние на процедуры, используемые в подразделениях организации. Особый акцент делается на способности отдельных лиц вписываться в структуру организации и решать проблемы.
4. Органическая модель имеет следующие характеристики: наличие небольшого объема правил (за исключением правил по технике безопасности), полная децентрализация, коллегиальное принятие решений, широкая сфера ответственности сотрудников, наличие нескольких уровней иерархии и невысокий уровень разделения труда. Инициативные сотрудники, обладающие компетентностью и оригинальностью мышления, составляют основу этой модели.
Органическая модель характеризуется гибкостью и способностью быстро реагировать на изменения условий среды функционирования (пример подобной модели – шведская компания «Инейтер», предоставляющая консультации в области вычислительных систем).
5. Модель «организационной туманности» представляет собой модель самоконструирования. Она непрерывно изменяется, постоянно пребывая в поиске новых способов реагирования на условия среды и методов созидания собственного будущего. Ориентированная на самоконструирование, организация характеризуется такими качествами, как непостоянство, разногласия, неортодоксальность и изобретательность. Организация такого типа непредсказуема с точки зрения используемых методов и своей ориентации, зачастую являясь хаотичной. Данная форма организации является экспериментальной.
Используя критерий принадлежности к основным структурным элементам общества – государству и гражданскому обществу, можно выделить совокупность государственных организаций и совокупность организаций, составляющих структуру гражданского общества
Классификация организаций по принципу принадлежности к основным структурным элементам общества
В российском обществе к государственным относятся федеральные (законодательные, исполнительные и судебные) организации. Конституцией РФ предусмотрено разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.
Совокупность организаций, составляющих структуру гражданского общества, в зависимости от характера и целей их деятельности можно подразделить на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие организации создаются для осуществления предпринимательской деятельности и подразделяются: по виду и характеру хозяйственной деятельности; по принадлежности капитала и контролю; характеру собственности; правовому положению; масштабам и сфере деятельности
Некоммерческие организации подразделяются по формам создания и объединения.
По отрасли производства выделяют большое количество организаций, например: промышленные, сельскохозяйственные, торговые, образовательные и т.д. По содержанию деятельности организации подразделяются на: добывающие; обрабатывающие; сборочные (например, в промышленности и сельском хозяйстве); исследовательские; проектные; обучающие; просветительские (музеи) и т.п.
По
организационно-правовым
формам выделяют: товарищества
(с разновидностями); кооперативы;
акционерные общества (с различными
степенями ответственности); дочерние
и зависимые общества;
фонды; ассоциации; учреждения,
некоммерческие партнерства и т.д. Все
они отличаются особенностями создания,
регистрации, осуществления полномочий
руководством, формами отчетности и ведения
документации и т.д.
Жизненный цикл организации — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.
Жизненный
цикл имеет следующий вид: зарождение
и становление, рост, когда фирма активно
заполняет выбранный ею сегмент рынка,
зрелость, когда фирма пытается сохранить
имеющуюся долю рынка под своим контролем
и старость, когда фирма быстро теряет
свою долю рынка и вытесняется конкурентами.
В дальнейшем организация либо ликвидируется,
либо вливается в более крупную, либо разбивается
на более мелкие организации, которые
в зависимости от ситуации могут оказаться
на стадии роста или зрелости (реже — других
стадиях). Становление Организация
находится в стадии становления, формируется
жизненный цикл продукции. Цели еще нечеткие,
творческий процесс протекает свободно,
продвижение к следующему этапу требует
стабильного обеспечения. В эту стадию
входят следующие явления: зарождение
, поиск единомышленников, подготовка
к реализации идеи, юридическое оформление
организации, набор операционного персонала
и выпуск первой партии продукта. Рост
— период быстрого роста организации,
осознание своей миссии и формирование
стратегии развития (неформальные коммуникации
и структура, высокие обязательства). Происходит
рост компании: идет активное освоение
рынка, рост интеграции особенно интенсивны.
Стадия зрелости - Организация достигает
лидирующего положения на рынке. По мере
расширения ассортимента выпускаемой
продукции и комплекса предоставляемых
услуг создаются новые подразделения,
структура становится более сложной и
иерархической. Формализуются политика
и распределение ответственности, усиливается
централизация. Зрелость организации
означает, что ей удается сохранять устойчивое
положение во внешней среде; показывает,
что остальные процессы переработки опыта
и встраивания его в существующую систему
представлений имеют явное выражение
в базисных представлениях организационной
культуры и подкреплены мощно влияющими
на членов организации артефактами.
Стадия старости. Этап
спада. — период, характеризующийся
резким падением сбыта и снижением прибыли;
организация ищет новые возможности и
пути удержания рынков (высокая текучесть
кадров, нарастание конфликтов, централизация.
Стадию старости организации определяется
как противоречие между ней и окружающей
средой, которое выражается или в появлении
конкурентов, вытесняющих организацию
с занятого рынка, или в исчезновении рынка.
Важными базисными элементами стратегического менеджмента являются корпоративная миссия и корпоративные цели. В принципе возможны два подхода к установлению целей предприятия.
Суть первого подхода достаточно проста и хорошо известна российским специалистам по управлению: установить цели, исходя из достигнутого уровня, добавляя, скажем, 2—3% к цифрам прошлого года. Это так называемый метод «планирования от достигнутого».
Второй подход к установлению корпоративных целей значительно сложнее, он предполагает разбиение процесса определения целей на ряд последовательных шагов:
1. Определение миссии (философии) бизнеса.
2. Установление долгосрочных общих целей на плановый период.
3. Определение конкретных целей (задач).
Считается, что основное достоинство такого пошагового подхода заключается в том, что он заставляет менеджеров и специалистов предприятия осмыслить, что они желают достичь и каким именно образом.
Миссия — это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его философию (данный термин дословно означает «ответственное задание, роль»). Миссия помогает определить, чем в действительности занимается предприятие: каковы его сущность, масштабы, перспективы и направления роста, отличия от конкурентов.
При этом она фокусирует внимание на потребителе, а не на товаре, так как миссия (философия) бизнеса чаще всего определяется с учетом покупательских интересов, нужд и запросов, которые удовлетворяются бизнесом. Следовательно, определение миссии тесно связано с маркетингом и предполагает ответ на вопрос: «Какую пользу фирма может принести потребителям, достигая при этом большего успеха на рынке?»
Считается, что формулировка миссии должна быть яркой, лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг), и отражать следующие аспекты:
1) круг удовлетворяемых потребностей;
2) характеристика продукции предприятия и ее конкурентных преимуществ;
Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях. Основные компоненты миссии: