Понятие об активном социально-психологическом обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:31, реферат

Описание

В комплексном понятии «активное социально-психологическое обучение» аккумулировано несколько важных смыслообразующих характеристик, вытекающих из содержания частных научных составляющих.
Во-первых, это - активное обучение. Активность - собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологическом словаре дано такое определение понятия «активность личности»: «Это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры».

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 138.29 Кб (Скачать документ)

1.Понятие об  активном социально-психологическом  обучении.

В комплексном понятии «активное  социально-психологическое обучение»  аккумулировано несколько важных смыслообразующих характеристик, вытекающих из содержания частных научных составляющих.

 Во-первых, это - активное обучение. Активность - собственная динамика  живых существ как источник  преобразования или поддержания  ими жизненно значимых связей  с окружающим миром. В психологическом  словаре дано такое определение  понятия «активность личности»:  «Это способность человека производить  общественно значимые преобразования  в мире на основе присвоения  богатств материальной и духовной  культуры».

 Видный отечественный психолог  Д.Н. Узнадзе писал по этому  поводу: «Активность, возникающая  в процессе учения, имеет не  только значение средства, но  и свою независимую ценность; основное место в учении занимает  не продукт, предоставляемый нам  в качестве конкретного навыка  или знания конкретного ее  содержания, а развитие в определенном  направлении сил учащегося. Основное  в учении - не конкретный навык  или знание, а развитие сил,  участвующих в процессе учения».

 Зависимость эффективности  процесса усвоения знаний от  собственной интеллектуальной активности - одна из закономерностей процесса  обучения. Эта зависимость подтверждается  эмпирическими исследованиями, согласно  которым в памяти человека  запечатляется до 10% того, что он  слышит, до 50% того, что он видит,  и до 90% того, что он делает.

Во-вторых, это - социально-психологическое  обучение, т.е. явление социальной психологии, использующее и опирающееся на ее закономерности и понятийно-терминологический  аппарат. Социальная психология - отрасль  психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения  в социальные группы, а также психологические  характеристики этих групп. Следовательно, социально-психологическое обучение - это обязательно обучение в группе, и этим оно принципиально отличается от индивидуального обучения. Однако активное использование современных  групповых форм и методов не только не противоречит индивидуализации обучения, но и является необходимым для  педагогически целесообразного  развития личности обучаемых.

 К основным понятиям, определяющим  групповое, коллективное обучение, относятся «групповая динамика»,  «межличностные отношения», «межличностная  ситуация».

Групповая динамика - совокупность внутригрупповых  социально-психологических процессов  и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы, в том числе и учебной, тренинговой  группы. К процессам групповой  динамики относятся: руководство и  лидерство; принятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработка групповых  мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры  группы; сплочение; конфликты; групповое  давление и другие способы регуляции  индивидуального поведения. Происходящие в группе за время ее существования изменения обусловлены как внешними обстоятельствами групповой жизнедеятельности, так и ее внутренними противоречиями, продиктованными взаимодействием двух предполагающих и одновременно отрицающих друг друга тенденций групповой активности - интеграции и дифференциации. Первая нацелена на упрочение психологического единства членов группы, стабилизацию и упорядочение межличностных отношений и взаимодействий и является необходимой предпосылкой сохранности группы.

Важнейшее место в групповой  динамике занимает групповое принятие решения - выбор, осуществляемый группой, из ряда альтернатив в условиях взаимного  обмена информацией при решении  общей задачи. Процедура группового принятия решения предполагает обязательное согласование мнений членов группы в  отличие от групповой дискуссии, которая обычно рассматривается  как фаза, предшествующая групповому принятию решения. Групповые решения  не могут сводиться к сумме  индивидуальных, а являются специфическим продуктом группового взаимодействия.

 Межличностные отношения - субъективно  переживаемые взаимосвязи между  людьми, объективно проявляющиеся  в характере и способах взаимных  влияний, оказываемых людьми друг  на друга в процессе совместной  деятельности и общения. Межличностные  отношения - это система установок,  ориентации, ожиданий, стереотипов  и других диспозиций, через которые  люди воспринимают и оценивают  друг друга. Эти диспозиции  опосредованы содержанием, целями, ценностями, организацией совместной  деятельности и выступают основой  формирования социально-психологического  климата в коллективе. Феномены  межличностных отношений - ценностно-ориентационное  единство, коллективистское самоопределение,  коллективистская идентификация,  референтность и т.д.

Межличностная ситуация - основной обучающий  паттерн в приобретении индивидом  коммуникативной компетентности. Паттерн (англ. -pattern) означает модель, конфигурацию, образы, шаблон; любую последовательность явлений во времени или любое  расположение предметов в пространстве, которое можно отличить от других последовательностей или расположений и сравнить с ними.

Групповой потенциал обучения как  комплекс глубинных социально-психологических  ресурсов взаимодействия обучаемых  друг с другом и с преподавателями  позволяет:

- создать оптимальную обучающую  среду, благоприятные условия  для обучения;

- использовать самих обучаемых  и их взаимодействие как ценный  учебный материал;

- широко применять способы и  средства группового воздействия  на отдельных обучаемых;

- гибко управлять учебно-воспитательным  процессом с опорой на самоорганизацию  обучаемых.

Как показывает опыт социально-психологического обучения, работа обучаемых в группе имеет следующие преимущества:

- при разработке решений односторонние  интересы не превращаются в решающие;

- сводится к минимуму риск  неверного решения;

- над выполнением одного задания  работает достаточно большое  количество людей, что уменьшает  опасность упустить определенные детали

- обеспечивается более интенсивная  готовность и способность каждого  отдельного члена группы к  сотрудничеству;

- складываются условия для более  полной реализации интеллектуального  потенциала;

- оказывается исключительное воспитательное  воздействие;

- вырабатываются терпимость, готовность  подчиняться общим интересам,  признавать мнение других, честно  дискутировать, благодаря чему  устраняется резко выраженный  индивидуализм.

 Вместе с тем нельзя не  отметить и недостатки работы  обучаемых в группе:

- выполнение учебных заданий  может потребовать более продолжительного  времени по сравнению с работой  отдельного человека. Время, в  течение которого члены группы  подстраиваются друг под друга  и устраняют возможные недоразумения,  может быть достаточно длительным;

- группа трудноуправляема, особенно  если велика по составу;

- отсутствует стимул личных  амбиций, так как участникам  групповой работы достигнутые ими результаты не ставятся в заслугу;

- анонимность членов группы  может оказать отрицательное  влияние на стремление к результатам  и готовность к работе. Каждый  член группы может скрывать  свою низкую интеллектуальную  производительность за спинами  других участников.

^ Техника групповой работы в  процессе обучения включает в  себя два раздела: технику сплочения  учебной группы; технику групповой  работы в ходе учебных занятий.

^ Техника сплочения учебной  группы предполагает:

- представление и знакомство  обучаемых друг с другом;

- налаживание взаимодействия и  межличностных связей обучаемых;

- формирование постоянных и  временных учебных команд и  подгрупп.

^ Техника групповой работы в  ходе учебных занятий предусматривает  формирование:

- игровых учебных подгрупп и  команд при деловой игре и  анализе конкретных ситуаций;

- групповой среды в дискуссионных  и игровых методах;

- творческих групп при «мозговой  атаке»;

- рабочих тренинговых групп.

 При применении методов активного  обучения используются также  приемы парной, триадной, микрогрупповой  работы обучаемых на учебных  занятиях.

 Как правило, при применении  дискуссионных и игровых методов  активного социально-психологического  обучения среди обучаемых организуются две-четыре рабочие группы (подгруппы). Руководителей групп обучаемые выбирают сами из общего состава участников. Получив задание, каждая группа выполняет его самостоятельно и автономно от другой группы. После выполнения задания результаты решения (доклады групп) выносятся на общее обсуждение, в котором участвуют ведущий и все группы обучаемых.

 Сначала разбирается решение  первой группы, а другие группы  анализируют и оценивают его,  и наоборот. Анализ и оценка  производятся по схеме: соответствие  доклада группы заданной теме; правильность решения; наличие  аргументации в пользу полученного  решения (полнота аргументации, ее  продуманность); творческий характер  решений (наличие собственных  мыслей); полнота полученного решения (на все ли вопросы имеются ответы; степень полноты использования предложенных для занятия материалов и схем).

 Используется также прием  организации соревнования между  группами, который позволяет добиться  активности и личной заинтересованности  со стороны обучаемых. В конце каждого занятия ведущий объявляет две оценки: за правильность решения группы и за активность участия обучаемых в коллективной работе.

2.Общая характеристика  методов активного социального-психологического обучения.

Методы обучения — способы взаимосвязанной  деятельности педагога и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. Методы обучения зависят от его целей и характера взаимодействия субъектов.

В педагогике и психологии различают  две группы методов коллективного  обучения: традиционные и активные методы обучения.

 Разделение методов обучения на две группы: традиционные, или информационно-рецептивные (от лат. receptio - «восприятие»), и активные методы обучения (от лат. Aktivus- «деятельный»), носит условный характер, так как все методы в плане достижения определенных дидактических целей должны нести в себе активность.

^ Методы традиционного обучения - методы информационно-рецептивного  обучения, носящие репродуктивный  характер и направленные на  передачу определенной суммы  знаний, формирование навыков и  умений практической деятельности. К ним относятся методы устного  изложения материала (лекция, рассказ  и др.); обсуждения учебного материала  (семинар, беседа и т.д.); самостоятельной  работы, показа, упражнений и др. В целом традиционные методы  предполагают предоставление обучаемым  готовых решений в качестве  образца. Задача обучаемого при обучении традиционными методами заключается в основном в том, чтобы выучить заданное и воспроизвести его при контроле. Эта активность по своей направленности и содержанию носит репродуктивный характер. Именно это определяет при обучении традиционными методами приоритетную роль памяти и недостаточное внимание к управляемому развитию творческого мышления, которое осуществляется лишь опосредованно.

^ Методы активного обучения - методы  обучения, направленные на развитие  у обучаемых самостоятельного творческого мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Цель обучения - не только вооружить знаниями, навыками и умениями решать профессиональные задачи, но и развить умение мыслить, культуру мыслительной творческой деятельности. Этим методам присущи активность познавательной деятельности обучаемых, тесная связь теории с практикой, направленность на овладение диалектическим методом анализа и решения сложных проблем, развитая рефлексия, атмосфера сотрудничества и сотворчества, содействие овладению продуктивным стилем мышления и деятельности.

^ Методы активного социально-психологического  обучения - методы активного обучения, целенаправленно реализующие социально-психологические  закономерности активной учебной  деятельности обучаемого в учебной  или иной целевой группе.

 В учебном процессе методы  обучения обязательно осуществляются  в каких-либо организационных  формах. Форма обучения - организационный  способ осуществления учебного  процесса, внешнее выражение его  внутренней сущности, логики и  содержания. Форма обучения прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления. К формам обучения в школе относятся урок, экскурсии, практикумы, самостоятельная работа и др.

 Любая из этих форм реализуется  одним или несколькими методами. Например, на семинаре как форме  обучения могут использоваться  как традиционные методы обсуждения  учебного материала, так и нетрадиционные, активные (дискуссия, «круглый стол»  и др.). Чаще всего формы обучения  включают в себя несколько  его методов. Так, практические  занятия интегрируют в себе  методы «интеллектуальной разминки»,  анализа конкретных ситуаций, ролевой  игры и т.д. С одной стороны,  в педагогической практике при  объединении различных методов  обучения иногда используется  смешанное название учебных занятий:  «семинар-дискуссия», «семинар-"круглый стол"» и др.

 С другой стороны, одни  и те же методы обучения  могут находить применение в  различных видах занятий. Например, деловые игры могут применяться  на семинарских и практических  занятиях, научно-практических конференциях  и др.

^ Применение методов активного  социально-психологического обучения  конкретизируется в следующих  задачах:

1) овладение психолого-педагогическими  и специальными знаниями (знаниями  изучаемого предмета);

2) формирование личностных и  профессиональных умений и навыков,  особенно в сфере общения;

3) коррекция и развитие установок,  необходимых для успешной деятельности  и общения;

4) развитие способности адекватного  и полного познания себя и  других людей;

5) коррекция и развитие системы  отношений личности.

3.Методы психологического  воздействия (заражение,внушение,убеждение,подражание).

При активном социально-психологическом  обучении ведущим в той

или иной мере применяются все методы психологического воздей-

ствия на обучаемых: заражение, внушение, убеждение, подражание.

Заражение можно определить как  бессознательную, невольную

Информация о работе Понятие об активном социально-психологическом обучении