1.Понятие об
активном социально-психологическом
обучении.
В комплексном понятии «активное
социально-психологическое обучение»
аккумулировано несколько важных смыслообразующих
характеристик, вытекающих из содержания
частных научных составляющих.
Во-первых, это - активное обучение.
Активность - собственная динамика
живых существ как источник
преобразования или поддержания
ими жизненно значимых связей
с окружающим миром. В психологическом
словаре дано такое определение
понятия «активность личности»:
«Это способность человека производить
общественно значимые преобразования
в мире на основе присвоения
богатств материальной и духовной
культуры».
Видный отечественный психолог
Д.Н. Узнадзе писал по этому
поводу: «Активность, возникающая
в процессе учения, имеет не
только значение средства, но
и свою независимую ценность;
основное место в учении занимает
не продукт, предоставляемый нам
в качестве конкретного навыка
или знания конкретного ее
содержания, а развитие в определенном
направлении сил учащегося. Основное
в учении - не конкретный навык
или знание, а развитие сил,
участвующих в процессе учения».
Зависимость эффективности
процесса усвоения знаний от
собственной интеллектуальной активности
- одна из закономерностей процесса
обучения. Эта зависимость подтверждается
эмпирическими исследованиями, согласно
которым в памяти человека
запечатляется до 10% того, что он
слышит, до 50% того, что он видит,
и до 90% того, что он делает.
Во-вторых, это - социально-психологическое
обучение, т.е. явление социальной психологии,
использующее и опирающееся на ее
закономерности и понятийно-терминологический
аппарат. Социальная психология - отрасль
психологии, изучающая закономерности
поведения и деятельности людей,
обусловленные фактом их включения
в социальные группы, а также психологические
характеристики этих групп. Следовательно,
социально-психологическое обучение
- это обязательно обучение в группе,
и этим оно принципиально отличается
от индивидуального обучения. Однако
активное использование современных
групповых форм и методов не только
не противоречит индивидуализации обучения,
но и является необходимым для
педагогически целесообразного
развития личности обучаемых.
К основным понятиям, определяющим
групповое, коллективное обучение,
относятся «групповая динамика»,
«межличностные отношения», «межличностная
ситуация».
Групповая динамика - совокупность внутригрупповых
социально-психологических процессов
и явлений, характеризующих весь
цикл жизнедеятельности малой группы,
в том числе и учебной, тренинговой
группы. К процессам групповой
динамики относятся: руководство и
лидерство; принятие групповых решений;
нормообразование, т.е. выработка групповых
мнений, правил и ценностей; формирование
функционально-ролевой структуры
группы; сплочение; конфликты; групповое
давление и другие способы регуляции
индивидуального поведения. Происходящие
в группе за время ее существования изменения
обусловлены как внешними обстоятельствами
групповой жизнедеятельности, так и ее
внутренними противоречиями, продиктованными
взаимодействием двух предполагающих
и одновременно отрицающих друг друга
тенденций групповой активности - интеграции
и дифференциации. Первая нацелена на
упрочение психологического единства
членов группы, стабилизацию и упорядочение
межличностных отношений и взаимодействий
и является необходимой предпосылкой
сохранности группы.
Важнейшее место в групповой
динамике занимает групповое принятие
решения - выбор, осуществляемый группой,
из ряда альтернатив в условиях взаимного
обмена информацией при решении
общей задачи. Процедура группового
принятия решения предполагает обязательное
согласование мнений членов группы в
отличие от групповой дискуссии,
которая обычно рассматривается
как фаза, предшествующая групповому
принятию решения. Групповые решения
не могут сводиться к сумме
индивидуальных, а являются специфическим
продуктом группового взаимодействия.
Межличностные отношения - субъективно
переживаемые взаимосвязи между
людьми, объективно проявляющиеся
в характере и способах взаимных
влияний, оказываемых людьми друг
на друга в процессе совместной
деятельности и общения. Межличностные
отношения - это система установок,
ориентации, ожиданий, стереотипов
и других диспозиций, через которые
люди воспринимают и оценивают
друг друга. Эти диспозиции
опосредованы содержанием, целями,
ценностями, организацией совместной
деятельности и выступают основой
формирования социально-психологического
климата в коллективе. Феномены
межличностных отношений - ценностно-ориентационное
единство, коллективистское самоопределение,
коллективистская идентификация,
референтность и т.д.
Межличностная ситуация - основной обучающий
паттерн в приобретении индивидом
коммуникативной компетентности. Паттерн
(англ. -pattern) означает модель, конфигурацию,
образы, шаблон; любую последовательность
явлений во времени или любое
расположение предметов в пространстве,
которое можно отличить от других
последовательностей или расположений
и сравнить с ними.
Групповой потенциал обучения как
комплекс глубинных социально-психологических
ресурсов взаимодействия обучаемых
друг с другом и с преподавателями
позволяет:
- создать оптимальную обучающую
среду, благоприятные условия
для обучения;
- использовать самих обучаемых
и их взаимодействие как ценный
учебный материал;
- широко применять способы и
средства группового воздействия
на отдельных обучаемых;
- гибко управлять учебно-воспитательным
процессом с опорой на самоорганизацию
обучаемых.
Как показывает опыт социально-психологического
обучения, работа обучаемых в группе имеет
следующие преимущества:
- при разработке решений односторонние
интересы не превращаются в решающие;
- сводится к минимуму риск
неверного решения;
- над выполнением одного задания
работает достаточно большое
количество людей, что уменьшает
опасность упустить определенные детали
- обеспечивается более интенсивная
готовность и способность каждого
отдельного члена группы к
сотрудничеству;
- складываются условия для более
полной реализации интеллектуального
потенциала;
- оказывается исключительное воспитательное
воздействие;
- вырабатываются терпимость, готовность
подчиняться общим интересам,
признавать мнение других, честно
дискутировать, благодаря чему
устраняется резко выраженный
индивидуализм.
Вместе с тем нельзя не
отметить и недостатки работы
обучаемых в группе:
- выполнение учебных заданий
может потребовать более продолжительного
времени по сравнению с работой
отдельного человека. Время, в
течение которого члены группы
подстраиваются друг под друга
и устраняют возможные недоразумения,
может быть достаточно длительным;
- группа трудноуправляема, особенно
если велика по составу;
- отсутствует стимул личных
амбиций, так как участникам
групповой работы достигнутые ими результаты
не ставятся в заслугу;
- анонимность членов группы
может оказать отрицательное
влияние на стремление к результатам
и готовность к работе. Каждый
член группы может скрывать
свою низкую интеллектуальную
производительность за спинами
других участников.
^ Техника групповой работы в
процессе обучения включает в
себя два раздела: технику сплочения
учебной группы; технику групповой
работы в ходе учебных занятий.
^ Техника сплочения учебной
группы предполагает:
- представление и знакомство
обучаемых друг с другом;
- налаживание взаимодействия и
межличностных связей обучаемых;
- формирование постоянных и
временных учебных команд и
подгрупп.
^ Техника групповой работы в
ходе учебных занятий предусматривает
формирование:
- игровых учебных подгрупп и
команд при деловой игре и
анализе конкретных ситуаций;
- групповой среды в дискуссионных
и игровых методах;
- творческих групп при «мозговой
атаке»;
- рабочих тренинговых групп.
При применении методов активного
обучения используются также
приемы парной, триадной, микрогрупповой
работы обучаемых на учебных
занятиях.
Как правило, при применении
дискуссионных и игровых методов
активного социально-психологического
обучения среди обучаемых организуются
две-четыре рабочие группы (подгруппы).
Руководителей групп обучаемые выбирают
сами из общего состава участников. Получив
задание, каждая группа выполняет его
самостоятельно и автономно от другой
группы. После выполнения задания результаты
решения (доклады групп) выносятся на общее
обсуждение, в котором участвуют ведущий
и все группы обучаемых.
Сначала разбирается решение
первой группы, а другие группы
анализируют и оценивают его,
и наоборот. Анализ и оценка
производятся по схеме: соответствие
доклада группы заданной теме;
правильность решения; наличие
аргументации в пользу полученного
решения (полнота аргументации, ее
продуманность); творческий характер
решений (наличие собственных
мыслей); полнота полученного решения
(на все ли вопросы имеются ответы; степень
полноты использования предложенных для
занятия материалов и схем).
Используется также прием
организации соревнования между
группами, который позволяет добиться
активности и личной заинтересованности
со стороны обучаемых. В конце каждого
занятия ведущий объявляет две оценки:
за правильность решения группы и за активность
участия обучаемых в коллективной работе.
2.Общая характеристика
методов активного социального-психологического
обучения.
Методы обучения — способы взаимосвязанной
деятельности педагога и обучаемых,
направленные на достижение учебно-воспитательных
целей. Методы обучения зависят от его
целей и характера взаимодействия субъектов.
В педагогике и психологии различают
две группы методов коллективного
обучения: традиционные и активные
методы обучения.
Разделение методов обучения на две
группы: традиционные, или информационно-рецептивные
(от лат. receptio - «восприятие»), и активные
методы обучения (от лат. Aktivus- «деятельный»),
носит условный характер, так как все методы
в плане достижения определенных дидактических
целей должны нести в себе активность.
^ Методы традиционного обучения
- методы информационно-рецептивного
обучения, носящие репродуктивный
характер и направленные на
передачу определенной суммы
знаний, формирование навыков и
умений практической деятельности.
К ним относятся методы устного
изложения материала (лекция, рассказ
и др.); обсуждения учебного материала
(семинар, беседа и т.д.); самостоятельной
работы, показа, упражнений и др.
В целом традиционные методы
предполагают предоставление обучаемым
готовых решений в качестве
образца. Задача обучаемого при обучении
традиционными методами заключается в
основном в том, чтобы выучить заданное
и воспроизвести его при контроле. Эта
активность по своей направленности и
содержанию носит репродуктивный характер.
Именно это определяет при обучении традиционными
методами приоритетную роль памяти и недостаточное
внимание к управляемому развитию творческого
мышления, которое осуществляется лишь
опосредованно.
^ Методы активного обучения - методы
обучения, направленные на развитие
у обучаемых самостоятельного творческого
мышления и способности квалифицированно
решать нестандартные профессиональные
задачи. Цель обучения - не только вооружить
знаниями, навыками и умениями решать
профессиональные задачи, но и развить
умение мыслить, культуру мыслительной
творческой деятельности. Этим методам
присущи активность познавательной деятельности
обучаемых, тесная связь теории с практикой,
направленность на овладение диалектическим
методом анализа и решения сложных проблем,
развитая рефлексия, атмосфера сотрудничества
и сотворчества, содействие овладению
продуктивным стилем мышления и деятельности.
^ Методы активного социально-психологического
обучения - методы активного обучения,
целенаправленно реализующие социально-психологические
закономерности активной учебной
деятельности обучаемого в учебной
или иной целевой группе.
В учебном процессе методы
обучения обязательно осуществляются
в каких-либо организационных
формах. Форма обучения - организационный
способ осуществления учебного
процесса, внешнее выражение его
внутренней сущности, логики и
содержания. Форма обучения прежде
всего связана с количеством обучаемых,
временем и местом обучения, порядком
его осуществления. К формам обучения
в школе относятся урок, экскурсии, практикумы,
самостоятельная работа и др.
Любая из этих форм реализуется
одним или несколькими методами.
Например, на семинаре как форме
обучения могут использоваться
как традиционные методы обсуждения
учебного материала, так и нетрадиционные,
активные (дискуссия, «круглый стол»
и др.). Чаще всего формы обучения
включают в себя несколько
его методов. Так, практические
занятия интегрируют в себе
методы «интеллектуальной разминки»,
анализа конкретных ситуаций, ролевой
игры и т.д. С одной стороны,
в педагогической практике при
объединении различных методов
обучения иногда используется
смешанное название учебных занятий:
«семинар-дискуссия», «семинар-"круглый
стол"» и др.
С другой стороны, одни
и те же методы обучения
могут находить применение в
различных видах занятий. Например,
деловые игры могут применяться
на семинарских и практических
занятиях, научно-практических конференциях
и др.
^ Применение методов активного
социально-психологического обучения
конкретизируется в следующих
задачах:
1) овладение психолого-педагогическими
и специальными знаниями (знаниями
изучаемого предмета);
2) формирование личностных и
профессиональных умений и навыков,
особенно в сфере общения;
3) коррекция и развитие установок,
необходимых для успешной деятельности
и общения;
4) развитие способности адекватного
и полного познания себя и
других людей;
5) коррекция и развитие системы
отношений личности.
3.Методы психологического
воздействия (заражение,внушение,убеждение,подражание).
При активном социально-психологическом
обучении ведущим в той
или иной мере применяются все методы
психологического воздей-
ствия на обучаемых: заражение, внушение,
убеждение, подражание.
Заражение можно определить как
бессознательную, невольную