Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 16:15, дипломная работа
цель работы заключается в совершенствовании организационной системы управления Филиалом.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
- сбор информации о высших государственных образовательных учреждениях Кировско-Апатитского района;
- анализ организационной системы управления государственными образовательными учреждениями Кировско-Апатитского района;
- выявление недостатков организационной системы управления Филиалом ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова» в г.Кировске Мурманской области;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ…………………………………………………………… 9
1.1 Краткая характеристика организационной системы управления……… 9
1.2 Организационная система управления государственными образовательными учреждениями………………………………………….. 26
1.2.1 Образовательная система как объект управления……….................... 26
1.2.2 Основные методы и принципы управления………………..…………. 29
1.2.3 Механизмы управления образовательными системами……………... 40
1.3 Выработка стратегии в современных университетах в контексте глобальных изменений в управлении высшими учебными заведениями…………………………………………………………......…….. 43
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КИРОВСКО-АПАТИТСКОГО РАЙОНА……..…………………………… 46
2.1 Организационная система управления Филиалом ГОУ ВПО
«Костромской государственный университет им.Н.А.Некрасова
в г. Кировске в сравнении с образовательными учреждениями
Кировско-Апатитского района……………………………………………… 46
2.1.1 Анализ и оценка организационной системы управления
Кольским Филиалом Петрозаводского государственного
университета………………………………………………………………… 55
2.1.2 Организационная система управления Филиалом Санкт-
-Петербургского государственного инженерно-экономического
университета в г.Апатиты…………………………………………………… 60
2.1.3 Апатитский Филиал МГТУ, изучение организационной
системы управления………………..…………………………………….….. 63
2.2 Выявленные проблемы организационной системы управления
Филиалом ГОУ ВПО «Костромской государственный университет
им.Н.А.Некрасова» в г.Кировске………………..………………………….. 68
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛА
ГОУ ВПО «КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ.Н.А.НЕКРАСОВА» В Г.КИРОВСКЕ…...…………………..………….. 70
3.1 Создание системы дистанционного обучения……………….…............. 70
3.2 Использование системы интерактивного обучения…..………………... 73
3.3 Организация системы рейтинговой оценки учащихся…………………. 76
3.4 Затраты на реализацию предложенных мероприятий………………….. 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….. 89
осуществляться преподавателем, ведущим семинарские занятия.
В рамках текущего контроля в рейтинговых баллах будут оценены
все виды работы студента, предусмотренные рабочей учебной программой по дисциплине.
Преподаватель сможет использовать «штрафы» в виде уменьшения набранных баллов за пропуск лекционных занятий, за нарушение сроков выполнения учебной работы, за систематический отказ отвечать на семинарских занятиях и т.д. Размер штрафов устанавливается в пределах норм по соответствующему виду работы студента.
За блестящее выполнение отдельных видов заданий, активную работу на семинарских занятиях студенту могут начисляться премиальные баллы. Не рекомендуется превышать сумму всех премиальных баллов более 10. Премиальные баллы учитываются только при определении итоговой рейтинговой оценки, при этом итоговая сумма баллов, набранная студентом при изучении дисциплины, включая премиальные, не может превышать 100.
Промежуточный контроль успеваемости студентов будет включать подготовку и сдачу индивидуальных заданий в сроки, установленные графиком учебного процесса.
В случае пропуска занятий по уважительным причинам студент будет иметь право отработать их путем выполнения индивидуальных заданий по соответствующим темам. В этом случае деканат должен будет известить преподавателя о наличии предоставленной студентом справки или объяснительной записки.
При проведении зачета/экзамена итоговая оценка будет классифицироваться на диапазоны результативности и учитывается в
соответствии с табл. 2.
Организация занятий таким образом, чтобы они проходили интересно, с высокой результативностью и усвоением максимального объема полезной информации по изучаемому предмету - важная задача для любого преподавателя. Необходимо также выделить рекомендации к разработке рейтинговой системы в Филиале:
Таблица 2
Диапазон результативности
Диапазон
(итоговое количество баллов) |
Количество вопросов на зачёте/экзамене |
81-100 | 0 вопросов |
61-80 | 1 вопрос |
41-60 | 2 вопроса |
21-40 | 3 вопроса |
0-20 | недопуск |
1 Целью разрабатываемой рейтинговой системы ВУЗа должна являться комплексная оценка качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ высшего профессионального образования.
2 Оценка качества учебной работы студента в рейтинговой системе должна быть кумулятивной (накопительной) и использоваться для управления образовательным процессом и решения других вопросов по усмотрению ВУЗа.
3 Главные задачи рейтинговой системы должны заключаться в:
-
повышении мотивации студентов
к освоению образовательных
- повышении уровня организации образовательного процесса в ВУЗе.
4 Разработанную ВУЗом рейтинговую систему следует вводить во всем Филиале по всем дисциплинам основных образовательных программ (на начальном этапе возможно введение рейтинговой системы по одной или нескольким основным образовательным программам). Разработанная ВУЗом рейтинговая система должна формироваться единой для всех задействованных в эксперименте кафедр и вводиться одновременно на всех кафедрах, обеспечивающих основную образовательную программу.
5 Рейтинговая система должна стимулировать регулярную
самостоятельную учебную работу студентов в семестре. С этой целью суммарную рейтинговую оценку по дисциплине целесообразно формировать из рейтинговой оценки качества самостоятельной работы в семестре и рейтинговой оценки на промежуточной аттестации по дисциплине в семестре.
6 Рейтинговая система должна предусматривать поощрение студентов за хорошую работу в семестре проставлением «премиальных» баллов с возможностью получить семестровую оценку без сдачи экзаменов или зачетов. При этом целесообразно ограничить проставление оценки без прохождения промежуточной аттестации баллом не выше «хорошо» и предусмотреть для получения оценки «отлично» обязательное прохождение промежуточной аттестации.
7 Наиболее целесообразна разработка рейтинговой системы, учитывающей трудоемкость всех учебных дисциплин через, так называемые, «зачетные единицы». В этом случае успешность работы студента в семестре по каждой дисциплине оценивается одинаковой максимальной суммой баллов (например, 100 баллов = «стопроцентный успех»). Система зачетных единиц должна позволять достаточно легко выводить кумулятивную рейтинговую оценку, в том числе и по дисциплинам, изучаемым в 2-3 семестрах, и за все время обучения. Для каждого студента возможен расчет суммарного количества баллов и определение места, которое занимает студент в группе, на курсе, в ВУЗе.
8 Шкала оценок по отдельным модулям, блокам, разделам и т.д. каждой учебной дисциплины должна быть разработана соответствующей кафедрой и сообщается студентам в начале каждого семестра. Возможно использование варианта системы, в котором из 100 баллов по дисциплине, до 60 баллов выставляется за текущую работу в семестре и от 20 до 40 – за экзамены и зачеты. При получении на промежуточной аттестации оценки ниже 20 баллов выставляется «неуд» и требуется повторная сдача. Для получения допуска к экзамену или зачету студент должен в семестре
набрать не меньше 40 баллов.
9 Для организации постоянного текущего контроля и управления учебным процессом в ВУЗе все кафедры регулярно в течение семестра (3-4 раза на «контрольных» неделях) должны передавать в деканат сведения по рейтинговым оценкам студентов и заполнять соответствующую форму единой ведомости для текущего контроля и промежуточной аттестации, используемую в течение всего семестра.
10 Рейтинговая система в ВУЗе должна реализоваться с применением автоматизированной компьютерной подсистемы, которая собирает и обрабатывает информацию.
Выполнение функций управления системой рейтинговой оценки предлагается вменить в обязанности одного сотрудника методического отдела. В качестве оплаты за выполнение предложенных функций рекомендуются премиальные выплаты ежемесячно сотруднику в размере 20% от его оклада. Все расчёты по данному предложению представлены в главе 3.4.
С учётом выполнения данных требований можно рассчитывать на то, что данная система будет эффективно использоваться в ВУЗе и приведёт к желаемому результату.
3.4
Затраты на реализацию
Для оценки эффективности внедрения предложенных мероприятий необходимо рассчитать, на сколько увеличится фонд оплаты труда (ФОТ) в Филиале в среднем за год.
Известно, что оклад сотрудников Информационно-технического отдела и Учебного отдела составляет 3000 рублей. Сотрудникам начисляются 15 % от оклада за стаж, 40% - районный коэффициент и 80% - полярные надбавки. Так же при расчёте ФОТ учитываются страховые взносы – 34,2%.
Учитывая все вышеперечисленные составляющие можно рассчитать
ФОТ сотрудника Филиала за год:
Рассчитаем ФОТ для троих сотрудников за 1 год:
122229,36 * 3 = 366688,08 (руб.)
Далее необходимо рассчитать ФОТ данных сотрудников с учётом премиальных выплат за выполнение ими вменённых в обязанности функций.
1 Рассчитаем ФОТ сотрудника за год при реализации системы дистанционного обучения:
1) 3000,00 * (15% + 30%) = 1350,00 (руб.)
2) (3000,00 + 1350,00) * 2,2 = 9570,00 (руб.)
3) 9570,00 * 34,2% = 3272,94 (руб.)
4) 9570,00 + 3272,94 = 12842,94 (руб.) – ФОТ за месяц.
5) 12842,94 * 12 = 154115,28 (руб.) – ФОТ за год.
2 Рассчитаем ФОТ сотрудника за год при реализации системы интерактивного обучения:
1) 3000,00 * (15% + 15%) = 900,00 (руб.)
2) (3000,00 + 900,00) * 2,2 = 8580,00 (руб.)
3) 8580,00 * 34,2% = 2934,36 (руб.)
4) 8580,00 + 2934,36 = 11514,36 (руб.) – ФОТ за месяц.
5) 11514,36 * 12 = 138172,32 (руб.) – ФОТ за год.
Необходимо
также учесть затраты на покупку
необходимого оборудования для реализации
системы интерактивного обучения. Известно,
что стоимость одной
сумму, которая потребуется для приобретения данного оборудования:
50000,00 * 3 + 8000,00 * 3 = 174000,00 (руб.)
3 Рассчитаем ФОТ сотрудника за год при реализации системы рейтинговой оценки:
1) 3000,00 * (15% + 20%) = 1050,00 (руб.)
2) (3000,00 + 1050,00) * 2,2 = 8910,00 (руб.)
3) 8910,00 * 34,2% = 3047,22 (руб.)
4) 8910,00 + 3047,22 = 11957,22 (руб.) – ФОТ за месяц.
5) 11957,22 * 12 = 143486,64 (руб.) – ФОТ за год.
4 Исходя из данных расчётов, можно рассчитать ФОТ за год для реализации всех предложенных мероприятий:
154115,28 + 138172,32 + 143486,64 = 435774,24 (руб.)
5 Рассчитаем, на сколько увеличится ФОТ при реализации предложенных мероприятий:
435774,24
- 366688,08 = 69086,16 (руб.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В теоретической части работы рассмотрена система управления государственными образовательными учреждениями, в том числе, образовательная система как объект управления, основные методы, принципы и механизмы управления образовательными системами, выработка стратегии в современных университетах в контексте глобальных изменений в управлении высшими учебными заведениями.
Выполнен анализ системы управления государственными образовательными учреждениями Кировско-Апатитского района.
Выявлены такие проблемы, как преобладание системы платного обучения, редкое применение новых технологий и методов обучения, отсутствует наличие бюджетных мест для подготовки специалистов по предложенным Филиалом специальностям.
Предложены конкретные мероприятия по совершенствованию организационной системы управления Филиалом ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова» в г. Кировске Мурманской области:
1
Создание системы
2 Использование системы интерактивного обучения, которое позволило бы образовательному учреждению приспособиться к управлению процессом образования на базе современных методов обучения.
3 Организация системы рейтинговой оценки, которая направлена на улучшение качества образования, а также на укрепление дисциплины обучающихся в ВУЗе и на их индивидуальное развитие.
При использовании в Филиале предложенных систем можно рассчитывать на улучшение качества образовательных услуг, а также на прочное закрепление своих позиций на рынке образовательных услуг.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Устав филиала ГОУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова» в г.Кировске Мурманской области.
2 Положение о филиале ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им.Н.А.Некрасова» в г.Кировске Мурманской области, 2004 г.