Совершенствование организационной системы управления государственными образовательными учреждениями Кировско-Апатитского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 16:15, дипломная работа

Описание

цель работы заключается в совершенствовании организационной системы управления Филиалом.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
- сбор информации о высших государственных образовательных учреждениях Кировско-Апатитского района;
- анализ организационной системы управления государственными образовательными учреждениями Кировско-Апатитского района;
- выявление недостатков организационной системы управления Филиалом ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова» в г.Кировске Мурманской области;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ…………………………………………………………… 9
1.1 Краткая характеристика организационной системы управления……… 9
1.2 Организационная система управления государственными образовательными учреждениями………………………………………….. 26
1.2.1 Образовательная система как объект управления……….................... 26
1.2.2 Основные методы и принципы управления………………..…………. 29
1.2.3 Механизмы управления образовательными системами……………... 40
1.3 Выработка стратегии в современных университетах в контексте глобальных изменений в управлении высшими учебными заведениями…………………………………………………………......…….. 43
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КИРОВСКО-АПАТИТСКОГО РАЙОНА……..…………………………… 46
2.1 Организационная система управления Филиалом ГОУ ВПО
«Костромской государственный университет им.Н.А.Некрасова
в г. Кировске в сравнении с образовательными учреждениями
Кировско-Апатитского района……………………………………………… 46
2.1.1 Анализ и оценка организационной системы управления
Кольским Филиалом Петрозаводского государственного
университета………………………………………………………………… 55
2.1.2 Организационная система управления Филиалом Санкт-
-Петербургского государственного инженерно-экономического
университета в г.Апатиты…………………………………………………… 60
2.1.3 Апатитский Филиал МГТУ, изучение организационной
системы управления………………..…………………………………….….. 63
2.2 Выявленные проблемы организационной системы управления
Филиалом ГОУ ВПО «Костромской государственный университет
им.Н.А.Некрасова» в г.Кировске………………..………………………….. 68
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛА
ГОУ ВПО «КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ.Н.А.НЕКРАСОВА» В Г.КИРОВСКЕ…...…………………..………….. 70
3.1 Создание системы дистанционного обучения……………….…............. 70
3.2 Использование системы интерактивного обучения…..………………... 73
3.3 Организация системы рейтинговой оценки учащихся…………………. 76
3.4 Затраты на реализацию предложенных мероприятий………………….. 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….. 89

Работа состоит из  1 файл

DIPLOM.doc

— 840.50 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, механизмы функционирования и механизмы управления определяют, как ведут себя участники системы, как они принимают решения (напомним, что термины «механизм управления» и «процедура управления» в настоящей работе употребляются как синонимы).

     На  сегодняшний день в теории управления накоплен значительный опыт разработки, исследования и внедрения на практике механизмов управления, соответствующих всему управленческому циклу (то есть, позволяющих реализовывать функции планирования, организации, мотивации и контроля)[9].

     Для эффективного управления любой системой необходимо иметь набор адекватных механизмов управления, которые можно разделить на:

     - механизмы управления системой  образования со стороны общества (государства); в т.ч. механизмы управления ее структурой;

     - механизмы управления ОС.

     В рамках управления развитием ОС, и, в первую очередь – развитием системы управления образованием, ключевую роль играет программа развития – документ, декларирующий, конкретизирующий и институализирующий  пять задач управления: анализ текущего состояния, прогноз, целеполагание, планирование и обеспечение ресурсами. [9].

     В соответствии с общими принципами управления ОС, программа развития ОС должна содержать:

     1) Описание ОС. Программа развития  ОС должна явно или неявно основываться на некоторой модели ОС (см. выше), в рамках которой желательно отражение информации, выражаемой следующими группами показателей:

     1 Общая информация о регионе:

     - природно-климатические и экологические факторы;

     - экономическая ситуация;

     - социальная и культурная сфера;

     - демографическая ситуация;

     - занятость населения.

     2 Общая информация о структуре ОС.

     3 Информация для внешней модели ОС.

     4 Информация для внутренней модели ОС.

     2) Определение общих и частных  целей проектов развития ОС и предметов управления. Наличие модели ОС дает возможность сформулировать общую цель развития ОС, которая посредством конкретизации превращается в набор частных целей (которые с учетом существующих условий – возможностей, ограничений и т.д., в свою очередь, превращаются в задачи развития).

     3) Определение критерия эффективности проекта (функционирования ОС), ставящего в соответствие состоянию ОС, описываемой в рамках принятой ее модели, степень соответствия целям, перечисленным в предыдущем пункте.

     4) Определение множества допустимых  вариантов реализации проекта.

     5) Перечисление задач и функций  управления, определение критерия эффективности управляющих воздействий, который ставит в соответствие управляющему воздействию степень соответствия состояния ОС, достигаемого в результате реализации данного воздействия, целям, перечисленным во втором пункте.

     Реализация  перечисленных пяти пунктов дает возможность установить взаимосвязь между частными управляющими воздействиями и требуемым для этого ресурсным обеспечением (вариантами развития ОС), с одной стороны, и общей целью развития ОС, с другой стороны, что позволяет формулировать и решать задачу оптимизации функционирования ОС[14].

     6) Обоснование программы развития  – описание результатов решения задач оптимизации функционирования ОС – сравнения эффективностей различных допустимых вариантов развития и выбор среди них варианта, обладающего максимальной или, соответственно, удовлетворительной эффективностью.

     7) Описание набора действий, мероприятий и т.д. (с указанием сроков, ответственных, ресурсов и т.д.). Содержание данного пункта – указание оптимального или рационального варианта развития – должно вытекать из результатов предыдущего пункта, то есть из обоснования программы развития ОС.

     8) Описание механизмов управления. Здесь должно описываться, как будут достигаться цели, как будут решаться поставленные задачи, как будет организована работа, как будут мотивироваться участники и т.д.

     Таким образом, программа развития ОС, то есть содержание комплекса проектов, должна состоять из «описательной» части (пункты 1-5), обоснования (пункт 6), формулировки оптимального или рационального варианта развития (пункт 7) и описания механизмов управления (пункт 8)[6].

    1.3 Выработка  стратегии в современных университетах в контексте глобальных изменений в управлении высшими учебными заведениями

     Реформы в сфере управления высшими учебными заведениями в последние годы происходят под влиянием как внешних, так и внутренних сил и строятся в разных странах более или  менее по единому образцу. В основном им присущи следующие направления:

     - законодательство, предоставляющее ВУЗам автономность и независимость;

     - переход некоторых функций по  контролю и управлению от государства  к самим ВУЗам;

     - создание буферных организаций  или агентов для осуществления  функций постоянного финансового  контроля и надзора в секторе высшего образования;

     - внедрение новых моделей финансирования, предоставляющих большую свободу  ВУЗам и позволяющих развивать  новые источники доходов;

     - создание внешних агентов, в  ведение которых входит мониторинг  качества образовательных курсов, читаемых в ВУЗе;

     - развитие новых форм подотчётности  посредством контроля за выполнением  национальных целей в сфере  образования и задач, обозначенных  в стратегии ВУЗа;

     - подтверждение роли и функций  учёного совета ВУЗа, а также  его подотчётности министерству  или буферной организации;

     - постепенный уход государства от участия в назначении президента (ректора) ВУЗа и членов учёного совета[7].

     Важной  составляющей политики ВУЗов становится выработка общевузовской стратегии. Стратегия должна соответствовать  и во многом детализировать национальную стратегию развития сферы образования. От соответствия результатов показателям деятельности будет напрямую зависеть и финансирование ВУЗов. Конечно, кроме государственной поддержки ВУЗов существуют другие объективные причины для разработки стратегии ВУЗа, а именно: эффективное использование ограниченных ресурсов, улучшение качества образовательных услуг, определение центральной линии развития для внешних и внутренних пользователей, получение финансирования из дополнительных внебюджетных источников, формальные требования[7].

     Сама  стратегия может и не публиковаться  открыто, иметь статус внутреннего  пользования, а широкой общественности могут быть открыты только основные вехи развития. Это немного напоминает промышленные секреты крупных корпораций по производству тех или иных продуктов. Однако же каждый профессор, преподаватель и исследователь имеет доступ к этому документу и на его основе должен разрабатывать собственный план развития с указанием конкретного количества публикаций на те или иные темы, темы и места проведения научных семинаров и конференций и т.д. Если же научная и преподавательская деятельность сотрудника ВУЗа на протяжении нескольких лет не соответствует личному плану, может встать вопрос о смещении его с должности. Это уже свидетельствует о появлении новой тенденции в управлении человеческими ресурсами в секторе высшего образования. Такая модель управления позволяет поддерживать конкурентоспособность ВУЗа на постоянном уровне, назначая лучших сотрудников в границах не только одной страны, но и на международном уровне. Разработка стратегии ВУЗа, введение отчётности на основе показателей и индикаторов результативности создаёт в ВУЗе в высшей степени конкурентную атмосферу, которая может сравниться только с бизнес-средой. Для многих молодых преподавателей и исследователей появление новой конкурентной среды в сфере образования может служить дополнительным стимулом для продолжения работы в ней, т.к. аргумент недостатка драйва по сравнению с бизнес-средой будет уже не актуален.

     В некоторых ВУЗах стратегия уже  разрабатывается и утверждается на самом высоком уровне[7]. 
 

    2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КИРОВСКО-АПАТИТСКОГО РАЙОНА

    2.1 Организационная система управления Филиалом ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им.Н.А.Некрасова» в г.Кировске в сравнении с образовательными учреждениями Кировско-Апатитского района

     Филиал  является структурным подразделением государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова». Филиал наделен по доверенности, выданной ректором Университета, полностью или частично правомочиями юридического лица.

     Филиал    имеет    печать   с    изображением Государственного герба

Российской  Федерации и своим наименованием, штамп, самостоятельный фирменный  бланк; владеет обособленной частью государственной собственности и собственностью Филиала.

     Филиал  осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Законом  РФ «О высшем и послевузовском образовании», иными федеральными законами, Уставом  ГОУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова» и Положением о Филиале.

     Филиал  осуществляет реализацию образовательных  программ в соответствии с полученными  лицензиями. Обучение ведется на русском  языке с соблюдением государственных  образовательных стандартов с учетом особенностей региона, на основе учебных планов и программ, разработанных  в филиале Университета[1].

     Главными  задачами Филиала являются:

     - удовлетворение    потребностей    личности   в     интеллектуальном,

 культурном и   нравственном развитии посредством получения высшего

образования;

     - удовлетворение потребностей общества  в высококвалифицированных кадрах, сочетающих высокую общую культуру  с профессиональной компетентностью;

     - проведение научных исследований  и опытно-конструкторских работ;

     - повышение общеобразовательного  и культурного уровня населения,  расширения его знаний.

     В Филиале обрабатываются, апробируются и реализуются на практике разнообразные  виды поддержки учебного процесса, направленные на повышение его результативности.

      Университет самостоятельно формирует свою структуру, за исключением создания, реорганизации, переименования и ликвидации филиалов.

     Филиал  осуществляет самостоятельно все функции Университета или

их часть. Филиал Университета создается, реорганизовывается, переименовывается и ликвидируется в соответствии с законодательством Российской Федерации[1].

     Организационная структура Филиала имеет как  линейные, так и функциональные связи.

     Организационная структура Филиала состоит из следующих блоков: Министерство образования РФ, КГУ, совет Филиала КГУ, директор Филиала КГУ, юридическая консультация, финансово-экономическая служба, отдел кадров, блок дополнительного образования, приемная комиссия, блок внеурочной воспитательной работы и социально-психологического развития, блок образовательной деятельности, блок административно-хозяйственной деятельности, блок студентов. Блок образовательной деятельности состоит, свою очередь, из следующих подразделений: учебного отдела, методического отдела, информационно-технического отдела и профессорско-преподавательского состава[1].

     Разработка       стратегии     управления      Филиалом     входит    в

функциональные  обязанности директора.

     Для выявления стратегии организации  необходимо сначала определиться с  миссией. Миссия - это утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобной. В нашем случае миссией филиала КГУ является обеспечение как предприятий (организаций, учреждений), так и общества в целом высококвалифицированными кадрами, способными применить полученные знания на деле.

     Стратегия в свою очередь заключается в  обеспечении будущих студентов  Филиала специальностями, востребованными  на рынке труда. Поэтому тактические  планы выглядят следующим образом:

     - проведение маркетинговых исследований  для того, чтобы выяснить специальности  (профессии), пользующиеся спросом  на рынке труда;

Информация о работе Совершенствование организационной системы управления государственными образовательными учреждениями Кировско-Апатитского района