Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 16:15, дипломная работа
цель работы заключается в совершенствовании организационной системы управления Филиалом.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
- сбор информации о высших государственных образовательных учреждениях Кировско-Апатитского района;
- анализ организационной системы управления государственными образовательными учреждениями Кировско-Апатитского района;
- выявление недостатков организационной системы управления Филиалом ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова» в г.Кировске Мурманской области;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ…………………………………………………………… 9
1.1 Краткая характеристика организационной системы управления……… 9
1.2 Организационная система управления государственными образовательными учреждениями………………………………………….. 26
1.2.1 Образовательная система как объект управления……….................... 26
1.2.2 Основные методы и принципы управления………………..…………. 29
1.2.3 Механизмы управления образовательными системами……………... 40
1.3 Выработка стратегии в современных университетах в контексте глобальных изменений в управлении высшими учебными заведениями…………………………………………………………......…….. 43
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КИРОВСКО-АПАТИТСКОГО РАЙОНА……..…………………………… 46
2.1 Организационная система управления Филиалом ГОУ ВПО
«Костромской государственный университет им.Н.А.Некрасова
в г. Кировске в сравнении с образовательными учреждениями
Кировско-Апатитского района……………………………………………… 46
2.1.1 Анализ и оценка организационной системы управления
Кольским Филиалом Петрозаводского государственного
университета………………………………………………………………… 55
2.1.2 Организационная система управления Филиалом Санкт-
-Петербургского государственного инженерно-экономического
университета в г.Апатиты…………………………………………………… 60
2.1.3 Апатитский Филиал МГТУ, изучение организационной
системы управления………………..…………………………………….….. 63
2.2 Выявленные проблемы организационной системы управления
Филиалом ГОУ ВПО «Костромской государственный университет
им.Н.А.Некрасова» в г.Кировске………………..………………………….. 68
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛА
ГОУ ВПО «КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ.Н.А.НЕКРАСОВА» В Г.КИРОВСКЕ…...…………………..………….. 70
3.1 Создание системы дистанционного обучения……………….…............. 70
3.2 Использование системы интерактивного обучения…..………………... 73
3.3 Организация системы рейтинговой оценки учащихся…………………. 76
3.4 Затраты на реализацию предложенных мероприятий………………….. 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….. 89
Таким образом, механизмы функционирования и механизмы управления определяют, как ведут себя участники системы, как они принимают решения (напомним, что термины «механизм управления» и «процедура управления» в настоящей работе употребляются как синонимы).
На сегодняшний день в теории управления накоплен значительный опыт разработки, исследования и внедрения на практике механизмов управления, соответствующих всему управленческому циклу (то есть, позволяющих реализовывать функции планирования, организации, мотивации и контроля)[9].
Для эффективного управления любой системой необходимо иметь набор адекватных механизмов управления, которые можно разделить на:
- механизмы управления системой образования со стороны общества (государства); в т.ч. механизмы управления ее структурой;
- механизмы управления ОС.
В рамках управления развитием ОС, и, в первую очередь – развитием системы управления образованием, ключевую роль играет программа развития – документ, декларирующий, конкретизирующий и институализирующий пять задач управления: анализ текущего состояния, прогноз, целеполагание, планирование и обеспечение ресурсами. [9].
В соответствии с общими принципами управления ОС, программа развития ОС должна содержать:
1) Описание ОС. Программа развития ОС должна явно или неявно основываться на некоторой модели ОС (см. выше), в рамках которой желательно отражение информации, выражаемой следующими группами показателей:
1 Общая информация о регионе:
- природно-климатические и экологические факторы;
- экономическая ситуация;
- социальная и культурная сфера;
- демографическая ситуация;
- занятость населения.
2 Общая информация о структуре ОС.
3 Информация для внешней модели ОС.
4 Информация для внутренней модели ОС.
2) Определение общих и частных целей проектов развития ОС и предметов управления. Наличие модели ОС дает возможность сформулировать общую цель развития ОС, которая посредством конкретизации превращается в набор частных целей (которые с учетом существующих условий – возможностей, ограничений и т.д., в свою очередь, превращаются в задачи развития).
3) Определение критерия эффективности проекта (функционирования ОС), ставящего в соответствие состоянию ОС, описываемой в рамках принятой ее модели, степень соответствия целям, перечисленным в предыдущем пункте.
4)
Определение множества
5) Перечисление задач и функций управления, определение критерия эффективности управляющих воздействий, который ставит в соответствие управляющему воздействию степень соответствия состояния ОС, достигаемого в результате реализации данного воздействия, целям, перечисленным во втором пункте.
Реализация перечисленных пяти пунктов дает возможность установить взаимосвязь между частными управляющими воздействиями и требуемым для этого ресурсным обеспечением (вариантами развития ОС), с одной стороны, и общей целью развития ОС, с другой стороны, что позволяет формулировать и решать задачу оптимизации функционирования ОС[14].
6)
Обоснование программы
7) Описание набора действий, мероприятий и т.д. (с указанием сроков, ответственных, ресурсов и т.д.). Содержание данного пункта – указание оптимального или рационального варианта развития – должно вытекать из результатов предыдущего пункта, то есть из обоснования программы развития ОС.
8) Описание механизмов управления. Здесь должно описываться, как будут достигаться цели, как будут решаться поставленные задачи, как будет организована работа, как будут мотивироваться участники и т.д.
Таким образом, программа развития ОС, то есть содержание комплекса проектов, должна состоять из «описательной» части (пункты 1-5), обоснования (пункт 6), формулировки оптимального или рационального варианта развития (пункт 7) и описания механизмов управления (пункт 8)[6].
1.3 Выработка
стратегии в современных
Реформы в сфере управления высшими учебными заведениями в последние годы происходят под влиянием как внешних, так и внутренних сил и строятся в разных странах более или менее по единому образцу. В основном им присущи следующие направления:
- законодательство, предоставляющее ВУЗам автономность и независимость;
-
переход некоторых функций по
контролю и управлению от
-
создание буферных организаций
или агентов для осуществления
функций постоянного
-
внедрение новых моделей
-
создание внешних агентов, в
ведение которых входит
-
развитие новых форм
-
подтверждение роли и функций
учёного совета ВУЗа, а также
его подотчётности
- постепенный уход государства от участия в назначении президента (ректора) ВУЗа и членов учёного совета[7].
Важной
составляющей политики ВУЗов становится
выработка общевузовской
Сама стратегия может и не публиковаться открыто, иметь статус внутреннего пользования, а широкой общественности могут быть открыты только основные вехи развития. Это немного напоминает промышленные секреты крупных корпораций по производству тех или иных продуктов. Однако же каждый профессор, преподаватель и исследователь имеет доступ к этому документу и на его основе должен разрабатывать собственный план развития с указанием конкретного количества публикаций на те или иные темы, темы и места проведения научных семинаров и конференций и т.д. Если же научная и преподавательская деятельность сотрудника ВУЗа на протяжении нескольких лет не соответствует личному плану, может встать вопрос о смещении его с должности. Это уже свидетельствует о появлении новой тенденции в управлении человеческими ресурсами в секторе высшего образования. Такая модель управления позволяет поддерживать конкурентоспособность ВУЗа на постоянном уровне, назначая лучших сотрудников в границах не только одной страны, но и на международном уровне. Разработка стратегии ВУЗа, введение отчётности на основе показателей и индикаторов результативности создаёт в ВУЗе в высшей степени конкурентную атмосферу, которая может сравниться только с бизнес-средой. Для многих молодых преподавателей и исследователей появление новой конкурентной среды в сфере образования может служить дополнительным стимулом для продолжения работы в ней, т.к. аргумент недостатка драйва по сравнению с бизнес-средой будет уже не актуален.
В
некоторых ВУЗах стратегия уже
разрабатывается и утверждается на
самом высоком уровне[7].
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КИРОВСКО-АПАТИТСКОГО РАЙОНА
2.1 Организационная система управления Филиалом ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им.Н.А.Некрасова» в г.Кировске в сравнении с образовательными учреждениями Кировско-Апатитского района
Филиал является структурным подразделением государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова». Филиал наделен по доверенности, выданной ректором Университета, полностью или частично правомочиями юридического лица.
Филиал имеет печать с изображением Государственного герба
Российской
Федерации и своим
Филиал осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О высшем и послевузовском образовании», иными федеральными законами, Уставом ГОУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова» и Положением о Филиале.
Филиал
осуществляет реализацию образовательных
программ в соответствии с полученными
лицензиями. Обучение ведется на русском
языке с соблюдением
Главными задачами Филиала являются:
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном,
культурном и нравственном развитии посредством получения высшего
образования;
-
удовлетворение потребностей
-
проведение научных
-
повышение
В
Филиале обрабатываются, апробируются
и реализуются на практике разнообразные
виды поддержки учебного процесса,
направленные на повышение его
Университет самостоятельно формирует свою структуру, за исключением создания, реорганизации, переименования и ликвидации филиалов.
Филиал осуществляет самостоятельно все функции Университета или
их часть. Филиал Университета создается, реорганизовывается, переименовывается и ликвидируется в соответствии с законодательством Российской Федерации[1].
Организационная структура Филиала имеет как линейные, так и функциональные связи.
Организационная
структура Филиала состоит из
следующих блоков: Министерство образования
РФ, КГУ, совет Филиала КГУ, директор Филиала
КГУ, юридическая консультация, финансово-экономическая
служба, отдел кадров, блок дополнительного
образования, приемная комиссия, блок
внеурочной воспитательной работы и социально-психологического
развития, блок образовательной деятельности,
блок административно-хозяйственной деятельности,
блок студентов. Блок образовательной
деятельности состоит, свою очередь, из
следующих подразделений: учебного отдела,
методического отдела, информационно-технического
отдела и профессорско-
Разработка стратегии управления Филиалом входит в
функциональные обязанности директора.
Для
выявления стратегии
Стратегия в свою очередь заключается в обеспечении будущих студентов Филиала специальностями, востребованными на рынке труда. Поэтому тактические планы выглядят следующим образом:
-
проведение маркетинговых