Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 16:15, дипломная работа
цель работы заключается в совершенствовании организационной системы управления Филиалом.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
- сбор информации о высших государственных образовательных учреждениях Кировско-Апатитского района;
- анализ организационной системы управления государственными образовательными учреждениями Кировско-Апатитского района;
- выявление недостатков организационной системы управления Филиалом ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова» в г.Кировске Мурманской области;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ…………………………………………………………… 9
1.1 Краткая характеристика организационной системы управления……… 9
1.2 Организационная система управления государственными образовательными учреждениями………………………………………….. 26
1.2.1 Образовательная система как объект управления……….................... 26
1.2.2 Основные методы и принципы управления………………..…………. 29
1.2.3 Механизмы управления образовательными системами……………... 40
1.3 Выработка стратегии в современных университетах в контексте глобальных изменений в управлении высшими учебными заведениями…………………………………………………………......…….. 43
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КИРОВСКО-АПАТИТСКОГО РАЙОНА……..…………………………… 46
2.1 Организационная система управления Филиалом ГОУ ВПО
«Костромской государственный университет им.Н.А.Некрасова
в г. Кировске в сравнении с образовательными учреждениями
Кировско-Апатитского района……………………………………………… 46
2.1.1 Анализ и оценка организационной системы управления
Кольским Филиалом Петрозаводского государственного
университета………………………………………………………………… 55
2.1.2 Организационная система управления Филиалом Санкт-
-Петербургского государственного инженерно-экономического
университета в г.Апатиты…………………………………………………… 60
2.1.3 Апатитский Филиал МГТУ, изучение организационной
системы управления………………..…………………………………….….. 63
2.2 Выявленные проблемы организационной системы управления
Филиалом ГОУ ВПО «Костромской государственный университет
им.Н.А.Некрасова» в г.Кировске………………..………………………….. 68
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛА
ГОУ ВПО «КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ.Н.А.НЕКРАСОВА» В Г.КИРОВСКЕ…...…………………..………….. 70
3.1 Создание системы дистанционного обучения……………….…............. 70
3.2 Использование системы интерактивного обучения…..………………... 73
3.3 Организация системы рейтинговой оценки учащихся…………………. 76
3.4 Затраты на реализацию предложенных мероприятий………………….. 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….. 89
-
получение лицензий на
-
участие Филиала в различных
выставках образовательных
Основной процесс, протекающий в Филиале - это учебно-воспитательный. Учебный процесс в Филиале строится в соответствии с утвержденными планами и графиками. Общий объем учебной работы студентов каждой формы обучения соответствует ГОС.
В 2010/2011 учебном году на дневном отделении обучение ведётся по четырем специальностям: 080507.65 Менеджмент организации, 050502.65 Технология и предпринимательство, 050502.65 Информатика, 080111 Маркетинг; и по одному направлению: 080700.65 Бизнес-информатика; на заочном отделении по двум специальностям: 080507.65 Менеджмент организации, 080104.65 Экономика труда.
В Филиале разрабатываются, апробируются и реализуются на практике различные виды поддержки учебного процесса, направленные на повышение его результативности[12].
Разработанные рабочие программы изучаемых дисциплин
соответствуют требованиям и содержанию подготовки выпускников определенных ГОС. Работу по разработке и утверждению рабочих программ осуществляют кафедры. Общее руководство и контроль – заместитель директора по учебной работе.
Учитывая
современные тенденции развития
профессионального образования, профессорско-
Преподаватели Филиала широко используют активные методы и формы проведения занятий: информационные технологии, производственные ситуации, проблемное обучение, метод проектов, деловую игру с применением компьютерных технологий и другие.
Особое внимание уделяется усилению воспитательной составляющей
образовательного процесса, повышению социального и культурного потенциала, формированию общечеловеческих ценностей у молодого поколения.
Цели и задачи воспитания: воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности – гражданина и патриота России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения; формирование у студентов социальных компетентностей, нравственных, духовных и культурных ценностей и потребностей; создание условий для интеллектуальной и творческой самореализации личности. Воспитательная деятельность в вузе направлена на формирование у студентов таких важнейших личностных качеств, как трудолюбие, организованность, дисциплинированность, ответственность[12].
Ежегодно составляется план работы Филиала, который утверждается директором.
Цели и задачи Филиала КГУ имени Н.А. Некрасова определены
в соответствии с современными тенденциями развития высшей школы, которые нацелены на переход на двухуровневую систему высшего образования и новые государственные стандарты высшего профессионального образования, на обновление структуры и содержания образования, развитие фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирование системы непрерывного образования, информатизацию образования.
1
Планирование труда и кадров:
в высших учебных заведениях предусматриваются
должности научно – педагогического (профессорско-
К
профессорско-
декана, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего
преподавателя, преподавателя, ассистента.
Согласно инструктивному письму Министерства образования Российской Федерации штатное расписание ВУЗа устанавливается в соответствии с утвержденной структурой (институт, факультет, филиал, учебно-консультационный центр, кафедра, отдел и т.д.) в разрезе категорий персонала:
-
профессорско-
-
учебно-вспомогательный
-
административно-
- прочий обслуживающий персонал.
Штатное
расписание ВУЗа увязывается со сводным
расчетом фонда оплаты труда, распределением
должностей профессорско-
Лимиты
штатного расписания профессорско-
состава вуза привязываются Министерством образования Российской Федерации к численности студентов (согласно государственному приказу при приеме на первый курс)[2].
Замещение всех должностей научно – педагогического персонала в ВУЗе производится по трудовому договору (контракту), заключаемому на срок до пяти лет. Заключению контракта предшествует конкурсный отбор.
Должности декана, заведующего кафедрой, руководителя Филиала являются выборными.
2
Планирование потребности в
Специалисты с высшим образованием обеспечивают рост экономики страны, ее место в международном разделении труда, эффективное использование природных ресурсов на территории страны. При ограничении бюджета страны возникает проблема выбора направлений вложения средств, где одним из направлений является образование населения и в частности высшее образование. В процессе планирования образования можно выделить два основных аспекта.
Во-первых, необходимо так осуществить планирование, чтобы правильно и вовремя обеспечить различные секторы экономики страны квалифицированными кадрами специалистов.
Во-вторых,
при планировании необходимо учитывать
различные индивидуальные требования,
которые предъявляет общество к
образованию. Функция удовлетворения
индивидуальных потребностей и функция
эффективности экономики страны
в целом находятся в
Система высшего образования является многоуровневой и динамической. Ее верхний уровень - Министерство образования, нижний - ВУЗы. Министерство выполняет двоякую роль. С одной стороны, оно, взаимодействуя с другими федеральными органами управления, обеспечивает стратегию развития страны. При этом устанавливаются размеры бюджетного финансирования, общая потребность в специалистах с высшим образованием, выбираются принципы деятельности системы высшего образования в общей системе образования населения. На уровне Министерства образования происходит оценка направлений развития экономики страны, делается прогноз потребности в специалистах, вырабатываются рекомендации по количеству, структуре и региональному распределению подготавливаемых кадров. Существенными элементами политики в области образования являются решения о сроках обучения, открытии новых вузов, классификации областей образования[12].
Основными документами, регламентирующими деятельность ВУЗа со стороны Министерства образования, являются лицензия на право ведения образовательной деятельности, выделяемый размер и структура финансов, план приема абитуриентов, нормы расчета численности работающих, классификаторы направлений и специальностей образования,
образовательные стандарты (минимально допустимый уровень образования).
Ресурсное планирование предполагает увязку выделенного количества ресурсов и плана подготовки специалистов. В этом случае на базе выделенного бюджетного финансирования высшего образования определяют возможное число студентов в вузах, а затем желаемую структуру специалистов по специальностям. Ресурсное планирование ориентируется на максимальное удовлетворение потребностей экономики страны в специалистах с высшим образованием при лимите выделенных средств[13].
Базовыми положениями для планирования потребности в высшем образовании могут быть:
-
процесс роста числа
- из общего числа выпускников школ и средних технических заведений только 80% имеют уровень подготовки, соответствующий требованиям конкурсных испытаний в ВУЗ;
- из общего числа поступивших в ВУЗ только 80%, в силу
различных причин, становятся выпускниками.
Определение потребности в специалистах отдельной специальности представляет чрезвычайно сложную задачу. Здесь проявляется общественная престижность, семейные традиции, возможность будущего трудоустройства, условия труда и сложившийся размер оплаты труда. Особенно трудным становится ее решение в условиях нестабильности экономики. Падение объемов производства ведет к значительному высвобождению рабочей силы и снижению спроса на новый персонал, рост объемов производства влечет существенные перетоки работающих между работающими. Большой неопределенностью отличается прогноз состояния производства в период общего кризиса и изменения структуры экономики.
Если высшая школа не будет учитывать перспективы
научно-технического прогноза, то она станет тормозом развития общества. Если людей не готовят для работы в новых областях, то эти области могут вообще не появиться[1].
3
Планирование себестоимости:
По
одной специальности требуется
очень дорогое учебное
Оплата труда делится на основную и дополнительную, а также по категориям работающих. Расходы на оплату труда преподавателей определяются количеством затрачиваемых часов и ставкой часовой оплаты труда. Последняя устанавливается в пропорции к минимальному размеру оплаты труда, принятому постановлением Правительства России[1].
Расходы на оплату труда учебно-вспомогательного персонала
считаются так же, как и для преподавателей через затраты времени
работы и нормативную (договорную) ставку оплаты за один час.
Надбавки к заработной плате могут устанавливаться в связи с усложнением условий труда, вызванных работой в вечернее время, в выходные дни, а также по другим причинам.
Расходы по использованию оборудования должны включать оплату:
- электроэнергии;
- используемых материалов;
- амортизации оборудования;
-
амортизации стоимости
Филиал осуществляет приём абитуриентов, как на очное, так и на заочное отделение.
Обучение в Филиале осуществляется уже чётко устоявшимся методом, можно сказать, классическим, как и в большинстве университетов. Какие-либо другие методы обучения, например, метод дистанционного обучения, обучение с использованием рейтинговой оценки и т.п. в Филиале не применялись.
В последнее время в Филиале наблюдалось сокращение бюджетных мест для обучения на очном отделении, что привело к значительному уменьшению количества обучающихся. Как уже упоминалось ранее, не всем «по карману» платить за обучение, и тем не менее, набор, как на очное, так и на заочное обучение на платной основе Филиалом осуществляется.
Система образовательной деятельности Филиала весьма схожа с системами других высших образовательных учреждений Кировско-Апатитского района. Однако существуют и различия в системе организационного управления ВУЗами. Рассмотрим более подробно деятельность таких образовательных учреждений, как Кольский Филиал Петрозаводского государственного университета, Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г.Апатиты, Апатитский Филиал МГТУ, в результате чего можно будет провести сравнительную оценку и выявить существенные недостатки Филиала КГУ в г.Кировске, а в последствие сформировать предложения