Совершенствование организационной системы управления государственными образовательными учреждениями Кировско-Апатитского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 16:15, дипломная работа

Описание

цель работы заключается в совершенствовании организационной системы управления Филиалом.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
- сбор информации о высших государственных образовательных учреждениях Кировско-Апатитского района;
- анализ организационной системы управления государственными образовательными учреждениями Кировско-Апатитского района;
- выявление недостатков организационной системы управления Филиалом ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова» в г.Кировске Мурманской области;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ…………………………………………………………… 9
1.1 Краткая характеристика организационной системы управления……… 9
1.2 Организационная система управления государственными образовательными учреждениями………………………………………….. 26
1.2.1 Образовательная система как объект управления……….................... 26
1.2.2 Основные методы и принципы управления………………..…………. 29
1.2.3 Механизмы управления образовательными системами……………... 40
1.3 Выработка стратегии в современных университетах в контексте глобальных изменений в управлении высшими учебными заведениями…………………………………………………………......…….. 43
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КИРОВСКО-АПАТИТСКОГО РАЙОНА……..…………………………… 46
2.1 Организационная система управления Филиалом ГОУ ВПО
«Костромской государственный университет им.Н.А.Некрасова
в г. Кировске в сравнении с образовательными учреждениями
Кировско-Апатитского района……………………………………………… 46
2.1.1 Анализ и оценка организационной системы управления
Кольским Филиалом Петрозаводского государственного
университета………………………………………………………………… 55
2.1.2 Организационная система управления Филиалом Санкт-
-Петербургского государственного инженерно-экономического
университета в г.Апатиты…………………………………………………… 60
2.1.3 Апатитский Филиал МГТУ, изучение организационной
системы управления………………..…………………………………….….. 63
2.2 Выявленные проблемы организационной системы управления
Филиалом ГОУ ВПО «Костромской государственный университет
им.Н.А.Некрасова» в г.Кировске………………..………………………….. 68
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛА
ГОУ ВПО «КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ.Н.А.НЕКРАСОВА» В Г.КИРОВСКЕ…...…………………..………….. 70
3.1 Создание системы дистанционного обучения……………….…............. 70
3.2 Использование системы интерактивного обучения…..………………... 73
3.3 Организация системы рейтинговой оценки учащихся…………………. 76
3.4 Затраты на реализацию предложенных мероприятий………………….. 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….. 89

Работа состоит из  1 файл

DIPLOM.doc

— 840.50 Кб (Скачать документ)

     Образование является «слепком» общества, то есть отражает воззрения, установки, условия жизни в каждой стране и в каждый исторический период. Чего не скажешь в той же степени про все остальные отрасли народного хозяйства.

     Образование охватывает всю жизнь человека от пренатального (дородового) периода до смерти. Образование складывается из многих источников – родителей, учителей, СМИ, улицы и т.д. (по принципу восточной мудрости: «каждый человек тебе учитель»)[5].

     ОС  – искусственная система, то есть созданная человеком. ОС – открытая, то есть взаимодействующая с другими системами.

     Для ОС характерны, во-первых, определенная инерционность, консерватизм, характерные времена системы (например, плановая продолжительность обучения), как правило, превышают характерные времена изменения внешней среды (например, время изменения требований к содержанию образования или компетенциям выпускников). Во-вторых, имеет место первичность социальных целей (доминирование экономической эффективности может привести к снижению качества или доступности образования). Плюс к перечисленным признакам, проанализировав работы по управлению образованием, можно добавить, что образовательная система, как правило, является профессиональной, иерархической, целенаправленной, динамичной, адаптивной, развивающейся и т.д.

     Центральным системообразующим элементом теории управления образовательными системами является категория организации, так как управление – процесс организации, в результате которого в управляемой организационной (образовательной – имеющей основным образовательный процесс) системе появляется организация как свойство[14].

     1.2.2 Основные методы и принципы управления

     С точки зрения системного анализа любая система задается перечислением следующих её компонент: состава, структуры и функций. Значит, и любая образовательная система (ОС) определяется заданием:

     – состава ОС (участников – людей, их групп и коллективов, входящих в ОС, то есть ее элементов и состава реализуемых в ОС образовательных программ (ОП));

     – структуры ОС (совокупности информационных, управляющих, технологических и других связей между участниками ОС);

     – ограничений и норм деятельности участников ОС, отражающих, в том числе, институциональные, технологические и другие ограничения (условия) и нормы их совместной деятельности. В том числе, спрос и предложение на образовательные услуги и на выпускников (с учетом критериев, как количества, так и качества) ОС могут рассматриваться как управляемое (в том числе – самоуправляемое) ограничение деятельности ОС;

     – предпочтений участников ОС;

     – информированности – той информации о существенных параметрах, которой обладают участники ОС на момент принятия ими решений[8].

     Состав  определяет, «кто» входит в систему, структура – «кто с кем взаимодействует, кто кому подчиняется и т.д.», ограничения и нормы – «кто что может делать», предпочтения – «кто что хочет», информированность – «кто что знает».

     Например, «участниками» такой ОС, как ВУЗ, являются его сотрудники, а также структурные подразделения. Организационная структура имеет вид иерархии – по образовательной деятельности: ректор, проектор по учебной работе, декан, заведующий кафедрой, преподаватель; по обеспечивающей деятельности: ректор, проректор по общим вопросам, руководители обеспечивающих подразделений, сотрудники этих подразделений; и т.д.

     Взяв за основание системы классификаций управлений ОС предмет управления – изменяемый в процессе и результате управления компонент ОС, получаем, что по этому основанию можно выделить следующие методы (виды) управления ОС:

     – управление составом;

     – управление структурой;

     – институциональное управление (управление ограничениями и нормами деятельности);

     – мотивационное управление (управление предпочтениями и интересами);

     – информационное управление (управление информацией, которой обладают участники ОС на момент принятия решений).

     Данная  совокупность видов управления (институциональное, мотивационное и информационное управление) отличается от приведенного выше их списка лишь добавлением таких видов, как управление составом и управление структурой[8].

     Соответствие  между видами (методами) и предметами  управления

почти однозначное.

     Выбирая различные основания классификации, выделяют разные формы управления.

     Формой называется внутренняя организация содержания.

     В зависимости от структуры системы управления можно выделять:

     – иерархическое управление (система управления имеет иерархическую структуру, причем у каждого подчиненного имеется один и только один начальник);

     – распределенное управление (у одного подчиненного может быть несколько начальников; пример – матричные структуры управления);

     – сетевое управление (разные функции управления в различные моменты времени могут выполняться различными элементами системы; в том числе, один и тот же сотрудник по одним своим функциям может быть подчиненным, а по другим функциям – руководителем).

     Например, штатное расписание образовательного учреждения отражает его иерархическую структуру (в ВУЗе: ректор, проректоры, деканы, заведующие кафедрами, преподаватель; в школе: директор, его заместители, учителя). В то же время, некоторый преподаватель, работающий на определенной кафедре, может участвовать в научных проектах (грантах и т.п.), возглавляемых руководителем другого подразделения (кафедры или факультета). В этом случае имеет место распределенное управление. Примером сетевого управления может служить взаимодействие филиалов образовательного учреждения; преподаватель ВУЗа может быть председателем государственной аттестационной комиссии в другом ВУЗе; заведующий кафедрой некоторого ВУЗа может, приезжая в филиал этого ВУЗа с циклом лекций, выступать в роли «рядового» преподавателя; ректор ВУЗа может параллельно заведовать кафедрой и/или вести занятия в должности профессора (по совместительству) и т.д.[8].

     В зависимости от числа управляемых субъектов можно выделять такие формы управления, как:

     – индивидуальное управление (управление одним субъектом);

     – коллективное управление (управление группой субъектов, в том числе – по результатам их совместной деятельности).

     В зависимости от того, зависит ли управление   от индивидуальных

особенностей  управляемого субъекта, можно выделять:

     – унифицированное управление (когда  одни и те же механизмы управления применяются к группе, в общем случае различных, субъектов);

     – персонифицированное управление (когда управляющее воздействие зависит от индивидуальных характеристик управляемого субъекта).

     Примером  унифицированного мотивационного управления является почасовая оплата аудиторных занятий, независимо от должности и квалификации преподавателя. Аналогичным примером персонифицированного управления является дифференциация ставок почасовой оплаты в зависимости от опыта, должности, ученой степени и других характеристик преподавателей[8].

     Выделяют  четыре основные функции управления: планирование, организация, стимулирование и контроль. Непрерывная последовательность реализации этих функций составляет цикл управленческой деятельности.

     Например, при осуществлении функции планирования могут использоваться все методы управления и, в первую очередь, управление составом. При осуществлении функции контроля методы управления составом и структурой почти не используются, зато существенно используются методы институционального, мотивационного и информационного управления, и т.д.

     Основные  тенденции развития системы образования в настоящее время направлены на то, чтобы сделать ее более современной и восприимчивой ко всему передовому и новому. Соревнование национальных систем образования стало ключевым элементом глобальной конкуренции. И сегодня выигрывает тот, кто быстрее адаптируется к запросам и требованиям динамично меняющегося мира, в котором стремительно обновляются технологии, происходит ускоренное освоение инноваций и формируются глобальные экономические структуры и рынки труда. Причем залогом социального и профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в молодости знания. На передний план выходит способность людей ориентироваться в огромных информационных потоках, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать[8].

     Стратегия государства в области развития отечественного образования исходит из необходимости обеспечить:

     – большую встроенность образовательных структур в систему рыночной экономики;

     – соблюдение долгосрочных интересов  развития в России гражданского общества и демократического государства,

     – разделение обществом наряду с государством ответственности за развитие системы образования;

     – открытость системы образования общественным воздействиям.

     Таким образом, развитие системы образования должно обеспечить решение двуединой задачи, а именно:

     – создать условия для гибкой адаптации образовательной сферы к изменяющимся потребностям и условиям внешней среды – социальным, политическим, экономическим;

     – сформировать механизмы развития системы  образования в соответствии с собственными целями и с учетом изменяющихся внешних условий.

     Основными критериями эффективности развития российской системы образования являются следующие три, а именно, повышение:

     – качества (образования);

     – доступности (образования);

     – эффективности (образовательных систем).

     Центральными проблемами реструктурирования системы образования выступают:

     – формирование нового содержания образования, отвечающего современным потребностям общества и складывающимся условиям его функционирования;

     –  создание    принципиально     новой     системы     оценки     качества

образования, отделение контроля качества образования от непосредственного производителя образовательной услуги, усиление влияния конечных потребителей на оценку деятельности образовательных структур;

     – реформирование системы управления образованием;

     – формирование новых принципов и механизмов финансирования образования.

     Сформулируем  совокупность общих принципов эффективного управления образовательными системами, параллельно описывая модель образовательной системы (с целью иллюстрации в ее рамках рассматриваемых принципов).

     Первый  принцип – принцип иерархии. Иерархия системы управления образованием должна соответствовать (не должна противоречить, то есть соответствие может не быть однозначным), с одной стороны, иерархии системы исполнительной власти, а, с другой стороны – иерархии территориальных образовательных потребностей (территориальных сегментов рынков образовательных услуг и рынков труда)[8].

     Второй  принцип - принцип унификации. Образовательные системы всех уровней должны описываться и рассматриваться в рамках единого подхода (как с точки зрения параметров их моделей, так и с точки зрения критериев эффективности функционирования), не исключающего, впрочем, необходимости учета специфики каждой конкретной ОС.

     Третий принцип эффективного функционирования системы управления образованием – принцип целенаправленности.

     Целью образовательной системы является согласование, удовлетворение и опережающее формирование спроса на образовательные услуги и выпускников в рамках заданных требований к качеству образования (в том числе – государственных образовательных стандартов), институциональных и демографических ограничений, а также существующего ресурсного обеспечения, в территориальном, отраслевом и уровневом аспектах.

Информация о работе Совершенствование организационной системы управления государственными образовательными учреждениями Кировско-Апатитского района