Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:49, курсовая работа
Цель курсового проекта – разработка мероприятий по повышению эффективности менеджмента шахты на основе изучения по литературным источникам теоретических положений данной дисциплины, анализа и оценки эффективности существующей системы управления на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Краткая характеристика горного предприятия
1.2. Анализ факторов внешней среды и оценка их влияния на деятельность предприятия
1.2.1. Состояние отечественного рынка
1.2.2. Перспективы экспорта российского угля в страны СНГ, Западную Европу и Азию
1.2.3. Природные условия залегания и качество полезного ископаемого
1.2.4. Технико-технологические ресурсы отрасли
1.2.5. Состояние рынка труда региона
1.3. Анализ внутрихозяйственных факторов шахты
1.3.1. Масштаб производства и реализации продукции
1.3.2. Технико-технологические факторы
1.3.3. Организационно-управленческие факторы
1.3.4. Прочие факторы
1.4. Анализ организационной структуры управления предприятием.
1.5. Анализ функций управления на горном предприятии
1.6. Анализ применяемых на предприятии методов управления
1.7. Оценка эффективности существующей системы менеджмента
2. ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Влажность добытого угля в 2002 году по сравнению с 2000 и 2001 годами уменьшилась на 0,4%.
Состояние и перспективы ЗАО «Распадская угольная компания», входящего в число крупнейших компаний мира, осуществляющих подземную разработку коксующихся углей, в значительной степени определяются эффективностью работы и направлениями развития его базового предприятия – ЗАО «Распадская».
Значительные балансовые запасы ценных
коксующихся углей, превышающие 618 млн.т,
модернизированная
В более чем 30-летней истории шахты «Распадская» могут быть выделены три качественно различных периода:
Построенная, как передовое предприятие,
шахта «Распадская» во все периоды
выполняла функции полигона угольной
отрасли для испытания в
Благодаря техническому перевооружению
шахты и проведенным
Переход к рыночным отношениям вызвал
необходимость коренного
Основной стратегической целью дальнейших преобразований шахты является создание стабильно работающего угледобывающего предприятия мирового уровня, состояние запасов и материальной базы которого обеспечивает его длительную конкурентоспособность.
Главный эксперт эффективности организационно-технических инноваций – рынок угольной продукции, надежное присутствие на котором обеспечивается более низкой, чем у конкурентов ценой, высоким качеством и надежностью выполнения договорных обязательств.
Указанная цель, наряду с задачами постоянного снижения издержек производства и повышения производительности труда, выдвинуло в число первоочередных вопросы, связанные со следующим:
Анализ технологической схемы шахты «Распадская», фактически сложившейся к 1 января 2005 г., свидетельствует о наличии внутренних резервов для существенного снижения издержек производства за счет внедрения менее затратных схем выполнения монтажно-демонтажных работ, уменьшения непроизводительных простоев лав и увеличения среднесуточной нагрузки на лаву за весь период отработки выемочного столба, внедрения рациональных схем дегазации и проветривания, оптимизации параметров применяемых систем разработки, рационального использования электроэнергии.
Необходима разработка эффективного механизма, позволяющего стимулировать поиск всеми работниками шахты путей снижения издержек производства и повышения производительности труда. По-видимому, уровень оплаты горнорабочих и ИТР добычных и проходческих участков целесообразно определять в зависимости от степени приближения результатов производства (добыча из лав, темпы проведения выработок и др.) к техническим возможностям оборудования. Такой подход делает объективной и понятной систему материального вознаграждения за труд и позволяет быстро выявить причины неэффективного использования дорогостоящего оборудования.
К числу основных инноваций, направленных на решение первоочередных задач современного этапа и усиление в конечном итоге позиций шахты «Распадская», на рынках угля относятся:
Реализация этих проектов создает объективные предпосылки для увеличения объемов поставок более качественной и дорогой продукции не только на российские, но и зарубежные рынки коксующихся углей.
Необходимость более эффективной координации из единого центра деятельности большого числа взаимозависимых предприятий, участвующих в добыче угля, строительстве, выполнении монтажных работ, транспортировании, обогащении и реализации угольной продукции привело к созданию в 2003 г. ЗАО «Распадская угольная компания».
ЗАО «Распадская угольная компания» объединяет в настоящее время более 10 акционерных обществ: ЗАО «Распадская», ОАО «Междуреченская угольная компания – 96», ЗАО «Разрез Распадский», ЗАО «Распадская - Коксовая», ЗАО «Обогатительная фабрика Распадская», ОАО «Ольжерасское шахтопроходческое управление», ОАО «Томусинское погрузочно-транспортное управление», ООО «Распадская Джой», ООО «Монтажник Распадской», ООО «Распадский уголь» и др. Кроме ЗАО «Распадская», добыча угля ведется ЗАО «Междуреченская угольная компания - 96». Всего в 2004 г. предприятиями группы ЗАО «Распадская угольная компания» добыто 10,632 млн.т угля, из них доля ЗАО «Распадская» составляет 8,215 млн.т.
1.2.5 Состояние рынка труда региона
Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений с согласованными интересами работодателей и наемной рабочей силы.
Рынку труда свойственны следующие характеристики. Рынок труда – это: во-первых, совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы; во-вторых, - место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций; в-третьих, с позиций предприятий, - поле взаимоотношений отдельного предприятия и его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы. Третья точка зрения заключается в том, что ее сторонники полагают, что рынок труда является ресурсным рынком. В качестве основных субъектов купли-продажи выступают работодатель – покупатель труда и юридически свободный и юридически защищенный собственник – продавец ресурса труда. Последний является носителем и собственником своей рабочей силы, т.е. всей совокупности своих способностей к определенным видам трудовой деятельности.
Большинство руководителей различных предприятий области одной из основных проблем называют кадровую. Кадры стареют, молодые специалисты не идут в старые производственные отрасли, плюс уровень подготовки выпускников для работы на производстве признается невысоким. Таковы, в основном составляющие кадровой «беды», с точки зрения работодателей. Не хватает также на рынке труда работников инженерного звена, сферы обслуживания и финансов.
Управляющий Ленинск-Кузнецким филиалом «Сибирской угольной энергетической компании» Владимир Баскаков, возглавивший рабочую группу по этому вопросу в ноябре прошлого года, сообщил, что в период до 2010 года потребность в рабочих и инженерно-технических работников в угольной промышленности будет составлять 15 тыс. человек (при численности занятых в отрасли около 120 тысяч). В первую очередь на шахтах и разрезах не хватает специалистов по обслуживанию горных машин и механизмов, горнорабочих очистных забоев, проходчиков. А за счет выпускников учебных заведений удовлетворяется только 15-20 % этой потребности.
За последние 2-3 года вузы преодолели стадию выживания и стали всерьез задумываться о качестве образования, его соответствии современным тенденциям и востребованности своих выпускников. Во многих вузах области начали работать отделы содействия трудоустройства, отделы маркетинга, отделы системы менеджмента качества. И раньше пытались отслеживать потребности рынка труда и дальнейшую судьбу своих выпускников, но вся эта деятельность не была системна, и четких данных вузы не получали. Сегодня же о необходимости мониторинга состояния рынка труда говорят все представители крупных высших учебных заведений области. Отделы содействия трудоустройству многих вузов региона развернули активную деятельность, заменяя своим выпускникам кадровые агентства. Многие отделы собирают информацию о потребностях в специалистах на предприятиях области, а потом подбирают на вакансии своих студентов. Так, благодаря работе отдела содействия трудоустройству КузГТУ создана база данных потребностей в специалистах на предприятиях, многие кафедры университета выдают своим выпускникам карты обратной связи, с помощью которых отслеживают темпы карьерного продвижения своего студента. Подобный опыт есть и у СибГИУ, где на базе вуза работает центр «Карьера», в котором студенты могут получить тренинги, разместить свое резюме на сайте университета и в бюллетене «Сибирский профессиональный потенциал».
В целом по России около 30 % выпускников работают не по специальности, в местных вузах эта цифра примерно та же, но в некоторых она больше или меньше.
1.3 Анализ внутрихозяйственных факторов горного предприятия
1.3.1 Масштаб производства и реализации продукции
Основными показателями объёма производства являются товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.
В валовую добычу угля на шахте включается весь кондиционный уголь, добытый из очистных и подготовительных забоев, уголь попутной добычи при проведении горных выработок за счет капитальных работ, выполняемых как хозяйственным, так и подрядным способом, а также добыча угля с имеющихся на шахтах открытых работ.
Товарной добычей угля считается валовая добыча, за исключением расхода угля на собственные производственно- технические нужды (расходы на котлы производственного назначения, кузнечные горны, на отопление в зимнее время года зданий обще шахтного назначения).
Калькуляционной добычей считается вся добыча угля по шахте, включая уголь собственной добычи, израсходованный на производственно- технические нужды, за вычетом некондиционного угля, и угля попутной добычи при проведении подготовительных выработок за счет капитальных работ. Показатели калькуляционной добычи используется при определении себестоимости 1 тонны угля.
Попутной добычей считается уголь, получаемый при проведении горных выработок капитального характера на шахте, затраты на которые производятся за счет финансирования капитальных вложений.
От объёма реализации зависит финансовый результат предприятия, его финансовое положение и платёжеспособность.
На изменение объёма реализации влияют следующие факторы: изменение остатков товарной продукции на начало года и конец года, изменение выпуска.
Данные продажи угля в натуральном выражении приведены в таблице7.
Таблица 7 – Реализация угля в товарном выражении
Показатели |
Факт 2004, тыс.т |
План 2005, тыс.т |
Факт 2005, тыс.т |
+/-к плану, тыс.т |
% выполнения плана |
2005 к 2004,% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.Добыча угля |
9721 |
8365 |
8606 |
241 |
102,9 |
113 |
2.Уголь на ПТН |
36 |
46 |
36,2 |
-9,8 |
78,7 |
99,4 |
3.Товарный уголь |
9681 |
8319 |
8570 |
251 |
103 |
-1111 |
4.Остатки на начало |
2 |
63 |
62 |
|||
5.Реализованный уголь |
10506 |
8354 |
-2152 |
79,5 |
||
6.Остатки на конец года |
- |
280 |
280 |
Информация о работе Совершенствование системы менеджмента на шахте «Распадская»