Совершенствование системы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:37, дипломная работа

Описание

Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства – персоналом предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ…….……………………………………………………..………8
1.1. Характеристика организационных структур предприятия………………………8
1.2. Система управления персоналом на предприятии...……………………………….16
1.3. Совершенствование технологий управления персоналом на предприятии…...36
Выводы по первой главе……………………………………………………………..45
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПРАКТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………...46
2.1. Менеджмент персонала в ООО «Ю – Злак»…….……………………………..46
2.2. Управление карьерой персонала………………………………………………….60
2.3. Практические рекомендации по перестройке работы кадровых служб в современных условиях на примере ООО «Ю-Злак»..………………….…………….71
Выводы по второй главе..............................................................................................92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….………93
Список использованной литературы…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Artem_diplom.doc

— 504.00 Кб (Скачать документ)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 14. Возможная организационная  структура службы

управления персоналом организации

 

    1. Управление карьерой персонала

Объективные потребности  инновационного развития вызвали к  жизни новую концепцию подготовки кадров. В ее основе – становление и развитие творческой личности.

Расходы на подготовку кадров рассматриваются не как издержки на рабочую силу, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания  компании. Учебный процесс не ограничивается передачей учащимся необходимой  суммы знаний и навыков по определенной профессии, а направлен на развитие у них способности и желания осваивать новые области знаний, овладевать новыми специальностями. Другими словами, в процессе обучения значительно усиливается творческий элемент, и обучающийся выступает не как пассивный объект получения информации, а как активный субъект развития своих способностей.

Важной составляющей новой концепции является задача самореализации личности. Так, в японской системе персонального менеджмента  выделяются три основных аспекта подготовки кадров:

  1. управленческий – приобретение работниками знаний и навыков, необходимых для успешного функционирования производства и процветания фирмы;
  2. личностный – самоутверждение и самореализация работников в результате профессионального роста и карьерного продвижения;
  3. социальный – социализация личности и расширение ее вклада в развитие общества.

Все положительное, накопленное в подготовке инновационных  кадров странами с развитой рыночной экономикой, может и должно эффективно использоваться в российской практике с учетом ее особенностей. Реально предложить в этой области новую стратегию, которая включает следующие элементы:

  • переориентацию кадровой политики с привлечением уже готовых высококвалифицированных работников со стороны для формирования ядра персонала за счет повышения квалификации собственных работников;
  • отказ от массового использования узкоспециализированных низкооплачиваемых работников и приоритет высокооплачиваемым квалифицированным работникам широкого профиля;
  • сотрудничество компаний с университетами, колледжами, училищами в области разработки учебных программ по новым технологиям, в деле подготовки специалистов новых профессий;
  • использование системы непрерывного обучения и повышения квалификации кадров внутри предприятия, подход к обучению как к интегральной части современного производственного процесса.

При переходе к  новым организационным формам изменяется и роль высшего руководства компании:

  • решение проблем не может быть полностью предоставлено другим специалистам; представители руководства должны стать лидерами в реализации стратегических проектов, обеспечивать интегрированное управление нововведениями, преобразованиями во всех подсистемах, включая развитие человеческих ресурсов;
  • так как в процессе разработки стратегии приходится учитывать множество факторов со сложными взаимосвязями, менеджеры высшего уровня обязаны уделять больше внимания оценке совместимости, непротиворечивости отдельных решений, регулировать связи между фазами реализации и постановки целей;
  • в связи с тем, что ожидаемые результаты процесса разработки стратегических решений часто меняются, руководителям не следует жестко фиксировать конкретные цели и нормы на определенный период, а следует предлагать сценарии, возможные направления развития и рекомендации для менеджеров других уровней;
  • приходится существенно перестраивать сети взаимосвязей между представителями высшего руководства, менеджерами и специалистами, работающими в различных подразделениях организации.

 ФУНКЦИИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ. В практике организаций применяются самые разнообразные подходы к структуризации служб, не говоря уже о различной полноте набора выполняемых функций.

Большое влияние  на построение службы оказывает, в частности, фактор наличия профсоюзов в организации, когда в составе кадровой службы выделяют сектор трудовых отношений, обязанный вести дела с профсоюзами от имени администрации. Реже (при повышенной остроте трудовых отношений) возможно параллельное существование служб управления персоналом и трудовых отношений. Но основная тенденция состоит в том, что в зависимости от размеров организаций состав подразделений будет меняться: в мелких организациях одно подразделение может выполнять функции нескольких, а в крупных функции каждой подсистемы, как правило, выполняет отдельное подразделение.

Функциональная организация кадровой службы представлена на схеме 15.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 15.  Функциональная структура кадровой службы

Отдел кадров выполняет  функции организации набора и  отбора персонала, включая тестирование, а также осуществляет:

  • ввод в должность новых работников;
  • организацию прохождения службы и планирование карьеры;
  • оценку деятельности;
  • профессиональную ориентацию;
  • собеседования с увольняемыми.

Отдел организации  заработной платы проводит:

  • анализ должностных обязанностей;
  • классификацию работ и их тарификацию;
  • разработку систем оплаты и премирования;
  • пересмотр тарифных ставок и индивидуальной оплаты.

Отдел трудовых отношений с работниками отвечает за:

  • участие в коллективных соглашениях и активное проведение согласованной политики;
  • работу по жалобам на основе процедур, установленных трудовыми соглашениями, и разбор всех споров;
  • содействие развитию связей и отношений между администрацией предприятия и работниками на индивидуальной и групповой основе;
  • ведение личных дел и трудовой статистики.

Отдел профессионального обучения и переподготовки контролирует:

  • производственное обучение, включающее инструктаж новых работников;
  • производственное ученичество по программам переподготовки квалифицированных рабочих из числа работников организации;
  • специальное обучение инструкторов;
  • подготовку учебных материалов;
  • возмещение затрат на обучение по индивидуальным программам работникам ;
  • операции с библиотечным фондом;
  • корпоративные издания (многотиражка и др.), сбор рационализаторских предложений;
  • отношения с внешними учебными центрами;
  • учет и статистику по программам обучения.

Отдел социального  развития сосредоточивает все функции, связанные с  предоставлением  дополнительных социальных льгот работникам , а также их планирование, разработкой  и экономическим обоснованием соответствующих систем, как, например:

  • коллективное добровольное страхование;
  • система пенсионного обеспечения;
  • помощь в правовой защите для работников ;
  • выплата компенсаций при увольнениях;
  • организация питания;
  • организация отдыха: социальные и спортивно-оздоровительные программы (мероприятия).

Отдел безопасности труда и медицинской помощи выполняет  необходимый комплекс работ для  обеспечения безопасности на производстве:

  • разрабатывает стандарты безопасности;
  • проводит расследования несчастных случаев с составлением соответствующих отчетов;
  • содействует работе по безопасности труда на производстве;
  • занимается просвещением в области техники безопасности;
  • оказывает медицинскую помощь персоналу, медицинское лечение и консультирование;
  • выясняет и анализирует причины отсутствия работника на производстве.

Отдел исследований по персоналу проводит изучение вопросов кадровой политики и трудовых отношений, включая сбор внешней информации, обследует состояние морально-психологического климата в организации, а также осуществляет:

  • подготовку справочных материалов;
  • разработку форм документооборота для кадровой службы;
  • разработку правил, стандартных приемов и процедур кадровой работы;
  • ревизию.

Управление  персоналом представляет собой целенаправленное использование человеческого фактора для обеспечения роста производительности групп на предприятии. Оно осуществляется с помощью различных приемов, современных методов работы с кадрами для раскрытия потенциальных возможностей человека, создания обстановки, способствующей максимальной отдаче исполнителя в процессе трудовой деятельности. Основными задачами, стоящими перед системой управления кадрами, являются:

  • разработка принципов работы с кадрами в условиях предприятия;
  • совершенствование методов работы с кадрами:
  • организация деятельности службы, которая занималась бы управлением персоналом на предприятии.

Главными принципами работы с кадрами являются: индивидуализация, демократизация, информатизация, системность, подбор работников с учетом их психологической  совместимости, учет пожеланий сотрудников при выборе форм и методов их переподготовки и повышения квалификации.

Принцип информатизации кадровой работы предполагает применение современных средств вычислительной техники для процедур сбора, передачи, обработки, хранения, выдачи информации в целях оперативного принятия обоснованных кадровых решений. Этому способствуют оснащение кадровых служб персональными компьютерами и создание на их базе автоматизированных рабочих мест работников кадровой службы.

Принцип системности  в работе с кадрами предполагает, что управление персоналом на предприятии должно охватывать не отдельные категории работающих, а весь состав персонала, решать не одномоментные задачи, а непрерывно возникающие проблемы в деятельности работника: от его приема на работу, в период продвижения по службе и до его последнего дня работы на предприятии. Нужно использовать разные методы, средства, приемы работы с персоналом, а не случайно принятое под влиянием настроения решение.

Вложения в  человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания. Под управлением кадровыми ресурсами обычно понимают всю совокупность организационных мероприятий, направленных на оптимальное формирование коллектива и полное использование его способностей в производственном процессе (политика подбора и найма работников, развитие карьеры, мотивация, поощрения, увольнения с работы, уход на пенсию, лидерство в коллективе, культура, взаимоотношения и связи, развитие коллектива, творческая обстановка, подготовка персонала, управление конфликтными ситуациями). Для достижения успеха на рынке компании должны располагать стабильным персоналом.

Система управления кадрами представляет собой комплекс целей, задач и основных направлений  деятельности, а также различных видов, форм, методов и соответствующего механизма управления, направленных на обеспечение постоянного роста эффективности производства, производительности труда и качества работы. Она состоит из нескольких подсистем, выполняющих соответствующие функции: подсистема подбора и расстановки кадров; подсистема профотбора, повышение квалификации и роста профессионального мастерства; подсистема качества труда и методов его оценки; подсистема мотивации трудовой деятельности.

Все они связаны  единой целью предприятия – повышением производительности труда на основе максимально возможной реализации потенциальных способностей работников. Все подсистемы направлены на то, чтобы эти способности в условиях предприятия полностью раскрылись.

РОЛЬ КАДРОВОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ. Важным инструментом управления является кадровое планирование, обеспечивающее целенаправленное развитие коллектива в соответствии с ресурсными возможностями и целями предприятия. Кадровое планирование представляет собой часть всей системы планирования, поэтому оно должно тесным образом увязываться с другими его видами (планирование производства, сбыта, финансов, инвестиций и др.). Через кадровое планирование оказывается воздействие на такие стороны кадровой работы, как:

Информация о работе Совершенствование системы управления персоналом