Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 10:44, дипломная работа
Цель исследования: определить критерии оптимального стиля руководства, положительно влияющего на морально-психологический климат коллектива.
Объект исследования: стили и методы руководства и их влияние на морально-психологический климат коллектива в ООО «Талдинский угольный разрез».
Предмет исследования: стили руководства в отделе снабжения ООО «Талдинский угольный разрез».
Гипотеза исследования: положительный морально-психологический климат в коллективе сложится при условии, если:
руководитель придерживается демократического стиля управления;
руководитель является истинным лидером своего коллектива;
ведется работа по созданию положительного морально-психологического климата.
Задачи:
Определить оптимальные психологические условия, обеспечивающие наиболее эффективные стили руководства.
Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства, и их влияние на морально-психологический климат коллектива.
Сделать выводы по результатам собранного эмпирического материала.
Введение ……………………………………………………………………….….4
Глава 1. Влияние стилей руководства на формирование морально-психологического климата в коллективе
1.1 Понятие стиля руководства……………………………………………….9
1.2 Морально-психологический климат в коллективе……………………..17
1.3 Влияние стиля руководства на морально-психологический климат в коллективе ………………………………………………………………...20
Глава 2. Психолого-педагогические условия положительного морально-психологического климата (на примере отдела снабжения ООО «Талдинский угольный разрез»)
2.1 Характеристика предприятия ООО «Талдинский угольный разрез» ..25
2.2 Сбор эмпирических данных и их анализ в отделе снабжения ООО «Талдинский угольный разрез» ……………………………………….26
Глава 3. Рекомендации руководству отдела снабжения ООО «Талдинский угольный разрез» по совершенствованию морально-психологического климата ………………………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………... 54
Список использованной литературы ………………………………………….56
Приложения
78
1. Тема: Стили руководства и их влияние на формирование
морально-психологического климата в
коллективе, на примере отдела снабжения
ООО «Талдинский угольный
2. Срок предоставления работы к защите «___»_________________г.
3. Исходные данные для
3.1. Цель работы: определить критерии оптимального стиля
руководства, положительно влияющего
на морально-психологический климат коллектива____________________
3.2. Объект исследования (анализа): управленческая деятельность руководителей,
реализуемая в рамках выполнения должностных
обязанностей__________________
3.3 Используемый инструментарий (методология, методы, методики и т.п.)
1) Метод В.И. Шкатуллы – определение атмосферы в коллективе;________
2) Методика определения стиля
руководства трудовым
3) Тест-диагностика
3.4. Основные предполагаемые
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Влияние стилей руководства на формирование морально-психологического климата в коллективе
1.1 Понятие стиля
руководства……………………………………………….
1.2 Морально-психологический климат в коллективе……………………..17
1.3 Влияние стиля
руководства на морально-
Глава 2. Психолого-педагогические условия положительного морально-психологического климата (на примере отдела снабжения ООО «Талдинский угольный разрез»)
2.1 Характеристика предприятия ООО «Талдинский угольный разрез» ..25
2.2 Сбор эмпирических данных и их анализ в отделе снабжения ООО «Талдинский угольный разрез» ……………………………………….26
Глава 3. Рекомендации руководству отдела снабжения ООО «Талдинский угольный разрез» по совершенствованию морально-психологического климата ………………………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ………………………………………….56
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Общество, как известно, представляет
собой сложную, многоуровневую, целостную
и динамически развивающуюся
систему. Неотъемлемым атрибутом любой
системы, экономической, технической,
социальной – является управление,
которое обеспечивает ее сохранение
и развитие, упорядочение структуры,
взаимодействие с окружающей средой
и достижение целей системы. По мере
развития производства и научных
исследований в области социологии
и психологии управления, социологии
организации, социальной психологии появились
различные подходы к оценке управления
как специфической человеческой
деятельности управления. В нашем
современном обществе происходят глубинные
трансформации, начиная с социально-
Проблема исследования состоит
в том, что в реальной жизни
стили руководства не соответствуют
теоретической основе, которая была
ранее разработана многими
Учитывая важность управления персоналом, представляется необходимым уточнить, какие цели преследует управленческая деятельность такого рода. В современной литературе, как правило, выделяют две группы целей менеджмента персонала: организационные и личные. Организационные цели традиционно стоят в центре управления персоналом, да и управления в целом. Обычно их связывают с обеспечением эффективности предприятия. И с этой точки зрения управление персоналом есть деятельность по использованию сотрудников для достижения эффективности организации.
Так, Р. Л. Кричевский [27. С 105] выделяет
две группы критериев, или показателей,
эффективности коллектива и соответственно
управления персоналом в данном случае
различия между понятиями «коллектив»
и «предприятие» (несущественны): психологические
и непсихологические. К первым он
относит удовлетворенность
Управление – одна из самых сложных
и вместе с тем самых тонких
сфер общественной деятельности [16. С 345].
Это взаимодействие между собой
в различных сферах деятельности
людей, а человек – существо сложное
и многогранное, каждый со своими взглядами,
ценностями, моральными, психологическими
и психическими устоями. Поэтому
можно утверждать, что в процесс
управления входят традиционные социально-психологические
явления (лидерство, психологический
климат, психология общения и т. п.),
социально-психологические
Вторая – из огромного многообразия фактов управленческой деятельности выделение наиболее важных и на этой основе определение тенденций развития, разработки социологических и психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.
Третья – построение наиболее выраженных направлений развития управленческой деятельностью в будущем.
Четвертая – выработка научно обоснованных
рекомендаций по совершенствованию
системы управления, разработка путей
повышения эффективности и
Люди, входящие в различные формы общественного производства: отрасли, объединения, акционерные общества, предприятия и т.д., целью деятельности которых является выполнение определенных функций являются объектом изучения социологии и психологии управления.
Управленческие отношения в различных типах общностей, организаций, социальных институтах и общества в целом являются предметом управления. Другими словами предметом управления является социально-психологическая сторона всего многообразия управленческих отношений охватывающих людей как членов трудового коллектива [18. С 134]. Это многообразие можно представить как управленческие отношения или как совокупность социальных и психических явлений и отношений в организации:
Таким образом, исходя из актуальности и проблемы исследования, мы определили тему нашей дипломной работы: «Стили руководства и их влияние на формирование морально-психологического климата в коллективе, на примере Талдинского угольного разреза».
Цель исследования: определить критерии оптимального стиля руководства, положительно влияющего на морально-психологический климат коллектива.
Объект исследования: стили и методы руководства и их влияние на морально-психологический климат коллектива в ООО «Талдинский угольный разрез».
Предмет исследования: стили руководства в отделе снабжения ООО «Талдинский угольный разрез».
Гипотеза исследования: положительный
морально-психологический
Задачи:
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), тестирование, анализ эмпирического материала.
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Понятие стиля руководства
Корни управления персоналом уходят
глубоко в историю
- политической - необходимость установления и поддержания порядка в группах;
- экономической
- необходимость в изыскании,
- оборонительной - защита от врагов и диких зверей.
Даже в самых древних
При рассмотрении развития теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов [19; С8].
I период - древний период. Был наиболее длительным - начиная с 9-7 тыс.лет до н.э., примерно до XYIII века. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.) [19; С8]. Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.
Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.
II период - индустриальный период (1776-1890). [19; С 9].
III период - период систематизации (1856-1960) [19; С 9].
С момента появления науки
Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой. Наиболее известными ее представителями, наряду с Ф. Тэйлором, были братья Ф. И Л. Гилбреты, Г. Гант, Г. Эмерсон и др. Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тэйлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления. В своих работах «Управление фабрикой» (1903 г.) и «Принципы научного менеджмента» (1911 г.) [19; С 11] Ф. Тэйлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.